Дело № 2а-134/2021
УИД 22RS0048-01-2021-000204-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 октября 2021 года село Солтон Солтонского района
Алтайского края, улица Ленина - 15
Солтонский районный суд Алтайского края в составе:
Председательствующего судьи Понамаревой Е.А,
при секретаре судебного заседания Оторове Д.С.,
в отсутствие:
- административного истца в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Алтайскому краю;
- административного ответчика Распаева В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-134/2021 (УИД 22RS0048-01-2021-000204-62), возбужденное по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Алтайскому краю к Распаеву Валерию Юрьевичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
09 сентября 2021 года в Солтонский районный суд Алтайского края поступило административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Алтайскому краю, в котором административный истец просит:
- восстановить пропущенный срок, установленный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу с административного ответчика;
- взыскать с Распаева Валерия Юрьевича по реквизитам, указанным в требовании, недоимку по транспортному налогу за 2015-2018 годы в размере налогов (сборов) 2 856 рублей и пени 54 рублей 51 копейки, всего 2 910 рублей 51 копейка.
В обоснование заявленных требований представитель административного истца ссылается на то, что административный ответчик состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика.
Согласно сведениям ГИБДД, административный ответчик в 2015-2018 годах являлся собственником следующих транспортных средств:
- автомобиль легковой <данные изъяты>
В соответствии со статьями 356, 357, 358, 359 налогового кодекса Российской Федерации и статьями 1, 2 Закона Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края» от 10 октября 2002 года № 66-ЗС, административный ответчик является плательщиком транспортного налога на принадлежащее ему транспортное средство и обязан уплатить его в срок до 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно статье 361 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1 указанного Закона Алтайского края, налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя транспортного средства.
Налог исчисляется налоговым органом согласно данным регистрирующего органа.
Должнику направлялось налоговое уведомление о необходимости оплатить налог, однако налог своевременно уплачен не был, ввиду чего недоимка за 2015-2018 годы составляет 2 856 рублей 00 копеек.
В соответствии со статьей 75 НК РФ, должнику на сумму несвоевременно уплаченного налога начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от неуплаченной суммы налога. Пени уплачиваются одновременно с уплатой налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. К пеням применяется порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке.
Пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, при этом пеней признается установленная статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пени по транспортному налогу за 2015-2018 годы - 54 рубля 51 копейка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику направлялось требование об уплате налога, которое также не исполнено в срок, установленный законодательством, требования налогового органа в порядке статей 137-138 Налогового кодекса Российской Федерации не обжалованы.
Согласно пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Кроме того, статья 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указывает, что лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Указанный срок пропущен Межрайонной ИФНС № 1 по Алтайскому краю по уважительной причине, так как, осуществляя контроль за своевременной уплатой местных налогов физическими лицами, инспекция также контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты региональных и федеральных налогов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в связи с чем произвести взыскание задолженности в полном объеме со всех ответчиков в установленные НК РФ сроки, затруднительно. Учитывая изложенное, срок, установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации административным истцом пропущен по уважительным причинам и может быть восстановлен судом (листы дела 6-7).
Представитель административного истца в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Алтайскому краю, будучи своевременно уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается почтовым уведомлением (лист дела 44), отчетом о размещений информации по делу на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (лист дела 43), в судебное заседание не явился, в административном исковом заявлении просит о рассмотрении дела в отсутствие административного истца и его представителя.
Административный ответчик Распаев Валерий Юрьевич, в судебное заседание не явился, судебное извещение было направлено административному ответчику по месту регистрации. При этом с места регистрации судебная корреспонденция возвратилась в суд неврученной по причине отсутствия адресата по указанному адресу (лист дела 45). Согласно информации, предоставленной суду Нижнененинским сельсоветом Солтонского района Алтайского края, Распаев Валерий Юрьевич на территории сельсовета не проживает (лист дела 42), в силу чего в соответствие с положениями статьи 102 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что место пребывания административного ответчика неизвестно, суд приступил к рассмотрению административного дела в отсутствие административного ответчика Распаева В.Ю. при наличии сведений об этом с его последнего известного места жительства и места регистрации, по которому административный ответчик не получил судебную корреспонденцию.
Изучив административное исковое заявление, иные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций регулируется главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом пункт 2 статьи 48 НК РФ).
Аналогичное требование предусмотрено и положениями части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Как следует из материалов административного дела, административному ответчику в связи с неоплатой им транспортного налога за 2015-2018 годы были выставлены требования:
- № 9444 от 06 февраля 2017 года (налог за 2015 год: налог - 714 рублей, пени - 15,71 рублей) со сроком исполнения до 03 апреля 2017 года (лист дела 16);
- № 45983 от 05 марта 2018 года (налог за 2016 год: 714 рублей, пени - 17,22 рублей) со сроком исполнения до 03 мая 2018 года (лист дела 21);
- № 22492 от 05 февраля 2019 года (налог за 2017 год: налог - 714 рублей, пени - 11,54 рублей) со сроком исполнения до 02 апреля 2019 года (лист дела 25);
- № 26538 от 08 февраля 2020 года (налог за 2018 год: налог - 714 рублей, пени - 10,04 рублей) со сроком исполнения до 20 марта 2020 года (лист дела 30).
Итого недоимка по налогу составила за указанные годы 2 856 рублей, пени 54,51 рублей.
Согласно абзаца второго части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период времени, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Установление данного срока, а также момент начала его исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя и обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений.
Как указано выше, сумма налога, учитываемого административным истцом при подаче настоящего административного искового заявления составляет 2 856 рублей и пени 54,51 рублей, что не превышает 3 000 рублей, срок исполнения самого раннего требования истек 03 апреля 2017 года, соответственно налоговому органу следовало обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу в течение шести месяцев, начиная с 04 апреля 2020 года, то есть до 03 октября 2020 года.
Согласно копии заявления о выдаче судебного приказа, административный истец обратился в суд 25 июня 2021 года (лист дела 41), что свидетельствует о значительном пропуске установленного законом срока обращения в суд.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Изучив материалы дела, суд не находит оснований для восстановления административному истцу срока подачи административного искового заявления в суд.
Так, Конституционный Суд РФ в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, не может осуществляться. Несоблюдение налоговой инспекцией установленного налоговым законодательством срока взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Административным истцом доказательств уважительности причин пропуска срока обращения в суд не представлено. При этом доводы административного истца о большом объеме задолженности налогоплательщиков, необходимости расчета помимо местных налогов, еще и региональных, федеральных налогов, о необходимости осуществления контроля за правильностью исчисления налогов, суд не может признать в качестве уважительной причины пропуска установленного законом срока обращения в суд. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно препятствовавших обратиться в суд в установленный законом срок, административным истцом не представлено.
Таким образом, в рассматриваемом деле своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, и реальной возможности для этого он лишен не был; причин объективного характера, препятствовавших или исключавших реализацию истцом права на судебную защиту в срок, установленный законом, налоговым органом не представлено, и в ходе судебного разбирательства не установлено; срок подачи административного искового заявления пропущен налоговым органом без уважительных причин, а потому заявленное ходатайство подлежит оставлению без удовлетворения.
В соответствие с частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Таким образом, учитывая, что административным истцом пропущен установленный законом срок обращения с заявлением о взыскании с административного ответчика обязательных платежей и санкций при отсутствии к этому уважительных причин, и в восстановлении указанного срока отказано, заявленные налоговым органом административные исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и, руководствуясь положениями главы 32, статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 1 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ 01 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░