27RS0015-01-2021-000372-18
Дело № 2а-259/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 апреля 2021 года п. Ванино
Ванинский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Романько А.М.
при секретаре Севериной Д.В.
с участием помощника прокурора Ванинского района Копыловой О.Ю.
представителя административного истца ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю Перминова П.А., действующего на основании доверенности от25.06.2020 г.,
административного ответчика Лелекова В.В. (путем использования видеоконференц-связи),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ванинского районного суда Хабаровского края по адресу п. Ванино Хабаровский край ул. Железнодорожная д. 41,
административное дело по исковому заявлению начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю об установлении административного надзора и вменении административных ограничений в отношении Лелекова Владимира Васильевича,
У С Т А Н О В И Л:
Начальник ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора Лелекову В.В., осужденному 18 октября 2011 года Центральным районным судом г. Комсомольска-на-Амуре по ст. 105 ч. 1 УК РФ к 10 годам лишения свободы. Конец срока наказания 10 мая 2021 года. Осужден за совершение особо тяжкого преступления при рецидиве преступлений. На путь исправления не встал, на меры воспитательного характера не реагирует, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, характеризуется отрицательно. С учетом изложенного предлагает установить Лелекову В.В. административный надзор и административные ограничения в виде: обязательной явки 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещения пребывания в определенных местах (рестораны, бары, казино, дискотеки и другие общественные места продаж и употребления алкогольных напитков); запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, после 22.00 часов до 06.00 часов без уважительной причины; запрещения выезда за установленные судом пределы территории, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Представитель административного истца в судебном заседании доводы, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме и просил заявление удовлетворить.
Административный ответчик Лелеков В.В. в судебном заседании возражал против установления ему административного надзора, а также административных ограничений, поскольку они будут препятствовать его трудоустройству.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы административного дела и личного дела осужденного, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 1, 2 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее Федеральный закон № 64-ФЗ), административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 16.05.2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», если в приговоре имеются сведения о совершении лицом, в отношении которого устанавливается административный надзор, преступления при рецидиве преступлений, однако вид рецидива не определен, административный надзор может быть установлен при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ.
Согласно с п. 1, 2 ч. 1 и п. 1 ч. 3 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления при рецидиве преступлений, если указанное лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания – на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Срок административного надзора в отношении указанного лица исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания (п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ).
В судебном заседании материалами дела и пояснениями сторон объективно установлено, что Лелеков В.В., будучи судимым, осужден 18 октября 2011 года Центральным районным судом г. Комсомольска-на-Амуре по ст. 105 ч. 1 УК РФ к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Освобождается 10 мая 2021 года.
Преступление, предусмотренное ст.105 ч. 1 УК РФ, в соответствии со ст. 15 ч. 5 УК РФ, относится к категории особо тяжких преступлений.
Приговором Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 18 октября 2011 года установлено, что Лелеков В.В. совершил данное преступление при рецидиве преступлений, однако вид рецидива не определен.
Как следует из представленных материалов, характеристики осужденного, справки о поощрениях и взысканиях, личного дела осужденного: за время отбытия наказания Лелеков В.В. допустил 6 нарушений режима содержания и правил внутреннего распорядка исправительного учреждения, за которые на него было наложено 6 взысканий, в том числе: 3 выговора, 2 водворения в штрафной изолятор и 1 проф.беседа. 12 декабря 2014 года был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. На меры воспитательного характера реагирует слабо. К работам согласно ст. 106 УИК РФ относится отрицательно. Участие в жизнедеятельности колонии и отряда не принимает. Вину не признает, в содеянном не раскаивается, считает, что поступил правильно. Твердых намерений прекратить преступную деятельность не выявлено.
Каких-либо оснований ставить под сомнение достоверность представленных сведений о поведении осужденного в местах лишения свободы не имеется. Эти сведения полностью соответствуют материалам личного дела осужденного. Взыскания и постановление о признании злостным нарушителем порядка отбывания наказания в установленном законом порядке не отменялись. Проверка законности и обоснованности наложения взысканий и постановления начальника исправительного учреждения о признании лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания не осуществляется судом в порядке главы 29 КАС РФ. Положительные моменты, отмеченные в характеристике, свидетельствуют об объективном отношении к осужденному со стороны администрации исправительного учреждения.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Лелеков В.В. имеет непогашенную и неснятую судимость совершение особо тяжкого преступления при рецидиве преступлений, освобождается из мест лишения свободы в мае 2021 г. В период отбывания наказания в местах лишения свободы неоднократно нарушал режим содержания и правил внутреннего распорядка исправительного учреждения. 12.12.2014 г. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, однако не изменил своего поведения и продолжал нарушать режим содержания и правила внутреннего распорядка исправительного учреждения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости установления осужденному административного надзора.
Согласно ст. 86 ч. 3 п. «Д» УК РФ (в редакции Федерального закона от 13.06.1996 г., действовавшей на момент совершения Лелековым В.В. преступления), судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
С учетом тяжести совершенных преступлений, характера и степени общественной опасности содеянного, а также имеющегося в материалах дела характеризующего материала на осужденного Лелекова В.В. поведение которого в течение всего срока отбытия наказания нельзя признать положительным, суд считает необходимым установить ему срок административного надзора в три года.
В соответствии со ст. 273 ч. 3 п. 1 КАС РФ, в решении суда по административному делу об установлении административного надзора, должны содержаться, конкретные административные ограничения, установленные судом. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 64-ФЗ, установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным.
Определяя виды административных ограничений, суд учитывает, что в целях защиты государственных и общественных интересов их применение должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия на осужденного, принимает во внимание характер и степень общественной опасности совершенного Лелековым В.В. преступления, его поведение за весь период отбывания наказания в исправительном учреждении, иные данные о его личности, а также о предполагаемом месте жительства после освобождения. Также суд учитывает, что согласно приговора Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 18 октября 2011 года преступление было совершено Лелековым В.В. в ночное время, в состоянии алкогольного опьянения. При таких обстоятельствах, суд находит необходимым в целях предупреждения совершения Лелековым В.В. новых преступлений и других правонарушений, установить ему административные ограничения в виде обязательной явки три раза в месяц для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения; запрещения пребывания в определенных местах (рестораны, бары, казино, дискотеки и другие общественные места продаж и употребления алкогольных напитков), запрещения пребывания в определенных местах (рестораны, бары, казино, дискотеки и другие общественные места продаж и употребления алкогольных напитков); запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, после 22.00 часов до 06.00 часов без уважительной причины.
Из разъяснений, данных в п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", следует, что выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
С учетом образа жизни Лелекова В.В. обстоятельств совершения им преступления, поведения его в период отбытия наказания, оснований для удовлетворения требований об установлении административного ограничения в виде запрещения выезда за пределы муниципального района (городского округа), избранного осужденным в качестве места жительства, пребывания или фактического нахождения, суд не находит, поскольку надлежащих доказательств необходимости установления данных ограничений истцом не представлено, обязательным, в силу статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ- не является.
Административному ответчику следует разъяснить, что поднадзорное лицо имеет право:
1) обращаться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений;
2) обжаловать решения суда об установлении или о продлении административного надзора либо об установлении связанных с ним административных ограничений;
3) обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, предусмотренными ч. 3 ст. 12 Федерального закона № 64-ФЗ;
4) обжаловать действия (бездействие) органа внутренних дел при осуществлении административного надзора (ст. 10 Федерального закона № 64-ФЗ).
Поднадзорное лицо обязано:
1) прибыть в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы;
2) явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы, а также после перемены места жительства или пребывания;
3) явиться для постановки на учет в орган внутренних дел по месту временного пребывания в течение трех дней в случае получения по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным ч. 3 ст. 12 Федерального закона № 64-ФЗ, разрешения органа внутренних дел на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории;
4) уведомить орган внутренних дел по месту временного пребывания о выезде к месту жительства, пребывания или фактического нахождения, если поднадзорное лицо находилось по месту временного пребывания по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона;
5) уведомить орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения в течение трех рабочих дней о перемене места жительства, пребывания или фактического нахождения, а также о возвращении к месту жительства, пребывания или фактического нахождения, если поднадзорное лицо отсутствовало по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона;
6) уведомить орган внутренних дел, осуществляющий административный надзор в отношении указанного лица, в течение трех рабочих дней о трудоустройстве, перемене места работы или об увольнении с работы;
7) допускать сотрудников органов внутренних дел в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения.
8) являться по вызову в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения в определенный этим органом срок, давать объяснения в устной и (или) письменной форме по вопросам, связанным с соблюдением им установленных судом административных ограничений и выполнением обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В случае несоблюдения установленных судом административных ограничений или невыполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, поднадзорное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 11 Федерального закона № 64-ФЗ).
Предупредить Лелекова В.В., что в случае неприбытия без уважительных причин при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольного оставления им места жительства, пребывания или фактического нахождения, совершенные в целях уклонения от административного надзора, или в случае неоднократного несоблюдения административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением административного правонарушения: против порядка управления (за исключением ст. 19.24 КоАП РФ), либо посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, либо предусмотренного ч. 7 ст. 11.5, ст. 11.9, ст. 12.8, ст. 12.26 КоАП РФ, - он может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 314.1 УК РФ.
В случае несоблюдения административных ограничения или ограничений, установленных судом, или невыполнения обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, он может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.24 КоАП РФ.
Разъяснить Лелекову В.В., что административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании его заявления либо заявления его представителя или органа внутренних дел по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии добросовестного соблюдения административных ограничений, выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом № 64-ФЗ, и положительной характеристики по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.
Доводы Лелекова В.В. о том, что на момент совершения преступления закон об административном надзоре не вступил в законную силу, следовательно, отсутствуют основания для установления в отношении него административного надзора, суд находит не состоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 273 КАС РФ, Федеральным законом № 64-ФЗ от 06.04.2011 г. «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю об установлении административного надзора и вменении административных ограничений в отношении Лелекова Владимира Васильевича удовлетворить частично.
Установить Лелекову Владимиру Васильевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, административный надзор на срок 3 года после отбытия наказания, установив ему административные ограничения в виде:
- обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрещения пребывания в определенных местах (рестораны, бары, казино, дискотеки и другие общественные места продажи и употребления алкогольных напитков);
- - запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания после 22.00 часов до 06.00 часов.
В остальной части требований- отказать.
Срок административного надзора исчислять в отношении Лелекова В.В. со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня принятия решения суда в Хабаровский краевой суд через Ванинский районный суд Хабаровского края.
Судья Ванинского районного суда
Хабаровского края Романько А.М.
(мотивированное решение
изготовлено 06.04.2021 г.)