ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 января 2023 года № 33-1875/2023 (2-2507/2022)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Алексеенко О.В.,
судей Абдрахмановой Э.Я.,
Кочкиной И.В.,
при секретаре Власове Д.С.,
с участием прокурора Валиуллиной Г.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Уфа Республики Башкортостан апелляционную жалобу представителя Алексеевой Н.А. – Мавриной О.С. на решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 29 сентября 2022 года
по гражданскому делу по иску Алексеевой Н.А. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Городская больница города Салават о признании незаконными приказов об отстранении от работы, прекращении (расторжении) трудового договора, аннулировании записи об увольнении в трудовой книжке, восстановлении на работе, выплате заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Алексеенко О.В., судебная коллегия
установила:
Алексеева Н.А. обратилась в суд с иском (с учетом последующего уточнения, листы дела 1-4, том 2) к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Городская больница города Салават (далее – ГБУЗ Республики Башкортостан ГБ города Салават) о признании незаконным приказа №784-ЛС от 02 августа 2022 года об отстранении от работы врача невролога детского поликлинического отделения в связи с наличием противопоказаний, установленных ИПРА инвалида; признании незаконным приказа №142/1-ЛС от 08 августа 2022 о прекращении (расторжении) трудового договора с работником врачом неврологом детского поликлинического отделения; аннулировании записи об увольнении в трудовой книжке, восстановлении в вышеуказанной должности с 08 августа 2022 года; взыскании заработной платы за время вынужденного прогула с 03 августа 2022 по день вынесения судебного решения, компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что Алексеева Н.А. осуществляла трудовую деятельность в названном медицинском учреждении в должности врача невролога детского поликлинического отделения. Обращает внимание, что приказом работодателя №784-ЛС от 02 августа 2022 года она была отстранена от работы в связи с наличием противопоказаний, установленных ИПРА инвалида, при этом, Алексеевой Н.А. был предложен список имеющих вакантных должностей, не противопоказанных по состоянию здоровья и соответствующие квалификации: уборщик служебных помещений, администратор регистратуры, уборщик территорий, водитель автомобиля, слесарь по ремонту автомобилей. Весь список вакантных должностей по учреждению, в том числе, по квоте для инвалидов Алексеевой Н.А. предложен не был. По причине отсутствия согласия на перевод, трудовой договор был расторгнут на основании пункта 8 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации. Истец является инвалидом третьей группы, какого-либо заключения, в соответствии с которым она была бы признана неспособной к трудовой деятельности, не имеется.
Решением Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 29 сентября 2022 года в удовлетворении исковых требований Алексеевой Н.А. отказано в полном объёме.
В поданной апелляционной жалобе представитель Алексеевой Н.А. – Маврина О.С. оспаривает решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая, что судом первой инстанции не принято во внимание, что ответчик предложил не весь список должностей, имеющихся в медицинском учреждении, не противопоказанных по состоянию здоровья, а также соответствующих квалификации, в том числе, по квоте для инвалидов; истец имеет два высших медицинских образования по специальности педиатрия и неврология; ответчиком не были произведены мероприятия по снижению вредного фактора (биологического), такие как установление дополнительных перерывов отдыха для проветривания кабинета; специальная оценка условий труда была проведена до проведения капитального ремонта основного здания детской поликлиники; после оснащения кабинета невролога бактерицидными лампами специальная оценка условий труда работодателем не проводилась; какого-либо заключения, в соответствии с которым она была бы признана неспособной к трудовой деятельности, не имеется.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившегося истца Алексеевой Н.А., извещённого о времени и месте рассмотрения дела, выслушав представителя апеллянта Алексеевой Н.А. – Маврину О.С., представителя ответчика – ГБУЗ Республики Башкортостан ГБ города Салават Козлицкого С.В., судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 02 июня 2008 года между муниципальным учреждением «Детская городская больница» городского округа город Салават (работодатель) и Алексеевой Н.А. (работник) заключен трудовой договор № 4, по условиям которого работник принимается на должность заведующего консультативно-диагностического отделения поликлиники (листы дела 210-213, том 3).
Приказом работодателя № 677/ок от 31 декабря 2008 года Алексеева Н.А. переведена на должность врача-невролога (лист дела 231, том 3).
Приказом работодателя № 1-лс от 11 января 2016 года в связи с реорганизацией муниципального учреждения «Детская городская больница» городского округа город Салават путем присоединения к ГБУЗ Республики Башкортостан ГБ города Салават постановлено с 01 января 2016 года зачислить в штаты последней персонал, указанный в приложениях № 1 и № 2 (лист дела 175, том 1).
Приказом работодателя от 18 марта 2019 года № 48/18-лс Алексеева Н.А. переведена на должность врача-невролога детского поликлинического отделения (листы дела 177-179, том 1, лист дела 233, том 3).
Согласно справке Бюро № 39 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» от 05 июля 2019 года Алексеевой Н.А. установлена третья группа инвалидности по общему заболеванию, сроком по 01 августа 2020 года (лист дела 173, том 3).
Аналогичные справки даны Алексеевой Н.А. 11 января 2022 года со сроком инвалидности по 01 августа 2022 года, 01 июля 2022 года – со сроком инвалидности по 01 февраля 2023 года (листы дела 188, 189, том 1).
Согласно карте специальной оценки условий труда врача-невролога от 03 сентября 2018 года итоговый класс (подкласс) условий труда составляет 3.1 (листы дела 223-224, том 1).
Согласно карте специальной оценки условий труда врача-невролога от 23 декабря 2021 года итоговый класс (подкласс) условий труда составляет 3.2 (листы дела 217-218, том 1).
20 июля 2022 года в адрес главного врача ГБУЗ Республики Башкортостан ГБ города Салават внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране труда, в связи с тем, что Алексеева Н.А., имеющая инвалидность третьей группы, осуществляет деятельность на вредных условиях труда, относящихся к подклассу 3.1 (листы дела 182-184, том 1).
Приказом работодателя от 02 августа 2022 года № 784-ЛС Алексеева Н.А. отстранена от работы в должности врача-невролога в связи с противопоказаниями для выполнения работы во вредных условиях труда, обусловленной трудовым договором, на срок до предоставления согласия на перевод, либо отказа от перевода на предложенную вакантную должность, соответствующую квалификацию и не противопоказанную по состоянию здоровья (пункт 1) (лист дела 7, том 1).
02 августа 2022 года работодателем в адрес Алексеевой Н.А. направлено уведомление об отстранении от работы с 03 августа 2022 года, последней предлагается перевод на другую, имеющуюся в медицинской организации работу, не противопоказанную по состоянию здоровью (в оптимальных и допустимых условиях труда), а также соответствующую квалификацию (листы дела 8-9, том 1).
Указанные документы получены Алексеевой Н.А. 02 августа 2022 года.
Приказом работодателя от 08 августа 2022 года № 142/1-лс Алексеева Н.А. уволена из детского поликлинического отделения с должности врача-невролога на основании пункта 8 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (лист дела 180, том 1).
В качестве оснований указаны: справка от 01 июля 2022 года, ИПРА инвалида от 01 июля 2022 года, карта специальной оценки условий труда от 03 сентября 2018 года, приказ работодателя № 784-лс от 02 августа 2022 года (лист дела 180, том 1).
В указанный день соответствующими работниками ГБУЗ Республики Башкортостан ГБ города Салават составлен акт об отказе Алексеевой Н.А. ознакомиться под роспись с вышеуказанным приказом (лист дела 181, том 1).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Алексеевой Н.А., суд первой инстанции исходил из того, что основанием для прекращения трудового договора с работником явилась не инициатива работодателя, а объективные, независящие от воли сторон трудового договора, в частности от воли работодателя, обстоятельства, предусмотренные в целях недопущения выполнения работником работы, противопоказанной ему по состоянию здоровья, направленные на охрану здоровья работника; процедура прекращения трудового договора работодателем соблюдена, предложены все вакантные должности, соответствующие условиям труда и квалификации.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается в силу следующего.
Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть 3 статьи 37), а также право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41). Данные конституционные положения конкретизируются в федеральных законах, в том числе в Трудовом кодексе Российской Федерации.
В числе основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, согласно статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации, - равенство прав и возможностей работников, установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением, обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту, обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с частью 1 статьи 73 Трудового кодекса Российской Федерации работника, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с его письменного согласия работодатель обязан перевести на другую имеющуюся у работодателя работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья.
Частью 3 статьи 73 Трудового кодекса Российской Федерации определено, если в соответствии с медицинским заключением работник нуждается во временном переводе на другую работу на срок более четырех месяцев или в постоянном переводе, то при его отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 77 этого кодекса.
Общие основания прекращения трудового договора перечислены в статье 77 Трудового кодекса Российской Федерации. Одним из таких оснований является отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (пункт 8 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из изложенных нормативных положений следует, что, если в соответствии с медицинским заключением работник нуждается в переводе на другую работу, в целях соблюдения гарантий по обеспечению прав работника на труд и охрану здоровья работодатель обязан перевести этого работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья. В случае отказа работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, либо отсутствия у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается по пункту 8 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Прекращение работодателем трудового договора с работником по названному основанию будет правомерным только в случае исполнения работодателем обязанности по предложению работнику имеющейся у работодателя работы, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При проверке в суде законности увольнения работника по пункту 8 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан представить доказательства исполнения данной обязанности.
Правильно применив вышеприведенные положения трудового законодательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Алексеевой Н.А., поскольку работа в прежней должности была противопоказана Алексеевой Н.А. по медицинским показаниям и работодатель по объективным причинам не имел возможности создать специальные условия труда для истца на его рабочем месте исходя из обязательных для работодателя рекомендаций индивидуальной программы реабилитации инвалида, а вакансии, отвечающие рекомендованным условиям труда, у ответчика отсутствовали, за исключением тех, от которых истец отказалась, ввиду чего работодатель правомерно издал приказ об увольнении истца по основанию, предусмотренному пунктом 8 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ № 1, 2, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ – 3.2.
░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░».
░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 7 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 24 ░░░░░░ 1995 ░░░░ № 181-░░ «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░ 8).
░░ ░░░░░░ ░░░░░░ 8 ░ 11 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 24 ░░░░░░ 1995 ░░░░ № 181-░░ «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ 77 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328, 329 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 29 ░░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 30 ░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░
░. ░. ░░░░░░░
░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.