Решение по делу № 2а-3497/2022 от 25.08.2022

Дело №2а-3497/2022

УИД №22RS0066-01-2022-004540-84

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 августа 2022 года                                                                                                       г. Барнаул

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Тагильцева Р.В.,

при секретаре Малышенко В.М.,

с участием прокурора Щиренко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ГУ МВД России по Алтайскому краю о продлении срока содержания Кузнецова Валерия Валерьяновича, подлежащего депортации, в специальном учреждении,

У С Т А Н О В И Л:

ГУ МВД России по Алтайскому краю (далее - ГУ МВД) обратилось в суд с административным иском, в котором просит продлить срок содержания лица без гражданства Кузнецова В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Барнаулу, расположенный по адресу: <адрес> (далее - ЦВСИГ), на <данные изъяты>

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ ФСИН России принято распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в отношении Кузнецова В.В., а ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД вынесено решение о его депортации за пределы Российской Федерации. Законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации административный ответчик не имеет.

После освобождения из мест лишения свободы Кузнецов В.В. помещен в ЦВСИГ с ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов В.В. помещен в ЦВСИГ сроком на <данные изъяты> (до ДД.ММ.ГГГГ включительно).

Ввиду того, что у административного ответчика отсутствует документ, действительный для пересечения Государственной границы Российской Федерации и необходимый для исполнения решения о его депортации, а законных оснований для пребывания на территории России он не имеет, Кузнецов В.В. должен содержаться в специальном учреждении до исполнения решения о депортации.

В судебном заседании представитель административного истца ГУ МВД Баженов Ю.С. на удовлетворении административных исковых требований настаивал по вышеизложенным основаниям, пояснил, что с целью установления гражданской принадлежности Кузнецова В.В. к <данные изъяты> были направлены запросы в Консульство, находящееся в <адрес>, ответы на которые до настоящего времени не поступили, поэтому с ДД.ММ.ГГГГ в отношении Кузнецова В.В. начата процедура реадмиссии.

Административный ответчик Кузнецов В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, пояснил, что в Казахстане у него родственников нет, а в г. Алейске Алтайского края проживает мать (инвалид 1 группы), являющаяся гражданкой России, за которой требуется уход.

Прокурор Щиренко А.В. в судебном заседании дала заключение о возможном удовлетворении административных исковых требований, поскольку в отношении административного ответчика принято распоряжение о нежелательности пребывания (проживании) в Российской Федерации и решение о депортации, которые не отменены и для исполнения которых требуется время, кроме того, ГУ МВД принято решение о начале процедуры реадмиссии Кузнецова В.В.

Выслушав пояснения представителя административного истца Баженова Ю.С., административного ответчика Кузнецова В.В., заслушав заключение прокурора Щиренко А.В., изучив доводы административного иска, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему выводу.

Обеспечение государственной безопасности Российской Федерации, как комплекс целенаправленной деятельности государственных институтов и структур по выявлению, предупреждению и противодействию различным угрозам, выступает одновременно обязательным и непременным условием эффективной защиты национальных интересов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При этом права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55, часть 3 статьи 62).

Правовые основания нахождения и правовое положение иностранных граждан на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями.

В соответствии со ст. 2 настоящего Федерального закона под депортацией иностранного гражданина понимается принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации (ч. 5 ст. 25.10 названного закона).

В силу пунктов 11, 12 статьи 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

При этом исполнение решения о депортации (реадмиссии) иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы и в отношении которого вынесено решение о нежелательности пребывания в Российской Федерации, осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

Пунктами 9.3 и 9.4 статьи 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение на срок, не превышающий сорока восьми часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его заместителя. За исключением случая, предусмотренного пунктом 9.3 данной статьи, помещение в специальное учреждение иностранных граждан, подлежащих депортации, может осуществляться только на основании решения суда.

Иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации (п. 9 ст. 31 названного закона).

Согласно п. 1 ст. 35.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» содержание иностранных граждан в специальных учреждениях предусматривает ограничение свободы передвижения помещенных в них иностранных граждан, исключающее возможность самовольного оставления указанных учреждений, в целях обеспечения исполнения принятых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и настоящим Федеральным законом постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, решения о депортации либо решения о передаче иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или решения о приеме Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.

В целях исполнения указанных в абзаце первом настоящего пункта решений суда и должностных лиц федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его соответствующего территориального органа иностранные граждане доставляются в специальные учреждения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Кузнецов В.В. является лицом без гражданства, что подтверждается заключением об установлении личности иностранного гражданина от ДД.ММ.ГГГГ

Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ вынесено распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) Кузнецова В.В. в Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД вынесено решение о депортации Кузнецова В.В. за пределы Российской Федерации.

После освобождения из мест лишения свободы Кузнецов В.В. помещен в ЦВСИГ с ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты>

Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов В.В. помещен в ЦВСИГ сроком на <данные изъяты> (до ДД.ММ.ГГГГ включительно).

Представитель ГУ МВД России по Алтайскому краю обратился в суд с административным иском о продлении срока содержания Кузнецова В.В. в ЦВСИГ на <данные изъяты>, поскольку в отношении административного ответчика вынесены распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации и решение о депортации, которые не отменены, при этом у Кузнецов В.В. отсутствует документ, действительный для пересечения Государственной границы Российской Федерации, который необходим для исполнения решения о депортации.

Возможность продления срока помещения иностранного гражданина в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан до исполнения решения о депортации предусмотрена главой 28 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерацией.

Помещение административного ответчика в специальное учреждение само по себе не влечет нарушения его прав, является механизмом реализации решения уполномоченного органа о депортации этого лица, предполагающего принудительное перемещение иностранного гражданина через Государственную границу Российской Федерации за ее пределы, а также мерой, направленной на защиту правоотношений, перечисленных в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, соразмерно цели защиты этих правоотношений. Применение такой меры в данном случае согласуется с положениями подпункта «f» пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950).

Применение мер в виде помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение, носит обеспечительный характер для предотвращения затягивания процедуры выезда иностранного гражданина.

Положения статей 3, 8, 9 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948), статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН), а также правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлении от 17.02.1998 №3-П и определении от 25.09.2014 №1830-О, обязывают суд определить временные пределы ограничения прав и свобод иностранного гражданина при помещении его в специальное учреждение до исполнения решения о его депортации за пределы Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 25.09.2014 №1830-О, действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания лица, в отношении которого принято решение о депортации, в специализированном учреждении, и, соответственно, оно не предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о депортации, может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специализированном учреждении.

Применение такой меры, как содержание иностранных граждан, подлежащих депортации, в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации, носит обеспечительный характер для предотвращения затягивания процедуры выезда иностранного гражданина и не может расцениваться как мера наказания.

При разрешении настоящего спора необходимо установить: является ли помещение иностранного гражданина в Центр временного содержания реальной перспективой и оправданным, то есть суду надлежит проверять эффективность и достаточность действий уполномоченного органа, предпринимаемых при проведении процедуры депортации.

Судом в ходе рассмотрения настоящего административного дела установлено, что с целью определения гражданской принадлежности Кузнецова В.В. к <данные изъяты> ГУ МВД ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ были направлены запросы в Консульство, находящееся в <адрес> то есть еще до того, как административный ответчик был помещен в спецучреждение. Ответы на запросы до настоящего времени в ГУ МВД не поступили.

Между тем ДД.ММ.ГГГГ в отношении Кузнецова В.В. ГУ МВД было вынесено решение о начале процедуры реадмиссии, срок исполнения которой не закончен.

В соответствии с п. 1 ст. 32.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» передача иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или прием Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения о реадмиссии, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 настоящей статьи.

Согласно п. 1.3 ст. 32.2 настоящего закона передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии подлежит иностранный гражданин, въезд которого в Российскую Федерацию либо пребывание (проживание) которого в Российской Федерации признаны не соответствующими законодательству о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 32.2 указанного закона иностранный гражданин, подлежащий передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, может содержаться в специальном учреждении. В обязательном порядке в специальное учреждение помещается иностранный гражданин, подлежащий реадмиссии, в случае отсутствия документа, удостоверяющего его личность.

При этом содержание иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении осуществляется до передачи иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо до депортации данного иностранного гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 12 настоящей статьи (п. 6 ст. 32.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Между Правительством Российской Федерации и Правительством <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о реадмиссии.

Статьей 4 данного Соглашения предусмотрено, что запрос о реадмиссии в отношении гражданина третьего государства или лица без гражданства направляется центральным компетентным органом государства запрашивающей Стороны непосредственно центральному компетентному органу государства запрашиваемой Стороны в срок, не превышающий 180 календарных дней с даты установления факта незаконного въезда или незаконного пребывания этого лица на территории государства запрашивающей Стороны и (или) установления его личности.

Центральный компетентный орган государства запрашиваемой Стороны в течение 30 календарных дней с даты получения запроса о реадмиссии лица дает согласие на прием или мотивированный отказ в его приеме, если компетентными органами государства запрашиваемой Стороны установлено отсутствие необходимых для передачи этого лица условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 и пунктом 1 статьи 3 настоящего Соглашения. При наличии обстоятельств юридического или фактического характера, препятствующих своевременному ответу на запрос о реадмиссии, сроки ответа на основании мотивированного обращения центрального компетентного органа государства запрашиваемой Стороны продлеваются до 60 календарных дней.

Из представленных материалов следует, что срок исполнения процедуры реадмиссии в настоящее время не истек.

Выражая несогласие с административными исковыми требованиями, Кузнецов В.В. в судебном заседании пояснил, что в <данные изъяты> у него родственники отсутствуют, в <адрес> проживает мать (<данные изъяты>), являющаяся гражданкой России, которой требуется уход. Однако данные обстоятельства не могут быть приняты судом во внимание.

Так, суд учитывает, что Кузнецов В.В. отбывал наказание за совершение на территории Российской Федерации тяжких и особо тяжких преступлений, предусмотренных <данные изъяты> УК РФ, (судимость не погашена), не предпринял своевременных и достаточных мер к получению российского гражданства и обжалованию распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации и решения о депортации в суд.

Кузнецов В.В. инвалидом не является, какие-либо заболевания, препятствующие помещению в специальное учреждение, у него отсутствуют.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд удовлетворяет административные исковые требования частично, продляет срок содержания Кузнецова В.В. в специальном учреждении на 1 месяц - до ДД.ММ.ГГГГ включительно. Данный срок суд находит разумным и обоснованным. При необходимости уполномоченный орган в сфере миграции вправе обратиться с заявлением о продлении указанного срока.

Руководствуясь статьями 180, 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административные исковые требования ГУ МВД России по Алтайскому краю удовлетворить.

Продлить срок содержания лица без гражданства Кузнецова Валерия Валерьяновича в специальном учреждении на <данные изъяты> - до ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Алтайского краевого суда через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 30 августа 2022 года.

Судья                                                                                   Р.В. Тагильцев

2а-3497/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ГУ МВД России по Алтайскому краю
Ответчики
Кузнецов Валерий Валерьянович
Суд
Железнодорожный районный суд г. Барнаул
Судья
Тагильцев Роман Валерьевич
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny.alt.sudrf.ru
25.08.2022Регистрация административного искового заявления
25.08.2022Передача материалов судье
25.08.2022Решение вопроса о принятии к производству
25.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.08.2022Судебное заседание
30.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее