Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
12 апреля 2018 года Кировский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Михайлова Р.В.
при секретаре – Асановой Э.Р.
с участием:
прокурора – Ялуниной Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в пгт. <адрес> Республики Крым гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики Крым в интересах Бобровского Вадима Сергеевича к Администрации Приветненского сельского поселения <адрес> Республики Крым, Приветненскому сельскому совету <адрес> Республики Крым, <адрес> Республики Крым, об обеспечении лица, из числа детей-сирот, благоустроенным жилым помещением,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ в интересах Бобровского Вадима Сергеевича обратился в суд с иском к Администрации Приветненского сельского поселения <адрес> Республики Крым, Приветненскому сельскому совету <адрес> Республики Крым, <адрес> Республики Крым о возложении обязанности предоставить Бобровскому Вадиму Сергеевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное, применительно к условиям муниципального образования <адрес>, жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой <адрес> Республики Крым проверки по факту соблюдения жилищных прав ребенка, оставшегося без родительского попечения, Бобровского Вадима Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, было установлено, что решением исполнительного комитета Приветненского сельского совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ над Бобровским Вадимом Сергеевичем установлена опека, опекуном назначена Доценко В.Д. Решением исполнительного комитета Приветненского сельского совета от 24.12.2012г. № Бобровский Вадим Сергеевич поставлен на квартирный учет и включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>. Недвижимое имущество зарегистрированное за Бобровским Вадимом Сергеевичем в настоящее время отсутствует. На сегодняшний день истец жилой площадью не обеспечен, чем грубо нарушаются его права и законные интересы, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
В последующем прокурор уточнил исковые требования, просил обязать администрацию Приветненского сельского поселения <адрес> Республики Крым, администрацию <адрес> Республики Крым предоставить Бобровскому Вадиму Сергеевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное, применительно к условиям муниципального образования <адрес>, жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений.
Уточненные требования мотивированы тем, что в соответствии со ст. 9 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из х числа в <адрес>» (далее – Закон РК от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014) органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С целью реализации указанных полномочий постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок организации и осуществления администрацией <адрес> Республики Крым отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Согласно ст. 11 Закона РК от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетами соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Советом министров Республики Крым принято постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утвержден Порядок расходования субвенций из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – Порядок расходования субвенций). Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с указанным Порядком расходования субвенций и соглашением, заключенным между министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в <адрес>. Информация, указанная в заявке на перечисление субвенции, учитывается Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым при формировании прогноза кассовых выплат по расходам бюджета Республики Крым, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения бюджета Республики Крым.
При этом такое соглашение о предоставлении субвенции, в соответствии с п. 6.1 Порядка расходования субвенций на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, может быть заключено лишь при наличии расходных обязательств Республики Крым и выполнении органами местного самоуправления муниципального образования в <адрес> в полном объеме условий предоставления субвенций, установленных п. 6 указанного Порядка.
Приложением № к Приказу Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена форма типового соглашения о предоставлении субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на проведение мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. Так, пп. 1.2. раздела 1 «Предмет соглашения» типовой формы соглашения предусматривает необходимость предоставления субвенции местному бюджету для приобретения жилья конкретным лицам из числа детей-сирот, таким образом, получателем субвенции являются органы местного самоуправления муниципальных образований в <адрес>, котором относятся администрация Приветненского сельского поселения <адрес> и администрация <адрес> Республики Крым.
Указанные обстоятельства послужили основанием для уточнения исковых требований.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ судом принято уточненное прокурором в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) исковое заявление, к участию в деле привлечен соответчик <адрес> Республики Крым.
Истец Бобровский В.С. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени его проведения извещен надлежащим образом.
В порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд, с учетом мнения прокурора, представителей ответчиков, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Помощник прокурора <адрес> Республики Крым Ялунина Н.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика администрации Приветненского сельского поселения <адрес> Республики Крым в судебном заседании исковые требования не явился, согласно ходатайства уточненные исковые требования признает в полном объеме..
Представитель ответчика администрации <адрес> Республики Крым в судебном заседании не явился, о дате и времени рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом, направил в суд ходатайство в котором указывает, что уточненные исковые требования не признают, просил в их удовлетворении отказать, сослалась на обстоятельства, изложенные в отзыве на исковое заявление, из которого следует, что на основании Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № №-ЗРК «Об организации деятельности органов опеки и попечительства в <адрес>» (далее – Закон РК от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК) органы местного самоуправления муниципальных образований имеют право на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым. На основании Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» (далее – Закон РК от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014), решения 26-й сессии заседания 1-го созыва <адрес> совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка заключения органами местного самоуправления <адрес> Республики Крым соглашений с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального образования <адрес> Республики Крым, о передаче (принятии) осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения.
Решением исполнительного комитета Приветненского сельского совета <адрес> Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в <адрес> Республики Крым. Согласно списка Бобровский Вадим Сергеевич ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в контрольном списке граждан, состоящих на квартирном учете при исполкоме Приветненского сельского совета числится под №.
Считают несостоятельными доводы прокурора о том, что в законодательстве отсутствует указание на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории, поскольку дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и включены в Список обеспечиваются жилыми помещениями по установленным правилам и согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, а также по мере предоставления субвенции на указанные цели.
Финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым. Субвенции из бюджета Республики Крым на приобретение жилых помещений указанной категории лиц расходуются муниципальными образованиями, исходя из социальной нормы площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина.
На проведение мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в бюджете Республики Крым предусмотрено бюджету муниципального образования на 2018 года – 1 230 986,46 рублей.
Согласно утвержденному бюджету указанным решением, за счет средств федерального бюджета предусмотрена субвенция на предоставление жилых помещений указанной категории лиц в сумме 1 230 986,46 рублей, которой не достаточно для реализации возложенных на администрацию <адрес> Республики Крым государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Финансирование расходов, связанных с выполнением указанных полномочий возможно лишь при выделении дополнительных средств на вышеуказанные цели. Основной проблемой в данном вопросе продолжает оставаться недостаточность объемов финансирования для решения жилищных вопросов всех лиц указанной категории, имеющих право на получение жилья, но еще его не получивших.
Заслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства дела, на которых обосновываются уточненные исковые требования, объективно оценив доказательства, имеющие юридическое значение для рассмотрения дела по существу, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Из содержания ст. 11 ГПК РФ следует, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, иных нормативно правовых актов органов государственной власти Российской Федерации.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями закреплено Федеральным законом № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с пунктами 1 и 9 статьи 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ 1 детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9).
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в <адрес>».
Согласно пункта 1 статьи 2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 в <адрес> обеспечиваются гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Частью 8 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу п. 3 вышеуказанного закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Так, в соответствии со ст. 9 Закона РК от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены, в том числе: 1) по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; 2) по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 3) по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; 4) по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; 5) по осуществлению деятельности в части работ по ремонту жилых помещений, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; 6) по обеспечению условий доступности жилых помещений для инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 м2 общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет 5 лет.
Контроль за реализацией органами местного самоуправления переданных полномочий осуществляет исполнительный орган государственной власти Республики Крым в сфере образования, науки и молодежи. Контроль за использованием органами местного самоуправления предоставленных на указанные цели финансовых средств осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Крым в сфере финансового надзора (п. 1 ст. 12 Закона РК от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014).
Финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым (п. 1 ст. 11 Закона РК от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014).
В соответствии с пп. 2, 3, 4 ст. 11 Закона РК от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 8 настоящего Закона, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации.
Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 8 настоящего Закона, определяется из расчета доли ребенка-сироты, долей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих жилое помещение, за которым сохранено право пользования, в соответствии с настоящим Законом, количества указанных лиц (для выплаты средств на внесение платы за коммунальные услуги и содержание жилых помещений), а также исходя из заявок, представленных органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений на проведение ремонта жилых помещений (либо капитального ремонта), за которыми сохранено право пользования, в текущем финансовом году, и стоимости ремонта жилых помещений. Заявки, представленные органами местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Субвенции, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.
Постановлением Правительства Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утвержден Порядок расходования субвенций бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам специализированных жилых помещений (далее – Порядок).
Указанный Порядок определяет механизм расходования субвенций в 2018 году из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - бюджетные средства), форму и порядок заключения соглашения между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в <адрес> о предоставлении субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а также определяет форму заявки на перечисление субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Пунктом 2 Порядка установлено, что главным распорядителем бюджетных средств является Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.
В соответствии с пунктами 3 и 4 Порядка получателями субвенции и исполнителями мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений являются органы местного самоуправления муниципальных образований в <адрес>.
Предоставление бюджетных средств бюджетам муниципальных образований в <адрес> осуществляется главным распорядителем бюджетных средств в пределах субвенции, предусмотренной на указанные цели, и утвержденных лимитов бюджетных обязательств на основании, в порядке и сроки, предусмотренные соглашениями, заключенными между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в <адрес> на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а также на основании заявки на перечисление субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования.
Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (п. 5 Порядка).
При этом п. 6 данного Порядка устанавливает условия предоставления субвенции, наличие в бюджете Республики Крым бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Крым. Минимальный объем указанных ассигнований определяется в порядке, установленном пунктом 4 настоящих Правил.
Условия предоставления субвенций, установленные пунктом 6 настоящего Порядка, должны быть исполнены органами местного самоуправления муниципального образования в <адрес> в полном объеме до даты заключения соглашения о предоставлении субвенции между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и администрацией муниципального образования. Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и соглашением, заключенным между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в <адрес>. Информация, указанная в заявке на перечисление субвенции, учитывается Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым при формировании прогноза кассовых выплат по расходам бюджета Республики Крым, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения бюджета Республики Крым (пункты 7, 8, 9 данного Порядка).
В судебном заседании установлено что решением исполнительного комитета Приветненского сельского совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ над Бобровским Вадимом Сергеевичем установлена опека, опекуном назначена Доценко Валентина Дмитриевна.
Из материалов дела следует, что мать истца Бобровская Наталья Александровна умерла ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, Бобровский В.С. имеет статус ребенка, лишенного родительского попечения и на него распространяются льготы, предоставленные государством на основании Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ.
На основании решения исполнительного комитета Приветненского сельского совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О постановке на квартирных учет при исполкоме Приветненского сельского совета гр. Бобровского В.С.» Бобровский Вадим Сергеевич принят на квартирный учет как ребенок-сирота и ребенок, лишенный родительского попечения и включена в список граждан, пользующихся правом внеочередного получения жилых помещений.
Согласно списка Бобровский Вадим Сергеевич ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в контрольном списке граждан, состоящих на квартирном учете при исполкоме Приветненского сельского совета числится под №.
На день рассмотрения дела в суде Бобровский В.С. недвижимого имущества на территории Республики Крым не имеет, согласно выписки из похозяйственной книги Администрации Приветненского сельского поселения <адрес> зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Таким образом, Бобровский Вадим Сергеевич является лицом, имеющим право на получение жилья, в связи с чем, он должен быть обеспечен жилым помещением.
До настоящего времени соответствующее жилье истцу Бобровскому В.С. не предоставлено, в связи с чем, уточненные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
При этом суд считает необходимым указать на следующее.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объёмов ежегодного финансирования (объём субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильём указанной категории лиц. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильём по договору найма специализированного жилого помещения.
Судом не принимаются во внимание доводы представителей ответчиков о том, что главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с законодательством является Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, которое не довело до получателя бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств, достаточные для исполнения переданных отдельных государственных полномочий Республики Крым, в связи с чем, они не имеют полномочий финансировать исполнение переданных им государственных полномочий Республики Крым, что приводит к невозможности исполнять отдельные государственные полномочия, переданные муниципальному образованию Законом №-ЗРК/2014, исходя из следующего.
В силу ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Как указывалось судом выше в соответствии со ст. 9 Закона РК от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей наделены органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по реализации льгот, установленных федеральным законодательством, по смыслу статей 132 и 133 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию возникших дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования. Таким образом, органы местного самоуправления могут предоставлять жилые помещения из муниципального жилищного фонда с последующим возмещением данных расходов за счет субвенций на реализацию соответствующих государственных полномочий.
Вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета субъекта органам местного самоуправления для приобретения жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления. То обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств бюджета субъекта, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение их жилыми помещениями органами местного самоуправления, а также для уклонения данных органов от реализации гарантированного детям-сиротам и лицам из их числа права на жилищное обеспечение.
Именно ответчики в рамках предоставленных им полномочий обязаны были предоставить Бобровскому В.С. жилое помещение для проживания, однако по настоящее время этого не выполнили. При этом, отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права на получение жилого помещения вне очереди.
Разрешая вопрос о судебных расходах, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков.
В соответствии с ч. 1 и 4 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, судебные расходы возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Таким образом, суд считает необходимым государственную пошлину отнести на счет государства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2, 5, 6, 10, 11, 12, 13, 56, 61, 67, 98, 167, 173, 194 – 199, 209 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора <адрес> Республики Крым в интересах Бобровского Вадима Сергеевича - удовлетворить.
Обязать администрацию Приветненского сельского поселения <адрес> Республики Крым, администрацию <адрес> Республики Крым предоставить Бобровскому Вадиму Сергеевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное, применительно к условиям муниципального образования <адрес>, жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений.
Судебные расходы по делу отнести на счет государства.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд Республики Крым.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Судья: Р.В.Михайлов