УИД 75RS0013-01-2024-000505-28
Дело № 2-284/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 июля 2024 года пгт.Карымское
Карымский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.В.,
при секретаре Филатовой А.А.,
с участием помощника прокурора Карымского района Быстрова Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Карымского района Забайкальского края Клюева О.Е., поданного в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО1 к Администрации муниципального района «Карымский район» Забайкальского края о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора Карымского района Забайкальского края Клюев О.Е. обратился в Карымский районный суд с названным исковым заявлением, в последующим уточненным, в обоснование заявленных требований указывая, что прокуратурой района по обращению ФИО2 в интересах несовершеннолетней ФИО1 проведена проверка по результатам которой установлено следующее.
Администрацией МР «Карымский район» не организованы мероприятия, направленные на защиту населения от негативных явлений, связанных с наличием безнадзорных животных, надлежащим образом не организованы. ДД.ММ.ГГГГ в период с 14 часов до 15 часов на участке местности возле МОУ СОШ № по адресу: <адрес>, пгт. Карымское, <адрес> произошло нападение безнадзорного животного на несовершеннолетнюю ФИО1, в результате которого ребенку был причинен моральный вред.
По данному факту ФИО1 обратилась в ГУЗ «Карымская ЦРБ» к врачу педиатру, который поставил диагноз: гематома мягких тканей левого предплечья.
По данному факту возбуждено уголовное дело 03.06.2021 г. по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ в отношении неустановленных лиц по факту ненадлежащего исполнения должностных обязанностей сотрудниками государственной ветеринарной службы Забайкальского края, выразившихся в непринятии надлежащих мер по отлову безнадзорных собак.
В целях организации деятельности по отлову безнадзорных животных администрацией муниципального района «Карымский район» с ООО «Пять Звезд» 20.12.2022 заключен муниципальный контракт на сумму 918 400 руб. на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального района «Карымский район», который окончен 13.04.2023 г.
Факт нападения 19.01.2023 безнадзорного животного на несовершеннолетнюю ФИО1 находится в непосредственной причинно-следственной связи с ненадлежащей организацией администрацией муниципального района «<адрес>» мероприятий по отлову бесхозяйных животных и свидетельствует о неполноте принимаемых органами местного самоуправления мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предотвращению причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан.
Тот факт, что в связи с укусом собаки ребенку были причинены нравственные страдания и телесные повреждения, является очевидным, подтвержден материалами проверки.
На основании изложенного просят взыскать с ответчика в пользу несовершеннолетней ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
В судебном заседании помощник прокурора Карымского района Быстров Д.С. просил удовлетворить завяленные исковые требования в полном объеме.
Законный представитель несовершеннолетней ФИО1 – ФИО2 просила удовлетворить исковые требования, пояснив, что ее дочь является ребенком-инвалидом, в связи с укусом собаки дочери приходилось принимать сильнодействующие препараты, у нее появился страх выходить на улицу, девочка перенесла сильный стресс.
Ответчик комитет по финансам муниципального района «Карымский район» в судебное заседание не явились, уведомлялись надлежащим образом, согласно заявления просили рассмотреть данное дело в их отсутствие.
Ответчик Администрации муниципального района «Карымский район» уведомленные надлежащим образом в судебное заседание не явились, письменных пояснений относительно заявленных исковых требований не представили.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования ГУЗ «Карымская ЦРБ», ООО «Пять звезд», государственная ветеринарная служба <адрес> уведомленные надлежащим образом в судебное заседание не явились.
Свидетель ФИО7, допрошенная в ходе судебного заседания суду пояснила, что является врачом педиатром ГУЗ «Карымской ЦРБ», 19.01.2023 г. к ней обратилась ФИО2 являющаяся матерью ФИО1 с жалобами на укус собаки за левое предплечье. Был выставлен диагноз гематома мягких тканей левого предплечья. Рекомендована консультация хирурга. При обращении за помощью, несовершеннолетняя ФИО1 была сильно напугана.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов граждан, на основании обращения граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите; Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека (ст. 2 и 7, ч. 1 ст. 20, ст. 41 Конституции Российской Федерации).
К числу общепризнанных основных неотчуждаемых прав и свобод человека относится право гражданина на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, которое является производным от права на жизнь и охрану здоровья, прямо закрепленных в Конституции Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Пунктом 2 ст. 150 ГК РФ определено, что нематериальные блага защищаются в соответствии с названным кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
Согласно п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ и ст. 151 ГК РФ.
Так, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ст. 151 ГК РФ).
В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья, либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.
Как следует из представленных материалов, 19.01.2023 г. в период с 14 часов до 15 часов на участке местности возле МОУ СОШ № 2 по адресу: Забайкальский край, пгт. Карымское, <адрес> произошло нападение безнадзорного животного собаки на несовершеннолетнюю ФИО1, в результате которого ребенку был причинен укус в области левого предплечья.
По данному факту мать несовершеннолетней ФИО1 – ФИО2 обратилась в ГУЗ «Карымская ЦРБ» к врачу педиатру, который поставил диагноз: гематома мягких тканей левого предплечья.
Согласно рапорта об обнаружении признаков преступления от 10.03.2023 г. следователя СО по Карымскому району СК РФ по Забайкальскому краю Тумэновой О.Г. по факту укуса неустановленной собаки в отношении несовершеннолетней ФИО1 в отношении неустановленного лица обнаружены признаки преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 293 УК РФ, а именно халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов.
10.04.2023 г. старшим следователем первого отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Забайкальскому краю вынесено постановление о признании потерпевшей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения по факту причинения ей физического вреда в виде укуса безнадзорного животного – собаки в области левого предплечья.
Согласно заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 причинен кровоподтек левого предплечья. Данное повреждение образовалось от воздействия твердого тупого предмета и могло возникнуть от удара таким предметом, так и при ударе о таковой. Таким предметом могли быть зубы собаки. Повреждение не влечет за собой кратковременного расстройства здоровья, или стойкой утраты общей трудоспособности, и поэтому квалифицируется как повреждение, не причинившее вреда здоровью.
В период с 21.12.2022 по 31.12.2023 г. между МКУ «Центр бухгалтерского обслуживания и материально-технического обеспечения» муниципального района «<адрес>» (Заказчик) и ООО «Пять звезд» (Исполнитель) был заключен муниципальный контракт № ИКЗ 22 37№ 0028 010 7500 244, согласно которого исполнитель обязуется по заданию заказчика организовать мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального района «Карымский район», а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные услуги. Данные мероприятия заключаются в организации отлова безнадзорных животных в Забайкальском крае муниципального района «Карымский район»; содержании безнадзорных животных без владельцев в течение времени передержки (20 дней), а также пожизненному содержанию, услуг по гуманной эвтаназии (умерщвлению) и утилизации биологических отходов на территории исполнения.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п. 1). Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (п. 2).
Установленная ст. 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик.
В соответствии со ст. 137 ГК РФ к животным применяются общие правила имуществе, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено другое.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» животное без владельца – животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен.
Пунктами «б», «з» и «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; координация вопросов здравоохранения; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.
Согласно п. 82 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными, в том числе организацию мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными.
Федеральным законом от 27.12.2018 №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» деятельность по обращению с животными без владельцев определена как деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом (ст. 3).
На основании ст. 17 Федеральным законом от 27.12.2018 №498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется, в том числе, в целях предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.
В силу ч. 3 ст. 7, ст. 8 Федеральным законом от 27.12.2018 №498-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.
Пунктом 14 ст. 14.1 и п. 15 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях соответственно поселения, муниципального округа, городского округа.
В соответствии с положениями ст. 1 Закона Забайкальского края от 24.02.2021 № 1915-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Согласно ст. 1, 2 Закона Забайкальского края от 24.02.2021 № 1915-ЗЗК Администрация муниципального района «Карымский район» наделена соответствующим полномочием на неограниченный срок.
Таким образом, установлено, что на момент причинения вреда несовершеннолетней ФИО1 осуществление мероприятий по обращению с животными без владельцев, обитающих на территории <адрес>, входило в обязанность администрации муниципального района «<адрес>».
По смыслу приведенных норм закона безнадзорной и подлежащей отлову является собака, находящаяся в общественном месте без сопровождающего лица, независимо от того, имеет она собственника или нет.
Соответственно, юридически значимым и подлежащим доказыванию по данному делу обстоятельством является причинение вреда здоровью истцу в результате укуса собаки, находившейся на участке местности возле МОУ СОШ № по адресу: <адрес>, пгт. Карымское, <адрес> без сопровождающего лица, и вследствие этого подлежавшей отлову.
Данные обстоятельства, как было указано выше, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства. Несовершеннолетняя ФИО1 была укушена собакой на улице, то есть в общественном месте, при этом животное не имело владельца.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что наряду с организационными, административными, инженерно-техническими, медико-санитарными, ветеринарными мерами к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относятся также меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (санитарными правилами) в указанной статье понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Согласно п. 1 ст. 29 этого Закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (ст. 2 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ).
В соответствии с п. 9.5 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.05.2010 № 54, регулирование численности безнадзорных животных производится путем их отлова и содержания в специальных питомниках.
В силу ст. 2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии», а также ст. 3, 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Подпунктом 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям отнесена организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 18 Федерального закона от 27.12.2018 №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с ч. 7 ст. 16 настоящего Федерального закона; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в п. 2 настоящей части, либо обращение с животными в соответствии с п. 5 настоящей части; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных; иные необходимые мероприятия в соответствии с ч. 7 и 8 настоящей статьи.
Санитарно-эпидемиологическими правилами СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» (далее санитарно-эпидемиологические правила) закреплен перечень мероприятий по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей, который включает в себя, в том числе, мероприятия по регулированию численности безнадзорных животных и их иммунизации против бешенства.
Регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках и относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 1789 СанПиН 3.3686-21).
Исходя из положения п. 7 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Забайкальского края, утвержденного приказом Государственной ветеринарной службы Забайкальского края от 10.08.2020 № 167, основаниями для отлова животных без владельцев являются письменные и устные обращения об отлове животных без владельцев от физических и юридических лиц, рейдовые мероприятия, осуществляемые исполнителями мероприятий самостоятельно. Отлов животных без владельцев осуществляется исполнителем мероприятий не позднее пяти рабочий дней со дня получения информации о месте нахождения животных без владельцев.
Статьей 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 498-ФЗ установлено, что за нарушение требований настоящего Федерального закона владельцы животных и иные лица несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 25 Устава муниципального района «Карымский район» Забайкальского края администрация муниципального района «Карымский район» является исполнительно-распорядительным органом муниципального района «Карымский район», наделена полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального района «Карымский район» и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Забайкальского края.
В структуру администрации муниципального района «Карымский район» могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации МР «Карымский район».
Мероприятия по отлову безнадзорных животных относятся не только к мерам по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, но и к мероприятиям по охране жизни и здоровья людей, осуществление которых, отнесено к вопросам местного значения (п. 32 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Определяя размер компенсации морального вреда, суд, исходя из положений ст. 1101 ГК РФ, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, характер, степень и объем причиненных несовершеннолетней ФИО1 физических и нравственных страданий, связанных с причинением ей боли при травме от укуса собаки, индивидуальные особенности потерпевшей, принятие сильнодействующих препаратов, длительность проводимого лечения, учитывая принципы разумности и справедливости, приходит к выводу о том, что компенсация морального вреда в размере 30 000 руб. отвечает признакам справедливого возмещения потерпевшему за перенесенные страдания.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 000 (░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15.07.2024