Дело № 2 -83/2015
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
Сысольский районный суд Республики Комив составе председательствующего судьи Константиновой Н.В.,
при секретаре Сумкиной С.А.,
при участии помощника прокурора Сысольского района Косолаповой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Визинга Сысольского района 29 января 2015 года гражданское дело по заявлению прокурора Сысольского района РК в интересах Попова А.М. к ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми, Филиалу № 9 ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о возложении обязанности предоставить путевку в санаторий по профилю лечения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Сысольского района РК обратился в суд с иском согласно ст. 45 ГПК РФ в интересах Попова А.М. к ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение.
В судебном заседании помощник прокурора Косолапова В.Н. исковые требования уточнила, просила обязать ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми предоставить путевку в санаторий по профилю лечения.
Привлеченный к участию в деле в качестве истца Попов А.М. представил суду ходатайство о рассмотрении дела без своего участия. Заявленные требования прокурора поддержал.
Представитель ответчика, извещенный о дате и времени судебного заседания, в суд не явился. В представленном суду отзыве просил в удовлетворении исковых требований отказать по тем основаниям, что отсутствует достаточное финансирование на указанные цели, а предоставление путевки на санаторно-курортное лечение Попову А.М. будет являться нарушением прав иных лиц, имеющих право на указанную льготу и состоящих в очередности на получение путевок ранее Попова А.М.
Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав объяснения сторон, изучив материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, если он по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является нарушение социальных прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение.
В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели политики Российской Федерации как социального государства предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности, реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 7, 39, 41).
Согласно ст.ст. 9,10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, перечень которых утверждается Правительством РФ.
Как усматривается из материалов дела, истец является <данные изъяты>, что подтверждается справкой № от (дата) года, и в силу ст. 6.1., 6.2., 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» № 178-ФЗ от 17.07.1999, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, который включает в себя предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
13.12.2013 года Попов А.М. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении путевки по профилю лечения в санатории Кировской области, представив справку формы № от 13.12.2013 о нуждаемости в санаторно-курортном лечении. На основании указанных документов, заявление Попова А.М. было принято ответчиком 17.12.2013, Попов А.М. был поставлен на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение по профилю болезни <данные изъяты> под номером в общей очереди 310, что подтверждается уведомлением от 17.12.2013 №. По состоянию на дату рассмотрения дела Попов А.М. состоит в очереди под номером 220. Необходимость в санаторно-курортном лечении подтверждается также справкой формы №.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
На основании пункта 3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно пункту 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
В силу п. 3.9 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
В силу ст. 6.3 ч. 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Поскольку Попов А.М. обратился с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение 13.12.2013, с учетом положений п. 4 указанного Порядка, ему должна быть выделена путевка до 31 декабря следующего календарного года, то есть до 31.12.2014, что ответчиком не было сделано.
Таким образом, суд приходит к выводу о нарушении права Попова А.М. на предоставление социальных услуг.
Довод ответчика, о недостаточном финансировании расходов на приобретение санаторно-курортных путевок и большом количестве лиц, имеющих право на данный вид льгот, не основан на положениях закона, поскольку недостаточность финансирования или его отсутствие при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не являются основаниями для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права, и право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении.
На основании изложенного, суд находит исковые требования прокурора Сысольского района в интересах Попова А.М. подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Учитывая, что Филиал №9 ГУ – Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации является обособленным структурным подразделением и в силу ст. 55, 56 Гражданского кодекса РФ не может отвечать по обязательствам юридического лица, суд приходит к выводу о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение на ответчика ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, судР Е Ш И Л:
Обязать ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми предоставить Попову А.М. путевку на санаторно-курортное лечение.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья - Константинова Н.В.
Решение изготовлено в окончательной форме 29 января 2015 года.