13 ноября 2012 г. г. Наро-Фоминск
Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе судьи Котельниковой Т.В., при секретаре Самохине Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Улиско ФИО1 к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы о признании права собственности на земельный участок,
у с т а н о в и л:
Истец Улиско З.С. обратилась в суд с иском к ответчику Департаменту земельных ресурсов <данные изъяты>, в котором просит признать за ней право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. из земель населенных пунктов по адресу: <адрес>. Исковое заявление обосновано тем, что истцу принадлежит на праве собственности жилой дом по адресу: <адрес>, изменился на адрес: г<адрес>. Согласно записям в похозяйственных книгах за ДД.ММ.ГГГГ г.г. при данном доме (глава хозяйства ФИО2 ФИО3.) в <адрес> постоянно числился в пользовании земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. Границы участка не изменялись, забор не переносился, споров по границам участка не имеется. Участок относится к категории «земли населенных пунктов», так как входит в черту населенного пункта <данные изъяты>. Истцу отказано устно ответчиком в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, поскольку отсутствует кадастровый паспорт земельного участка. Истец считает данный отказ незаконным, поскольку кадастровый паспорт представить в Департамент земельных ресурсов не представляется возможным. По мнению истца, у неё возникло право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка с возникновением в ДД.ММ.ГГГГ году правомерного пользования спорным земельным участком наследодателем ФИО4 ФИО5, что подтверждается записями в похозяйственных книгах. Матерью истца, ФИО6 ФИО7., право на приватизацию земельного участка не было использовано.
Представители истца в судебном заседании поддержали исковые требования, пояснив, что спорный земельный участок является двухконтурным, как и все участки в <адрес>. Истец по настоящее время пользуется двумя земельными участками при доме площадью <данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты> кв.м., при этом жилой дом расположен на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. Истец, по его мнению, имеет право на приватизацию земельного участка в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ, без установлении вида разрешенного использования. Во внесудебном порядке истец не может зарегистрировать право собственности на землю в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на землю. Представить выписку из похозяйственной книги в установленной форме также не представляется возможным. Землепользование двумя участками при доме сложилось исторически. На одном участке расположен жилой дом, на другом – длинном – огород. Документы о предоставлении двух земельных участков не сохранились.
Представитель ответчика Департамента земельных ресурсов г. Москвы в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, обосновывая свои возражения тем, что право на бесплатное получение земельного участка в собственность истца имеется, но не на площадь <данные изъяты> кв.м. Если истец желает реализовать свое право на приобретение в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. на основании похозяйственной книги, то необходимо обращаться в орган государственной регистрации, что, по утверждению представителя истца, и разъяснено Департаментом земельных ресурсов в ответе на заявление истца. Для предоставления земельного участка в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ, следует определять необходимую для использования жилого дома площадь земельного участка. Участок не сформирован, поэтому не может быть предоставлен в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Представитель третьего лица Администрации поселения Новофедоровское не возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что истец, действительно, пользуется двумя земельными участками, в <адрес> имеются двухконтурные земельные участки, многие участки в д<адрес> приватизированы,однако, эти земли относятся к зоне подтопления водохранилища, но документов об этом не имеется в Администрации.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав представителей истца, представителя ответчика, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Истцу на основании решения Наро-Фоминского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ г. принадлежит на праве собственности жилой дом инв. № по адресу: <адрес> <адрес>, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ г. серии <данные изъяты>, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 7, 46-49, 67). Согласно указанному решению Наро-Фоминского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ г. по гражданскому делу №, право собственности на жилой дом перешло к истцу в порядке наследования после смерти ФИО8 ФИО10, которой жилой дом принадлежал на основании акта, утвержденного исполкомом Ново-Федоровского сельсовета Наро-Фоминского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ г., строительство жилого дома закончено в ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ситуационному плану технического паспорта жилого дома инв. № по адресу: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г., земельный участок, на котором расположено жилой дом единый, с двух сторон граничит с рекой и улицей соответственно, с двух других сторон – с проходами (л.д. 50-58).
В справке Администрации с.п. Новофедоровское от ДД.ММ.ГГГГ г. № указано, что в документах администрации с.п. Новофедоровское Наро-Фоминского муниципального района, а именно в похозяйственных книгах за ДД.ММ.ГГГГ годы имеются сведения на главу хозяйства ФИО11 ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 8).
Согласно справке МБУ «Наро-Фоминский районный архив» от ДД.ММ.ГГГГ г. №, документы Наро-Фоминского районного Совета депутатов трудящихся до ДД.ММ.ГГГГ г. не сохранились в связи с оккупацией района в годы Великой Отечественной войны, поэтому выдать копию решения исполкома Наро-Фоминского райсовета о выделении земельного участка для строительства жилого дома в <адрес> на имя ФИО13 ФИО14 не представляется возможным (л.д. 44).
Согласно копиям похозяйственных книг на ДД.ММ.ГГГГ г.г., ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ г.г., д. Белоусово Новофедоровского сельского совета, глава семьи ФИО17 ФИО18., площадь земли, находящейся в личном пользовании хозяйства, составляла <данные изъяты> га (л.д. 9-11, 12-14, 15-17, 18-20, 21-23, 24-27).
Выписка из похозяйственной книги по форме выписки, утвержденной приказом Федеральной регистрационной службы от ДД.ММ.ГГГГ г. № «Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок», истцом не представлена.
По утверждению представителей истца, Администрацией поселения Новофедоровское устно отказано в выдаче выписке из похозяйственной книги по установленной форме. Однако, доказательств этому не представлено.
Истцом представлены учетная карточка земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. в <адрес> состоящего из двух участков, составленная ФИО19 ФИО20., а также учетные карточки на участок площадью <данные изъяты> кв.м. и участок площадью <данные изъяты> кв.м. по тому же адресу, согласно которым категория земель и вид разрешенного использования не установлены (л.д. 28, 29, 30).
В ситуационном плане земельного участка в д. <адрес>, составленном инженером <данные изъяты>» ФИО21 ФИО22., отмечено два земельных участка в составе одного (л.д. 70).
В подтверждение согласованности границ земельного участка представлен акт согласования местоположения границы земельного участка, составленный кадастровым инженером ФИО23 ФИО24 согласно которому границы согласованы с ФИО25 ФИО26 собственником жилого дома <адрес>, и ФИО27 ФИО28., собственником <данные изъяты> доли дома <адрес> <адрес> (л.д. 41, 42, 43).
В ответе Департамента земельных ресурсов г.Москвы от ДД.ММ.ГГГГ г. № на обращение истца о предоставлении в собственности бесплатно земельного участка, на котором расположен жилой дом в д. <адрес>, Улиско З.С. разъяснен порядок регистрации прав на земельный участок на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, выдаваемой органом местного самоуправления (л.д. 45).
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (ст. 28), предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (ст. 29 ЗК РФ).
Согласно статье 36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таки образом, на основании указанных норм права, в целях предоставления земельного участка в собственность граждан, которым принадлежит здание, строение на земельном участке, земельный участок должен быть сформирован как объект права в соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса РФ.
Спорный земельный участок не определен как объект права, не сформирован в соответствии со ст. 36, ст. 11.1 Земельного кодекса РФ, не установлено местоположение границ земельного участка, не определены и не подтверждены допустимыми доказательствами категория земель, вид разрешенного использования, площадь земельного участка в соответствии с законом.
Представленные учетные карточки участка не подтверждают права истца на участок испрашиваемой площади.
Статьей 25.2 Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ
"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлены особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:
акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность.
Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы:
свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
один из документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.
Представление предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта документа не требуется в случае, если право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Право истца на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, на котором расположен принадлежащий истцам жилой дом, подтверждено документально, поскольку жилой дом возведен и принадлежал наследодателю истца до ДД.ММ.ГГГГ года. С переходом права на жилой дом к истцу перешло и право на получение в собственность земельного участка.
Однако, правоустанавливающие документы на земельный участок отсутствуют, выписка из похозяйственной книги не соответствует установленной законом форме. Участок площадью <данные изъяты> кв.м. и участок площадью <данные изъяты> кв.м. отделены друг от друга проходом, могут использоваться как самостоятельные. Жилой дом расположен на одном из земельных участков. Правоустанавливающих документов о предоставлении двух земельных участков под строительство жилого дома не имеется. Поэтому нет оснований для государственной регистрации права собственности истца и для признания за истцом права собственности на спорный земельный участок. Для признания за истцом права собственности на земельный участок как за собственниками жилого дома необходимо формирование земельного участка как объекта права в соответствии со ст. 36 ЗК РФ. Спорный земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. не определен как объект права, не установленные необходимые в соответствии с законом характеристики земельного участка.
Поэтому исковые требования необоснованны и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Улиско ФИО29 к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы о признании права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. из земель населенных пунктов по адресу: <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме.
Судья: