Дело № 2-4640/2021г.
УИД: 48RS0001-012021-003469-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 ноября 2021 года город Липецк
Советский районный суд города Липецка в составе:
председательствующего Акимовой Е.А.,
при секретаре Волокитиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Заяц Сергея Анатольевича к Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области о взыскании денежных средств, находящихся на специальном счете многоквартирного дома, и перечислении их на специальный банковский счет для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома,
УСТАНОВИЛ:
Заяц С.А. обратился в суд с исковыми требованиями к Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области о взыскании денежных средств, находящихся на специальном счете многоквартирного дома, и перечислении их на специальный банковский счет для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, указывая, что решением внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, проведенного в форме очно-заочного голосования в период с 31 мая по 01 июня 2021 года, оформленного протоколом № от 01.06.2020 года, изменен владелец специального счета с регионального оператора фонда капитального ремонта Липецкой области на ТСН «ул. В.Терешковой, дом 25А». Истец является собственником квартиры 40 в данном доме и председателем ТСН «ул. В.Терешковой, дом 25А». 02.06.2021 года истец направил в адрес Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области пакет документов, в том числе и оригинал протокола № от 01.06.2021 года. 08.02.2021 года истцу поступил ответ, согласно которому Протокол № был возвращен в связи с нарушением проведения общего собрания собственников и оформления протокола и документов к нему. 08.06.2021 года он повторно направил данный протокол, приложив к нему копию договора с ПАО «Сбербанк России». Однако истцу повторно было отказано. По состоянию на 15.06.2021 года денежные средства капитального ремонта на специальный счет многоквартирного дома, владельцем которого является ТСН, не поступили. Считает, что отказ ответчика нарушает права собственников многоквартирного дома на денежные средства капитального ремонта, находящиеся на специальном счете. С учетом изложенного Заяц С.А. просил взыскать с ответчика в полном объеме все денежные средства, находящиеся на дату исполнения решения суда на специальном счете многоквартирного дома, расположенного по адресу: 398002, <адрес>, номер счета 4№ в филиале АО «Газпромбанк» в <адрес> БИК №, корреспондентский счет30№, владельцем которого является фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов <адрес>, с перечислением их на специальный банковский счет для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>А, номер счета 4№ в Липецком отделении № ПАО «Сбербанк России» БИК №, кор/счет 30№, владельцем которого является Товарищество собственников недвижимости «ул. В.Терешковой, дом 25А».
В судебном заседании истец Заяц С.А., одновременно являющийся председателем ТСН «ул. В.Терешковой, дом 25А», привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, заявленные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика – Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области по доверенности Пикалова Е.В. иск не признала, в возражениях указала, что при рассмотрении протокола и приложений к нему Фонд, являясь владельцем специального счета, установил, что собственниками не было принято решение об определении порядка представления платежных документов, о размере расходов, связанных с предоставлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг. Кроме того, собственниками не было определено место хранения решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и порядок уведомления собственников помещений о принято решении. Отсутствовали документы, подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственниками помещений в многоквартирном доме либо их размещение в помещении данного дома. 40 бюллетеней датированы датой ранее даты проведения общего собрания, что недопустимо, при исключении этих бюллетеней проведение общего собрания является неправомочным, поскольку отсутствует кворум. Протокол общего собрания содержал и иные недостатки, не позволяющие принять решение о переводе денежных средств на специальный счет, открытый ТСЖ.
Выслушав объяснения сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства и дав им оценку, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
В соответствии с частью 1 статьи 180 Жилищного кодекса РФ функциями регионального оператора являются: аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета; взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
В силу части 3 статьи 170 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет (пункт 4 статьи 170 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 175 Жилищного кодекса РФ владельцем специального счета может быть: товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 настоящего Кодекса; осуществляющий управление многоквартирным домом жилищный кооператив; управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете должно содержать также решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, об определении порядка представления платежных документов и о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг. При этом выбор уполномоченного лица, указанного в настоящем пункте, осуществляется по согласованию с ним (пункт 3.1 статьи 175 Жилищного кодекса РФ).
В силу части 1 статьи 176 Жилищного кодекса РФ специальный счет открывается на имя лица, указанного в частях 2 и 3 статьи 175 настоящего Кодекса, при предъявлении оформленного протоколом решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятого в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, и других документов, предусмотренных банковскими правилами. Российская кредитная организация не вправе отказать в заключении договора на открытие и ведение специального счета в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме определили данную российскую кредитную организацию для открытия специального счета.
Согласно статье 44 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в числе прочих относится принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета в российской кредитной организации, совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете.
В соответствии со статьей 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 января 2019 г. N 44/пр утверждены "Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах".
Приведенный приказ издан в соответствии с частями 1, 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что Заяц С.А. является собственником <адрес>А по <адрес>.
Он же является председателем правления ТСН «ул. В. Терешковой, д.25А».
По инициативе Зайца С.В. в период с 31 мая по 01 июня 2021 года проведено внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном <адрес>А по <адрес>, проведенное в форме очно-заочного голосования, результаты которого оформлены протоколом №.
Из указанного протокола следует, что на повестке дня были поставлены вопросы, в том числе, об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт, определение владельца специального счета, изменение владельца специального счета и кредитной организации, в которой такой счет открыт, выбор лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, определение порядка представления платежных документов, наделение владельца специального счета правом подписания соглашений с кредитной организацией по начислению процентов на остаток средств на данном специальном счете, на срок действия договора специального счета.
По итогам проведения внеочередного общего собрания собственником МКД было принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в соответствии с постановлением администрации Липецкой области от 18.12.2020 года № в размере 10 руб. за 1 кв. м общей площади помещения; изменить владельца специального счета с регионального оператора Фонда капитального ремонта Липецкой области на ТСН «ул. В.Терешковой, д. 25А»; изменить кредитную организацию, в которой открыт специальный счет с АО филиал «Газпромбанк» на ПАО «Сбербанк»; выбрать лицом, уполномоченным на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе и использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет Заяц С.А.; определен порядок предоставления платежных документов на уплату взносов – до 10 числа месяца, следующего за отчетным, путем выставления квитанций на оплату; наделении владельца специального счета правом подписания соглашений с кредитной организацией по начислению процентов на остаток средств на данном специальном счете, на срок действия договора специального счета.
02.06.2021 года в Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области поступили подлинник протокола № от 01.06.2021 года внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, реестр собственников МКД, сообщение о проведении общего собрания и реквизиты банковского счета в ПАО «Сбербанк».
По результатам рассмотрения представленных документов Региональным фондом 08.06.2021 года принято решение о возвращении документов с указанием причин такого возврата. В частности, указано, что принятое решение не содержит сведений об определении порядка предоставления платежных документов и о размере расходов, связанных с предоставлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг; не определено место хранения решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и порядок уведомления собственников помещений о принятом на собрании решении; дата проставления подписи в решения собственников не соответствует датам голосования, определенным сообщением о проведении общего собрания и указанных в протоколе. Указаны и иные нарушения.
При этом заявителю Заяц С.А. разъяснено, что при предоставлении надлежащим образом оформленных документов, протокол будет рассмотрен повторно.
08.06.2021 года Заяц С.А. повторно направил указанный пакет документов, дополнительно сообщив о месте хранения оригиналов протокола и решений общего собрания собственников ТСН в Государственной жилищной инспекции Липецкой области.
08.07.2021 года, рассмотрев повторное обращение Заяц С.А., Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области вновь возвратил документы, указав на неустранение ранее перечисленных недостатков, разъяснив о возможности повторного обращения, при оформлении протокола в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями.
Обращаясь с заявленными исковыми требованиями, истец Заяц С.А. полагает действия ответчика незаконными, поскольку установленные нарушения не являются существенными и не могли повлечь возврата представленных документов.
Указанный довод истца основан на неправильном толковании норм материального права.
Судом проверено соответствие протокола № внеочередного общего собрания собственником помещений от 01.06.2021 года требованиям Жилищного кодекса РФ и Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.01.2019 года N 44/пр, которым утверждены требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, и установлено наличие в указанном протоколе, а также в представленных документов нарушений.
Согласно ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, указанным в ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации или иным лицом, по инициативе которых было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенным решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.
Копии протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и решения таких собственников по вопросам, постановленным на голосование, хранятся в месте и по адресу, которые определены решением данного собрания.
Вместе с тем, в нарушении указанной нормы, в подготовленных и сданных в Фонд документах не имеется сведений о принятии собственниками решения по данному вопросу.
Указание Заяц С.А. в сопроводительном письме о хранении документов в Государственной жилищной инспекции Липецкой области не может быть рассмотрено в качестве надлежащего порядка принятия решения.
Судом также установлено и следует из протокола №, что собрание в форме очно-заочного голосования проводилось в период с 31 мая по 01 июня 2021 года.
Однако решения собственников квартир в данном МКД: Заяц Е.С., Савиловой М.А., Савилова О.А., Дешевых Л.Ф., Чегодаевым А.А., Заяц С.А., Ткаченко М.М., Ткаченко С.В., Виноградовой В.В., Картанышевым Е.Г., Евтушковым И.И., Сиротиной Н.М., Леоновым Д.Д., Двугрошевым Д.Д., Анисимовым К.К., Розенко В.Д., Семушиным С.А., Клюевой Л.А., Лапа В.В., Трифоновой Л.Е., Кирьяновым А.П., Жуковой А.В., Лебедевой Н.А., Ефремовой Ю.С., Ефремовым В.В., Ефремовым С.В., Овчаренко Я.В., Аристовым Ю.А., Алешиной В.В., Державиной Ю.А., Паловко Н.Н., Новиковой Н.М., Хазиевой Р.М., Зоткиной В.Е,, Дорофеевым Н.Д., Гошковым М.А., Лыжиной А.С., Григорьевой С.А., 25 апреля, 25-30 мая 2021 года, то есть указанные протоколы подписаны за рамками проведения внеочередного общего собрания. И таких решений подавляющее большинство.
Следовательно, принимая во внимание положения п. 2 ст. 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что фактически кворум внеочередного общего собрания отсутствовал. Отсутствие необходимого кворума влечет правовые последствия в виде признания решения ничтожным.
Кроме того, судом установлены нарушения п.п. 4 и 5 ст. 45, ч.ч. 2 и 3 ст. 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку сообщение о проведении общего собрания не содержало сведений о порядке ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут предоставлены на собрании, место или адрес, где с ними можно ознакомиться; информация, изложенная в протоколе, не соответствует информации, изложенной в сообщении о проведении общего собрания.
Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями статей 46, 170, 173, 175, 176, 180 Жилищного кодекса Российской Федерации, установив, что протокол общего собрания собственников многоквартирного <адрес> от 01.06.2021 г. не соответствует требованиям Жилищного кодекса РФ и Приказу Министерства строительства и ЖКХ РФ N 44/пр от 28.01.2019 года, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
То обстоятельство, что протокол общего собрания собственников № от 01.06.2021 года не оспорен в судебном порядке, определяющего значения в данном случае не имеет, поскольку Фонд о его недействительности не заявлял, а ссылался на несоответствие представленных документов требованиям жилищного законодательства в качестве основания для отказа в удовлетворении исковых требований.
Решение собственников помещений в многоквартирном доме должно быть точным, ясным, не противоречивым, протокол должен быть оформлен в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политике и нормативно - правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, поскольку является юридически значимым документом, влекущим правовые последствия, связанные с перечисление денежных средств на специальный счет.
При этом, суд также учитывает, что Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области не отказал истцу в изменении владельца специального счета, а указал на необходимость исправления допущенных нарушений и недостатков, после чего разъяснил возможность повторного обращения.
В действиях Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области отсутствуют нарушения закона.
Несостоятелен довод истца о нарушении прав собственников помещений в МКД, поскольку истец не был лишен права на повторное обращение в Региональный фонд с заявлением после устранения выявленных и перечисленных в ответах Фонда недостатков.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Заяц Сергея Анатольевича к Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области о взыскании денежных средств, находящихся на специальном счете многоквартирного дома, и перечислении их на специальный банковский счет для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Е.А. Акимова
Решение суда в окончательной форме составлено 24 ноября 2021 года.