Решение по делу № 2а-2629/2019 от 03.07.2019

Дело № 2а-2629/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 июля 2019 года              город Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего        -     Бегиашвили Ф.Н.,

при секретаре             -      Сытник Л.В.,

с участием:

представителя административного истца АНО «ЛНСЭ» «Гарант» - директора Кавыршина В.В., (действующего на основании решения),

судебного пристава-исполнителя Пятигорского городского отдела УФССП России по Ставропольскому краю - Демченко О.В.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда дело по административному исковому заявлению АНО «ЛНСЭ» «Гарант» к УФССП по Ставропольскому краю, судебному приставу-исполнителю Пятигорского городского отдела УФССП по Ставропольскому краю о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя,

У С Т А Н О В И Л:

АНО «ЛНСЭ» «Гарант» обратилось в Пятигорский городской суд с административным исковым заявлением к УФССП по Ставропольскому краю, судебному приставу-исполнителю Пятигорского городского отдела УФССП по Ставропольскому краю о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя.

Свои требования административный истец мотивирует тем, судебным приставом-исполнителем Пятигорского городского отдела УФССП по Ставропольскому краю возбуждено исполнительное производство о взыскании с Алиева Ш.М. денежных средств в сумме - 12.000 рублей. За 18 месяцев с должника взыскана лишь часть средств в размере - 3.054 рубля 21 копейка. Просит суд признать бездействие судебного пристава-исполнителя незаконными.

От судебного пристава-исполнителя поступили письменные возражения на административный иск, которыми просит суд в удовлетворении административного иска отказать за необоснованностью.

В судебном заседании представитель административного истца АНО «ЛНСЭ» «Гарант» - директор Кавыршин В.В., поддержал заявленные административные исковые требования в полном объеме и просил суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске.

В судебном заседании судебный пристав-исполнитель Пятигорского городского отдела УФССП России по Ставропольскому краю - Демченко О.В., исковые требования не признала и просила суд отказать АНО «ЛНСЭ» «Гарант» в удовлетворении административного иска в полном объеме за необоснованностью по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.

Заинтересованное лицо Алиев Ш.М. и представитель УФССП по Ставропольскому краю, в судебное заседание не явились, к извещению которых судом принимались надлежащие меры в соответствии со ст. 96 КАС РФ, о причинах уважительности своей неявки суд в известность не поставили.

На основании ст. 150 КАС РФ суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, исследовав материалы гражданского дела и исполнительного производства -ИП, суд, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.

Конституция РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину (ст. 46) в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав и свобод человека, устанавливающей право каждого человека «на эффективное восстановление прав компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на государственную защиту его прав и свобод, в том числе на подачу в суд заявлений о признании недействительными ненормативных актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц - незаконными, как оно сформулировано в статьях 45 (часть 1) и 46 (части 1 и 2), непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок осуществления судебной проверки ненормативных актов, решений и действий (бездействия) соответствующих органов и должностных лиц. Конституционное право на судебную защиту не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания, они определяются исходя из Конституции Российской Федерации федеральными законами.

В соответствии со ст. 1 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В соответствии со ст. 2 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: 1) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части; 2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; 3) об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций; 4) об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей; 5) об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также - экзаменационные комиссии); 6) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; 7) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

Главой 22 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, могут быть оспорены решения, действия (бездействие): органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.     

К должностным лицам, в частности, относятся: должностные лица службы судебных приставов, исполняющие судебные постановления или постановления иных органов, а также должностные лица службы судебных приставов, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов.

Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (ч. 1 ст. 218, ст. 360 КАС РФ, ч. 1 ст. 121 Закона об исполнительном производстве).

Указанное дело подсудно суду общей юрисдикции, поскольку исполнительный документ, на основании которого возбуждено исполнительное производство, выдан Пятигорским городским судом.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», административное исковое заявление, заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ч. 3 ст. 219 КАС РФ, ч. 4 ст. 198 АПК РФ и ст. 122 Закона об исполнительном производстве). Пропуск срока на обращение в суд не является основанием для отказа в принятии заявления судом общей юрисдикции или возвращения заявления арбитражным судом.

Если постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя были обжалованы в порядке подчиненности, то судам общей юрисдикции следует учитывать положения ч. 6 ст. 219 КАС РФ о том, что несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствуют о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).

Согласно ст. 122 ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействия).

Аналогичные положения содержатся в ч. 3 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Исходя из положений ч. 3 ст. 92 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительных причин, а так же невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительными причинам) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Таким образом, пропуск установленного законом срока для обращения в суд за защитой нарушенного права при отсутствии доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска срока, является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.

Поскольку административным истцом по существу обжалуется бездействие судебного пристава-исполнителя по неисполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, суд приходит к выводу о том, что установленный законом срок, не нарушен.

Ст. 2, 45, 46 Конституции РФ гарантируют государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина Указанные положения во взаимосвязи со ст. 1, 15, 17, 18, 52, 53, 55, 71, 72 и 118 Конституции РФ означают, что защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется. Этому корреспондирует п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также практика его применения Европейским Судом по правам человека, который в решении от ДД.ММ.ГГГГ указал, что право на судебную защиту стало бы иллюзорным, если бы правовая система государства позволяла, чтобы окончательное, обязательное судебное решение оставалось недействующим к ущербу одной из сторон; исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть «суда».

Ст. 13 ГПК РФ также устанавливает обязательность вступивших в законную силу судебных постановлений для всех граждан и организаций на всей территории РФ, а также ответственность за неисполнение судебного постановления в порядке, предусмотренном федеральным законом.

В этой связи Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что законодатель, конкретизируя перечисленные предписания Конституции РФ, вправе урегулировать исполнительное производство в соответствующем федеральном законе, а также, закрепляя нормы, направленные на обеспечение своевременного исполнения судебных и иных актов, федеральный законодатель вправе предусмотреть и санкции - в том числе штрафного характера - за их нарушение. ФЗ № 229-ФЗ в его действующей редакции определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, при которых принудительное исполнение судебных актов возлагается на службу судебных приставов; требование судебного пристава - исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов является обязательным для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории РФ, а в случае невыполнения требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные этим Законом и иными федеральными законами.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», бремя доказывания, наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя.

Судебным приставом-исполнителем представлено суду подлинное и надлежащим образом заверенная копия сводного исполнительного производства возбужденного в отношении должника Алиева Ш.М. о взыскании в пользу АНО «ЛНСЭ» «Гарант» денежных средств в сумме - 12.000 рублей.

Согласно п. 1 ст. 68 ФЗ «Об исполнительном производстве», мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства (п. 2 ст. 68 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Ч. 3 ст. 68 ФЗ «Об исполнительном производстве», предусмотрены меры принудительного исполнения, которые должным быть совершены должностным лицом в отношении должника.

Судом установлено, что административный истец - АНО «ЛНСЭ» «Гарант» является взыскателем по исполнительному производству, возбужденному в отношении должника - Алиева Ш.М.

Как следует из материалов дела и исполнительного производства, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Пятигорского городского отдела судебных приставов вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Пятигорским городским судом по гражданскому делу по заявлению АНО «ЛНСЭ» «Гарант» о взыскании судебных издержек.

Из исследованного судом указанного исполнительного производства в отношении ЗАО «Аверс инжиниринг» усматривается, что судебным приставом-исполнителем, в порядке информационного обмена были направлены запросы в кредитные учреждения, Ростехнадзор, Росреестр, ФНС России, оператору связи и орган ГИБДД МВД России, на предмет выявления оформленных за должником транспортных средств, денежных средств на счетах кредитных учреждений, недвижимого (недвижимого) имущества.

Мерами принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем выявлено имущество должника в виде денежных средств в общей сумме - 3.054 рубля 21 копейка, что подтверждено документально. Изложенное свидетельствует о соблюдении судебным приставом-исполнителем требований ч. 8, 9 ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Судебным приставом-исполнителем обращено взыскание на денежные средства, находящиеся на счетах должника в порядке, предусмотренном ст. 70 ФЗ «Об исполнительном производстве». Так, взысканные денежные средства получены административным истцом, что подтверждается платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривается сторонами.

Из полученных судебным приставом-исполнителем из ГИБДД МВД России, в порядке информационного обмена, сведений следует, что за должником зарегистрированы транспортные средства.

Согласно ч. 2 ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве», взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства в рублях и иностранной валюте, обращается в размере задолженности, то есть в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

Одним из принципов исполнительного производства, установленных ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», является соразмерность объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Принцип соразмерности должен, с учетом правовых позиций КС РФ, обеспечивать учет обстоятельств имущественного положения лица-нарушителя при вынесении принудительных мер.

Принцип соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения относится к легально закрепленным принципам исполнительного производства. Он означает, что при обращении взыскания на имущество должника, наложении на него ареста, совершении от имени и за счет должника определенных действий и т.д. должна соблюдаться их соразмерность и соизмеримость с объемом требований взыскателя на основании исполнительного документа. Этот принцип в первую очередь обращен к субъекту применения мер принудительного исполнения - судебному приставу-исполнителю.

Указанные требования закона судебным приставом-исполнителем были соблюдены.

Так, остаток задолженности Алиева Ш.М. перед административным истцом составляет - 8.945 рублей 79 копеек, в связи с чем, судебный пристав-исполнитель, с учетом принципа соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения, правомерно не обратил взыскание на автотранспортные средства путем их описи, ареста, оценки и реализации.

Доказательств наличия у должника иных денежных средств, иного движимого имущества, а также недвижимого имущества, материалы исполнительного производства не содержат, поскольку в нем имеются письменные ответы соответствующих органов об отсутствии у должника денежных средств, иного движимого (недвижимого) имущества, а также акты совершения исполнительных действий от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 1 ст. 68 ФЗ «Об исполнительном производстве», мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства (п. 2 ст. 68 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 68 ФЗ «Об исполнительном производстве», одной из мер принудительного исполнения является - обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги. Порядок обращения взыскания на имущество должника регламентирован ст.ст. 85, 87 ФЗ «Об исполнительном производстве», которые судебным приставом-исполнителем, при совершении исполнительных действий, были соблюдены.

Так, из исследованного судом исполнительного производства усматривается, что судебным приставом-исполнителем был принят комплекс меры принудительного исполнения, предусмотренные законом, приведший к частичному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Указанные обстоятельства подтверждают доводы судебного пристава-исполнителя, изложенные в судебном заседании о том, что им были предприняты меры по исполнению исполнительного документа, предусмотренные ФЗ РФ «Об исполнительном производстве».

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что при совершении исполнительных действий по вышеуказанному исполнительному производству, судебным приставом-исполнителем принят весь, предусмотренный законом, комплекс мер принудительного исполнения исполнительного документа в рамках девствующего законодательства.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что при совершении исполнительных действий по вышеуказанному исполнительному производству, судебным приставом-исполнителем, виновные действия (бездействие), повлекшие нарушение прав и законных интересов административного истца, не допущены.

Анализ указанных доказательств и их оценка каждого в отдельности и в совокупности дает основания суду считать, что заявленные АНО «ЛНСЭ» «Гарант» административные исковые требования к УФССП по Ставропольскому краю, судебному приставу-исполнителю Пятигорского городского отдела УФССП по Ставропольскому краю о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

АНО «ЛНСЭ» «Гарант» в удовлетворении административных исковых требований к УФССП по Ставропольскому краю, судебному приставу-исполнителю Пятигорского городского отдела УФССП по Ставропольскому краю о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд, через Пятигорский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья                               Ф.Н. Бегиашвили

2а-2629/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
АНО "ЛНСЭ" "Гарант"
Ответчики
Судебный пристав-исполнитель Демченко Ольга Васильевна
УФССП по СК
Другие
Алиев Шамиль Магомедович
Суд
Пятигорский городской суд Ставропольского края
Судья
Бегиашвили Ф.Н.
Дело на сайте суда
piatigorsky.stv.sudrf.ru
03.07.2019Регистрация административного искового заявления
03.07.2019Передача материалов судье
08.07.2019Решение вопроса о принятии к производству
08.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2019Подготовка дела (собеседование)
12.07.2019Подготовка дела (собеседование)
12.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.07.2019Судебное заседание
17.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2020Регистрация административного искового заявления
19.03.2020Передача материалов судье
19.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.03.2020Подготовка дела (собеседование)
19.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.03.2020Судебное заседание
19.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.03.2020Дело оформлено
19.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее