Дело № 2а-17/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 января 2019 года Ржаксинский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Черновой М.В.,
с участием помощника прокурора Ржаксинского района Болдыревой И.А.,
при секретаре Дутовой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области в лице территориального отдела в г.Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском и Инжавинском районах к администрации Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия, выразившееся в наличии несанкционированной свалки твёрдых бытовых отходов и возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,
У С Т А Н О В И Л :
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области в лице территориального отдела в г. Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском и Инжавинском районах обратилось в Ржаксинский районный суд с административным иском к администрации Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия, выразившееся в наличии несанкционированной свалки твёрдых бытовых отходов и возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку.
В обоснование административных исковых требований, указав, что должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области в городе Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском и Инжавинском районах были проведены мероприятия по контролю за соблюдением требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в отношении администрации Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области. При рассмотрении материалов проверки администрации Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области (акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № от ДД.ММ.ГГГГ) обнаружено, что юго-восточнее на 1 км от промышленной и жилой зоны <адрес> и на расстоянии 0,5 км западнее от автодороги <данные изъяты> имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Бытовые отходы - это остатки веществ и предметов, которые образуются в результате бытовой и хозяйственной деятельности человека и которые не могут быть использованы на месте образования, а их накопление и хранение нарушают санитарное состояние окружающей среды, воды. К твердым бытовым отходам относят мусор (бытовые отходы), уличный смет, отбросы (отходы кухонные), отходы предприятий общественного питания, торговых заведений, лечебно-профилактических, образовательных (школ, детских дошкольных учреждений, средних и высших учебных заведений) и других учреждений, строительный мусор, образовавшийся во время индивидуального ремонта квартир. В эпидемическом отношении бытовые отходы очень опасны. Их титр бактерий группы кишечной палочки составляет 10"6-10"7, титр анаэробов 2-10~5-10"6, микробное число достигает десятков и сотен миллиардов. В бытовых отходах содержится огромное количество возбудителей различных инфекционных заболеваний, прежде всего кишечных инфекций; в 30-40% проб твердых бытовых отходов содержатся яйца гельминтов. Патогенные микроорганизмы достаточно длительное время сохраняют в отходах патогенность и вирулентность. Бытовые отходы являются дестабилизирующим фактором геоэкологии. Их основные морфологические компоненты в различной степени подвержены процессам разложения. Металлы переходят в окружающую среду преимущественно в виде оксидов (цинк, медь, олово, металлоорганические соединения и др.). Часть отходов являются остро токсичными. Остро токсичными отходами являются красители, пестициды, ртуть и ее соединения, растворители, свинец и его соли, лекарства, кадмий, мышьяковистые соединения, формальдегид, соли талия и др. Особое место среди таких отходов занимают стекло, пластмассы и синтетические материалы, так как они не подвергаются процессам биологического разрушения и могут длительное время находиться в объектах окружающей среды. Опасные водорастворимые соединения и продукты распада практически беспрепятственно с дождевыми и талыми водами поступают в подпочвенные воды или непосредственно в водные объекты. Почва является связующим звеном между живой и неживой природой. Ее значение для человека трудно переоценить. Почвы относятся к разряду относительно возобновимых природных ресурсов, т.е. при правильном использовании процессы почвообразования не нарушаются, что является гарантией сохранения этого ресурса. При нерациональном использовании почвы деградируют. Серьезную угрозу для почв представляют водная и ветровая эрозия, вторичное засоление и заболачивание, загрязнение почв. С твердыми бытовыми отходами в почву попадает большое количество органических веществ, микроорганизмов, яиц геогельминтов. Из почвы компоненты твердых бытовых отходов могут попадать в подземные (в первую очередь грунтовые) воды, смываться атмосферными осадками в открытые водоемы и приводить к загрязнению воды источников водоснабжения. Вследствие расщепления органических веществ отходов, особенно легко загнивающих, образуются газы с неприятным запахом: аммиак, сероводород, индол, скатол, меркаптаны, которые загрязняют атмосферный воздух. В связи с этим и для сохранения почв и водоисточников необходимо реализовать весь комплекс мероприятий, направленных на защиту почв от загрязнения, а следовательно, соблюдать санитарные правила и нормы. Указанное выше, является нарушением ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 18 ст.14, ст.17.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; п. 1.2, п. 1.13 СанПиН 42-128 4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых мест». Наличие на территории Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области несанкционированных свалок является следствием ненадлежащего исполнения ответчиком установленного федеральным законодательством полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории, где указанные свалки расположены. По данному факту в отношении администрации Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области составлен протокол об административном правонарушении № по ст.8.5 КоАП РФ. К полномочиям административного истца относится применение в порядке, установленном законодательством РФ мер по пресечению выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и (или) устранению последствий таких нарушений, выдача предписания об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и привлечение к ответственности лиц, совершивших нарушения, предъявление исков в суд о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга лиц. С целью реализации указанных полномочий, должностные лица территориального отдела имеют право давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные сроки, в том числе, о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителей, окружающей среде; предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства. На основании указанных обстоятельств, ссылаясь на положения ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 7, ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст.4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.5 постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», п.1, п.4, п.6 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, просил: признать незаконным бездействие администрации Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области, выразившееся в наличии несанкционированной свалки твердых бытовых отходов юго-восточнее на 1 км от промышленной и жилой зоны <адрес> и на расстоянии 0,5 км западнее от автодороги <данные изъяты>; обязать администрацию Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области ликвидировать несанкционированную свалку, находящуюся юго-восточнее на 1 км от промышленной и жилой зоны <адрес> и на расстоянии 0,5 км западнее от автодороги <данные изъяты>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В процессе рассмотрения дела представитель административного истца - территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области в г. Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском и Инжавинском районах Нехорошева К.П., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, уточнила заявленные административные исковые требования в соответствии, с которыми просила: признать незаконным бездействие администрации Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области, выразившееся в наличии несанкционированной свалки твердых бытовых отходов юго-восточнее на 1 км от промышленной и жилой зоны <адрес> и на расстоянии 0,5 км западнее от автодороги <данные изъяты>; обязать администрацию Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области организовать ликвидацию несанкционированной свалки, образовавшуюся на территории участка в центральной части кадастрового квартала №, находящуюся юго-восточнее на 1 км от промышленной и жилой зоны <адрес> и на расстоянии 0,5 км западнее от автодороги <данные изъяты> в срок до 01 ноября 2022 года (том 2 л.д.14).
Представитель административного истца - территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области в г. Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском и Инжавинском районах Нехорошева К.П. в судебном заседании административные исковые требования с учетом уточнений, поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и просила суд их полностью удовлетворить.
Представители административного ответчика- администрации Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области Желтов В.Г., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и Федосеева Д.И., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании административные исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области с учетом уточнений, признали частично, указав, что не возражают против удовлетворения административного иска в части обязании организации ликвидации несанкционированной свалки, образовавшейся на территории участка в центральной части кадастрового квартала № в срок до 01 ноября 2022 года. Вместе с тем, требования административного истца о признании незаконным бездействия, выразившегося в наличии несанкционированной свалки твердых бытовых отходов юго-восточнее на 1 км от промышленной и жилой зоны <адрес> и на расстоянии 0,5 км западнее от автодороги <данные изъяты>, считали незаконными и необоснованными, поскольку администрация поссовета проводила мероприятия по уборке территории свалки, которая уже имела место на данном участке, перешедшем от администрации района. Кроме того, представитель Желтов В.Г. дополнил, что ликвидация свалки будет проходить поэтапно в течение трех лет, поскольку в бюджет поссовета заложены денежные средства именно на указанный период времени. Учитывая финансовые возможности поссовета, срок исполнения решения суда до 01.11.2022 года, считал разумным. Земельный участок, на котором расположена свалка ТБО находится в ведении администрации поссовета. Ранее данный земельный участок относился к территории администрации Ржаксинского района Тамбовской области, был отведен под полигон ТБО, который впоследствии был ликвидирован, при этом свалка так и осталась. В середине 2018 года при проведении границ, участок вместе с территорией бывшего полигона ТБО стал относиться к территории поссовета, т.е. перешёл в поссовет с имеющейся на ней свалкой. С момента, когда данный земельный участок перешел в ведение поссовета, они принимали меры по ликвидации свалки, проводили очистку территории.
Представитель заинтересованного лица – администрации Ржаксинского района Тамбовской области Аникеева Е.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании считала рассматриваемые административные исковые требования подлежащими удовлетворению частично, пояснив, что в 2015 году в связи с внесением изменений в Земельный кодекс РФ, спорный земельный участок стал относиться к землям госсобственность на которые не была разграничена. До 2015 года данным участком распоряжался муниципальный район, затем он отошел к Гавриловскому сельсовету Ржаксинского района. Затем, вновь внесенными изменениями в земельное законодательство РФ, указанный выше земельный участок стал находиться в ведении администрации Ржаксинского района. В 2018 году после определения границ, земельный участок перешел в ведение администрации Ржаксинского поссовета. До 2015 года на данном участке был расположен полигон ТБО, который впоследствии был ликвидирован, однако расположенный на полигоне мусор ТБО не был вывезен, в связи, с чем образовалась несанкционированная свалка. В 2017 года администрацией района осуществлялись работы по очистке территории свалки, но полностью она не была убрана, так как территория земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка занимает площадь 4,7 га, масса отходов составляет 14000 тонн.
Представитель заинтересованного лица – МУП «Комэнергосервис» Кожухов М.П. оставил разрешение рассматриваемых административных исковых требований на усмотрение суда, при этом в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснил, что в 2018 году между МУП «Комэнергосервис» и администрацией Ржаксинского поссовета был заключен муниципальный контракт, в соответствии с которым МУП проводилась уборка территории Ржаксинского поссовета, в том числе и спорной свалки ТБО. При этом, ранее в 2017 году они аналогичные работы осуществляли и по муниципальному контракту, заключенному с администрацией Ржаксинского района Тамбовской области. Была проведена чистка территории бывшего полигона ТБО и прилегающей территории, но не рекультивация. Территория бывшего полигона ТБО имеет ограждение из колючей проволоки, которое не препятствует раздуванию ветром целлофановых пакетов на близлежащую территорию и сельхозугодия ООО «<данные изъяты>». Несанкционированная свалка - это территория бывшего полигона ТБО, однако жители поселка создают на въезде к полигону самостоятельные несанкционированные свалки, выбрасывая мусор, которые представляют собой отдельно лежащие кучи мусора разнородных отходов. В 2018 году совместно с администрацией поссовета, в связи с тем, что был заключен контракт, они выезжали на место, осматривали территорию, которая является очень большой. Они очищали территорию, т.е. дорогу, ведущую к бывшему полигону, на обочине которой были созданы несанкционированные свалки, и территорию вокруг полигона. Контракт по благоустройству был сжат финансами, где отдельной строкой было прописано «ликвидация несанкционированных свалок», но денег было заложено немного. На спорную свалку выезжал погрузчик и автомобиль КАМАЗ, что подтверждено путевыми листами, и ликвидировал несанкционированные свалки вокруг закрытого полигона, осуществлялся вывоз строительного мусора. Однако территория была убрана не полностью из-за отсутствия финансовых средств, работы были проведены в пределах денежных средств, которые выделила администрация поссовета.
Помощник прокурора Ржаксинского района Тамбовской области Болдырева И.А. в судебном заседании полагала, что административные исковые требования подлежат удовлетворению частично, поскольку в судебном заседании было достоверно установлено, что администрация Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области принимала определенные меры в пределах имеющихся у них лимитов бюджетных средств, по уборке данной свалки, поэтому в данном случае бездействие отсутствует. В части административных требований об организации ликвидации несанкционированной свалки, образовавшейся на территории участка в центральной части кадастрового квартала №, расположенного на расстоянии 1 км юго-восточнее <адрес> (жилой застройки) и зоны завода по изготовлению кирпича и 0,5 км западнее от автодороги <данные изъяты>, в верховье балки Бескотелка, они подлежат удовлетворению, поскольку законны и обоснованны. Вместе с тем, считала срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ неоправданно длительным и полагала необходимым возложить исполнение обязанностей по ликвидации свалки в разумный срок.
Выслушав участников процесса, исследовав совокупность представленных документов, суд считает, что административные исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области к администрации Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия, выразившееся в наличии несанкционированной свалки твёрдых бытовых отходов и возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, подлежат частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Правовые нормы, содержащиеся в гл. 3 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», развивают конституционные положения, закрепленные в ст. 130 и 132 Конституции РФ.
Часть 1 ст. 130 Конституции РФ устанавливает, что местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Введя понятие вопросов местного значения, Конституция РФ закрепила основы компетенции местного самоуправления и в ст. 132 предоставила органам местного самоуправления наиболее важные полномочия по их решению: управление муниципальной собственностью; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов; осуществление охраны общественного порядка. Та же статья устанавливает, что органы местного самоуправления решают иные вопросы местного значения, а также предусматривает возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Согласно п.18, 19 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
Данные полномочия органов местного самоуправления городских поселений определены и в статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в части 1 которой указано, чток полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест(площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест(площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Статья 13 указанного выше Федерального закона устанавливает, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании ч.2 ст.7 и ч.1 и 2 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», определяющего правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, а так же размещение отходов I-IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
В силу ч.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с санитарными правилами и нормами «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» СанПин 2.1.7.1038-01 складирование отходов должно производиться только на полигоне для твердых бытовых отходов.
Порядок осуществления органами местного самоуправления полномочий в области обращения с отходами так же определяется муниципальными правовыми актами.
Согласно статьи 5 Устава администрации Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области, принятого решением Ржаксинского поселкового Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, Ржаксинский поссовет является муниципальным образованием, состоящим из одного населенного пункта, наделен статусом городского поселения Законом Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении муниципальных образований Тамбовской области статусом сельского, городского поселений, городского округа, муниципального района».
На основании п.19 и 20 ч.1 ст.8 Устава, к вопросам местного значения поссовета относятся в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортировке твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории поссовета, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поссовета в соответствии с указанными правилами (том 1 л.д. 10-18).
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области в г. Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском и Инжавинском районах от ДД.ММ.ГГГГ №, указанным органом государственного надзора проведена проверка администрации Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (том 1 л.д.20). По результатам проверки составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут при проведении внеплановой выездной проверки администрации Ржаксинского поссовета, расположенной по адресу: <адрес>, установлено, что администрация скрыла достоверную информацию об источнике загрязнения окружающей среды, а именно не сообщила в территориальный отдел Роспотребнадзора об организации на территории Ржаксинского поссовета свалок бытовых отходов в том числе по адресу: <адрес>, которая может способствовать загрязнению природных ресурсов и водоносного горизонта, что является нарушением Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.2, п.1.13 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» (том 1 л.д.8-9).
ДД.ММ.ГГГГ по данному факту в отношении администрации Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области составлен протокол об административном правонарушении № по ст.8.5 КоАП РФ (т.1, л.д.19).
Аналогичная проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления, была проведена и прокуратурой Ржаксинского района, в ходе которой так же установлено, что на территории бывшего полигона ТБО, расположенного на территории Ржаксинского поссовета Ржаксинского района в центральной части кадастрового квартала №, расположенного на расстоянии 1 км юго-восточнее <адрес> (жилой застройки) и зоны завода по изготовлению кирпича и 0,5 км западнее от автодороги <данные изъяты>, в верховье балки Бескотелка, образовалось несанкционированное скопление мусора и твердых бытовых отходов. Данные нарушения подтверждены актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицами, находящимися в материалах дела, а также не отрицаются представителями ответчика (том 1 л.д.250-252).
В процессе рассмотрения дела, судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 47138 кв.м., местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала №, имеет категорию земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: для размещения полигона твердых бытовых отходов с подъездной дорогой, что следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.143-144).
В соответствии с картой градостроительного зонирования, вышеуказанный земельный участок входит в территорию Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области (том 2 л.д.15-16).
При этом как следует из материалов дела, ранее указанный земельный участок с кадастровым номером №, площадью 47138 кв.м., постановлением администрации Ржаксинского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ №, был образован из земель государственной собственности, расположенных в кадастровом квартале №, для размещения полигона твердых бытовых отходов с подъездной дорогой (том 1 л.д.213), имел категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения, из которой был переведен в категорию земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения на основании постановления администрации Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.228).
Кроме того, данный земельный участок постановлением администрации Ржаксинского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ №, предоставлялся в аренду МУП «Комэнергосервис» сроком на 10 лет (том 1 л.д.215), данные правоотношения между сторонами были оформлены договором аренды земель земельного участка, находящегося в государственной собственности от ДД.ММ.ГГГГ № (том 1 л.д.216-217). Впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ данный договор аренды был расторгнут по соглашению сторон, что подтверждено соглашением о расторжении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от ДД.ММ.ГГГГ № (том 1 л.д.232).
Таким образом, судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 47138 кв.м. использовался МУП «Комэнергосервис» на основании заключенных договорных отношений с администрацией Ржаксинского района Тамбовской области для размещения полигона твердых бытовых отходов, с момента его образования на нём осуществлялось складирование ТБО. Впоследствии на территории района полигон ТБО перестал функционировать, однако его ликвидация не была осуществлена.
В соответствии с решением Ржаксинского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Ржаксинского района Тамбовской области возлагалась обязанность принять участие в мероприятиях по устранению скопления мусора и бытовых отходов, образовавшихся на территории участка в центральной части кадастрового квартала №, расположенного на расстоянии 1 км юго-восточнее <адрес> (жилой застройки) и зоны завода по изготовлению кирпича и 0,5 км западнее от автодороги <данные изъяты>, в верховье балки Бескотелка, и привести данную территорию в соответствие с действующими нормативами и стандартами, в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Указанное решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.125-128).
На основании муниципального контракта на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок на территории Ржаксинского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Ржаксинского района и МУП «Комэнергосервис» последним осуществлялись работы по ликвидации несанкционированных свалок на территории Ржаксинского района, в том числе и спорной (том 1 л.д.182-187). Из представленных документов, а так же пояснений сторон следует, что были осуществлены работы по устранению скопления мусора и бытовых отходов, образовавшихся на территории вышеуказанного участка, вместе с тем несанкционированная свалка (бывший полигон ТБО) не ликвидирована, в настоящее время так же имеет место скопление мусора и твердых бытовых отходов.
Согласно приказа Управления ТЭК и ЖКХ Тамбовской области от 02.03.2017 года №19 утверждена «Территориальная схема Тамбовской области по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами», которая разработана в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов на территории Тамбовской области в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 24 июля 1998г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", требованиями к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, утвержденными Основами государственной политики в области экологического развития России на период до 2030г., утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012г., поручениями Президента Российской Федерации от 29 марта 2011г. N Пр-781 и от 10 августа 2012г. N Пр-2138, Государственной программой Российской Федерации "Охрана окружающей среды на 2012-2020годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014г. N326, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2011г. N1662-р, Стратегией обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденной приказом Минприроды России от 14 августа 2013г. N298, документами территориального планирования Тамбовской области.
Территориальная схема обеспечивает достижение целей государственной политики в области обращения с отходами в порядке их приоритетности: максимальное использование исходных сырья и материалов, предотвращение образования отходов, снижение класса опасности отходов в источниках их образования; обработку, утилизацию и обезвреживание отходов; безопасное захоронение отходов, а так же формирует систему обращения с отходами на территории Тамбовской области и является обязательной для исполнения региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и другими операторами, осуществляющими обращение с твердыми коммунальными отходами на территории Тамбовской области.
Согласно данной территориальной схемы, местом несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в Ржаксинском районе, является участок, расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок в центральной части кадастрового квартала №, площадью 4,7 га, с массой размещенных отходов 14000 тонн. На период реализации Территориальной схемы необходимо ликвидировать данный объект и произвести рекультивацию данной территории, для чего разрабатывается проектно-сметная документация. Рекультивация производится по окончании стабилизации закрытых полигонов, срок процесса которого составляет 2 года, сама рекультивация выполняется в 2 этапа – технический (осуществляется в течение года) и биологический (осуществляется вслед за техническим этапом и длится 1-4 года).
Из сообщения администрации Ржаксинского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок с кадастровым номером № площадью 47138 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок расположен в центральной части КК №, с разрешенным использованием – для размещения полигона твердых бытовых отходов с подъездной дорогой находится в ведении Ржаксинского поссовета.
Согласно ч.4, ч.7 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства потребления», собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии со ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п.1.2, 2.1.1 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест"
(утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88), система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. При этом, объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Таким образом, судом установлено, что на территории Ржаксинского поссовета, а именно на территории участка в центральной части кадастрового квартала №, расположенного на расстоянии 1 км юго-восточнее <адрес> (жилой застройки) и зоны завода по изготовлению кирпича и 0,5 км западнее от автодороги <данные изъяты>, в верховье балки Бескотелка, имеется несанкционированная свалка мусора и бытовых отходов. Данные нарушения подтверждены, как пояснениями сторон, так и исследованными судом материалами. В суд не поступило сведений об устранении нарушения законодательства в этой области, в связи, с чем суд приходит к выводу, что до настоящего времени нарушения не устранены. Указанный земельный участок, в настоящее время не является полигоном ТБО, не соответствует требованиям и нормам санитарного законодательства, предъявляемым к местам хранения ТБО. В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что наличие указанной несанкционированной свалки может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду и загрязнению муниципального образования, что в свою очередь может повлечь возникновение опасности распространения инфекционных заболеваний и других, неблагоприятных для граждан последствий. Кроме этого, несанкционированными свалками осуществляется загрязнение и захламление земель, расположенных на территории городского поселения.
Исходя из всех обстоятельств дела, суд считает необходимым обязать администрацию Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области организовать ликвидацию несанкционированной свалки, образовавшуюся на территории участка в центральной части кадастрового квартала №, расположенного на расстоянии 1 км юго-восточнее <адрес> (жилой застройки) и зоны завода по изготовлению кирпича и 0,5 км западнее от автодороги <данные изъяты>, в верховье балки Бескотелка, в связи с чем в указанной части административный иск подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, суд находит административные исковые требования о признании незаконным бездействия администрации Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области, выразившиеся в наличии несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, не подлежащими удовлетворению, поскольку в процессе рассмотрения дела установлено, что административным ответчиком осуществлялись действия по очистке территории участка в центральной части кадастрового квартала №, расположенного на расстоянии 1 км юго-восточнее <адрес> (жилой застройки) и зоны завода по изготовлению кирпича и 0,5 км западнее от автодороги <данные изъяты>, в верховье балки Бескотелка.
Так, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области (заказчик) с одной стороны и МУП Ржаксинского района Тамбовской области «Комэнергосервис» (подрядчик) с другой стороны, заключен муниципальный контракт №, из п.1.1. которого следует, что подрядчик обязуется выполнить работы по благоустройству территории Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области в соответствии с утвержденной сметной документацией и условиями контракта (том 1 л.д.150-157).
Согласно сметы являющейся приложением № к муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ №, в наименование работ и затрат в том числе входит вывоз несанкционированных свалок (том 1 л.д.158-167). Согласно путевых листов от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ МУП «Комэнергосервис» осуществлялась погрузка (перевалка) ТКО на полигоне муниципальной свалки Ржаксинского района, а также перевозка ТКО – ликвидация муниципальной свалки Ржаксинского района (том 1 л.д.246-249). Данные обстоятельства так же подтверждены в судебном заседании представителем МУП «Комэнергосервис» Кожуховым М.П.
Суд так же принимает во внимание, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 47138 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок расположен в центральной части КК №, с разрешенным использованием – для размещения полигона твердых бытовых отходов с подъездной дорогой, перешел в ведение Ржаксинского поссовета с уже имевшейся на нём несанкционированной свалкой - бывший полигон ТБО, который не был ликвидирован в установленном законом порядке.
В связи с тем, что неисполнение законодательства в области обеспечения сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, влекут нарушение основных принципов государственной политики в области обращения с отходами, среди которых приоритетное значение имеет – охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия, в данном случае, исходя из характера тех действий, к совершению которых обязывается администрация Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области, суд считает целесообразным и разумным установить срок их совершения до 23 января 2020 года.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области в лице территориального отдела в г.Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском и Инжавинском районах к администрации Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия, выразившееся в наличии несанкционированной свалки твёрдых бытовых отходов и возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, удовлетворить частично:
Обязать администрацию Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области организовать ликвидацию несанкционированной свалки, образовавшуюся на территории участка в центральной части кадастрового квартала №, расположенного на расстоянии 1 км юго-восточнее <адрес> (жилой застройки) и зоны завода по изготовлению кирпича и 0,5 км западнее от автодороги <данные изъяты>, в верховье балки Бескотелка.
Решение суда исполнить в срок до 23 января 2020 года.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ржаксинский районный суд.
Председательствующий: М.В. Чернова
Мотивированное решение составлено 28.01.2019 года.
Судья: М.В. Чернова