Дело № 2-4413/2021
25RS0001-01-2019-006595-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19.10.2021 г. Владивосток
Ленинский районный суд г.Владивостока в составе: председательствующего судьи Синицына К.В., при секретаре Ли Д.К., с участием представителя истца Самборской Л.В., представителя ответчика Сидорова В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Якимовой Марии Сергеевны, Топорковой Галины Сергеевны, Топорковой Людмилы Петровны к Гаражно-строительному кооперативу «25 ГПЭС ВМФ», администрации г.Владивостока о включении имущества в наследственную массу, признании права собственности в порядке наследования, встречному исковому заявлению Гаражно-строительного кооператива «25 ГПЭС ВМФ» к Якимовой Марии Сергеевне, Топорковой Галине Сергеевне, Топорковой Людмиле Петровне о признании права собственности на гаражный бокс, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Росреестра по Приморскому краю, Ширшов Алексей Николаевич, нотариус Польская Марина Андреевна,
УСТАНОВИЛ:
Якимова М.С., Топоркова Г.С., Топоркова Л.П. обратились в суд с иском, в обоснование требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ Топорков С.Н. приобрел у Ширшова А.Н. гаражный бокс № в ГСК «25 ГПЭС ВМФ», расположенный по адресу: <адрес> (далее по тексту решения – гаражный бокс), оформив сделку актом приема гаража и актом приема денег. Ширшов А.С. являлся членом ГСК «25 ГПЭС ВМФ», пай за указанный гаражный бокс выплатил в полном объеме. ДД.ММ.ГГГГ Топорков С.Н. умер. Наследники умершего Топоркова С.Н. - Якимова М.С., Топоркова Г.С., Топоркова Л.П. (жена и две дочери), узнав, что члены ГСК «25 ГПЭС ВМФ» оформляют в судебном порядке право собственности на гаражные боксы, обратились к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о наследовании; в выдаче свидетельства нотариусом отказано, поскольку право собственности на гаражный бокс № умершим Топорковым С.Н. в установленным законом порядке не зарегистрировано. Истцы являются законными наследниками Топоркова С.Н., после смерти фактически приняли наследство, пользовались гаражом, как при жизни, так и после смерти наследодателя, никаких притязаний со стороны третьих лиц на гаражный бокс не имелось.
Просят включить в наследственную массу, оставшуюся после смерти Топоркова С.Н., умершего ДД.ММ.ГГГГ, гаражный бокс № в ГСК «25 ГПЭС ВМФ», расположенный в <адрес>; признать право Якимовой М.С., Топорковой Г.С. на 1/4 долю у каждой, право Топорковой Л.П. на 1/2 долю в праве собственности на гаражный бокс в порядке наследования после смерти Топоркова С.Н., умершего 14.10.2014г.
ГСК «25 ГПЭС ВМФ» обратилось в суд со встречным исковым заявлением к Якимовой М.С., Топорковой Г.С., Топорковой Л.П. о признании права собственности кооператива на гаражный бокс, построенный силами и за счет средств его членов.
В судебном представитель истца Якимовой М.С. Самборская Л.В. на требованиях исковом заявлении настаивала в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в иске. В удовлетворении встречного искового заявления просила отказать, в том числе ссылаясь на пропуск ответчиком срока исковой давности.
Представитель ГСК «25 ГПЭС ВМФ» в судебном заседании настаивал на удовлетворении встречных исковых требований, в удовлетворении первоначального иска просил отказать. Настаивал, что Ширшов А.С. членом кооператива не являлся, пай за указанный гаражный бокс не выплачивал, в связи с чем не мог распоряжаться гаражным боксом
Топоркова Г.С., Топоркова Л.П., представитель администрации г.Владивостока, третьи лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель администрации г.Владивостока, Топоркова Г.С., Топоркова Л.П. ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
С учетом положений ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценивая доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ст.1142 ГК РФ дети, супруг и родители наследодателя являются наследниками первой очереди по закону после смерти наследодателя.
В силу ст.1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня его открытия.
Наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (п.34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 №9).
Под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п.2 ст.1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу... При этом, такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами (п.36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 №9).
Аналогичные разъяснения о моменте возникновения права собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства содержатся в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04. 2010 № 10/22.
ДД.ММ.ГГГГ Топорков С.Н. умер, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ II-ВС №.
Имеющимися в материалах дела письменными доказательствами подтверждается, что наследниками умершего Топоркова С.Н. являются его дочери Якимова (Топоркова) М.С. и Топоркова Г.С., а также супруга Топоркова Л.П.
В силу ч.1 ст.123.2 ГК РФ потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Общество взаимного страхования может быть основано на членстве юридических лиц.
В соответствии с п.1 ст.218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу п.4 ст.218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Из экспликации к поэтажному плану строения по <адрес> технического паспорта ФГУП БТИ Ростехинвентаризации по ПК по состоянии на ДД.ММ.ГГГГ следует, что спорный гаражный бокс № Лит.Д общей площадью 18,6 кв.м расположен в массиве земельного участка, выделенного ГСК «25 ГПЭС ВМФ» под строительство гаражей.
Заявляя исковые требования, истцы указывают, что согласно копии расписки от ДД.ММ.ГГГГ, копии акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, Ширшов А.Н., являвшийся являлся членом ГСК «25 ГПЭС ВМФ» при первичной регистрации ГСК и внесший паевый взнос в полном объеме, продал Топоркову С.Н. гаражный бокс за 10 000 рублей.
В силу ст.56 ГПК РФ, стороны в судебном заседании должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений.
В силу ст.ст.59,60,71 ГПК РФ, стороны в судебном заседании самостоятельно предоставляют доказательства в обоснование своих требований или возражений. Суд оценивает и принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения дела. Обстоятельства, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. В силу ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Из положений Устава ГСК «25 ГПЭС ВМФ» следует, что гаражные боксы предназначены для членов кооператива, созданного с целью удовлетворения членов кооператива гаражами для индивидуальных автомашин (п.1). Отчуждение пая членом ГСК возможно лицу, принятому в ГСК решением общего собрания (п.4.2).
Доказательств того, что Топорков С.Н. при жизни являлся членом ГСК «25 ГПЭС ВМФ», принимал меры к вступлению в члены ГСК, принимал меры к регистрации права собственности на гараж, что им действительно был внесен паевой взнос в материалы дела не представлено.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что исковые требования Якимовой М.С., Топорковой Г.С., Топорковой Л.П. удовлетворению не подлежат.
Также не подлежат удовлетворению встречные исковые требований в силу следующего.
Заявляя встречные исковые требования, представитель ГСК «25 ГПЭС ВМФ» указывает, что спорный гаражный бокс построен частично в 2000 году, затем в 2004 году достраивался кооперативом за счет средств, внесенных членами кооператива. В то же время, представленные председателем кооператива копи документов (список принятых в 2004 году членов, приходные ордера) не свидетельствуют, что денежные средства собраны с принятых в члены кооператива именно для строительства гаражного бокса №. Копий документов переписки кооператива с ФГУП «13 электросеть», договора подряда от 2004 года, проектной и сметной документации не позволяют с достоверной точностью установить, когда именно (в какие этапы) был построен гаражный бокс №.
В судебном заседании представителем Якимовой М.С. также заявлено ходатайство о применении последствий пропуска ГСК «25 ГПЭС ВМФ» срока исковой давности по встречным исковым требованиям, которое суд полагает подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу ч.1 ст.200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Исследованными материалами дела, пояснениями сторон установлено то обстоятельство, что с 2008 кооперативу известно о владении и пользовании Якимовой М.С. гаражным боксом, что подтверждается включением ее в список членов ГСК «25 ГПЭС ВМФ» по состоянии на ДД.ММ.ГГГГ. Встречное исковое заявление ГСК «25 ГПЭС ВМФ» о признании права собственности на спорный бокс заявлено в декабре 2019 г., спустя более 10 лет. Ходатайства о восстановлении пропущенного срока с приведением каких-либо уважительных причин пропуска суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что ГСК «25 ГПЭС ВМФ» пропущен срок для обращения в суд со встречными исковыми требованиями.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «25 ░░░░ ░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «25 ░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26.10.2021