Решение по делу № 33а-341/2021 от 16.12.2020

72RS0011-01-2020-000529-73

Номер дела в суде первой инстанции 2а-382/2020

Дело № 33а-341/2021 (33а-6375/2020)

Апелляционное определение

город Тюмень                         25 января 2021 года

    Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего Левиной Н.В.,
судей Глушко А.Р., Ревякина А.В.,
при секретаре Семенец Е.С.

    рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ю.Н.И. на решение Ишимского районного суда Тюменской области от 07 октября 2020 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области к Ю.Н.И. о взыскании задолженности удовлетворить.

Взыскать с Ю.Н.И. задолженность:

- по транспортному налогу за 2018 год в сумме 31 382 рубля 00 копеек;

- по пени, начисленной за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018 год в сумме 106 рублей 41 копейка,

а всего взыскать 31 488 рублей 41 копейку (тридцать одна тысяча четыреста восемьдесят восемь рублей сорок одна копейка).

Взыскать с Ю.Н.И. государственную пошлину за рассмотрение дела в суде в сумме 1 144 рубля 65 копеек (одна тысяча сто сорок четыре рубля шестьдесят пять копеек) в бюджет Ишимского муниципального района Тюменской области».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Левиной Н.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

    Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Тюменской области (далее также – МИФНС России № 12 по Тюменской области) обратилась в суд с административным иском к Ю.Н.И. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 31 382 рубля и пени в размере 106,41 рублей. Требования мотивированы тем, что Ю.Н.И. имел на праве собственности транспортные средства, на которые за 2018 год начислен транспортный налог в размере 31 382 рубля, о чем налогоплательщику направлено налоговое уведомление от 04 июля 2019 года. В связи с неуплатой налога за 2018 год к установленному сроку Юлмасову Н.И. выставлено требование от 19 декабря 2019 года об уплате налога и пени в срок до 17 января 2020 года. Ввиду неисполнения обязанности по уплате налога МИФНС России № 12 по Тюменской области подано заявление о выдаче судебного приказа. Судебный приказ мирового судьи о взыскании задолженности с Ю.Н.И. по заявлению должника отменен определением мирового судьи от 25 февраля 2020 года. Поскольку административным ответчиком задолженность по налогам не оплачена до настоящего времени, МИФНС России № 12 по Тюменской области обратилась в суд с заявленными требованиями.

    Представитель Ю.Н.И.Ю.В.Н., действующий на основании доверенности от 18 сентября 2020 года (л.д.45), в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал.

    Представитель МИФНС России № 12 по Тюменской области, Ю.Н.И. в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.

Судом постановлено указанное выше решение, не соглашаясь с которым Ю.Н.И. в апелляционной жалобе, считая решение суда незаконным, необоснованным, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. Считает, что у судьи отсутствует гражданство Российской Федерации, а Ишимский районный суд Тюменской области не создан на основании закона, в связи с чем принятое решение юридически ничтожно и не подлежит исполнению. Ссылаясь на постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 62, утверждает, что отмена судебного приказа не дает права повторно обращаться по этому поводу с иском, считает, что административный иск подлежал возврату истцу. Указывает, что в материалах дела нет ни одного оригинала документов, копии документов не имеют юридической силы. Полагает, судом не обеспечена состязательность сторон, необоснованно отказано в удовлетворении его ходатайства о ведении видеозаписи судебного заседания.

В возражениях на апелляционную жалобу МИФНС России № 12 по Тюменской области, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Ю.Н.И., представитель МИФНС России № 12 по Тюменской области в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы не заявлены, представитель МИФНС России № 12 по Тюменской области просил рассмотреть дело без его участия, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В силу части 4 статьи 57 Налогового Кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (пункт 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно части 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу положений статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 2).

Законом Тюменской области от 19 ноября 2002 года № 93 «О транспортном налоге» установлен и введен в действие транспортный налог.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, за Ю.Н.И. в 2018 году были зарегистрированы транспортные средства, в том числе, мотоцикл ИЖ <.......>, государственный регистрационный знак <.......>, мощность двигателя 74 л.с.; Фольксваген <.......>, государственный регистрационный знак <.......>, мощность двигателя 310 л.с.

На основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации МИФНС России № 12 по Тюменской области Ю.Н.И. за 2018 год начислен транспортный налог за 2 транспортных средства, также произведен перерасчет транспортного налога за 2016 год по мотоциклу ИЖ 2126-030 о чем 04 июля 2019 года направлено налоговое уведомление № 16118032 (л.д.8).

В связи с неисполнением обязанности по уплате налога, на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации МИФНС России № 12 по Тюменской области в адрес Ю.Н.И. направлено требование № 36580 об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 31 382 рубля и пени в размере 108,1 рублей, предоставлен срок для добровольного исполнения до 17 января 2020 года (л.д.10).

Требование МИФНС России № 12 по Тюменской области административным ответчиком в добровольном порядке в установленный срок исполнено не было, что послужило основанием для обращения в пределах установленного законом срока к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

11 февраля 2020 года мировым судьей судебного участка № 2 Ишимского судебного района Тюменской области выдан судебный приказ, который определением мирового судьи от 25 февраля 2020 года отменен в связи с поступившими от должника возражениями (л.д.12).

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения МИФНС России № 12 по Тюменской области в суд с административным исковым заявлением.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у административного ответчика обязанности по уплате транспортного налога за 2018 год и полностью удовлетворил административное исковое заявление.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии у Ю.Н.И. задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 31 258 рублей, начисленных на него пеней в сумме 105, 98 рублей и необходимости их принудительного взыскания, поскольку данный вывод является правильным, основан на обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства.

Довод апелляционной жалобы, что МИФНС России № 12 по Тюменской области не вправе обратиться в суд после отмены судебного приказа в порядке искового производства основан на неверном толковании норм права.

В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как следует из материалов дела, порядок взыскания налога административным истцом соблюден.

Вопреки позиции Ю.Н.И. процессуальных нарушений, влекущих отмену состоявшегося решения, при рассмотрении административного дела не допущено. Ходатайство административного ответчика об осуществлении видеозаписи судебного заседания судом рассмотрено и в его удовлетворении мотивированно отказано. Не согласиться с выводами суда оснований не имеется.

Однако судебная коллегия полагает решение суда об удовлетворении заявленных требований в полном объеме неверным исходя из следующего.

Как следует из налогового уведомления от 04 июля 2019 года, Ю.Н.И. начислен транспортный налог за 2018 год на транспортные средства: мотоцикл ИЖ <.......> и автомобиль Фольксваген в размере 31 744 рубля, а также произведен перерасчет транспортного налога за 2016 год на мотоцикл ИЖ <.......>, сумма долга составила 124 рубля.

Согласно представленному расчету пеней, у Ю.Н.И. имелась переплата по налогу в размере 486 рублей, которая зачтена в счет уплаты транспортного налога за 2018 год, сумма задолженности с учетом переплаты составила 31 258 рублей, с указанной суммы за период с 03 декабря 2019 года по 18 декабря 2019 года начислены пени, сумма которых с учетом переплаты по пеням составила 105,98 рублей. На сумму задолженности по налогу за 2016 год начислены пени в размере 0,43 рубля.

Согласно решению суда первой инстанции, административные исковые требования удовлетворены полностью, взыскан налог за 2018 год и пени в общей сумме 31 488, 41 рублей.

Между тем, из указанной суммы задолженность за 2018 год составляет 31 363, 98 рублей (31 258 +105,98), за 2016 год - 124,43 рубля (124+0,43).

В силу части 1 статьи 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

МИФНС России № 12 по Тюменской области в административном иске требований о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016 год и начисленных на нее пеней не заявлено.

Таким образом, взысканию по настоящему административному иску подлежит сумма задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 31 258 рублей и начисленные на указанную задолженность пени в размере 105,98 рублей.

Несоответствие выводов суда относительно расчета задолженности по транспортному налогу, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм процессуального права привело к постановлению по вышеуказанным требованиям административного истца незаконного решения в части, что в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для его изменения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ишимского районного суда Тюменской области от 07 октября 2020 года изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:

«Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тюменской области к Ю.Н.И. о взыскании задолженности удовлетворить частично.

Взыскать с Ю.Н.И. задолженность по транспортному налогу за 2018 год в сумме 31 258 рублей, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018 год в сумме 105,98 рублей, всего взыскать 31 363,98 рублей.

В удовлетворении остальной части требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тюменской области к Ю.Н.И. отказать.

Взыскать с Ю.Н.И. государственную пошлину в бюджет Ишимского муниципального района Тюменской области в сумме 1 140,89 рублей».

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи коллегии

33а-341/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (не осн. требов.) изменено с направлением дела на новое рассмотрение
Истцы
МИФНС России № 12 по Тюменской области
Ответчики
Юлмасов Николай Иванович
Другие
Юлмасов Владимир Николаевич
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Левина Наталья Владиславовна
Дело на сайте суда
oblsud.tum.sudrf.ru
17.12.2020Передача дела судье
25.01.2021Судебное заседание
02.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.02.2021Передано в экспедицию
25.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее