Решение по делу № 33-4465/2021 от 25.03.2021

Судья Кувшинова Т.С. № 33-4465/2021

Дело № 2-170/2021

УИД 52RS0011-01-2020-002727-90

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Нижний Новгород 27 апреля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Фролова А.Л.

судей: Козлова О.А., Крайневой Н.А.

при секретаре судебного заседания              Кузьминой А.В.

с участием прокурора Гараниной О.А., представителя ответчика МКУ «УКС Богородского муниципального района Нижегородской области», действующшей также как представитель третьего лица Администрации Богородского муниципального района Т.Е.А. (по доверенности)

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Козлова О.А. гражданское дело по апелляционной жалобе МКУ «Управление капитального строительства Богородского муниципального района Нижегородской области» на решение Богородского городского суда Нижегородской области от 28 января 2021 года по иску Богородского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства Богородского муниципального района» о понуждении обеспечить выполнение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов,

У С Т А Н О В И Л А:

Богородский городской прокурор обратился в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства Богородского муниципального района» с требованиями о понуждении обеспечить выполнение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, с установлением срока исполнения.

В обоснование иска указано, что в ходе проверки Богородской городской прокуратурой установлено, что ответчик в нарушение требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере не обеспечил выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов в объеме и в сроки, предусмотренные договорами. Работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов в полном объеме не завершены.

13.12.2019 года прокуратурой в адрес главы Администрации Богородского муниципального района Нижегородской области выносилось представление об устранении нарушений федерального законодательства, однако до настоящего времени работы не выполнены.

Просит суд обязать МКУ «УКС Богородского муниципального района» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить выполнение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресу:

[адрес] – ремонт подвальных помещений, системы холодного водоснабжения, водоотведения – декабрь 2018 года,

[адрес]Б – ремонт системы теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения – декабрь 2018 года,

[адрес] – ремонт системы теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения – декабрь 2018 года,

[адрес] – ремонт системы теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения – декабрь 2018 года.

В судебном заседании представитель истца П.Д.С. требования по изложенным в иске доводам поддержала.

Представитель ответчика Т.Е.А. иск не признала.

Представитель ООО «Стройгарант», в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Решением Богородского городского суда Нижегородской области от 28 января 2021 года постановлено: «иск Богородского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства Богородского муниципального района» обеспечить выполнение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов по адресам:

[адрес] – ремонт системы теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения;

[адрес] – ремонт системы теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения;

[адрес] – ремонт подвальных помещений, системы холодного водоснабжения, водоотведения;

[адрес]Б – ремонт системы теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения.

Установить, что решение суда должно быть исполнено ответчиком в срок 6 месяцев, начиная со дня вступления решения суда в законную силу.

Разъяснить, что решение суда исполняется руководителем ответчика. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации меры, предусмотренные федеральным законом».

В апелляционной жалобе МКУ «Управление капитального строительства Богородского муниципального района» просит отменить решение суда как незаконное, необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права, при неправильном установлении юридически значимых обстоятельств. Указывает, что судом неверно дана оценка, представленным в материалы дела доказательствам.

Ссылается, что бездействия со стороны ответчика не имелось, ответственность за выполнение работ несет ООО «СТРОЙГАРАНТ».

На апелляционную жалобу Богородской городской прокуратурой принесены возражения, в которых просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления, и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.

Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

04.05.2017 года между Некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области», Администрацией Богородского муниципального района Нижегородской области и МКУ «УКС Богородского муниципального района» заключен договор №8 о передаче функции технического заказчика.

    По условиям данного договора в целях реализации Краткосрочного плана реализации региональной адресной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, в отношении многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора и расположенных на территории Богородского муниципального района Нижегородской области, функции технического заказчика услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества переданы МКУ «УКС Богородского муниципального района».

В соответствии с пунктами 2.2.5, 2.2.6, 2.2.7 договора, при выполнении функции технического заказчика МКУ «УКС Богородского муниципального района» заключает договоры на выполнение работ, оказание услуг по капитальному ремонту и дополнительных соглашений к ним, осуществляет передачу объекта капитального ремонта подрядной организации для проведения капитального ремонта, обеспечивает подписание промежуточных актов освидетельствования работ, конструкций, участков инженерно-технического обеспечения общего имущества многоквартирных домов, обеспечивает приемку выполненных работ, с подписанием акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, своевременно извещает фонд о наступлении обстоятельств, не зависящих от воли МКУ, делающих невозможным надлежащее (качественное и своевременное) выполнение функций технического заказчика, обеспечивает соответствие видов и объемов выполняемых работ.

«УКС Богородского муниципального района» имеет право о соответствии установленным требованиям выполненных работ, конструкций и систем, объекта в целом (пункт 2.4.1), досрочно прекращать исполнение договорных обязательств с исполнителем (подрядной организацией) при неоднократном нарушении им своих договорных обязательств (пункт 2.4.2.).

Пунктом 5.3. договора предусмотрено, что МКУ «УКС Богородского муниципального района» несет ответственность за объемы оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах и плановые даты их завершения в соответствии с Краткосрочным планом.

Согласно пункту 5.5. договора, МКУ «УКС Богородского муниципального района» несет ответственность за выбор подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями статьи 182 Жилищного кодекса РФ.

23.11.2018 года Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области издан приказ [номер] «Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, на 2017-2019 годы».

Согласно данному плану, в 2019 году должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов по адресу [адрес].

28.12.2018 года МКУ «УКС Богородского муниципального района» заключило с ООО «Стройгарант» два договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов:

[номер], предусматривающий капитальный ремонт многоквартирного дома по адресу [адрес] (ремонт подвальных помещений, системы холодного водоснабжения, водоотведения);

    [номер], предусматривающий ремонт многоквартирных домов по адресам [адрес] (ремонт системы теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения), [адрес] (ремонт системы теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения), [адрес] (ремонт системы теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения).

По условиям указанных договоров срок выполнения работ по капитальному ремонту – в течение 150 календарных дней с даты подписания сторонами проекта договора. Указанный срок истек 26.05.2019 года.

До настоящего времени работы по капитальному ремонту указанных многоквартирных жилых домов выполнены не были.

Согласно пункту 6.1 части 1 статьи 2 Жилищного кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

В силу пункта 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливаются порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.

В соответствии с требованиями данной нормы, в Нижегородской области принят Закон от 28.11.2013 года №159-З «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области», регулирующий отдельные вопросы организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, а также порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, и требования к этой программе.

Положениями статьи 13 Закона от 28.11.2013 №159-З предусмотрено, что Программа Нижегородской области по капитальному ремонту утверждается Правительством Нижегородской области в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на указанные цели, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором; формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, и включает в себя перечень таких домов, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в каждом многоквартирном доме, включенном в программу Нижегородской области по капитальному ремонту; плановые периоды проведения капитального ремонта общего имущества по видам услуг и (или) работ.

Согласно части 1 статьи 15 Закона от 28.11.2013 №159-З, в целях реализации программы Нижегородской области по капитальному ремонту, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта утверждаются краткосрочные планы реализации программы Нижегородской области по капитальному ремонту сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.

Частью 2 той же статьи предусмотрено, что краткосрочные планы реализации указанной программы утверждаются уполномоченным органом на основании представленных органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов Нижегородской области проектов краткосрочных планов реализации программы Нижегородской области по капитальному ремонту в отношении многоквартирных домов, находящихся на территории соответствующего муниципального района, муниципального округа, городского округа, согласованных уполномоченным органом.

В силу части 1 статьи 20 Закона от 28.11.2013 №159-З, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса, установленного в соответствии со статьей 5 настоящего Закона, включает в себя, в том числе, ремонт систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, ремонт подвальных помещений.

    Согласно части 1 статьи 23 Закона от 28.11.2013 №159-З, региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.

    Частью 2 той же статьи предусмотрено, что приемка услуги и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, осуществляется путем подписания акта приемки выполненных услуг и (или) работ.

    В соответствии с частью 4 статьи 29 Закона от 28.11.2013 №159-З, функции технического заказчика услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут осуществляться органами местного самоуправления соответствующего муниципального округа, городского округа или поселения Нижегородской области и (или) муниципальными бюджетными или казенными учреждениями на основании соответствующего договора, заключенного с региональным оператором, в случаях и порядке, установленных статьей 29 настоящего Закона.

    В силу части 1 статьи 29.1 Закона от 28.11.2013 №159-З, функции технического заказчика услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, расположенных на территории муниципального округа, городского округа или поселения, осуществляются соответствующим органом местного самоуправления и (или) муниципальным бюджетным или казенным учреждением в случае принятия соответствующим органом местного самоуправления решения о согласии на выполнение функции технического заказчика и на основании договора, заключенного между региональным оператором и таким органом местного самоуправления либо муниципальным бюджетным или казенным учреждением.

    Согласно части 7 той же статьи, в случае заключения договора о передаче функции технического заказчика орган местного самоуправления, муниципальное бюджетное или казенное учреждение выполняет обязанности, предусмотренные пунктами 2 - 5 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также обязанности технического заказчика, предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации, в том числе осуществляет строительный контроль.

    В пунктах 2-5 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан:

2) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;

3) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;

    4) контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;

    4.1) обеспечить установление в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ;

    5) осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме.

Разрешая спор, суд исследовал представленные по делу доказательства и, с учетом системного анализа правовых норм, регулирующих возникшие спорные правоотношения, пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку доказательств того, что работы по капитальному ремонту исполнены, ответчиком, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено.

При возложении обязанности по обеспечению выполнения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома судом первой инстанции правильно учитывалось, что ответчик не осуществлял действий, направленных на понуждение ООО «Стройгарант» исполнить условия договора, либо на его расторжение и заключение нового договора с иным подрядчиком.

Аргументы жалобы о неверно произведенной судом оценке доказательств выражают общее несогласие с выводами суда, и на законность и обоснованность судебного решения также не влияют.

Согласно ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Предоставление суду полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.

Судом соблюдены принципы состязательности и равноправия сторон (ч. 1 ст. 12 ГПК РФ), в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 12 ГПК РФ созданы необходимые условия для реализации прав сторон, всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств дела.

Все доказательства по делу получили надлежащую оценку, результаты которой приведены в оспариваемом судебном акте с указанием мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, а другие доказательства отвергнуты, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Относимых и допустимых доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем жалобы не представлено и в материалах гражданского дела не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неправильно применены нормы материального права, направлены на иное толкование закона и иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ. Оснований для переоценки указанных выводов судебная коллегия не усматривает.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, доводы которой сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к оспариванию оценки доказательств, приведенных судом в обоснование своих выводов, и которая не содержит предусмотренных законом оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Богородского городского суда Нижегородской области от 28 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МКУ «Управление капитального строительства Богородского муниципального района Нижегородской области» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

33-4465/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Богородский городской прокурор
Ответчики
МКУ УКС Богородского муниципального района Нижегородской области
Другие
ООО СТРОЙГАРАНТ
Администрация Богородского муниципального района
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Козлов Олег Александрович
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
29.03.2021Передача дела судье
27.04.2021Судебное заседание
30.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2021Передано в экспедицию
27.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее