Дело № 2-45/2020
УИД: 49RS0009-01-2020-000081-61
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ягоднинский районный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Мочалкиной А.П.,
с участием помощника прокурора Ягоднинского района Кажгалиевой А.П.,
представителя ответчика – администрации Ягоднинского городского округа Соловьева Д.А.,
представителя соответчика – комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ягоднинского городского округа Мирошниченко В.Е.,
представителя соответчика – управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Ягоднинского городского округа Дробышевской М.А.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области – Тимофеева В.В.,
при секретаре Искаковой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 июля 2020 года в поселке Ягодное Магаданской области в помещении Ягоднинского районного суда гражданское дело по иску прокурора Ягоднинского района Магаданской области к администрации Ягоднинского городского округа, комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Ягоднинского городского округа, управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Ягоднинского городского округа об обязании в срок до 01 июля 2021 года осуществить постановку земельных участков, покрытых лесом, расположенных в границах Ягоднинского городского округа Магаданской области, на кадастровый учет, а также об обязании в срок до 01 июля 2021 года организовать проведение лесоустройства в порядке, установленном пунктом 5 Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 г. № 122 на землях населенных пунктов, расположенных на территории Ягоднинского городского округа, организовать разработку и утверждение лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов, расположенных на землях населенных пунктов Ягоднинского городского округа и не относящихся к землям государственного лесного фонда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ягоднинского района Магаданской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Ягоднинский районный суд Магаданской области с исковым заявлением к администрации Ягоднинского городского округа об обязании в срок до 01 июля 2021 года осуществить постановку земельных участков, покрытых лесом, расположенных в границах Ягоднинского городского округа Магаданской области, на кадастровый учет, об обязании в срок до 01 июля 2021 года разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничества, расположенного на землях населенных пунктов Ягоднинского городского округа, на которых расположены городские леса.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Ягоднинского района Магаданской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления полномочий в сфере управления лесами, расположенными на землях населенных пунктов в границах Ягоднинского городского округа.
На территории Ягоднинского городского округа действует Генеральный план Ягоднинского городского округа, утвержденный решением Собрания представителей Ягоднинского городского округа от 23 октября 2019 года № 330. Кроме того, решением Собранием представителей Ягоднинского городского округа от 23 октября 2019 года № 331 утверждены правила землепользования и застройки Ягоднинского городского округа. Указанные документы являются основными документами градостроительного зонирования, действующими на территории Ягоднинского городского округа. В соответствии с указанными документами определены границы города, а также территориальные зоны, для которых установлены градостроительные регламенты.
Прокуратурой Ягоднинского района в ноябре 2017 года была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления полномочий в сфере управления лесами, расположенными на землях населенных пунктов.
В нарушение требований лесного законодательства исполнительным органом местного самоуправления муниципального образования «Ягоднинский городской округ» лесничества на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, до настоящего времени не созданы, на кадастровый учет указанные земли не поставлены.
По результатам проверки прокурором Ягоднинского района в адрес главы администрации Ягоднинского городского округа 13 ноября 2017 года внесено представление об устранении нарушений законодательства. Доводы, изложенные в представлении, признаны администрацией Ягоднинского городского округа обоснованными, однако фактически нарушения устранены не были по причине отсутствия в бюджете денежных средств на указанные цели.
Также указывает, что приказом Минприроды России от 06 октября 2016 года № 514 утверждены формы ведения государственного лесного реестра.
Согласно форме государственного лесного реестра № 3-ГЛР «Состав земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых расположены леса», утвержденной приказом Минприроды России от 06 октября 2016 года № 514, по состоянию на 01 января 2020 года площадь земель населенных пунктов, на которых расположены леса муниципального образования «Ягоднинский городской округ» составляла 7 227 га, из них 3 126 га защитных лесов, 4 101 га эксплуатационные леса.
Учитывая, что земельные участки, покрытые лесом, на кадастровый учет не поставлены, данное обстоятельство создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды населения Ягоднинского городского округа. При этом отсутствие кадастрового учета городских лесов может привести к нарушению границ смежных с указанными участками земель и, как следствие, к иным нарушениям требований природоохранного законодательства.
Первоначально просил возложить на администрацию Ягоднинского городского округа обязанность в срок до 01 июля 2021 года осуществить постановку земельных участков, покрытых лесом, расположенных в границах Ягоднинского городского округа Магаданской области, на кадастровый учет, а также возложить на администрацию Ягоднинского городского округа обязанность в срок до 01 июля 2021 года разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничества, расположенного на землях населенных пунктов Ягоднинского городского округа, на которых расположены городские леса.
В ходе рассмотрения дела участвующий в деле прокурор отказался от искового требования о возложении на администрацию Ягоднинского городского округа обязанность в срок до 01 июля 2021 года разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничества, расположенного на землях населенных пунктов Ягоднинского городского округа, на которых расположены городские леса. Определением Ягоднинского городского суда от 04 июня 2020 года производство по делу в указанной части прекращено.
В судебном заседании 04 июня 2020 года прокурор увеличил исковые требования, заявив требование о возложении на администрацию Ягоднинского городского округа обязанность в срок до 01 июля 2021 года организовать проведение лесоустройства в порядке, установленном Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года № 122, организовать разработку и утверждение лесохозяйственного регамента в отношении городских лесов, расположенных на землях населенных пунктов Ягоднинского городского округа и не относящихся к землям государственного лесного фонда.
Определением Ягоднинского районного суда от 23 июня 2020 года, зафиксированным в протоколе судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчика привлечен комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ягоднинского городского округа.
Определением Ягоднинского районного суда от 13 июля 2020 года, зафиксированным в протоколе судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчика привлечено управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Ягоднинского городского округа и в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, - департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области.
Участвующий в деле прокурор в судебном заседании 31 июля 2020 года уточнил исковые требования и просил возложить обязанность на управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Ягоднинского городского округа в срок до 01 июля 2021 года организовать проведение лесоустройства в порядке, установленном пунктом 5 Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 г. № 122 на землях населенных пунктов, расположенных на территории Ягоднинского городского округа, в остальном на исковых треованиях настаивал в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации Ягоднинского городского округа в судебном заседании возражал относительно заявленных прокурором требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, дополнительно пояснил, что на территории муниципального образования «Ягоднинский городской округ» лесничество не создано в связи с чем требования прокурора о возложении обязанности разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничества не обоснованы. Кроме того, к полномочиям органа местного самоуправления создание лесничеств не относится, лесничества могут создаваться органом государственной власти. Помимо этого полагал необоснованным требование прокурора о возложении обязанности провести лесоустройство в порядке, установленном Лесоустроительной инструкцией, полагал необходимым конкретизировать данное требования, исходя из полномочий органа местного самоуправления, перечисленных в статье 84 Лесного кодекса российской Федерации.
Представитель ответчика – комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ягоднинского городского округа возражал относительно заявленных прокурором требований в части возложения обязанности по постановке на кадастровый учет земельных участков, покрытых лесом, поскольку границы данных участков по настоящее время не определены, межевание земельных участков не проводилось. В этой связи полагал, что отсутствует объект, который было бы возможным поставить на кадастровый учет.
Представитель ответчика – управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Ягоднинского городского исковые требования прокурора не признал, суду пояснил, что пунктом 2.2.41 Положения об управлении ЖКХ администрации Ягоднинского городского округа предусмотрено полномочие Управления по проведению лесоустройства, но при условии, что Собранием представителей Ягоднинского городского округа либо законодательным органом Магаданской области будет издан соответствующий нормативный акт. Поскольку такой акт в настоящее время не издан, то пункт 2.2.41 Положения применению не подлежит. Кроме того пояснила, что в полномочия Управления входит разработка в том числе регламентов, но утверждать принятые нормативные акты Управление ЖКХ полномочий не имеет.
Представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области, полагал исковые требования прокурора Ягоднинского района подлежащими удовлетворению.
Выслушав мнение сторон, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ, лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федераций. Субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.
Правовое регулирование лесных отношений осуществляется Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Основными принципами в области лесных отношений, закрепленными пунктами 1-5 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации, являются: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения.
Частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации одной из категорий защитных лесов являются городские леса, правовой режим которых определяется статьей 116 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 116 Лесного кодекса Российской Федерации к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов в которых запрещаются использование токсичных химических препаратов; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; разведка и добыча полезных ископаемых; строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.
Согласно части 2 статьи 120 Лесного кодекса Российской Федерации защитные леса, расположенные на землях, не относящихся к землям лесного фонда, признаются объектами охраны окружающей среды, охрана которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей- среды, если иное не установлено указанным Кодексом.
В соответствии со статьей 122 Лесного кодекса Российской Федерации на землях населенных пунктов могут располагаться леса, в том числе городские леса и другие защитные леса.
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях населенных пунктов, осуществляются в соответствии с данным Кодексом и другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 указанного Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых возложена обязанность по выполнению таких работ.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
В силу части 3 статьи 19 Федерального закона № 131-ФЗ отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
В силу статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится владение, пользование, распоряжение такими лесными участками, а также осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков. Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Согласно статье 67 Лесного кодекса Российской Федерации помимо земель лесного фонда лесоустройство проводится на землях населенных пунктов, на которых расположены леса.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 5 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года № 122, проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса.
Обязанность органов местного самоуправления по организации лесоустройства вытекает из содержания части 2 статьи 70 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения г осударственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации основой осуществления, использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества является лесохозяйственный регламент лесничества.
Согласно части 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества (часть 6 статьи 87 Лесного Кодекса Российской Федерации).
Приказом Минприроды России от 27 февраля 2017 года № 72 утвержден состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих разработку лесохозяйственных регламентов и внесение в них изменений (пункт 1).Аналогичные нормы, устанавливающие обязанность по разработке лесохозяйственного регламента содержатся в пункте 10 указанного приказа Минприроды России, которым определено, что разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.
В силу статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 части 11 статьи 41 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образуемый объект недвижимости осуществляются на основании проектной документации лесных участков, если образование земельных участков осуществлено в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 41 Федерального Закона от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций,
В соответствии с положением об управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации Ягоднинского городского округа, утвержденного решением Собрания представителей Хасынского городского округа от 28 февраля 2017 года № 178 Управление наделено правами юридического лица и образовывается для осуществления управленческих функций, и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица.
В силу пункта 2.2.4 Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации Ягоднинского городского округа, к функциям Управления относится организация благоустройства и озеленения территории муниципального образования, использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального образования.
Одними из основных задач Управления согласно пунктам 2.1.1, 2.1.5 Положения является:
обеспечение единой политики в сферах жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства, благоустройства, связи и экологической безопасности, осуществление отраслевого (функционального) регулирования с целью решения вопросов местного значения в указанных сферах и обеспечение их комплексного развития на территории муниципального образования.
определение перспективных направлений развития и реформирования отрасли жилищного коммунального хозяйства благоустройства, дорожного хозяйства, связи и экологической безопасности на территории муниципального образования.
Пунктом 7.13.2 Правил благоустройства и содержания территории поселений муниципального образования «Ягоднинский городской округ, принятых решением Собрания представителей Ягоднинского городского округа от 28 ноября 2016 года № 157, мероприятия по охране, защите. Воспроизводству муниципальных лесов осуществляется собственниками лесных участков, на которых они расположены, или лицами, использующими такие участки, в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации, в пределах полномочий органов местного самоуправления.
В соответствии с положением о комитете по управлению муниципальным имуществом Ягоднинского городского округа, утвержденного решением Собрания представителей Ягоднинского городского округа от 28 февраля 2017 года № 179 Комитет является юридическим лицом (п. 1.6.).
Согласно пунктам 2.2, 2.5, 2.6, 2.8. Положения основными задачами Комитета являются:
-управление и распоряжение муниципальным имуществом муниципального образования «Ягоднинский городской округ» в порядке, установленном действующим законодательством РФ, кроме случаев, когда осуществление указанных полномочий отнесено в соответствии с законодательством к компетенции других юридических лиц;
- управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования «Ягоднинский муниципальный округ», а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в пределах своей компетенции.
- обеспечение в установленном порядке регистрации права собственности муниципального образования «Ягоднинский городской округ».
- разработка и реализация мероприятий муниципальных программ, нацеленных на регулирование имущественных и земельных отношений.
- обеспечение функционирования системы учета муниципального имущества.
Согласно разделу 3 Положения Комитет осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, в том числе входящего в состав казны муниципального образования «Ягоднинский городской округ» (п. 3.12); представляет интересы муниципального образования «Ягоднинский городской округ» при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 3.16); осуществляет распоряжение земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования «Ягоднинский городской округ», а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, собственность, безвозмездное пользование в соответствии с федеральным, областным законодательством и нормативными правовыми актами муниципального образования «Ягоднинский городской округ» (п. 3.17); осуществляет в установленном порядке резервирование, изъятие земельных участков для нужд муниципального образования «Ягоднинский городской округ» (п. 3.18); осуществляет в установленном порядке перевод земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Ягоднинский городской округ», из одной категории в другую (п. 3.19).
В судебном заседании установлено, что Ягоднинской районной прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Магаданской области требований лесного законодательства, в результате которой установлено, что на территории и в границах Ягоднинского городского округа Магаданской области по состоянию на 01 января 2020 года находятся городские леса общей площадью 3 829 га.
Передача земель лесного фонда в состав земель поселений осуществлена в 2005 году на основании положений Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Так, на основании постановления главы Ягоднинского района от 8 февраля 2005 года № 42 (в редакции постановления от 26 мая 2005 года № 262) земли из категории лесной фонд (Оротуканского лесхоза) переведены в категорию земли поселений в границах существующих черт населенных пунктов, утвержденных Законом Магаданской области № 511-ОЗ от 28 декабря 2004 года «О границах и статусе муниципальных образований в Магаанской области»:
п. Ягодное – 336,00 га,
п. Сенокосный – 53,00 га,
п. Оротукан – 1348,00 га,
п. Бурхала – 68,00 га,
п. Дебин – 220,00 га
На основании постановления главы Ягоднинского района от 21 февраля 2005 года № 73 земли из категории лесной фонд (Оротуканского лесхоза) переведены в категорию земли поселений в границах существующей черты населенного пункта:
п. Спорное – 312,00 га,
На основании постановления главы Ягоднинского района от 20 октября 2005 года № 476 земли из категории лесной фонд (Оротуканского лесхоза) переведены в категорию земли поселений в границах существующих черт населенных пунктов:
п. Синегорье – 4888,00 га,
п. Штурмовой – 2,00 га.
Фактическая передача земель лесного фонда в состав земель населенных пунктов оформлена актами натурных технических обследований участков лесного фонда, с указанием площадей передаваемых лесных участков и их местоположения и актами на передачу участков лесного фонда. Передача также проходила на основании заключений Оротуканского лесхоза и актов комиссии по выбору земельного участка под земли поселений.
Информация о нахождении на территории Ягоднинского городского округа городских лесов общей площадью 3829 га также подтверждается что подтверждается формой государственного реестра № 3-ГЛР «Состав земель лесного фонда и земель иных категорий на которых расположены леса», которая по состоянию на 01 января 2020 года заполнялась на основании данных, внесенных в Лесной план Магаданской области, утвержденный указом губернатора Магаданской области от 01 февраля 2019 года № 27-у.
Из ответа руководителя управления ЖКХ от 02 июля 2020 года № 1239 следует, что сведения в форму вносились на основании статистических данных совместно с Департаментом лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области.
Таким образом, в судебном заседании установлен факт, что на территории и в границах Ягоднинского городского округа Магаданской области находятся городские леса общей площадью 3829 га, и в 2005 году осуществлена передача земель лесного фонда в состав поселений Ягоднинского городского округа, лесоустройство в отношении данных городских лесов органами местного самоуправления не проводилось.
Возражая относительно заявленных прокурором требований представитель ответчика – администрации Ягоднинского городского округа ссылался на отсутствие у органов местного самоуправления полномочий по проведению лесоустройства в том объеме, в котором он предусмотрен пунктом пятым Лесоустроительной инструкции, в частности, утверждая, что органы местного самоуправления не имеют полномочий по созданию на своей территории лесничеств, данное полномочие отнесено статьей 81 Лесного кодекса Российской Федерации к компетенции органов государственной власти. В свою очередь, в отсутствие на территории муниципального образования Ягоднинский городской округ лесничества не представляется возможным разработать и утвердить Лесохозяйственный регламент. Полномочия органа местного самоуправления ограничены перечнем, предусмотренным статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 № 122, проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса и статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».
Суд находит заявленные прокурором требования обоснованными и не противоречащими законодательству в сфере лесоустройства. Поскольку пункт пятый Лесоустроительной инструкции содержит ссылку на нормы Лесного кодекса Российской Федерации, разграничивающие полномочия между органами государственной власти и органами местного самоуправления, то оснований конкретизировать исковые требования у прокурора не имелось. Более того, настоящий иск предъявлен прокурором в целях обеспечения защиты земельных участков, покрытых лесом, расположенных на территории Ягоднинского городского округа, от потери леса, а также в целях сохранения границ лесных насаждений, тем самым, органу местного самоуправления, в чьи обязанности входит защита лесов населенных пунктов, надлежит провести комплекс мероприятий по лесоустройству в рамках своих полномочий.
Кроме того, вопреки возражениям представителя ответчика – администрации Ягоднинского городского округа прокурором не заявлено требование о возложении обязанности разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничества, от данного требования прокурор в ходе рассмотрения дела отказался и заявил новое требование об обязании организовать разработку и утверждение лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов, расположенных на землях населенных пунктов Ягоднинского городского округа и не относящимся к землям государственного лесного фонда.
Разрешая требование прокурора о возложении обязанности по постановке земельных участков, покрытых лесом, расположенных в границах населенных пунктов в границах Ягоднинского городского округа Магаданской области, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что в собственности муниципального образования «Ягоднинский городской округ» имеются земельные участки, покрытые лесом (городские леса), площадью 3 829 га.
Также в судебном заседании установлено и не оспаривалось представителем ответчика – комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Магаданской области, что земельные участки населенных пунктов, покрытые лесом, на кадастровый учет не постановлены.
Поскольку площадь земельных участков, покрытых лесом, - 3 829 га определена управлением ЖКХ администрации Ягоднинского городского округа совместно с Департаментом лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области и внесена в Лесной план Магаданской области, утвержденный указом губернатора Магаданской области от 01 февраля 2019 года № 27-у, то доводы представителя КУМИ администрации Ягоднинского городского округа о том, что границы городских лесов на территории Ягоднинского городского округа не определены в связи с чем отсутствует возможность постановки таких земельных участков на кадастровый учет, суд признает несостоятельными.
Учитывая, что земельные участки, покрытые лесом, на кадастровый учет не поставлены, данное обстоятельство может повлечь уменьшение площади городских лесов, вследствие незаконной рубки, застройки, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах суд находит данное требование прокурора обоснованным.
Поскольку обязанности, возложенные на органы местного самоуправления законом, не исполнены, лесоустройство в отношении городских лесов не проводится, лесохозяйственные регламенты в отношении городских лесов не разработаны и не утверждены, земельные участки, занятые городскими лесами на государственный кадастровый учет не поставлены и регистрация права собственности на них не произведена, что является препятствием для надлежащего использования и охраны лесов, то заявленные требования подлежат удовлетворению.
С учетом структуры органов местного самоуправления муниципального образования «Ягоднинский городской округ» суд полагает необходимым возложить обязанность по исполнению заявленных требований на комитет по управлению муниципальным имуществом Ягоднинского городского округа и управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Ягоднинского городского округа, ответчика администрация Ягонинского городского округа от обязанности следует освободить.
В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Поскольку ответчики в силу п.п. 19 п. 1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты госпошлины, то основания для взыскания государственной пошлины в доход бюджета муниципального образования «Ягоднинский городской округ» не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ягоднинского района Магаданской области к администрации Ягоднинского городского округа, комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Ягоднинского городского округа, управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Ягоднинского городского округа об обязании в срок до 01 июля 2021 года осуществить постановку земельных участков, покрытых лесом, расположенных в границах Ягоднинского городского округа Магаданской области, на кадастровый учет, а также об обязании в срок до 01 июля 2021 года организовать проведение лесоустройства в порядке, установленном пунктом 5 Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 г. № 122 на землях населенных пунктов, расположенных на территории Ягоднинского городского округа, организовать разработку и утверждение лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов, расположенных на землях населенных пунктов Ягоднинского городского округа и не относящихся к землям государственного лесного фонда, удовлетворить.
Возложить на комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ягоднинского городского округа обязанность в срок до 01 июля 2021 года осуществить постановку земельных участков, покрытых лесом, расположенных в границах Ягоднинского городского округа Магаданской области, на кадастровый учет.
Возложить на управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Ягоднинского городского округа обязанность в срок до 01 июля 2021 года организовать проведение лесоустройства в порядке, установленном пунктом 5 Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 г. № 122 на землях населенных пунктов, расположенных на территории Ягоднинского городского округа, организовать разработку и утверждение лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов, расположенных на землях населенных пунктов Ягоднинского городского округа и не относящихся к землям государственного лесного фонда.
В удовлетворении исковых требований к администрации Ягоднинского городского округа отказать.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ягоднинский районный суд в течение месяца со дня, следующего за днем принятия решения суда в окончательной форме.
Установить дату принятия решения суда в окончательной форме – 3 августа 2020 года.
Судья А.П. Мочалкина