Решение по делу № 2-373/2019 от 31.10.2019

Дело № 2- 373/2019

УИД 44RS0023-01-2019-000479-77

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 декабря 2019 г. г. Макарьев

Макарьевский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Вишнякова П.З.,

при секретаре Сибиряковой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Макарьевского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 2 г. Макарьева Макарьевского муниципального района Костромской области, администрации Макарьевского муниципального района Костромской области и Отделу образования администрации Макарьевского муниципального района Костромской области о возложении обязанности обеспечить образовательное учреждение спортивным инвентарем,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Макарьевского района обратился в суд с вышеуказанным иском к МКОУ СОШ № 2 г. Макарьева и администрации Макарьевского муниципального района Костромской области, указав, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства об образовании в деятельности МКОУ СОШ № 2 г. Макарьева и администрации Макарьевского муниципального района установлены нарушения п. 1 ч. 1 ст. 9, ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», п. 1.1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», п. 11, 26 ч. 1 ст. 15, ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно, что учащиеся МКОУ СОШ № 2 г. Макарьева не обеспечены спортивным инвентарем.

Согласно информации Отдела образования администрации Макарьевского муниципального района в МКОУ СОШ № 2 г. Макарьева имеется потребность в приобретении 3 волейбольных мячей, 3 баскетбольных мячей, 5 футбольных мячей, 10 пар лыж беговых с ботинками и лыжными палками.

По указанными нарушениям главе Макарьевского муниципального района 30.08.2019 внесено представление, которое рассмотрено 25.09.2019, требования прокурора признаны обоснованными, в связи с дефицитом бюджетных средств, приобретение спортивного инвентаря запланировано на 2020 год.

МКОУ СОШ № 2 г. Макарьева является муниципальным казенным общеобразовательным учреждением Макарьевского муниципального района Костромской области, основным предметом деятельности которого является предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования. Учредителем МКОУ СОШ № 2 г. Макарьева является муниципальное образование Макарьевский муниципальный район Костромской области. До настоящего времени МКОУ СОШ № 2 г. Макарьева нарушения, указанные в представлении прокуратуры района не устранены. Отсутствие в образовательном учреждении необходимого спортивного инвентаря препятствует выполнению учащимися учебной программы по физической культуре, тем самым нарушаются их права на получение образования.

Финансирование МКОУ СОШ № 2 г. Макарьева в объемах, необходимых для устранения указанных нарушений, должно осуществляться за счет средств бюджета Макарьевского муниципального района.

Просит суд обязать администрацию Макарьевского муниципального района в срок до 01.08.2020 обеспечить финансирование МКОУ СОШ № 2 г. Макарьева в объемах, необходимых для приобретения спортивного инвентаря: 3 волейбольных мячей, 3 баскетбольных мячей, 5 футбольных мячей, 10 пар лыж беговых с ботинками и лыжными палками, а МКОУ СОШ № 2 г. Макарьева в срок до 01.09.2020 приобрести указанный спортивный инвентарь.

В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика по делу привлечен Отдел образования администрации Макарьевского муниципального района Костромской области.

Заместитель прокурора Макарьевского района Филиппов Н.М. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что обязанность по финансированию приобретения спортивного инвентаря должна быть возложена на администрацию Макарьевского муниципального района, а обязанность по его приобретению на МКОУ СОШ № 2 г. Макарьева и Отдел образования администрации Макарьевского муниципального района Костромской области.

Представитель ответчика МКОУ СОШ № 2 г. Макарьева Баранова С.А. пояснила, что потребность в приобретении указанного спортивного инвентаря актуальна, инвентарь будет приобретен при условии выделения денежных средств в необходимом размере.

Представитель ответчика Отдела образования администрации Макарьевского муниципального района Костромской области Соколова Т.В. пояснила, что Отдел образования курирует муниципальную программу «Развитие системы образования Макарьевского муниципального района на 2018-2020 годы», постановлением от 18.12.2019 № 364 в неё внесены изменения, предусмотрены денежные средства на приобретение спортивного инвентаря для МКОУ СОШ № 2 г. Макарьева и МКОУ СОШ № 1 г. Макарьева в размере 120000 руб. из местного бюджета. Если денежные средства из бюджета поступят в полном объеме, то инвентарь будет закуплен в 2020 году.

Представитель ответчика администрации Макарьевского муниципального района Костромской области Смирнова С.В. суду пояснила, что считает администрацию ненадлежащим ответчиком, ссылаясь на ст. 158 Бюджетного кодекса РФ. Полагает, что главным распорядителем бюджетных средств является Отдел образования администрации Макарьевского муниципального района, он и должен быть ответчиком по делу. Администрация не выделяет денежных средств на указанные цели, финансирование осуществляется главным распорядителем денежных средств, в подтверждение представлено Решение Собрания депутатов Макарьевского муниципального района о бюджете на 2019 год. Финансирование на указанные цели осуществляется из бюджета Макарьевского муниципального района. Считает, что в исковых требованиях к администрации Макарьевского муниципального района следует отказать.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

На основании пп. 2 п. 2 ст. 28 Федерального закона от 04.12.2007 № 329- ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» организация физического воспитания и образования в образовательных организациях включает в себя: создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся.

Пунктом 3.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» предусмотрено, что оборудование физкультурно-спортивной зоны должно обеспечивать выполнение программ учебного предмета «Физическая культура», а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий. Физкультурно-спортивное оборудование должно соответствовать росту и возрасту обучающихся.

