УИД

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 мая 2023 года <адрес>

Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Лобоцкой И.Е.,

при секретаре ФИО9

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства лесного хозяйства Республики Хакасия к Фейзуллаеву Ш.Д.о. о возмещении вреда,

при участии представителя Министерства лесного хозяйства Республики Хакасия – Ардамина И.А. действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

ответчика - Фейзуллаева Ш.Д.о.

УСТАНОВИЛ:

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия через представителя Курбатову О.В. обратилось в Абаканский городской суд с исковым заявлением к Фейзуллаеву Ш.Д.о. о возмещении вреда, мотивируя требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения патрулирования лесов на основании задания на осуществление патрулирования лесов от ДД.ММ.ГГГГ в квартале 160 выделе 11 Онинского участкового лесничества Абазинского лесничества <адрес> Республики Хакасия государственным лесным инспектором Барашковым Р.П. был выявлен факт заготовки пищевых лесных ресурсов (кедрового ореха) с нарушением установленного срока сбора. По Приказу Минприроды Хакасии от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении сроков заготовки гражданами для собственных нужд дикорастущих ягод и кедрового ореха на землях лесного фонда Республики Хакасия в 2022 году» срок начала заготовки кедрового ореха установлен с ДД.ММ.ГГГГ. Данное лесонарушение совершил Фейзуллаев Ш.Д.о. . По факту заготовки кедрового ореха Фейзуллаевым , лесничим Онинского участкового лесничества Абазинского лесничества Барашковым Р.П. был составлен Акт о лесонарушеиии от ДД.ММ.ГГГГ, произведен расчет вреда, причиненного лесам вследствие заготовки пищевых лесных ресурсов (кедрового ореха). Этим лесоиарушеннем ФИО4 причинил вред Российской Федерации на сумму - 78 324 рубля. Фейзуллаеву Ш.Д.о. была предъявлена претензия об уплате вреда на сумму 78 324 рубля ( от ДД.ММ.ГГГГ), отправленная почтой России заказным письмом и возвращенная в Абазинское лесничество. Вред в сумме 78 324 рубля Фейзуллаевым не оплачен, в связи с чем истец просит суд взыскать с Фейзуллаевым Ш.Д.о. причиненный вред в сумме 78 324 рубля 00 копеек в доход бюджета Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия Российской Федерации.

Определением Абаканского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу произведено правопреемство, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия заменено на Министерство лесного хозяйства Республики Хакасия.

В судебном заседании представитель Министерства лесного хозяйства Республики Хакасия - Ардамин И.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям и доводам изложенным в исковом заявлении, просил суд взыскать в пользу Министерства лесного хозяйства Республики Хакасия причиненный вред в размере 78 324 рубля.

Ответчик Фейзуллаев Ш.Д.о. судебном заседании указал, что официально не трудоустроен, в связи с чем, оплачивать указанную сумму не в состоянии.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу ст. ст. 9, 15 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Исходя из ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Право на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических условий его жизни.

В силу пунктов «д» и « к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся природопользование, охрана окружающей среды, лесное законодательство.

В силу пункта 6 ч.1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЛК РФ), Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ в том числе полномочия по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

В соответствии с ч.1 ст. 96 ЛК РФ федеральный государственный лесной контроль (надзор) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного надзора. Осуществление государственного надзора может быть возложено на государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, в пределах полномочий указанного федерального органа исполнительной власти, на государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов.

Согласно Постановлению Правительства Республики Хакасия от 31.10.2022 № 653 «О реализации постановления Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 17.08.2022 № 60-ПП «О системе и структуре исполнительных органов Республики Хакасия и признании утратившими силу отдельных постановлений Председателя Правительства Республики Хакасия и Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия» Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия реорганизовано путем выделения из него Министерства лесного хозяйства Республики Хакасия.

Министерству лесного хозяйства Республики Хакасия переданы функции реорганизуемого Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия в сфере лесных отношений (пп. 2 п. 3 Постановления).

Как следует из Постановления Правительства Республики Хакасия от 27.12.2022 № 824 «Об утверждении Положения о Министерстве лесного хозяйства Республики Хакасия» Министерство лесного хозяйства Республики Хакасия является исполнительным органом Республики Хакасия, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, осуществляющим на территории Республики Хакасия на землях лесного фонда федеральный государственный лесной контроль (надзор), лесную охрану в лесах в пределах полномочий, предоставленных Лесным кодексом Российской Федерации, а также оказание государственных услуг в сфере лесного хозяйства.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе, вследствие причинения вреда.

Из положений ст. 1 ЛК РФ следует, что лесное законодательство и иные нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, основываются в том числе на таких принципах как сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов.

Согласно ч. 2 ст. 6 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

В соответствии со ст. 100 ЛК РФ возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке.

Основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Согласно положений статьи 1064 ГК РФ и статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на юридических и физических лиц возложена обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, причиненного вследствие нарушений законодательства в области охраны окружающей среды; привлечение к имущественной ответственности возможно при представлении истцом доказательств, подтверждающих наличие вреда, обосновывающих с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.

Частью 4 ст. 35 ЛК РФ установлено, что порядок заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сборов ими лекарственных растений для собственных нужд устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 Закона Республики Хакасия от 01.11.2007 года № 68-ЗРХ «Об установлении порядка по некоторым вопросам использования лесов на территории Республики Хакасия» заготовка орехов осуществляется строго в установленные сроки. Сроки заготовки орехов зависят от времени наступления массового созревания урожая и ежегодно устанавливаются органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия №010-494-пр от 04.07.2022 года «Об установлении сроков заготовки гражданами для собственных нужд дикорастущих ягод и кедрового ореха на землях лесного фонда Республики Хакасия в 2022 года» установлен срок начала заготовки кедрового ореха с 01 сентября 2022 года.

Обращаясь с настоящим иском Министерство указывает, что ответчиком произведена заготовка кедрового ореха с нарушением установленного срока сборов, в связи с чем, причинен вред лесам в размере 78 324 рубля.

Как усматривается из задания на осуществление патрулирования лесов от ДД.ММ.ГГГГ лесничему Онинского участкового лесничества Абазинского лесничества Барашкову Р.П. поручено ДД.ММ.ГГГГ провести патрулирование лесов по маршруту Онинского участкового лесничества Абазинского лесничества с целью выявления признаков изменения состояния лесов, природных и антропогенных факторов, влияющих на леса, выявление признаков нарушения гражданами, пребывающими в лесах, требований лесного законодательства.

Из акта по выявленному факту нарушения лесного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 10 минут в квартале выдел 11 Онинского участкового лесничества выявлен факт заготовки кедрового ореха в количестве 150 килограмм с нарушением установленных сроков заготовки. Лицо, находящееся на месте обнаружения правонарушения: Фейзуллаев Ш.Д.о.

В п. 5 акта по выявленному факту нарушения лесного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ Фейзуллаев Ш.Д.о. указал, что не знал сроков заготовки ореха.

К акту по выявленному факту нарушения лесного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ приложена схема расположения заготовки пищевых лесных ресурсов (кедрового ореха) с нарушением сроков, а также фотографии.

ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении отношении Фейзуллаева Ш.Д.о.

Определением старшего государственного лесного инспектора отдела Абазинского лесничества Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении Фейзуллаева Ш.Д.о.. назначено на ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 00 минут.

Постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ Фейзуллаев Ш.Д.о. признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 8.26 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

Постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ было направлено в адрес Фейзуллаева Ш.Д.о.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Фейзуллаева Ш.Д.о. также направлена претензия об уплате вреда на сумму 78 324 рубля.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1064, пункта 2 статьи 401 ГК РФ, по общему правилу отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство или причинившим вред.

Как разъяснено в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока, не доказано обратное.

Из приведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что вина предполагается до тех пор, пока лицом, причинившим вред или не исполнившим обязанность или, не доказано обратное.

Ответчиком доказательств отсутствия его вины, а также доказательств возмещения ущерба в материалы дела не представлено.

Далее, относительно установления размера вреда, причиненного заготовкой пищевых лесных ресурсов ранее установленного срока, суд полагает необходимым отметить следующее.

Верховный Суд Российской Федерации в постановление Пленума от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъяснил, что возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (пункты 1, 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, часть 1 статьи 196 ГПК РФ, часть 1 статьи 168 АПК РФ).

Утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, части 3, 4 статьи 100 ЛК РФ, часть 2 статьи 69 ВК РФ, статья 51 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О недрах").

В отсутствие такс и методик определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат, которые произведены или должны быть произведены для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (абзац второй пункта 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды) (пункты 13, 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде").

Истцом в материалы дела представлен расчет суммы причиненного вреда, от заготовки пищевых лесных ресурсов (кедрового ореха) с нарушением срока сбора произведенный на основании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности»

Согласно указанному расчету, размер вреда составляет 78 324 рубля.

Указанный расчет ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспорен, контррасчет в материалы дела не представлен.

Суд полагает возможным принять указанный расчет в основу принимаемого решения.

На основании изложенного, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования, взыскать с Фейзуллаева Ш.Д.о. причиненный вред в размере 78 324 рубля.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден при подаче искового заявления, подлежит взысканию с ответчика в доход с местного бюджета в соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в размере 2 549 рублей 72 копейки.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.░. (░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, <░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ , ░░░ , ░░░░ ) ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 78 324 ░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.░. (░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, <░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 549 ░░░░░░ 72 ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

2-1647/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство лесного хозяйства Республики Хакасия
Ответчики
Фейзуллаев Шахрияр Довлатхан Оглы
Другие
Ардамин Илья Алексеевич
Суд
Абаканский городской суд Республики Хакасия
Судья
Лобоцкая Ирина Евгеньевна
Дело на сайте суда
abakansky.hak.sudrf.ru
23.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.01.2023Передача материалов судье
24.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.02.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
08.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2023Подготовка дела (собеседование)
22.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.03.2023Судебное заседание
27.03.2023Подготовка дела (собеседование)
27.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2023Судебное заседание
12.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее