Дело № 2-4415/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
...
Ленинский районный суд ... в составе:
председательствующего судьи Гачеговой Е.И.,
при секретаре Ковалевой Н.В.,
с участием истца Нижника В.И.,
представителей ответчиков Патракеевой О.А., Тихонова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в ... гражданское дело по иску Нижника В.И. к Правительству ..., Министерству жилищно-коммунального хозяйства ..., третье лицо – администрация ... о выплате субсидии,
установил:
Истец обратился в суд с иском к Правительству ..., указав в качестве третьего лица – администрацию ... о возложении на ответчика обязанности выделить на истца дополнительный государственный жилищный сертификат на общую площадь жилого помещения в размере ... кв. метров либо выплатить субсидию, исходя из указанного размера по рыночной стоимости жилья в ....
Впоследствии истец уточнил ранее заявленные исковые требования, в связи с чем, на момент рассмотрения дела просил суд выплатить ему жилищную субсидию, исходя из общей площади жилого помещения в размере ... кв. метров, в размере ... руб., возместить судебные расходы.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что проходил военную службу с ... по .... Приказом Министра обороны РФ №0738 от 17.06.1998 г. был досрочно уволен с зачислением в запас в .... Выслуга лет в календарном исчислении составила ... лет ... месяца ... дней. После увольнения из ВС РФ местом постоянного жительства истцом был выбран .... Решением ... суда ... от ... внук истца Кязев А.А., ... года рождения, был признан членом его семьи. В ... году истец обратился в Управление жилищных отношений администрации ... о выделении ему и членам его семьи в количестве ... человек государственного жилищного сертификата в соответствии с постановлением Правительства РФ №153 от 21.03.2006 г. ... доверенным лицом истца в Министерстве ЖКХ ... был получен государственный жилищный сертификат о выделении денежных средств на общую площадь ... кв. метров. При этом при определении площади жилого помещения и расчете денежных средств не было учтено то обстоятельство, что истец как командир войсковой части вправе в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст. 31 постановления Правительства РФ от 06.09.1998 г. №1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» имеет право на дополнительную площадь от ... до ... кв. метров, что не было учтено при выдачи государственного жилищного сертификата. В связи с чем, права истца были нарушены.
Истец в судебном заседании поддержал доводы искового заявления, на заявленных исковых требованиях настаивал.
Судом в порядке ст. 40 ГПК РФ для участия в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства ....
Представители ответчиков с заявленными исковыми требованиями не согласились, считая, что право на получение дополнительной общей площади жилого помещения имеют право действующие командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания РФ. Поскольку истец был уволен из рядов ВС РФ, поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как военнослужащий, уволенный с военной службы, то не относится к указанной выше категории военнослужащих. В судебном заседании пояснили, что истец реализовал свое право, приобретя на выделенные денежные средства жилое помещение.
Представитель администрации в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения был извещен надлежащим образом, об отложении дела, о рассмотрении дела в свое отсутствие суд не просила, о причинах неявки суд не известила. В соответствии с ранее представленными письменными возражениями считает, что администрация ... не наделена полномочиями при разрешении вопроса об установлении размера социальной выплаты, выдачи государственного жилищного сертификата.
Оценив доводы сторон, а также исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд считает, что истцу в удовлетворении иска следует отказать по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст. 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст. 15 указанного закона государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или жилые помещения, переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет. Указанным гражданам жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности или переданные из федеральной собственности в муниципальную собственность, предоставляются в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (ч.2 ст. 15).
Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (ч.14 ст. 15).
При этом офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания Российской Федерации, военнослужащие - преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащие - научные работники, имеющие ученые степени и (или) ученые звания, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров (ч.8 ст. 15).
В силу ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» норма предоставления площади жилого помещения норма предоставления площади жилого помещения при предоставлении по договору социального найма жилых помещений, находящихся в федеральной собственности или переданных из федеральной собственности в муниципальную собственность, либо при предоставлении жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти составляет восемнадцать квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Судом установлено, что истец проходил военную службу в ВС РФ в период с ... по ..., уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями в звании ... с должности ... (л.д. 8-11). В связи с чем, истец имеет право при увольнении с военной службы на получение жилищного сертификата с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее ... квадратных метров и не более ... квадратных метров.
Доводы ответчиков в этой части суд считает несостоятельными, поскольку они противоречат буквальному толкованию изложенных выше норм.
Порядок учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства установлен постановлением Правительства РФ №1054 от 06.09.1998 г., согласно которого распределение жилищных сертификатов осуществляется администрацией субъекта РФ.
В соответствии с п.31 данного постановления при определении размера предоставляемого жилья учитывается, что уволенным с военной службы офицерам в воинском звании полковника, ему равном и выше, а также командирам воинских частей, военнослужащим, имеющим почетные звания Российской Федерации, военнослужащим - преподавателям военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащим - научным работникам, имеющим ученые степени или ученые звания, предоставляется дополнительная общая площадь жилого помещения размером не менее 15 кв. метров и не более 25 кв. метров.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ... годы» установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ... годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 675, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Указанным постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на ... годы.
Вручение сертификатов гражданам - участникам подпрограммы осуществляется органами местного самоуправления или подразделениями в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти (п.42 Правил).
При получении сертификата гражданин - участник подпрограммы информируется о порядке и условиях получения социальной выплаты по этому сертификату (п.43).
В соответствии с п. 46 Правил при наличии у владельца сертификата обстоятельств, потребовавших замены выданного сертификата, он представляет в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, заявление о замене сертификата с указанием обстоятельств, потребовавших его замены, и приложением документов, подтверждающих эти обстоятельства, а также сертификата или справки о расторжении договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты.
Решение о замене сертификата либо об отказе в замене сертификата принимается органом исполнительной власти, выдавшим сертификат, в течение 30 дней с даты получения заявления. Оформление и выдача нового сертификата органом исполнительной власти осуществляется в порядке и сроки, установленные пунктом 36 настоящих Правил.
Расчет размера социальной выплаты при выдаче нового сертификата производится исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации (средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в соответствующем субъекте Российской Федерации), действовавшего на дату выдачи сертификата, подлежащего замене, за исключением случаев замены сертификата в связи со смертью владельца сертификата (члена его семьи).
Социальная выплата считается предоставленной гражданину - участнику подпрограммы с момента исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты в счет оплаты жилья, приобретаемого по договору на жилое помещение, представленному распорядителем счета, либо платежей, предусмотренных пунктом 60 настоящих Правил. В дальнейшем улучшение жилищных условий граждан - участников подпрограммы осуществляется на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.63 Правил).
Судом установлено, сторонами не оспаривается, что истцу ... Министерством ЖКХ ... выдан жилищный сертификат на общую сумму ... руб. из расчета: ... кв.м .... (л.д. 6). За счет предоставленной субсидии истцом приобретена 3-комнатная квартира по адресу: ....
Проанализировав изложенное выше, суд считает, что истец свое право на приобретение жилья за счет предоставленной ему субсидии фактически реализовал. При этом ни при выдаче сертификата, ни впоследующем с заявлением о замене сертификата в связи с неправильным определением размера общей площади, учитываемой при определении суммы субсидии, в органы исполнительной власти ... не обращался.
Поскольку истец не воспользовался своим правом на замену жилищного сертификата, приобрел жилье, законодателем не предусмотрено приобретение нескольких жилых помещений, замена сертификатов осуществляется только на основании заявления лица, имеющего права на получение жилищного сертификата, а также потому, что указанными выше нормативно-правовыми актами не предусмотрена выдача дополнительных сертификатов при изложенных истцом обстоятельствах, то оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
В связи с тем, что суд пришел к решению об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, то оснований для взыскания судебных издержек также не имеется.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Нижнику В.И. в удовлетворении исковых требований к ..., Министерству жилищно-коммунального хозяйства ..., третье лицо – администрация ... о выплате субсидии, возмещении судебных расходов – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в ...вой суд через Ленинский районный суд ... в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий - подпись - (Е.И. Гачегова)
.... Судья: (Е.И. Гачегова)