Дело № 2-162/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2019 года г. Десногорск
Десногорский городской суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Лялиной О.Н.,
при секретаре Гулидовой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> о признании отсутствующим права муниципальной собственности, исключении записи о регистрации, взыскании денежной компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> (далее – Администрация) о признании отсутствующим права собственности, исключении записи о регистрации, взыскании денежной компенсации морального вреда, указав в обоснование заявленного требования, что на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного постановлением Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, им на праве собственности принадлежит <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, 4-ый микрорайон, <адрес>. Указанный договор зарегистрирован в Рославльском бюро технической инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ в реестровой книге под. № стр. 6, инвентарное дело №, о чем на договоре имеется соответствующая отметка. Договор не оспаривался, недействительным не признан; свидетельство о праве собственности на жилое помещение они (истцы) не получали; в настоящее время зарегистрированы в квартире и проживают; сделок по отчуждению квартиры не производили. Вместе с тем, в ЕГРН собственником квартиры значится Администрация.
Просят суд признать отсутствующим право собственности муниципального образования «<адрес>» <адрес> на жилое помещение №, расположенное по адресу: <адрес>, 4-ыймикрорайон, <адрес>; исключить запись о регистрации права собственности на указанное жилое помещение; за передачу в ЕГРН заведомо ложных сведений, чем было нарушено право истцов на собственность квартиры, взыскать с Администрации денежную компенсацию морального вреда в размере 500000 руб.
В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО2 заявленные требования поддержали по изложенным в иске основаниям. Пояснили, что около двух недель до подачи искового заявления в суд узнали, что не являются собственниками квартиры, в которой проживают более 20 лет, в связи с чем испытали нравственные страдания: длительное чувство волнения, не могли уснуть.
Представитель ответчика – Администрации ФИО4 в судебном заседании поддержал письменный отзыв на исковое заявление; не возражал против удовлетворения исковых требований в части признании отсутствующим права муниципальной собственности на жилое помещение, исключении записи о регистрации. Исковые требования о взыскании денежной компенсации морального вреда просил оставить без удовлетворения ввиду отсутствия доказательств причинения истцам морального ущерба действиями Администрации, указав также, что требования истцов направлены на восстановление имущественного права, которое ответчиком фактически не нарушалось.
Третьи лица – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Рославльское отделение Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте слушания дела, явку своих представителей не обеспечили, о рассмотрении дела в отсутствие представителей не просили, об уважительных причинах неявки в суд не сообщили.
Третье лицо - филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>» (далее – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>) в адресованном суду ходатайстве просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения истцов, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 45 Постановления №№ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – Постановление), в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими (п. 52 Постановления).
В настоящее время действует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «Огосударственной регистрации недвижимости», в соответствии с ч.ч. 3-5 ст. 1 которого государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 223 ГК РФ).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5, ТрухановойН.В., действующей за себя и за несовершеннолетних детей ТрухановуК.А., ФИО6, и ФИО1, ФИО2, ФИО2 заключен договор мены, по условиям которого право собственности на <адрес> по адресу: <адрес>, 4-ый микрорайон, <адрес>, переходит к ФИО1, ФИО2 в равных долях. Упомянутый договор зарегистрирован в Рославльском бюро технической инвентаризации, записан ДД.ММ.ГГГГ в реестровую книгу под №, инвентарное дело стр.6, квартал №. Данный договор утвержден постановлением Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 6,7).
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона № 122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Огосударственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.
Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
В силу положений ч.ч. 1-3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «Огосударственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «Огосударственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "Огосударственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Заявление о государственной регистрации указанных в настоящей части прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ собственником <адрес> по адресу: <адрес>, 4-ый микрорайон, <адрес>, значится муниципальное образование «<адрес>»; дата государственной регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ, № (л.д. 11).
Из справки ООО «Смоленская АЭС-Сервис» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в настоящее время в указанной квартире зарегистрированы ФИО1, ФИО2 (л.д. 10).
Поскольку право собственности истцов на спорную квартиру, возникшее до введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признается юридически действительным при отсутствии его государственной регистрации, введенной этим Федеральным законом, а также государственной регистрации в соответствии Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», договор мены от ДД.ММ.ГГГГ недействительным не признан, в отсутствие доказательств передачи права собственности на спорное недвижимое имущество ответчику, суд находит исковые требования ФИО1, ФИО2 в части признания отсутствующим права собственности муниципального образования на спорную квартиру, исключении записи о регистрации обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании истцы пояснили, что после того, как они узнали, что право собственности на квартиру зарегистрировано за Администрацией, тогда как у них имеется документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение, в квартире они проживают более 20 лет, они испытали длительное чувство волнения, наступила бессонница, в связи с чем просили взыскать денежную компенсацию морального вреда.
В силу пункта 1 статьи 1099 ГК РФ, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная <данные изъяты> и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной <данные изъяты>, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Таким образом, законодателем установлена ответственность в виде компенсации морального вреда, лишь за действия, нарушающие личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе - ст. 1100 ГК РФ.
Вместе с тем, возникшие между сторонами правоотношения носят имущественный характер, отдельным законом не предусмотрена компенсация морального вреда по спорам, вытекающим из споров о праве собственности.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обязанность доказывания возлагается на ту сторону, которая ссылается на соответствующие обстоятельства.
Однако в нарушение приведенных положений законодательства, истцами не представлены относимые и допустимые доказательства, подтверждающие причинение им морального вреда действиями ответчика.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании с Администрации в пользу ФИО1, ДмитриевойА.А. денежной компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░>» <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░>» <░░░░░> ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, 4 ░░░░░░░░░░, <░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, 4 ░░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «<░░░░░>» <░░░░░>.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░>» <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░1, ░░░2 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 18.03.2019