Дело № 2-14689/2024
УИД 50RS0026-01-2024-017770-64
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 октября 2024 года
05 ноября 2024 года мотивированное решение
Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Неграмотнова А.А., при секретаре Гришиной Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> к ООО «ВЕНТА» о признании противоправными действий (бездействий) по реализации товара с незарегистрированными кодами, запрета осуществлять реализацию товара с нарушениями,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с исковым заявлением к ООО «ВЕНТА» о признании противоправными действий (бездействий) по реализации товара с незарегистрированными кодами, запрета осуществлять реализацию товара с нарушениями.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в ЗАО <адрес> в ходе рассмотрения информации, полученной посредством использования личного кабинета государственного служащего государственной информационной системы мониторинга товаров «Честный знак» <...> выявлено отклонение в части реализации товара питьевой воды «Сладкая жизнь» (негазированная, 8 л) с незарегистрированными кодами по адресу реализации: <адрес>. 2. В связи с изложенным, в адрес ответчика было направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований № и 77№ от ДД.ММ.ГГ. В ходе рассмотрения информации, полученной посредством использования личного кабинета государственного служащего государственной информационной системы мониторинга товаров «Честный знак» <...> выявлено отклонение в части реализации товара: питьевая вода для детского питания «Черноголовка для детей» негазированная; питьевая вода для детского питания «Вода для детей с ТЗ ЧЕРНОГОЛОВКА» негазированная с незарегистрированными кодами по адресу реализации: <адрес> стр. 4. В связи с изложенным, в адрес ответчика было направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований № и № от ДД.ММ.ГГ. По мнению истца, изложенное свидетельствует об осуществлении ответчиком реализации товара с незарегистрированными кодами.
Обратившись в суд, истец просит признать противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действия/бездействия, допущенные ООО «ВЕНТА» по реализации товара «Вода питьевая» с незарегистрированными кодами, запретить ООО «ВЕНТА» осуществлять реализацию товара «Вода питьевая» с незарегистрированными кодами.
Представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в соответствии со ст. 113 ГПК РФ.
Представитель ответчика ООО «ВЕНТА» в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в соответствии со ст. 113 ГПК РФ, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
В силу ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Поскольку участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счет возможным рассмотреть настоящее гражданское дело по существу при данной явке, в отсутствие сторон надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения гражданского дела по существу.
Изучив материалы дела и представленные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 46 Закона РФ "О защите прав потребителей" орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей, в том числе об исключении из договоров с потребителями условий, которые ущемляют их права или ставят в заведомо неблагоприятное (обременительное) положение. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения защиты прав потребителей и потребительского рынка, в соответствии с п. п. 1, 3 положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ N 322.
С учетом ст. 40 Закона РФ от ДД.ММ.ГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей", контроль и надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами).
Согласно Постановлению Правительства РФ вопросы Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГ N 154 федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии с и. 1 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации N 308 от ДД.ММ.ГГ "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы но надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Федеральная служба) является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Согласно п. 1 ст. 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании вышеизложенного, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и вправе подавать иски в защиту неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 7 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в целях обеспечения законного оборота товаров, защиты прав потребителей и предупреждения действий, вводящих их в заблуждение Правительством Российской Федерации может быть установлена обязанность хозяйствующих субъектов или отдельных групп хозяйствующих субъектов осуществлять маркировку отдельных товаров средствами идентификации.
Таким образом, маркировка средствами идентификации призвана подтвердить законность нахождения товаров в обороте, то есть соответствие товара всем предъявляемым к нему требованиями, в том числе к качеству и информации.
Маркировке средствами идентификации подлежат включенные в перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденный Правительством Российской Федерации, а также товары, в отношении которых Правительством Российской Федерации утверждены правила маркировки средствами идентификации (п. 12 ст. 2 Закона N 381-ФЗ).
Перечень принят Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 792-р "Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации".
В данный Перечень N 792-Р включены, в том числе: упакованная вода (воды минеральные природные упакованные); упакованная вода (воды природные питьевые упакованные, в том числе газированные, не содержащие сахара, подсластителей, ароматизаторов и других пищевых веществ, воды купажированные питьевые упакованные, в том числе газированные, не содержащие сахара, подсластителей, ароматизаторов и других пищевых веществ, воды искусственно минерализованные питьевые упакованные, в том числе газированные, не содержащие сахара, подсластителей, ароматизаторов и других пищевых веществ.
К каждой из этих групп товаров отнесены определенные правила маркировки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации, так: упакованная вода (воды минеральные природные упакованные - Правил маркировки упакованной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении упакованной воды, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 3 г N 841 утверждении Правил маркировки упакованной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении упакованной воды"; упакованная вода (воды природные питьевые упакованные, в том числе газированные, не содержащие сахара, подсластителей, ароматизаторов и других пищевых веществ, воды купажированные питьевые упакованные, в том числе газированные, не содержащие сахара, подсластителей, ароматизаторов и других пищевых веществ, воды искусственно минерализованные питьевые упакованные, в том числе газированные, не содержащие сахара, подсластителей, ароматизаторов и других пищевых веществ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ N 841; "Об утверждении Правил маркировки упакованной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении упакованной воды".
В п. 13 ст. 2 Закона N 381-ФЗ определены понятия:
- "средство идентификации" - код маркировки в машиночитаемой форме, представленный в виде штрихового кода, или записанный на радиочастотную метку, или представленный с использованием иного средства (технологии) автоматической идентификации.
- "код маркировки" - уникальная последовательность символов, состоящая из кода идентификации и кода проверки (п. 14);
- "код идентификации" - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара (п. 15);
- "код проверки" - последовательность символов, сформированная в результате криптографического преобразования кода идентификации и позволяющая выявить фальсификацию кода идентификации при его проверке с использованием фискального накопителя и (или) технических средств проверки кода проверки (п. 16).
В силу п. п. 4, 5 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 515 маркировка товаров осуществляется путем формирования и нанесения средств идентификации (кодов маркировки в машиночитаемой форме) на товары, упаковку товаров или на иной материальный носитель, предназначенный для нанесения средств идентификации, в местах их производства, упаковки (переупаковки)или хранения.
В целях формирования средств идентификации оператор предоставляет участникам оборота товаров, обеспечивающих нанесение средств идентификации, коды маркировки на основании заявок на получение кодов маркировки от таких участников оборота товаров. Указанные заявки направляются участником оборота товаров оператору с использованием устройств регистрации эмиссии.
Следовательно, товары, включенные в Перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, должны реализовываться хозяйствующими субъектами только при наличии маркировки средствами идентификации. Нахождение в обороте товаров в отсутствие средств идентификации незаконно.
Информационная система мониторинга не допускает повторного формирования (генерации) кода маркировки при маркировке товаров. То есть каждый товар, маркированный средствами идентификации, имеет свой уникальный DataMatrix код.
Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (ТИС МТ «Честный знак») - государственная информационная система, создаваемая в целях автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена информацией об обороте таких товаров и обеспечения их прослеживаемости, а также в иных целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (ст. 20.1 Закона N 381-ФЗ).
Координатором создания и функционирования информационной системы мониторинга является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли.
Оператор информационной системы мониторинга определяется Правительством Российской Федерации.
Оператор информационной системы мониторинга централизованно обеспечивает формирование (генерацию) кода проверки с использованием технических средств формирования кода проверки.
Участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствах идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга.
Информация, содержащаяся в информационной системе мониторинга, является информацией ограниченного доступа.
Доступ к информации, содержащейся в информационной системе мониторинга, обеспечивается оператором информационной системы мониторинга в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п. 7 Правил обеспечения доступа к информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 1955 потребителям товаров обеспечивается доступ к информации, отнесенной Правительством Российской Федерации к общедоступной информации. К общедоступной информации относится в том числе иная информация о товарах, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, которая указана на упаковке таких товаров, в том числе в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите нрав потребителей.
Потребителям доступ к информации возможен посредством мобильного приложения «Честный знак», которое позволяет зарегистрированным в нем потребителям получать необходимую информацию о товаре посредством сканирования маркировки.
В целях обеспечения осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзору обеспечивается доступ к информации, содержащейся в информационной системе мониторинга (п. 16 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ N 1955 "Об обеспечении доступа к информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации".
Согласно п. 5, 16 ст. 20.1 Закона N 381-ФЗ участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга и несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными (п. 10 Г1П N 515).
Из материалов дела следует, что территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в ЗАО <адрес> в ходе рассмотрения информации, полученной посредством использования личного кабинета государственного служащего государственной информационной системы мониторинга товаров «Честный знак» выявлено отклонение в части реализации ответчиком товара - питьевой воды «Сладкая жизнь» (негазированная, 8 л) с незарегистрированными кодами. Адрес реализации: <адрес>
Также выявлено отклонение в части реализации ответчиком товара – питьевой воды для детского питания «Черноголовка для детей» (негазированная) и питьевой воды для детского питания «Вода для детей с ТЗ ЧЕРНОГОЛОВКА» (негазированная) с незарегистрированными кодами. Адрес реализации: <адрес>
Все отклонения, фиксируемые ГИС МТ «Честный знак» указывают на возможную повторную продажу одного и того же товара с одним и тем же кодом идентификации без возврата товара в оборот, что может свидетельствовать как о нарушении, выразившемся в невнесении информации о возврате товара, так и об неоднократном копировании кодов идентификации, т.е. реализации немаркированного товара, что является нарушением действующего законодательства.
Таким образом, ответчик, как хозяйствующий субъект нарушает права потребителей на качество и безопасность товара, и право на информацию.
Право на информацию закреплено в ст. ДД.ММ.ГГ-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Сам факт реализации товара с нарушением обязательных требований определяет нарушение прав потребителей, поскольку вводит их в заблуждение и не обеспечивает возможность правильного выбора.
Одним из видов профилактических мероприятий является объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (ст. 45 Закона N 248-ФЗ).
Так, ДД.ММ.ГГ истцом направлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований № и №, № и №.
Сведений об исполнении ответчиком направленных ему предостережений материалы дела не содержат.
Таким образом, принятые Управлением в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" меры оказались проигнорированы ответчиком, что свидетельствует о нежелании добровольно устранять выявленные нарушения, и продолжении совершения противоправных действий выражающихся в реализации (продаже) товаров с нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации в части маркировки групп товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
Учитывая обстоятельство, что ответчик, как хозяйствующий субъект осуществляющий деятельность на потребительском рынке не исполняет рекомендации и предостережения Управления Роспотребнадзора, тот факт, что Управление исчерпало все меры в пределах полномочий административного органа в отношении ООО «ВЕНТА», и учитывая ограничения, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в части контроля исполнения выданных рекомендаций и предостережений, а также тот факт, что пресекательным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации является только решение суда, с целью обеспечения законного оборота товаров и пресечения незаконной деятельности по их реализации, а также недопущения создания угрозы нарушения прав неопределенного круга потребителей, суд полагает, что заявленные требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Поскольку при подаче иска в суд истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, то на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ при вынесении решения с ответчика подлежит взысканию в доход государства госпошлина в размере 6 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> к ООО «ВЕНТА» - удовлетворить.
Признать незаконными действия хозяйствующего субъекта осуществляющего деятельность на потребительском рынке ООО «ВЕНТА» (ИНН №) в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в несоблюдении обязательных требований действующего законодательства Российской Федерации в части требовании к маркировке групп товаров подлежащей обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе к маркировке товаров легкой промышленности средствами идентификации.
Возложить на хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность па потребительском рынке ООО «ВЕНТА» (ИНН №) обязанность прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в не соблюдении обязательных требований действующего законодательства Российской Федерации в части требовании к маркировке групп товаров – вода питьевая, подлежащей обязательной маркировке средствами идентификации, а именно действия/бездействия по реализации товаров немаркированных средствами идентификации: реализации товаров с использованием одного и того же кода идентификации.
Взыскать с ООО «ВЕНТА» (ИНН №) государственную пошлину в доход государства в сумме 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок Московский областной суд через Люберецкий городской суд Московской области.
Судья Неграмотнов А.А.