Решение по делу № 2-1630/2021 от 22.10.2021

    Дело № 2-1630/2021

    42RS0001-01-2021-003342-11

    РЕШЕНИЕ

            Именем Российской Федерации

    Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:

    председательствующего Логвиновой О.В.,

    при секретаре Петерс С.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области

    21 декабря 2021 года

    гражданское дело по иску Тваржинского В.В. , Тваржинского Е.В. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в списки граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты,

    установил:

    Истцы Тваржинский В.В. , Тваржинский Е.В. обратились в суд с иском к ответчику о включении их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, расположенного по адресу: <адрес>, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте ОАО «Анжерская» непригодным для проживания, и предоставлении социальной выплаты, мотивируя свои требования следующим.

    Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит Тваржинскому В.В. , на основании договора дарения от <дата>. Ранее дом принадлежал родителям истца на основании договора от <дата>.

    Согласно заключению ООО «НЦ Горной геомеханики и маркшейдерского дела» от <дата> жилой дом по <адрес>, расположен на горном отводе ликвидированного ОАО «Шахта Анжерская» и подлежит сносу.

    Администрацией Анжеро-Судженского городского округа истцам было отказано во включении в списки граждан, подлежащих переселению, вопрос о включении в список граждан на переселение предложено решать в судебном порядке.

    Считают, что своим отказом ответчик нарушает их права.

    Истцы просили суд обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить их и несовершеннолетнего ребенка в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Анжерская», и предоставить им социальную выплату из расчета 42 кв. метров на семью из двух человек, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты.

В судебном заседании представитель истца Тваржинского В.В. Базырина Г.Н., действующая на основании доверенности от <дата>, на иске настаивала, суду пояснила, что истцы проживают в спорном жилом помещении с <...> года, то есть до момента принятия решения о ликвидации шахты. Собственниками дома ранее были родители истцов. Дом подлежит сносу. Другого жилья истцы не имеют. Бывшая жена Тваржинского В.В. был женат, у бывшей жены жилья нет. Жена Тваржинского Е.В. прописана у своих родителей, жилья в собственности не имеет.

Представители ответчика Гридина З.Х., действующая на основании доверенности, иск не признала, суду пояснила, что шахта «Анжерская» ликвидировалась в <...> году. Жилой дом по <адрес>, расположен на горном отводе ликвидированной шахты «Анжерская», на основании заключению от <дата>, проведенного истцами самостоятельно, дом является ветхим и подлежит сносу, данное заключение не оспаривают.

Истцы, представитель третьего лица Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, истцы просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие истцов и представителя третьего лица.

    Выслушав истцов, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Ст. 2 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан.

В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 5 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев). Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428 (ред. от 10.05.2018) «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» утверждены Правила предоставления из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее по тексту - Правила), которые устанавливают порядок и условия предоставления из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее – иные межбюджетные трансферты).

Согласно п. 2 и 3 Правил, предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства энергетики Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета, на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил. Иные межбюджетные трансферты предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на ряде условий, в числе которых входят: использование иных межбюджетных трансфертов органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков в целях финансового обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил; представление органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Министерству энергетики Российской Федерации сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности.

Согласно п. 6 Правил Размер иных межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" - "в" и "е" пункта 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область).

Размер иных межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятия, предусмотренного подпунктом "г" пункта 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании проектной документации, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и заключения о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства.

Пунктом 8 Правил предусмотрено, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации. Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.

Согласно п. 9 размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).

Согласно п. 10 Правил, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек, 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.

В силу абз. 2 п. 11 Правил социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.

Абзацем вторым п. 13 Правил установлено, что приобретенное за счет средств социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в договоре о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

    Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.

    Согласно п. 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Приказом Минэнерго России от 01.11.2001 N 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

    Таким образом, из анализа вышеуказанных норм права, следует, что предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть необеспеченность их иным жильем.

    Основанием для предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированного на данной площади гражданина, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты. Каких-либо других критериев для предоставления социальной выплаты для приобретения жилья законом в данном случае не установлено.

        Судом установлено, что собственником жилого дома по <адрес>, на основании договора дарения от <дата> (л.д.7-8) является Тваржинский В.В. Дом подарен ему родителями.

            Родителями истцов дом по <адрес> приобретен по договору купли-продажи <дата> (л.д.9).

    Согласно справке ЕРКЦ от <дата> (л.д.57), данным домовой книги (л.д.18-25), в жилом доме по <адрес>, истцы зарегистрированы с <дата>.

    Согласно заключению СФ ОАО ВНИМИ от <дата> дом по <адрес>, расположен на горном отводе ликвидированной шахты «Анжерская», имеет отметку Э – жилые дома, не подработанные или построенные на ранее подработанной территории (л.д.37).

    Заключением ООО «НЦ ГМД» от <дата>, составленным по заявлению истцов, установлено, что жилой дом по <адрес>, находится в зоне влияния горных работ ликвидированной шахты «Анжерская», которые проводились неоднократно по 1961 год, износ дома составляет 66%. Основной причиной ветхого состояния дома являются подземные горные работы ликвидированной шахты «Анжерская», так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения. Дом рекомендуется к сносу, как ставшая непригодная для проживания по критериям безопасности, в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «Анжерская», не подлежит повторному заселению, после переселения жителей должна быть разобрана (л.д.10-15).

    Решением внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Шахта Анжерская» от <дата> принято решение о ликвидации шахты, создана ликвидационная комиссия.

    Решением Арбитражного суда Кемеровской области от <дата> ОАО "Шахта Анжерская" признано несостоятельным (банкротом).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ОАО «Шахта Анжерская» прекратило деятельность <дата>.

Исследуя указанные выше доказательства, суд приходит к выводу, что моментом принятия решения о ликвидации шахты является день принятия внеочередным общим собранием акционеров ОАО «Шахта Анжерская» решения о ликвидации шахты - <дата>.

        Согласно сведениям БТИ (л.д. 16) и Росреестра (л.д.44-52) истцы кроме спорного жилого помещения по <адрес>, другого жилья не имеют. Также не имеют в собственности жилых помещений супруги истцов.

        Разрешая требования истцов о включении их и несовершеннолетнего ребенка в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО «Шахта Анжерская», и предоставлении им социальной выплаты для приобретения жилья из расчета 18 кв. метров на каждого члена семьи, оценивая доводы и возражения сторон, представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

    Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.

    Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что удовлетворение заявленных истцами требований возможно при наличии совокупности следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть необеспеченность иным жильем.

    Как установлено судом и подтверждается собранными по делу доказательствами, истцы Тваржинский В.В. и Тваржинский Е.В. проживают и зарегистрированы с <дата> в жилом доме по <адрес>, находящемся в собственности Тваржинского В.В. , то есть на момент принятия решения о ликвидации шахты ОАО «Шахта «Анжерская» - <дата>, истцы были зарегистрированы и проживали в спорном доме, расположенном на горном отводе шахты «Анжерская».

    Как следует из п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> основанием для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности.

    Истцы не были включены ответчиком в список граждан на переселение и получение социальной выплаты в связи с тем, что заключением СФ ОАО «ВНИМИ» от <дата> дом по <адрес>, отнесен к категории домов «не подработанные или построенные на ранее подработанной территории». Заключением ООО «НЦ ГМД» от <дата>, установлено, что дом подлежит сносу по условию подработки. Данное заключение ответчик не оспаривает.

    До настоящего времени спорная квартира является единственным жильём для истцов, иного жилья для проживания ни на праве собственности, ни на ином праве у них нет, что не оспаривается ответчиком и подтверждается сведениями БТИ и Росреестра.

    Установленные судом выше обстоятельства в их совокупности дают право истцам на получение социальной выплаты для граждан, подлежащих переселению из жилых помещений, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых предприятиях горной промышленности непригодными для проживания по критериям безопасности, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428.

        Таким образом, суд удовлетворяет исковые требования истцов в списки граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, и предоставлении им социальной выплаты на приобретение другого жилья.

    Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

    решил:

              Исковые требования Тваржинского В.В. , Тваржинского Е.В. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в списки граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты, полностью удовлетворить.

     Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа:

    - включить Тваржинского В.В. , <дата> года рождения, уроженца <...>,

    Тваржинский Е.В. , <дата> года рождения, уроженца г<...>

    зарегистрированных по адресу: <адрес>,

    в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ОАО «Шахта Анжерская»;

     - предоставить Тваржинскому В.В. , Тваржинскому Е.В. социальную выплату из расчета 42 кв. метров на семью из двух человек, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты.

    Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Анжеро-Судженский городской суд.

    Председательствующий:

    Решение в окончательной форме составлено 28.12.2021.

2-1630/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Тваржинский Евгений Владимирович
Тваржинский Вячеслав Владимирович
Ответчики
Администрация Анжеро-Судженского городского округа
Другие
Министерство энергетики РФ
Суд
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области
Судья
Логвинова О.В.
Дело на сайте суда
anzhero-sudzhensky.kmr.sudrf.ru
22.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.10.2021Передача материалов судье
26.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.11.2021Подготовка дела (собеседование)
01.12.2021Подготовка дела (собеседование)
01.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2021Судебное заседание
28.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее