ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33а-18388/2021 (2а-3402/2021)
17 ноября 2021 года г. Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Куловой Г.Р.
судей Ситник И.А.
Субхангулова А.Н.
при секретаре Даминовой Р.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шарипова Валерия Айратовича к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании незаконными уведомления об аннулировании разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного, пневматического, огнестрельного оружия ограниченного поражения, оружия самообороны и заключения об аннулировании разрешения на хранение и ношение оружия
по апелляционной жалобе Шарипова Валерия Айратовича на решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 29 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Ситник И.А., судебная коллегия
установила:
Шарипов В. А. обратился с вышеуказанным административным исковым заявлением.
В обоснование иска было указано, что 10 декабря 2020 года начальником ОЛРР (по г. Уфе и Уфимскому району) г. Уфа Аминовым Т.Б. было составлено уведомление № 581/1-1867 об аннулировании разрешения Шарипову В.А. на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия либо оружия ограниченного поражения и патронов к нему серия РОХа № 0023256464, выданного ЦЛРР Управления Росгвардии по РБ от 29 апреля 2020 года, сроком действия до 29 апреля 2025 года на оружие модели «CZ-550», калибра 308 Win, № А166666, на основании статьи 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ "Об оружии" в связи с не предоставлением медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружия. Административный истец полагает, что оснований для принятия оспариваемого решения не имелось, поскольку Федеральный закон от 01 апреля 2020 года № 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" наделяет Правительство Российской Федерации в 2020 году определять особенности лицензирования, аккредитации, аттестации, государственной регистрации, проведения квалификационных экзаменов и иных разрешительных режимов, предусмотренных в Законе от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (часть 2 статья 17). Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году" переносятся до 31 декабря 2020 года сроки подтверждения соответствия физических лиц обязательным требованиям (предоставление документов о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов и другие документы, предусмотренные Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» разрешений РОХа, по которым срок подтверждения соответствия наступил или наступает в период с 15 марта по 31 декабря 2020 года.
Уточнив иск в процессе судебного разбирательства, административный истец просил признать незаконными: уведомление административного ответчика от 10 декабря 2020 г. № 581/1-1867 об аннулировании разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного, огнестрельного, пневматического, огнестрельного оружия ограниченного поражения, оружия самообороны, подписанное начальником отдела лицензионно-разрешительной работы (по г. Уфе и Уфимскому району) г. Уфа Т.Б. Аминовым и заключение № б/н об аннулировании разрешения на хранение и ношение оружия РОХа № 0023256464, выданного ЦЛРР Управления Росгвардии по РБ от 29 апреля 2020 года, на имя Шарипова В.А., вынесенное 10 декабря 2020 года.
Решением Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 29 апреля 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Шарипов В.А. обратился с апелляционной жалобой, в которой указывает, что представленное административным ответчиком заключение № б/н об аннулировании разрешения на хранение и ношение оружия РОХа № 0023256464, выданное ЦЛРР Управления Росгвардии по Республике Башкортостан от 29 апреля 2020 года не оформлено на фирменном бланке и не содержит регистрационного номера в отличие от уведомления начальника отдела лицензионно-разрешительной работы (по г. Уфе и Уфимскому району) г. Уфа Аминова Т. Б. от 10 декабря 2020 года № 581/1-1867. Указал, что уведомление и заключение датированы 10 декабря 2020 года. При этом составление уведомления от 10 декабря 2020 года №581/1-1867 об аннулировании разрешения не предусмотрено в законодательных актах регулирующих правоотношения, возникающие при обороте оружия на территории Российской Федерации (в том числе и административным регламентом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации).
Представленное в качестве доказательства начальником отдела лицензионно-разрешительной работы (по г. Уфе и Уфимскому району) г. Уфа Аминовым Т. Б. оспариваемое заключение было оформлено после подачи искового заявления. Согласно абзаца 2 подпункта 2 пункта 107 Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия в случае оформления заключения об аннулировании разрешения на хранение или хранение и ношение оружия органом государственного контроля (надзора) временно изымаются соответствующие разрешение (РОХа). Требований о сдаче РОХа № 0023256464, выданного ЦЛРР Управления Росгвардии по Республике Башкортостан от 29 апреля 2020 года, сроком действия до 29 апреля 2025 года на оружие модели «CZ-550», кал. 308 Win, № А166666 административному истцу Шарипову В.А. до подачи им иска в суд не заявлялось, что подтверждается письмом начальника отдела лицензионно-разрешительной работы (по г. Уфе и Уфимскому району) г. Уфа Аминова Т. Б. от 15 марта 2021 года №581/1-458.
На основании изложенного, просит решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 29 апреля 2021 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, судебная коллегия на основании статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Шарипова В.А., поддержавшего доводы жалобы, представителей Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан Хисматуллину Е.О. и Юмагужина А.А., полагавших решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Шарипов В.А. является собственником оружия модели «CZ-550», кал. 308 Win, № А166666. Ранее на указанное оружие Шариповым В.А. получено разрешение РОХа № 0023256464 на хранение и ношение оружия, со сроком действия до 29 апреля 2025 года.
29 октября 2019 года в Центр ЛРР Управления Росгвардии по Республике Башкортостан от Шарипова В.А., проживающего по адресу: адрес, поступило заявление на получение лицензии, на приобретение одной единицы охотничьего оружия с нарезным стволом.
Шарипов В.А. состоит на учете как владелец охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия с 2003 года, медицинское заключение формы 046-1 по результатам освидетельствования для получения лицензии на приобретение оружия выдано 26 декабря 2014 года ООО «Альфа - Клиника», врачебное заключение на право приобретения, хранения и использования оружия выдано 19 декабря 2014 года ГБУЗ Республиканским наркологическим диспансером №1.
22 ноября 2019 года была оформлена лицензия на приобретение одной единицы охотничьего оружия с нарезным стволом.
16 апреля 2020 года, в Центр ЛРР Управления Росгвардии по Республике Башкортостан от Шарипова В.А. поступило заявление на получение разрешения на хранение и ношение приобретенного им охотничьего оружия с нарезным стволом CZ-550, кал. 308 мм, № А 166666.
Указанное заявление 24 апреля 2020 года было зарегистрировано в книге регистрации заявлений Центра ЛРР № Ш-330.
Инспектор Центра ЛРР Управления Росгвардии по Республике Башкортостан, не убедившись в наличии сроков действия медицинских заключений Шарипова В. А., вынес заключение о возможности выдачи разрешения на хранение и ношение приобретенного Шариповым В. А. оружия.
Однако 10 декабря 2020 года начальником отдела ЛРР по городу Уфе и Уфимскому району Управления Федеральной службы войск национальной гвардии по Республике Башкортостан Аминовым Т. Б. было утверждено заключение об аннулировании разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного, пневматического или огнестрельного оружия ограниченного поражения.
Согласно заключению от 10 декабря 2020 года судом установлено, что владелец гражданского огнестрельного оружия модели «CZ-550», кал. 308 Win, № А 166666, 2006 года выпуска, Шарипов В.А., 02 сентября 1969 года рождения, зарегистрированный на учете в отделе ЛРР (по городу Уфе и Уфимскому району) Управления Росгвардии по Республике Башкортостан, и имеющий разрешение серии РОХа № 0023256464, выданное 29 апреля 2020 года ЦЛРР Управления Росгвардии по Республике Башкортостан сроком действия до 29 апреля 2025 года, в нарушение абзаца 22 статьи 13 Федерального закона «Об оружии» № 150-ФЗ от 13 декабря 1996 года не представил в течение пяти лет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Из Заключения также следует, что согласно материалам наблюдательного дела владельца оружия гражданина Шарипова В. А., имеющегося в распоряжении отдела ЛРР (по городу Уфе и Уфимскому району) Управления Росгвардии по Республике Башкортостан, последнее медицинское заключение датировано 26 декабря 2014 года.
В связи с указанным, решено: аннулировать разрешение на хранение и ношение охотничьего огнестрельного, пневматического или огнестрельного оружия ограниченного поражения серии РОХа № 0023256464, выданное 29 апреля 2020 года ЦЛРР Управления Росгвардии по Республике Башкортостан сроком действия до 29 апреля 2025 года, на имя Шарипова В. А. Изъять принадлежащее гражданину Шарипову В.А. оружие модели «CZ-550», кал. 308 Win., № A 166666, с дальнейшей передачей на временное хранение в территориальный отдел полиции города Уфы.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что в связи с непредставлением Шариповым В. А. в лицензирующий орган по истечении пятилетнего срока медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинского заключения об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (срок действия которого истек 26 декабря 2019 года) разрешение серии РОХа №0023256464 от 29 апреля 2025 года было выдано Управлением Росгвардии по Республике Башкортостан безосновательно.
В связи с чем, суд пришел к выводу о признании законным и обоснованным заключение от 10 декабря 2020 года об аннулировании разрешения серии РОХа № 0023256464, выданное Управлением Росгвардии по Республике Башкортостан сроком действия до 29 апреля 2025 года на оружие модели «CZ-550», калибра 308 Win, серии А № 166666, 2006 г/в.
При этом, суд признал необоснованной ссылку административного истца на то, что постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года N 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» переносятся до 31 декабря 2020 года сроки подтверждения соответствия физических лиц обязательным требованиям.
Срок действия медицинского заключения Шарипова В. А. истек 26 декабря 2019 года, следовательно, разрешение на хранение оружия от 28 апреля 2020 года было выдано безосновательно. Данное нарушение было устранено административным истцом в рамках предоставленных ему законом полномочий, путем вынесения заключения от 10 декабря 2020 года об аннулировании разрешения.
В части требования о признании незаконным уведомления административного ответчика от 10 декабря 2020 года, суд пришел к выводу, что данное требование также не подлежит удовлетворению, поскольку уведомление является информационным документом и не возлагает на Шарипова В. А. какие-либо обязанности. То есть, не является решением (действием или бездействием) органа государственной власти, или организации, или лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, которые могут быть обжалованы в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оспариваемое административным истцом письмо по смыслу закона, не может являться предметом обжалования в порядке административного судопроизводства, поскольку не является итоговым документом или действием (бездействием), которые порождали бы правовые последствия для истца.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку правоотношения, возникающие при обороте оружия на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ "Об оружии", постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 апреля 1999 года N 288.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ "Об оружии" лицензия на приобретение оружия и разрешение на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензию и (или) разрешение, в случае возникновения предусмотренных абзацем вторым части четвертой статьи 9 и пунктами 2 - 10 части двадцатой статьи 13 настоящего Федерального закона обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии и (или) разрешения.
В соответствии с пунктом 2 части двадцатой статьи 13 указанного Федерального закона лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации: не представившим медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинского заключения об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Частью двадцатой статьи 13 указанного Федерального закона установлено, что граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами гражданского огнестрельного оружия, гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, спортивного пневматического оружия, охотничьего пневматического оружия, охотничьего метательного стрелкового оружия, не реже одного раза в пять лет обязаны представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
В связи с непредставлением истцом в лицензирующий орган по истечении пятилетнего срока медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинского заключения об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов Управлением Росгвардии по Республике Башкортостан вынесено заключение от 10 декабря 2020 года об аннулировании разрешения серии РОХа № 0023256464, выданное Управлением Росгвардии по Республике Башкортостан сроком действия до 29 апреля 2025 года на оружие модели «CZ-550», калибра 308 Win, серии А № 166666, 2006 г/в.
В соответствии с положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 30 сентября 2016 года № 510 «О федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» - Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, наделенное полномочиями по осуществлению функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оборота оружия.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» Федеральной службой войск национальной гвардии издано распоряжение от 01 августа 2020 года N 1/891 «Об установлении особенностей осуществления в 2020 году разрешительной деятельности, нормативно правовое регулирование, которой отнесено к компетенции Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации», согласно норм, которого подтверждение соответствия юридических лиц, физических лиц и индивидуальных предпринимателей обязательным требованиям, в том числе предусматривающим переоформление (продление) лицензий, разрешений, удостоверений частного охранника и иных разрешительных документов, установленных законодательством Российской Федерации об оружии и частной охранной деятельности, за исключением лицензий на осуществление частной детективной и частной охранной деятельности, по которым сроки подтверждения соответствия наступают в период с 06 апреля по 01 ноября 2020 года, переносится на срок до 01 декабря 2020 года.
Исходя из, приведенных выше норм действующего законодательства, следует, что сроки подтверждения соответствия физическим лиц обязательным требованиям (представление документов о прохождение соответствующей подготовки и периодической проверки знаний правил безопасного обращения с оружием, медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению с оружием), по которым срок подтверждения соответствия наступили или наступают в период времени с 06 апреля по 01 ноября 2020 года, переносится на срок до 01 декабря 2020 года.
Таким образом, возникающая обязанность владельцев гражданского оружия, представить соответствующие документы, предусмотренные Законом об оружии в лицензирующий орган в период времени с 06 апреля по 01 ноября 2020 года переносилась на срок до 01 декабря 2020 года.
Разрешение на право хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом серии РОХа № 0023256464, выданное Управлением Росгвардии по Республике Башкортостан сроком действия до 29 апреля 2025 года на оружие модели «CZ-550», калибра 308 Win, серии А № 166666, 2006 г/в было аннулировано истцу 10 декабря 2020 года. Соответствующее медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием истец должен был представить ответчику до 26 декабря 2019 года, поскольку предыдущее медицинское освидетельствование им было пройдено 26 декабря 2014 года, о чем свидетельствует медицинское заключение по результатам освидетельствования гражданина для получения лицензии на приобретение оружия от 26 декабря 2014 года № 1915, выданное Шарипову В.А., что не оспаривалось административным истцом в ходе рассмотрения дела.
В нарушение части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный истец не доказал наличие двух условий: несоответствие оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя. При отсутствии любого из этих условий, основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, соответствующими установленным обстоятельствам дела и подтвержденными имеющимися в деле доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, являются несостоятельными.
Суд с учетом обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, определенных на основании требований заявителя, верно определил характер спорных правоотношений и нормы права, подлежащие применению.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Доводы апелляционной жалобы на правильность принятого решения не влияют и отмену решения суда не влекут, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 29 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.