2Р°-1400/2019
25RS0039-01-2019-001719-58
РЕШЕНРР•
именем Российской Федерации
18 сентября 2019 года с. Вольно-Надеждинское
Надеждинский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Риттер Н.Н.,
при секретаре Крыловой А.А.,
с участием административного истца помощника прокурора Надеждинского района Газеевой К.А.,
представителя административного ответчика Ледининой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Надеждинского района Приморского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Тавричанского сельского поселения о возложении обязанности по устранению нарушений пожарной безопасности,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
прокурор Надеждинского района Приморского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился с указанным административным иском, указав, что в ходе проведенной прокуратурой Надеждинского района и ОНД ПРпо Надеждинскому муниципальному району УНД и ПРГУ МЧС России по Приморскому краю проверки соблюдения требований пожарной безопасности в населенных пунктах Тавричанского сельского поселения Надеждинского муниципального района выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
установлено, что на всей территории ............... имеется всего 1 пожарный гидрант в рабочем состоянии, на всей территории ............... имеется 1 пожарный гидрант в нерабочем состоянии. От данных населенных пунктов до ближайшего исправного пожарного гидранта расстояние 3500 метров, в связи с чем, увеличивается время тушения пожаров. В ............... недостаточно обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения ................
Таким образом, населенные пункты ............... сельского поселения не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с вышеуказанными нормами.
Кроме этого, в нарушение вышеуказанных требований органом местного самоуправления не созданы условия для забора воды в зимнее время года из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах ............... сельского поселения и на прилегающих к ним территориях.
РџРѕ фактам выявленных нарушений ................. Рё ................. главе администрации Тавричанского сельского поселения внесены представления СЃ требованием РѕР± устранении выявленных нарушений. РР· ответов администрации Тавричанского сельского поселения РЅР° данные представления установлено, что имевшиеся нарушения РЅРµ устранены.
Таким образом, администрацией Тавричанского сельского поселения Надеждинского муниципального района не принято реальных мер к устранению вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности в населенных пунктах поселения, что является недопустимым, так как существенно ущемляет гарантированные Конституцией РФ права и законные интересы граждан на безопасное проживание и нахождение в населенных пунктах, создают угрозу причинения вреда их жизни и здоровью, а также имуществу граждан в момент возникновения пожара, влечет угрозу возникновения пожара на территории лесного фонда, уничтожения и повреждения лесных насаждений, в результате чего может быть причинен значительный экологический ущерб окружающей среде. Кроме этого, выявленные нарушения создают предпосылки для возможных проявлений терроризма, экстремистской деятельности, направленных на дестабилизацию общественно-политической обстановки, создают условия для совершения преступлений и террористических актов.
По изложенному, административный истец, просит суд:
Возложить на администрацию Тавричанского сельского поселения Надеждинского муниципального района обязанность произвести устранение нарушений требований пожарной безопасности в населенных пунктах Тавричанского сельского поселения Надеждинского муниципального района в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу, а именно:
- установить звуковую сигнализацию для оповещения населения о пожаре ............... Тавричанского сельского поселения в соответствии со ст. 6, 63 и 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (п. 16 Правил противопожарного режима в РФ);
- оснастить территории общего пользования населенных пунктов ............... сельского поселения Надеждинского муниципального района первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
- обеспечить населенные пункты Тавричанского сельского поселения: ..............., источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с нормами;
- создать условия для забора воды в зимнее время года из естественных источников наружного водоснабжения, расположенных на территории населенных пунктов: ............... сельского поселения и на прилегающих к ним территориях.
В судебном заседании административный истец помощник прокурора Надеждинского района Газеева К.А. просила административный иск удовлетворить в полном объеме, по доводам изложенным в иске.
Административный ответчик представитель администрации Тавричанского сельского поселения Лединина М.В. административный иск признала частично, указав, что гидранты имеются, однако они не эффективны, в связи с низким напором воды. В целом работы в этом направлении администрацией Тавричанского сельского поселения ведется.
Третьи лица: представитель отдела надзорной деятельности и профилактической работы Надеждинского муниципального района УНД и ПРГлавного управления МЧС России по Приморскому краю и представитель КГКУ «14 отряд противопожарной службы Приморского края по охране Надеждинского муниципального района» в судебное заседание не явились, о дате и времени извещены надлежащим образом.
Суд, изучив материалы дела, выслушав стороны, полагает, что имеются все основания для удовлетворения заявленных требований прокурора в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Аналогичное положение содержится в п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», закрепляющих право прокурора обратиться в суд с заявлением, если это требует защита прав и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело общественное значение.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктом 9 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ) принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержание территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с п. 481 Правил здания, не оборудованные внутренним противопожарным водопроводом и автоматическими установками пожаротушения, а также территории предприятий (организаций), не имеющие наружного противопожарного водопровода, или наружные технологические установки этих предприятий (организаций), удаленные на расстоянии более 100 метров от источников наружного противопожарного водоснабжения, должны оборудоваться пожарными щитами.
Необходимое количество пожарных щитов и их тип определяются согласно приложению .........................
На основании п. 482 Правил пожарные щиты комплектуются немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем согласно приложению ........................, в соответствии с которым щит пожарный для очагов пожара класса А комплектуется ломом, багром, двумя ведрами, лопатой штыковой, лопатой совковой, емкостью для хранения воды объемом 0,2 куб. метра.
В нарушение указанных требований территории общего пользования населенных пунктов ............... сельского поселения Надеждинского муниципального района не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
Требованиями пункта 16 Правил установлено, что на территории поселений и городских округов, территории садоводства или огородничества обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6,63, и 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Однако, в населенных пунктах ............... Тавричанского сельского поселения отсутствует звуковая сигнализация для оповещения населения о пожаре.
Согласно ч. 1, ч. 2, ч.3 ст. 68 Федерального закона № 123-ФЗ на территориях поселений должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:
1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;
2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) противопожарные резервуары.
В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, отдельно стоящих зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4 объемом до 1000 кубических метров, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, зданиях и сооружениях класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду, на складах грубых кормов объемом до 1000 кубических метров, складах минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров, в зданиях радиотелевизионных передающих станций, зданиях холодильников и хранилищ овощей и фруктов допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.
Р’ соответствии СЃ Рї. 4.1 «СП 8.13130.2009. РЎРІРѕРґ правил. Системы противопожарной защиты. Рсточники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» (далее - РЎРџ 8.13130.2009) наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться РЅР° территории поселений Рё организаций. Наружный противопожарный РІРѕРґРѕРїСЂРѕРІРѕРґ, как правило, объединяется СЃ хозяйственно-питьевым или производственным РІРѕРґРѕРїСЂРѕРІРѕРґРѕРј.
Допускается применять наружное противопожарное водоснабжение из искусственных и естественных водоисточников (резервуары, водоемы): населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек; отдельно стоящих зданий любого назначения, расположенных вне населенных пунктов, при отсутствии хозяйственно-питьевого или производственного водопровода, обеспечивающего требуемый нормами расход воды на наружное противопожарное водоснабжение; зданий различного назначения при требуемом расходе воды на наружное противопожарное водоснабжение не более 10 л/с; 1- и 2-этажных зданий любого назначения при площади застройки не более площади пожарного отсека, допускаемой нормами для таких зданий.
В соответствии с п. 8.6 СП 8.13130.2009 расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или их части не менее чем от 2 гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с.
Пожарные гидранты следует устанавливать на кольцевых участках водопроводных линий. Допускается установка гидрантов на тупиковых линиях водопровода с учетом указаний п. 8.4 и принятием мер против замерзания воды в них.
Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более и одного - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более указанной в п. 9.11 по дорогам с твердым покрытием.
Расстояние между гидрантами определяется расчетом, учитывающим суммарный расход воды на пожаротушение и пропускную способность устанавливаемого типа гидрантов по ГОСТ 8220.
Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.
Согласно примечанию 2 СП 8.13130.2009 в случае, если производительность наружных водопроводных сетей недостаточна для подачи расчетного расхода воды на пожаротушение или при присоединении вводов к тупиковым сетям, необходимо предусматривать устройство резервуаров, емкость которых должна обеспечивать расход воды на наружное пожаротушение в течение 3 часов.
В соответствии с примечанием 3 СП 8.13130.2009 в сельских районах при отсутствии водопровода для пожаротушения зданий функциональной пожарной опасности Ф2, Ф3 должен быть предусмотрен пожарный водоем или резервуар обеспечивающий тушение пожара в течение трех часов.
Согласно п. 9.2 СП 8.13130.2009 пожарный объем воды надлежит предусматривать в случаях, когда получение необходимого количества воды для тушения пожара непосредственно из источника водоснабжения технически невозможно или экономически нецелесообразно.
Кроме этого, на основании п. 80 Правил противопожарного режима органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Вместе с тем, в ходе проведенной проверки, а также согласно информации ОНД ПРпо Надеждинскому муниципальному району УНД и ПРГУ МЧС России по Приморскому краю от ................. ........................, пояснительной записке к анализу состояния противопожарного водоснабжения в Надеждинском муниципальном районе и.о. директора Краевого государственного казенного учреждения «14 отряд противопожарной службы Приморского края по охране Надеждинского муниципального района» установлено, что на всей территории ............... имеется всего 1 пожарный гидрант в рабочем состоянии, на всей территории ............... имеется 1 пожарный гидрант в нерабочем состоянии. От данных населенных пунктов до ближайшего исправного пожарного гидранта расстояние 3500 метров, в связи с чем, увеличивается время тушения пожаров. В ............... недостаточно обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения ...............
Таким образом, населенные пункты ............... сельского поселения не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с вышеуказанными нормами.
Кроме этого, в нарушение вышеуказанных требований органом местного самоуправления не созданы условия для забора воды в зимнее время года из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах ............... сельского поселения и на прилегающих к ним территориях.
РџРѕ фактам выявленных нарушений ................., ................. главе администрации Тавричанского сельского поселения внесены представления СЃ требованием РѕР± устранении выявленных нарушений. РР· ответов администрации Тавричанского сельского поселения РЅР° данные представления установлено, что имевшиеся нарушения РЅРµ устранены.
Таким образом, администрацией Тавричанского сельского поселения Надеждинского муниципального района не принято реальных мер к устранению вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности в населенных пунктах поселения, что является недопустимым, так как существенно ущемляет гарантированные Конституцией РФ права и законные интересы граждан на безопасное проживание и нахождение в населенных пунктах, создают угрозу причинения вреда их жизни и здоровью, а также имуществу граждан в момент возникновения пожара, влечет угрозу возникновения пожара на территории лесного фонда, уничтожения и повреждения лесных насаждений, в результате чего может быть причинен значительный экологический ущерб окружающей среде. Кроме этого, выявленные нарушения создают предпосылки для возможных проявлений терроризма, экстремистской деятельности, направленных на дестабилизацию общественно-политической обстановки, создают условия для совершения преступлений и террористических актов.
Учитывая вышеизложенное, административный иск прокурора Надеждинского района Приморского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Тавричанского сельского поселения подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р» :
административное исковое заявление прокурора Надеждинского района Приморского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Тавричанского сельского поселения о возложении обязанности по устранению нарушений пожарной безопасности, удовлетворить.
Возложить на администрацию Тавричанского сельского поселения Надеждинского муниципального района обязанность произвести устранение нарушений требований пожарной безопасности в населенных пунктах Тавричанского сельского поселения Надеждинского муниципального района в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу, а именно:
- установить звуковую сигнализацию для оповещения населения о пожаре ............... в соответствии со ст. 6, 63 и 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (п. 16 Правил противопожарного режима в РФ);
- оснастить территории общего пользования населенных пунктов: ............... сельского поселения Надеждинского муниципального района поселения в местах, определенных по согласованию с ОНД и ПРпо Надеждинскому муниципальному району и КГКУ 14 ОПС, первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
- обеспечить населенные пункты Тавричанского сельского поселения: ..............., источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с нормами;
- создать условия для забора воды в зимнее время года из естественных источников наружного водоснабжения, расположенных на территории населенных пунктов: ............... сельского поселения и на прилегающих к ним территориях.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Надеждинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись Н.Н. Риттер