Как установлено, в ходе проведенной прокуратурой проверки в МКОУ СОШ № 2 г.Макарьева имеется потребность в приобретении 3 волейбольных мячей, 3 баскетбольных мячей, 5 футбольных мячей, 10 пар лыж беговых с ботинками и лыжными палками. Данный факт не оспаривался ответчиками, количество и вид спортивного инвентаря, в котором имеется потребность образовательного учреждения актуальны на момент рассмотрения дела.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);

Обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района (п. 26 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1.3 Устава муниципального образования Макарьевский муниципальный район Костромской области, администрация Макарьевского муниципального района Костромской области – исполнительно-распорядительный орган Макарьевского муниципального района Костромской области;

В соответствии с пп.1 п. 1 ст. 10 Устава, к вопросам местного значения Макарьевского муниципального района относится составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района.

Согласно п. 3.6 Устава, в сфере осуществления исполнительно-распорядительной деятельности Глава Макарьевского муниципального района осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств при исполнении местного бюджета (за исключением средств по расходам, связанным с деятельностью Собрания депутатов Макарьевского муниципального района и ревизионной комиссии Макарьевского муниципального района).

Постановлением администрации Макарьевского муниципального района Костромской области от 04.09.2017 № 152 утверждена муниципальная программа «Развитие системы образования Макарьевского муниципального района на 2018-2020 годы». (л.д. 37-44)

Целью программы является обеспечение условий для реализации гарантий доступности и равных возможностей получения образования в образовательных организациях общего и дополнительного образования. Ответственным исполнителем муниципальной программы является Отдел образования Макарьевского муниципального района Костромской области. (л.д. 37-44)

В соответствии с Положением об Отделе образования Макарьевского муниципального района Костромской области, Отдел является структурным подразделением администрации Макарьевского муниципального района Костромской области, уполномоченным на решение вопросов, оказание муниципальных услуг в сфере образования. (л.д. 45-49)

Пунктом 3.26 Положения, к основным функциям Отдела образования отнесено участие в формировании бюджета в части расходов на образование, привлечение дополнительных источников финансирования, планирование материально-технического обеспечения и нормативов финансирования образовательных организаций. (л.д. 45-49)

Согласно приложению 8 к решению Собрания депутатов № 169 от 21.12.2018 Отдел образования Макарьевского муниципального района Костромской области является распорядителем средств в части расходов на образование. (л.д. 56, 66)

Следовательно, на Отдел образования возложена обязанность по обоснованию расходов бюджета, для определения необходимости осуществления финансирования того или иного своего полномочия в строго определенном объеме и в определенной форме, в определенный период времени и конкретным субъектом. Этим обстоятельством и обусловлен строго определенный порядок представления главными распорядителями средств бюджета обоснований бюджетных ассигнований.

Согласно п. 1.3 Устава МКОУ СОШ № 2 г. Макарьева, учредителем (собственником имущества) Учреждения является Макарьевский муниципальный район Костромской области. Права и обязанности Учредителя от имени Макарьевского муниципального района Костромской области осуществляются администрацией Макарьевского муниципального района Костромской области в лице главы Макарьевского муниципального района и отраслевых (функциональных) органов Администрации в соответствии с их компетенцией, определенной Уставом Макарьевского муниципального района, актами, устанавливающими статус этих отраслевых (функциональных) органов, и настоящим Уставом.

Согласно п. 2.2 и п. 3.4 Устава, одной из целей деятельности Учреждения является создание оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья детей, физического развития ребенка; определение приоритетных направлений деятельности, принципов формирования и использования имущества Учреждения отнесено к исключительной компетенции Учредителя в лице главы Макарьевского муниципального района, а также отдела образования, в соответствии с их полномочиями.

Согласно п. 6.13. Устава, финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств бюджета Макарьевского муниципального района Костромской области на основании бюджетной сметы.

Исходя из вышеперечисленных положений нормативных правовых документов, суд считает, что обязанность по обеспечению финансирования мероприятий на приобретение спортивного инвентаря для образовательного учреждения должна быть возложена на учредителя - администрацию Макарьевского муниципального района Костромской области и её структурное подразделение - Отдел образования Макарьевского муниципального района Костромской области, что не противоречит закону и входит в компетенцию указанных органов.

Учитывая, что исполнение требований действующего законодательства об образовании является обязанностью не только органов местного самоуправления и их структурных подразделений, но и образовательного учреждения, суд находит обоснованными требования прокурора о возложении обязанности на МКОУ СОШ № 2 г. Макарьева по приобретению необходимого спортивного инвентаря.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Макарьевского муниципального района Костромской области и Отдел образования администрации Макарьевского муниципального района Костромской области в срок до 01.08.2020 обеспечить финансирование муниципального казенного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 2 г. Макарьева в объемах, необходимых для приобретения спортивного инвентаря: 3 волейбольных мячей, 3 баскетбольных мячей, 5 футбольных мячей, 10 пар лыж беговых с ботинками и лыжными палками.

Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Макарьева в срок до 01.09.2020 приобрести спортивный инвентарь: 3 волейбольных мяча, 3 баскетбольных мяча, 5 футбольных мячей, 10 пар лыж беговых с ботинками и лыжными палками.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Макарьевский районный суд в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья П.З. Вишняков

Решение в окончательной форме принято 26 декабря 2019 года

2-373/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Макарьевского района
Ответчики
отдела образования администрации Макарьевского муниципального района
МКОУ СОШ № 2 г.Макарьева
Администрация Макарьевского муниципального района
Суд
Макарьевский районный суд Костромской области
Судья
Вишняков П.З.
Дело на сайте суда
makarievsky.kst.sudrf.ru
03.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2020Передача материалов судье
03.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2020Подготовка дела (собеседование)
22.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.11.2019Судебное заседание
02.12.2019Судебное заседание
26.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2020Дело оформлено
30.01.2020Дело передано в архив
25.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее