Судья Шевченко Ю.И. УИД 61RS0022-01-2022-011156-23
дело № 33-18194/23
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 октября 2023 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Зинкиной И.В.
судей Пастушенко С.Н., Говоруна А.В.
при секретаре Мордань Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1319/2023 по иску прокурора г. Таганрога в интересах неопределенного круга лиц к МОБУ СОШ № 21, администрации г. Таганрога о возложении обязанности устранить нарушения, по апелляционной жалобе администрации г. Таганрога на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 04 апреля 2023г.
Заслушав доклад судьи Пастушенко С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Таганрога обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МОБУ СОШ № 21, администрации г. Таганрога об устранении нарушений законодательства, направленного на безопасность детей, в котором просил обязать администрацию г. Таганрога и МОБУ СОШ № 21 устранить нарушения санитарного законодательства, а именно: восстановить целостность фасада, устранить дефекты в виде трещин, следов подтеков, сколов облицовочных материалов по всему периметру здания МОБУ СОШ № 21; обязать в помещении МОБУ СОШ № 21 оборудовать медицинский блок, состоящий из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного кабинета в соответствии с требованиями п. 7-8 Приказа № 822н; обязать оснастить мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (приложение № 3 к Приказу № 822н) медицинский блок МОБУ СОШ № 21.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой г.Таганрога проведена проверка соблюдения требований санитарного законодательства в деятельности образовательных учреждений города, а также законодательства о противопожарной безопасности, о собственности, в ходе которой в деятельности МОБУ СОШ № 21, расположенном по адресу г.Таганрог, ул. Дзержинского, д. 67 «А» выявлены следующие нарушения: фасад здания имеет множественные дефекты в виде нарушения целостности покрытия, трещины, следы подтеков, сколов облицовочных материалов.
Кроме того, медицинский кабинет не оснащен согласно требованиям лицензионного законодательства, а именно: отсутствует медицинский блок в составе 2 комнат, имеющаяся комната в образовательном учреждении не оснащена мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (приложение № 3 к Приказу № 822н), что не соответствует положениям п. 11 Приказа № 822н и п. 2.9.1 СП 2.4.3648-20.
Нарушения свидетельствуют о необходимости проведения комплексных ремонтных работ здания образовательного учреждения.
Таким образом, МОБУ СОШ № 21 обязанность по поддержанию имущества, находящегося в муниципальной собственности в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации состоянии не выполняется.
По фактам выявленных нарушений прокуратурой города в администрацию города Таганрога внесено представление об устранении нарушений, нарушения до настоящего момента не устранены.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 04 апреля 2023 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Суд обязал администрацию г. Таганрога и МОБУ СОШ № 21 восстановить целостность фасада, устранить дефекты в виды трещин, следов подтеков, сколов облицовочных материалов по всему периметру здания МОБУ СОШ № 21, расположенного по адресу: Ростовская область, г.Таганрог, ул. Дзержинского, 67.
Обязал администрацию г. Таганрога и МОБУ СОШ №21 в помещении МОБУ СОШ № 21, расположенном по адресу: Ростовская область, г.Таганрог, ул. Дзержинского, 67А, оборудовать медицинский блок, состоящий из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного кабинета в соответствии с требованиями п.7-8 Приказа № 822н.
Обязал администрацию г. Таганрога и МОБУ СОШ №21 оснастить мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (приложение № 3 к приказу № 822н) медицинский блок МОБУ СОШ №21, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Дзержинского, 67А.
Не согласившись с решением суда, администрация г.Таганрога обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования истца оставить без удовлетворения в части возложения обязанности устранить нарушения законодательства, направленного на безопасность детей на администрацию г. Таганрога.
Автор жалобы указывает, что администрация г.Таганрога не является надлежащим ответчиком, поскольку обязанности оборудования МОБУ СОШ № 21 относятся к компетенции Управления образования г.Таганрога, которое в свою очередь является органом администрации г.Таганрога, обеспечивающим осуществление полномочий по решению вопросов местного значения в сфере образования.
Указывает, что Управление образования является главным распорядителем средств бюджета города Таганрога в отношении муниципальных образовательных организаций.
Ссылается, что принятое решение нарушает нормы бюджетного законодательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав в судебном заседании прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Государственная политика в интересах детей является приоритетной, один из ее принципов - ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда (ч. 2 ст. 4 Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Статьей 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52- ФЗ) установлено, что в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от их организационно-правовой формы должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
С 01.01.2021 введены в действие санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СП 2.4.3648-20), утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 8.
Пунктом 2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ установлено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с положениями ч.7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012г. N 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Федеральным законом от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ к основным правам обучающихся отнесено академическое право на охрану жизни и здоровья (п.9 ч.1 ст.34).
Право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите; Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека (ст. 2 и 7, ч. 1 ст. 20, ст. 41 Конституции Российской Федерации).
В силу ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
В соответствии с Уставом МОБУ СОШ № 21 является некоммерческой организацией и имеет организационно-правовую форму - муниципальное бюджетное образовательное учреждение, учредителем является муниципальное образование «Город Таганрог», функции и полномочия учредителя осуществляет управление образования г. Таганрога, полномочия собственника осуществляет КУИ г. Таганрога.
В соответствии с ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч.7 ст.28). Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п.8 ч.1 ст.41).
Таким образом, на образовательную организацию возлагается обязанность по обеспечению комплексной безопасности находящихся в ней обучающихся и работников.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой г.Таганрога проверки соблюдения требований санитарного законодательства в деятельности МОБУ СОШ № 21 установлено, что в нарушении ст. 7 Федерального закона № 384-ФЗ, ст. 28 Федерального закона № 52-ФЗ, ст. 210, 215 ГК РФ, МОБУ СОШ № 21 обязанность по поддержанию имущества, находящегося в муниципальной собственности в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации состоянии не выполняется, что может привести к образованию внутри помещения мокнущих поверхностей, плесени, дефектам поверхностей и повлечь причинения вреда жизни или здоровью детей на безопасное получение образования, а также ущерб муниципальному образованию «Город Таганрог».
Кроме того, медицинский кабинет не оснащен в соответствии требованиями лицензионного законодательства. Так, в нарушение п. 7-8 Приказа Минздрава России от 05.11.2013 № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» (далее - Приказ № 822н) отсутствует медицинский блок в составе 2 комнат, имеющаяся комната в образовательном учреждении не оснащена мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (приложение № 3 к Приказу № 822н), что не соответствует положениям п. 11 Приказа № 822н и п. 2.9.1 СП 2.4.3648-20.
Указанное свидетельствует о необходимости проведения комплексных работ по приведению здания образовательного учреждения в соответствие с вышеуказанными положениями закона.
По фактам выявленных нарушений прокуратурой г.Таганрога в образовательное учреждение внесено представление, однако до настоящего времени нарушения не устранены.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и исходил из того, что выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения свидетельствуют о неисполнении ответчиками соблюдения требований санитарного законодательства, а также законодательства о собственности, негативно влияют на обеспечение безопасности воспитанников и персонала учреждения, создает угрозу возникновения причинения вреда жизни и здоровью как несовершеннолетним, так и сотрудникам учреждения.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу о необходимости возложить на ответчиков обязанность по устранению нарушений.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, не повторяя их мотивов, поскольку они мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах, оценка которых произведена по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы администрации г.Таганрога об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, судебной коллегий были исследованы и проанализированы, и не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают правильные выводы суда и не указывают на наличие оснований для отмены решения.
С доводами апелляционной жалобы о том, что администрация г.Таганрога не является надлежащим ответчиком, поскольку обязанности оборудования МОБУ СОШ № 21 относятся к компетенции Управления образования г.Таганрога, судебная коллегия не может согласиться ввиду следующего.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
При этом Администрация г. Таганрога является главным распорядителем бюджетных средств, направляемых на финансирование образовательных учреждений.
Положения статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» указывают на то, что бюджетное учреждение финансируется за счет бюджета соответствующего уровня.
Таким образом, обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройству прилегающих к ним территорий возложена законодателем, в том числе на органы местного самоуправления.
В силу п.13 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
При этом как следует из статьи 1 Положения «Об управлении образования г.Таганрога», Управление образования г.Таганрога является органом администрации г.Таганрога, а финансовое обеспечение деятельности Управления осуществляется согласно бюджетной смете за счет средств, выделенных из бюджета города.
Отношения по содержанию имущества, принадлежащего муниципальному образованию и закрепленного за муниципальным бюджетным образовательным учреждением на праве оперативного управления, основаны на положениях о праве собственности и других вещных правах, обусловлены полномочиями органа местного самоуправления. Сведений о том, что указанные полномочия переданы Управлению образования г.Таганрога, не представлено.
Суд обоснованно исходил из того, что устранение выявленных нарушений, требует совместных согласованных действий ответчиков по устранению и определению источников финансирования, доведения лимитов до учреждения и заключения соответствующих контрактов или договора на выполнение работ. МОБУ СОШ № 21 самостоятельных источников дохода не имеет и с учетом выделяемых денежных средств на осуществление деятельности самостоятельно не сможет устранить нарушения без соответствующего финансирования.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что согласно приведенным выше правовым нормам администрация является органом, ответственным за надлежащее своевременное финансирование расходов на устранение нарушений законодательства в сфере санитарного законодательства в образовательном учреждении, за счет средств местного бюджета, судебная коллегия считает правильными выводы суда о том, что по настоящему делу надлежащим ответчиком является администрация г.Таганрога.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения. Они так же направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Учитывая, что судом правильно установлены юридически значимые обстоятельства дела, которым соответствуют изложенные в решении выводы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене оспариваемого судебного решения по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 04 апреля 2023г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Таганрога - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30.10.2023.