дело № 2-417/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Волгоград 7 февраля 2018 года
Ворошиловский суд г.Волгограда
в составе: председательствующего судьи Юдкиной Е.И.
при секретаре Белогуровой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоровой Елены Вячеславовны к Управлению пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Ворошиловском районе г. Волгограда о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии в части незаконным и о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в <адрес>, в котором просит признать решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО2 в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным в части не включения в специальный стаж страховой стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 г.01м.01дн.) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00г.01м.07дн.) в количестве 00 лет 02 месяца 08 дней, обязать Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> назначить ей трудовую пенсию, с даты обращения за ее назначением ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указала, что решением Управления пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием необходимого специального медицинского стажа установленного Законом – 30 лет. Из специального стажа были исключены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 г.01м.01дн.) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00г.01м.07дн.) в количестве 00 лет 02 месяца 08 дней - курсы повышения квалификации. Считает отказ в назначении пенсии незаконным, поскольку в оспариваемые периоды у нее сохранялись трудовые отношения с работодателем, заработная плата ей начислялась, и из нее, соответственно, производились отчисления в фонд социального страхования и пенсионный фонд, спорные периоды являлись дополнительным правом истца, гарантированным трудовым законодательством, суд полагает, что спорные периоды подлежат зачету в специальный стаж ФИО2
В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Управления пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в <адрес>, действующая на основании доверенности ФИО4 в судебном заседании с иском не согласилась, суду пояснила, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении досрочной пенсии ФИО2 было отказано, в связи с отсутствием необходимого специального медицинского стажа установленного Законом - 30 лет, при этом ответчиком подтвержден стаж 29 лет 10 мес. 00 дней. Согласно пп. 20 п.1 ст. 27 Закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочную пенсию имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от возраста. Согласно п.1 пп.11 ст.28 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» в специальный стаж включается только период занятия лечебной деятельностью в соответствующих учреждениях и в соответствующих должностях. Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № содержат требование о включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, тех периодов работы, которые выполняются постоянно, в течение полного рабочего дня. При этом в п.5 Правил № прямо указано, что в стаж, помимо указанной работы, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Перечень этих периодов является исчерпывающим и период нахождения на курсах повышения квалификации в него не включен. Просит в удовлетворении искового заявления ФИО2 отказать в полном объеме.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии п.п.20 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», право на досрочную пенсию имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п.2 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> с заявлением о назначении пенсии досрочно.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было отказано в назначении пенсии по причине отсутствия 30 лет специального стажа, требуемого для определения права на назначение пенсии. В специальный стаж ФИО2 засчитано 29 лет 10 мес. 00 дней. В специальный стаж, как указано в решении, не были включены следующие периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 г.01м.01дн.);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00г.01м.07дн.) курсы повышения квалификации, в количестве 00 лет 02 месяца 08 дней
Как следует из п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 30 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» согласно статьям 27, 27.1 и 28 Федерального закона N 173-ФЗ одним из условий установления трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Суд полагает, что решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> по невключению спорных периодов в специальный стаж является необоснованным по следующим основаниям.
Согласно Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
В соответствии со ст.196 ч.2 ТК РФ, работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников – в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Согласно ст.197 ч.1 ТК РФ, работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.
В соответствии со ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата по основному месту работы.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность работодателя по направлению работников на курсы повышения квалификации и право работника на профессиональную подготовку, а также гарантии для работников на курсах повышения квалификации в виде сохранения средней заработной платы и рабочего места.
Из имеющейся в материалах дела копии трудовой книжки ФИО2 следует, что истец ДД.ММ.ГГГГ принята на должность палатной медсестры кардиологического отделения ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница №». В данном учреждении истец работает по настоящее время (л.д.6-7).
Согласно справке уточняющей занятость в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения выданной ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница №» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 на основании приказа работодателя № от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и на основании приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на курсах повышения квалификации (л.д.8,10,11).
Учитывая, что за период нахождения ФИО2 на курсах повышения квалификации с отрывом от производства и учебных отпусках заработная плата ей начислялась, и из нее, соответственно, производились отчисления в фонд социального страхования и пенсионный фонд, спорные периоды являлись дополнительным правом истца, гарантированным трудовым законодательством, суд полагает, что спорные периоды подлежат зачету в специальный стаж ФИО2
В связи с изложенным, заявленные исковые требования ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> в части признания решения ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным в части невключения в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периодов нахождения на курсах повышенной квалификации с отрывом от производства, в количестве 00 лет 02 месяца 08 дней, подлежат удовлетворению.
С учетом включения спорных периодов, специальный стаж ФИО2 на момент ее обращения за назначением пенсии (ДД.ММ.ГГГГ) составлял 29 лет 10 месяцев 00 дней + 00 лет 02 месяца 08 дней =30 лет 00 месяцев 08 дней.
Таким образом, на момент обращения ФИО2 необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии специальный стаж в 30 лет определялся.
С учетом изложенного, суд считает, что требования ФИО2 о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии в части незаконным в части и о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Федоровой Елены Вячеславовны к Управлению пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Ворошиловском районе г. Волгограда о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии в части незаконным и о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии, удовлетворить.
Признать решение № 748 от 21 декабря 2017 года Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ворошиловском районе г.Волгограда об отказе Федоровой Елене Вячеславовне в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным в части не включения в специальный стаж страховой стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 09 января 2001 года по 09 февраля 2001 года (00 г.01м.01дн.) и с 01 февраля 2006 года по 07 марта 2006 года (00г.01м.07дн.) в количестве 00 лет 02 месяца 08 дней.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ворошиловском районе г.Волгограда включить Федоровой Елене Вячеславовне в специальный страховой стаж дающий право на досрочное назначение пенсии периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 09 января 2001 года по 09 февраля 2001 года (00 г.01м.01дн.) и с 01 февраля 2006 года по 07 марта 2006 года (00г.01м.07дн.) в количестве 00 лет 02 месяца 08 дней.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ворошиловском районе г. Волгограда назначить Федоровой Елене Вячеславовне досрочную трудовую пенсию по старости с 15 декабря 2017 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Волгоградский областной суд через Ворошиловский суд г. Волгограда.
Председательствующий Е.И. Юдкина
Мотивированное решение составлено 12 февраля 2018 года.
Судья Е.И. Юдкина