Решение по делу № 66а-1206/2020 от 06.11.2020

№ 66а-1206/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург                                                                     16 ноября 2020 года

Судья Второго апелляционного суда общей юрисдикции Белоногий А.В, рассмотрев административный материал №13а-65/2020 по частной жалобе Министерства финансов Свердловской области на определение Свердловского областного суда от 10 сентября 2020 года об отказе в удовлетворении заявления Министерства финансов Свердловской области об изменении способа и порядка исполнения решения Свердловского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу а-223/2020 по административному исковому заявлению Шитовой Е.Е. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

установил:

Вступившим в законную силу 17 октября 2014 года решением Новоуральского городского суда Свердловской области от 11 сентября 2014 года, принятым по гражданскому делу №2-1452/2014, удовлетворены исковые требования Шитовой Е.Е.: на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области возложена обязанность по приобретению за счёт средств областного бюджета жилого помещения в городе Новоуральске Свердловской области не ниже установленных социальных норм с последующим заключением договора найма специализированного жилья на приобретенное жилое помещение с Шитовой Е.Е.; на Управление социальной политики по городу Новоуральску возложена обязанность по обеспечению подписания договора найма специализированного жилого помещения Шитовой Е.Е. в течение одного месяца со дня распределения ей жилого помещения, и в течение 5 рабочих дней от даты подписания договора найма специализированного жилого помещения подписанные экземпляры договора возвратить в ГКУ «Фонд жилищного строительства» (том 1, л.д.17-21).

Шитова Е.Е. обратилась в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение указанного решения в разумный срок, указав, что 11 ноября 2014 года возбуждено исполнительное производство (том 2, л.д.4), однако требования исполнительного документа до настоящего времени не исполнены; компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок Шитова Е.Е. определила в 500 000 рублей.

Решением Свердловского областного суда от 8 июля 2020 года административное исковое заявление Шитовой Е.Е. удовлетворено частично: ей присуждена компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 200 000 рублей, в удовлетворении остальной части требований административного иска отказано (том 2, л.д.34-41).

Этим же судебным постановлением с Министерства финансов Свердловской области в пользу Шитовой Е.Е. взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

23 июля 2020 года Шитовой Е.Е. выдан исполнительный лист на взыскание компенсации, требования которого исполнены 18 августа 2020 года.

В Свердловский областной суд 25 августа 2020 года от Министерства финансов Свердловской области поступило заявление об изменении способа и порядка исполнения судебного решения от 8 июля 2020 года, в котором ответчик просил:

1) в части взысканной государственной пошлины установить:

«Взыскать со Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области за счёт средств казны Свердловской области в пользу Шитовой Е.Е. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей».

2) установить, что порядок и способ исполнения судебного акта, установленный статьёй 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, применяется в отношении всех сумм, указанных в резолютивной части решения Свердловского областного суда от 8 июля 2020 года (том 3, л.д.1-4).

Определением Свердловского областного суда от 10 сентября 2020 года в удовлетворении указанного заявления Министерства финансов Свердловской области отказано (том 3, л.д.27-30).

    В частной жалобе Министерство финансов Свердловской области просит отменить определение Свердловского областного суда от 10 сентября 2020 года и разрешить вопрос по существу (том 3, л.д.36-43).

    В соответствии с положениями частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба рассматривается по правилам, установленным главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в порядке упрощённого (письменного) производства без проведения устного разбирательства и без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания судьями соответствующих судов единолично, за исключением случаев, когда обжалуемое определение вынесено коллегиальным составом суда.

Исследовав представленный административный материал, дело №3а-223/2020, изучив доводы частной жалобы, судья приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении заявления об изменении порядка и способа исполнения судебного решения, суд первой инстанции исходил из того, что глава 26 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не содержит процессуальных положений об особенностях распределения судебных расходов; судебные расходы при удовлетворении требований административного иска о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежат возмещению за счёт средств административного ответчика, а не за счёт финансовых средств соответствующего бюджета субъекта федерации.

Судья полагает данные выводы суда первой инстанции ошибочными.

Подпунктом «в» пункта 2 части 1 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного искового заявления о присуждении компенсации суд принимает решение, которое должно соответствовать установленным главой 15 Кодекса требованиям и дополнительно к требованиям, предусмотренным статьёй 180 Кодекса, должно содержать в резолютивной части указание на распределение судебных расходов.

В связи с тем, что нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, вопрос об этих расходах разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее Закон о компенсации) при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Таким образом, именно Свердловская область, как субъект Российской Федерации, являлась административным ответчиком по делу №3а-223/2020, по которому вышеупомянутым решением от 8 июля 2020 года в пользу истца взыскана компенсация, при этом интересы административного ответчика представляло Министерство финансов Свердловской области.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счёт средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счёт средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 названного Закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Порядок исполнения решения суда о взыскании компенсации за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации установлен статьёй 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в силу части 3 которой для исполнения, в том числе, судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 этого же Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.

Как следует из Положения, утверждённого постановлением Правительства Свердловской области от 12 марта 2010 года №130-ПП, Министерство финансов Свердловской области является финансовым органом Свердловской области, исполняющим судебные акты о взыскании денежных средств за счёт средств казны соответствующего публично-правового образования за счёт средств государственной казны Свердловской области (статья 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Из разъяснений, содержащихся в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в целях своевременного исполнения решения суда об удовлетворении заявления о компенсации в резолютивной части решения должны быть указаны размер присуждаемой компенсации, орган, на который возложена обязанность по исполнению судебного акта по делу о компенсации, а также реквизиты банковского счёта лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации, на который должны быть перечислены подлежащие выплате в счёт компенсации денежные суммы (часть 2 статьи 5 Закона о компенсации, подпункт «б» пункта 2 части 1 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 222.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счёт средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Например: «Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт средств федерального бюджета в пользу заявителя (указывается фамилия, имя, отчество или наименование юридического лица) компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в размере...».

В настоящем случае публично-правовым образованием является субъект Российской Федерации - Свердловская область, соответствующим бюджетом бюджетной системы Российской Федерации – денежные средства бюджета Свердловской области (казна Свердловской области), финансовым органом, уполномоченным на исполнение исполнительных документов за счёт находящихся в распоряжении средств казны Свердловской области, является Министерство финансов Свердловской области.

Вывод суда о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления об изменении порядка исполнения решения суда от 8 июля 2020 года в части взыскания с Министерства финансов Свердловской области расходов по уплате государственной пошлины, не является верным, поскольку финансовый орган по данным делам представляет интересы публично-правового образования, являющегося административным ответчиком.

В соответствии с абзацем четвёртым пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года №13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен бюджетным законодательством и не может быть произвольно определён судом при изложении резолютивной части судебного акта.

Поскольку порядок по выплате компенсации регулируется положениями статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, то и обязанность по возмещению судебных расходов не может быть исполнена иным образом.

Затруднительность исполнения финансовым органом решения суда в части распределения судебных расходов является основанием для изменения порядка его исполнения в этой части.

При таком положении, обжалуемое определение суда об отказе в удовлетворении заявления об изменении порядка исполнения решения суда о взыскании расходов по уплате государственной пошлины подлежит отмене с разрешением процессуального вопроса по существу.

    С учётом изложенного, руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

определил:

определение Свердловского областного суда от 10 сентября 2020 года отменить.

    Заявление Министерства финансов Свердловской области об изменении порядка исполнения решения Свердловского областного суда от 8 июля 2020 года – удовлетворить.

    Изменить порядок исполнения решения Свердловского областного суда от 8 июля 2020 года в части взыскания в пользу Шитовой Е.Е. расходов по уплате государственной пошлины в размере трёхсот рублей, указав на взыскание таких расходов со Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области за счёт средств бюджета Свердловской области.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Судья                                                       А.В.Белоногий

66а-1206/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу
Истцы
Шитова Екатерина Евгеньевна
Ответчики
Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области
Министерство финансов Свердловской области
Другие
ГУ Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области
ГКУ СО "Фонд жилищного строительства"
Суд
Второй апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Белоногий Андрей Владимирович
Дело на сайте суда
2ap.sudrf.ru
06.11.2020Передача дела судье
16.11.2020Единоличное рассмотрение (без вызова лиц, участвующих в деле)
18.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2020Передано в экспедицию
16.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее