Решение по делу № 2-292/2019 от 03.07.2019

Дело № 2-292/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Усть-Кулом

12 августа 2019 года

    Усть-Куломский районный суд Республики Коми

под председательством судьи Ю.Н. Ерчина,

при секретаре судебного заседания О.Н. Решетиной,

с участием ответчика О.Б. Ракиной и её представителя адвоката Рогацкого Е.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми к Ракиной О.Б. о взыскании денежных средств,

установил:

Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми (далее Минсельхоз Республики Коми) обратилось в суд с иском к Ракиной О.Б. о взыскании в пользу республиканского бюджета Республики Коми на счет Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми денежных средств в размере 947100 рублей. В обоснование исковых требований указано, что на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ ИП главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ракиной О.Б. предоставлен грант в общей сумме 947100,00 рублей, в связи с чем было заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно пункту 2.2.1. указанного соглашения ИП Ракина О.Б. обязалась использовать грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств на счет, а также осуществлять деятельность не менее 5 лет после получения гранта на развитие семейной животноводческой фермы, то есть до ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем согласно выписке из ЕГРИП Ракина О.Б. прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, чем нарушила взятые на себя обязательства. В адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ направлено уведомление о добровольном возврате гранта, до настоящего времени денежные средства ответчиком не возвращены.

Истец не обеспечил явку своего представителя для участия в судебном заседании. В письменном заявлении просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

Ответчик Ракина О.Б. и её представитель адвокат Рогацкий Е.Я. с исковыми требованиями не согласились, в своих возражениях указали, что все требования соглашения по вопросу соблюдения условий получения и целевого использования гранта ответчиком выполнены, что подтверждается документами. В результате изменений и ужесточении законодательства возникла необходимость в дополнительных расходах для приведения крестьянского (фермерского) хозяйства (далее КФХ) в соответствии с требованиями, а так же с ухудшением подъездной дороги к <адрес>, где находятся фермы, фермерское хозяйство работало себе в убыток. Обращения за помощью в администрацию МР «Усть-Куломский» в Минсельхоз Республики Коми остались без удовлетворения. Отсутствие денежных средств на производство и на зарплату работникам, ухудшение здоровья Ракиной О.Б., привело к закрытию КФХ. После получения гранта КФХ работало и давало продукцию в течение 4,5 лет, и было вынуждено прекратить свою деятельность в виду наличия непреодолимых обстоятельств. Считают, что невыполнение условия по осуществлению деятельности КФХ в течение 5 лет не может служить основанием к возврату гранта в полном объеме.

Свидетель ФИО1, являясь <данные изъяты>, пояснила суду, что КФХ ранее являлось одним из крупнейших на территории района крестьянским фермерским хозяйством. В ДД.ММ.ГГГГ стали ужесточатся требования животноводческим фермам, необходимо было строительство убойных пунктов, без чего реализация продукции была невозможна. Полученный по конкурсу грант ответчиком был использован по целевому назначению. В последующем ДД.ММ.ГГГГ для получения субсидий необходимо было выполнять жесткие требования, необходимо было строить двухметровые ограждения территории ферм, в итоге многие свиноводческие хозяйства закрылись. Поскольку <адрес> покидало население, перестали обслуживать и ремонтировать дорогу. У Ракиной О.Б. возникли проблемы с доставкой продукции до <адрес>. Со всеми проблемами, тяжелым положением ответчик обращалась к ней. Они совместно обращались с ходатайствами в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми об оказании помощи КФХ. Наличие проблем, усиление конкуренции и отсутствие помощи привели к прекращению деятельности и закрытию КФХ, которое не было умышленным.

Заслушав ответчика и его представителя, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с п. 1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 19.07.2012 № 307 «О предоставлении крестьянским (фермерским) хозяйствам грантов на развитие семейных животноводческих ферм, грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) единовременной помощи на бытовое устройство начинающих фермеров», от 24.12.2012 № 576 «О мерах реализации Государственной программы Республики Коми «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми» и на основании приказа Минсельхоз Республики Коми от 28.05.2014 № 136 и соглашения от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальному предпринимателю, главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ракиной О.Б. выдан сертификат об участии в Подпрограмме «Поддержка малых форм хозяйствования», заключено соглашение и предоставлен грант на развитие семейной животноводческой фермы и начинающих фермеров из республиканского бюджета 549347,0 рублей, из федерального бюджета 397753,0 рублей.

В подтверждения перечисления денежных средств главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ракиной О.Б. представлены платежные поручения от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 549347,00 рублей и от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 397753,00 рублей.

По вышеуказанному Соглашению, предметом которого является взаимодействие Сторон, направленное на реализацию на территории Республики Коми мероприятий на развитие семейных животноводческих ферм крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в рамках Подпрограммы. Одними из обязательств крестьянского (фермерского) хозяйства являлось: использовать грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств на счет, а так же осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства не менее 5 лет после получения Гранта на развитие семейной животноводческой фермы.

Согласно Плану расходов гранта на развитие семейной животноводческой фермы (приложению к Соглашению л.д.27) сумма затрат гранта (60%) и собственных средств (40%) направлена на строительство семейных животноводческой фермы.

Пункт 3.1. раздела 3 Соглашения предусматривает ответственность сторон в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по настоящему соглашению, в том числе стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми, а также условиями настоящего Соглашения.

На основании приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми от 13.05.2016 № 258 проведена проверка индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ракиной О.Б. По результатам проверки составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ ИП Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ракиной О.Б. по вопросу соблюдения условий получения и целевого использования государственной поддержки, выделенной в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ за счет средств федерального и республиканского бюджета Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ. Результаты проверки расхода Гранта на развитие семейной животноводческой фермы показали, что выделенные бюджетные средства были израсходованы в полном объеме и в соответствии с целевым назначением (л.д.98-106).

Согласно выписке ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ (ОГРНИП ) ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано прекращение деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства Ракиной О.Б., о чем внесена соответствующая запись.

В связи с указанными обстоятельствами Минсельхоз Республики Коми уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ предъявило Ракиной О.Б. требование о возврате в двадцатидневный срок полученного ею гранта (денежных средств). Однако до настоящего времени Ракиной О.Б. полученный грант не возвращен.

Приведенные обстоятельства объективно подтверждаются представленными в дело соответствующими письменными доказательствами и сторонами не оспариваются.

Рассматривая доводы стороны ответчика о том, что после получения ею гранта произошли изменения законодательства в части введения новых правил убоя животных вступивших в силу с ДД.ММ.ГГГГ, повысилось требования к свиноводческим фермам, которое требовало дополнительных финансовых вложений, кроме того согласно показаниям свидетеля усилилась конкуренция на сельскохозяйственном рынке, перестали обслуживать подъездную дорогу к д. Парма (к фермам), что тоже требовало затрат. В 2018 году сумма производственных доходов за налоговый период превышала сумму полученных доходов (л.д. 84-91). Обращения об оказании помощи КФХ к руководству <адрес>, а так же в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми не дали результатов. Выписка из амбулаторной карты Ракиной О.Б. подтверждает, о наличии заболевания, которое в совокупности являлось одним из препятствий для продолжения её работы (л.д. 128). Указанные обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют о том, что при имеющихся обстоятельствах дальнейшая производственная деятельность КФХ была нерентабельна и, следовательно прекращение её деятельности не является недобросовестностью ответчика.

    В силу статей 4 и 6 Федерального закона РФ от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", крестьянские фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели относятся к субъектам малого предпринимательства, в отношении которых осуществляется государственная политика, направленная на обеспечение благоприятных условий для их развития, оказание им содействия, обеспечение самозанятости. Эти цели и принципы государственной политики достигаются, в том числе, путем оказания им финансовой поддержки за счет средств бюджета, выделяемых в форме субсидий и грантов (статьи 16, 17 и 25 указанного Закона).

    В соответствии с положениями статей статьями 28, 34, 38, 78, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

    Согласно ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1). Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В соответствии с ранее действующим Порядком предоставления средств республиканского бюджета Республики Коми, предусмотренных на государственную поддержку развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развития рыбохозяйственного комплекса, утвержденного постановлением Правительства РК от 24.12.2012 N 576, где в п. 9 указано, что в случае нецелевого использования юридическими лицами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями (далее - получатели субсидий) средств государственной поддержки, а также установления фактов нарушения условий их предоставления, выявленных в результате проверок, проводимых Министерством или органами контроля и надзора, средства государственной поддержки подлежат возврату.

Исходя из установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца суммы гранта, поскольку достоверно установлено использование гранта ответчиком было произведено на цели предусмотренное соглашением. С даты ДД.ММ.ГГГГ составления соглашения о предоставлении гранта до прекращения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства ДД.ММ.ГГГГ истекло более четырех лет. Основанием для прекращения деятельности КФХ явились обстоятельства не связанные с не добросовестностью ответчика. Несоблюдение ответчиком единственного условия о ведении крестьянского (фермерского) хозяйства не менее пяти лет с момента получения государственной поддержки законом в качестве основания для возврата суммы гранта не является при отсутствии факта нецелевого использования гранта и недобросовестности в действиях ответчика.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми к Ракиной О.Б. о взыскании суммы гранта в размере 947100 рублей в пользу республиканского бюджета Республики Коми отказать в полном объеме.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Куломский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий - подпись.

Мотивированное решение составлено 14.08.2019.

Копия верна: судья -          Ю.Н. Ерчин

2-292/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми
Ответчики
Ракина Ольга Борисовна
Другие
Рогацкий Евгений Яковлевич
Суд
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
Дело на сайте суда
ukolomsud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.11.2019Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
25.11.2019Изучение поступившего ходатайства/заявления
25.11.2019Судебное заседание
29.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
29.01.2020Дело оформлено
29.01.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее