Решение по делу № 3а-407/2022 от 11.01.2022

                                                                                                       Дело №3а-407/22

52OS0000-01-2021-000027-03

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород                                                     09 февраля 2022 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Дуцевой Н.Е., при секретаре судебного заседания Мурзаевой К.А., с участием представителя административного истца - Любарского С.В., прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Усова М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Обедиентова ФИО16 о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год,

УСТАНОВИЛ:

25 ноября 2019 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ №326-13-369863/19 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» (далее также - приказ от 25 ноября 2019 года №326-13-369863/19, Перечень 2020).

Приказ от 25 ноября 2019 года №326-13-369863/19 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

В пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2020 включен объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес].

19 ноября 2020 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ №326-13-631667/2020 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» (далее также - приказ от 19 ноября 2020 года № 326-13-631667/2020, Перечень 2021).

Приказ от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/2020 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

В пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2021 включен объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес].

Обедиентов С.А. обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими нормативных правовых актов в указанных частях.

Как указал административный истец, объект недвижимости, принадлежащий ему на праве собственности, не отвечает признакам, предусмотренным ст.378.2 НК РФ, поскольку с 2019 года спорное помещение используется как склад для неработающей бытовой техники.

Кроме того, Обедиентов С.А. считает, что включение данного объекта недвижимости в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020, 2021 годы, неправомерно возлагает на административного истца обязанности по уплате налога на имущество в завышенном размере.

Административным ответчиком в суд представлен отзыв на административное исковое заявление Обедиентова С.А., в котором административный ответчик указывает, что спорное помещение с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес], включено в Перечни объектов недвижимого имущества на 2020-2021 годы.

Указывает, что данное здание по сведениям ЕГРН имеет следующие характеристики: назначение: «нежилое», общей площадью 63,1 кв.м.

Указанное помещение расположено в здании с кадастровым номером [номер], имеющее назначение и наименование: «многоквартирный дом». Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер], с видом разрешенного использования - под многоквартирный жилой дом.

Указывает, что в соответствии с п.5 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, при формировании Перечня на 2020 год при решении вопроса об отнесении спорного нежилого помещения с кадастровым номером [номер] ([адрес]) использовалась следующая информация:

- сведения органов местного самоуправления о фактическом использовании здания, в котором расположено спорное нежилое помещение, в целях объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Указанная информация подтверждается письмом Департамента предпринимательства и туризма от 23.04.2019 № Сл-08-03-89943/19 с приложениями, из которых следует, что в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области направляется информация об объектах торговли, общественного питания и бытового обслуживания, по состоянию на 01.01.2019, подготовленная на основании оперативных данных, полученных Департаментом в результате информационного взаимодействия с администрациями районов г. Нижнего Новгорода и, в частности. По спорному объекту. В здании, в котором расположено спорное нежилое помещение расположены: объект общественного питания: бар «ФИО17» (ООО «<данные изъяты>», бар); объекты торговли: магазин «Секонд хенд» (ИП ФИО4), магазин «Meri.co» (ИП ФИО5), магазин «Одежда и обувь» (ИП ФИО6). магазин «Зоолэнд» (ИП ФИО7), киоск «Печать» (АО «Печать»), аптечный киоск «Farmani». Таким образом, в здании, в котором расположено спорное помещение, на момент формирования Перечня на 2020 год осуществлялась торговая деятельность и деятельность объекта общественного питания, т.е. нежилые помещения в многоквартирном доме используются в коммерческих целях, удовлетворяющих требованиям ст.378.2 НК РФ.

При формировании Перечня на 2021 год, Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области при решении вопроса об отнесении спорного нежилого помещения с кадастровым номером [номер] ([адрес]) использовалась следующая информация:

- информация Департамента предпринимательства и туризма Администрации города Нижнего Новгорода (письмо от 28.04.2020 № Сл-08-03-211289/20) в адрес ГБУ НО «Кадастровая оценка» об объектах торговли, общественного питания и бытового обслуживания по состоянию на 01.01.2020 года, в том числе в отношении спорного объекта недвижимости. В здании, в котором расположено спорное нежилое помещение расположены: объекты бытового обслуживания - парикмахерская «<данные изъяты>» (ИП ФИО8), сервисный центр «<данные изъяты>» (ИП ФИО9); объекты общественного питания - бар «ФИО18» (ООО «Альянс», бар); павильон «Пекарня – Хлебница» (ООО «Каравай – Нижний Новгород»); объекты торговли – аптечный магазин «Farmani», комиссионный магазин ювелирных изделий (ИП ФИО19). Таким образом, в здании, в котором расположено спорное помещение, на момент формирования Перечня на 2021 год осуществлялась торговая деятельность, деятельность объекта общественного питания и бытового обслуживания, т.е. нежилые помещения в многоквартирном доме используются в коммерческих целях, удовлетворяющих требованиям ст.378.2 НК РФ.

На основании изложенного, Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области считает требования административного истца необоснованными и просит в удовлетворении исковых требований Обедиентову С.А. отказать (л.д.81-863).

В судебном заседании представитель административного истца Любарский С.В. поддержал заявленные требования, прокурор отдела прокуратуры Нижегородской области Усов М.С. полагал требования административного истца подлежащими удовлетворению.

Административный истец, представитель административного ответчика, заинтересованное лицо - Попов А.В., в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав представителя административного истца, обсудив доводы административного искового заявления, рассмотрев материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из материалов дела следует, что Обедиентову С.А. на праве общей долевой собственности принадлежит объект недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером [номер], назначение: «нежилое», наименование: «помещение», общей площадью 63,1 кв.м., расположенное по адресу: [адрес].

Обедиентову С.А. в праве собственности принадлежит 3/4 доли, Попову А.В. в праве собственности принадлежит 1/4 доли, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-001/2022/591737 от 18.01.2022 (л.д.60-63).

Указанный объект недвижимости включен в пункты <данные изъяты> и <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечней 2020 и 2021, соответственно.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Обедиентов С.А. является надлежащим административным истцом.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Проанализировав указанные положения НК РФ во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 5 ноября 2014 года №140-З «О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» (далее – Закон №140-З), Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 года № 129-З «О Правительстве Нижегородской области», постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года № 635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» (далее - Порядок), постановления Правительства Нижегородской области от 16 октября 2015 года № 666 «Об утверждении Положения о министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области», Положения о министерстве, постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года №183 «Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области», Положения о министерстве, суд приходит к выводу о том, что приказы Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-369863/19 от 25.11.2019, № 326-13-631667/2020 от 19.11.2020, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие. Данные приказы размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области, Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Административным истцом компетенция Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на издание указанных нормативных правовых актов не оспаривалась.

Проверив приказы № 326-13-369863/19 от 25.11.2019, № 326-13-631667/2020 от 19.11.2020 в оспариваемых частях на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В силу положений пункта «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации.

Статьей 15 и пунктом 1 статьи 399 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Согласно статье 1 Закона № 140-З на территории Нижегородской области порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, применяется с 1 января 2015 года.

Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; (нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ);

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Понятие административно-делового центра и торгового центра (комплекса), основания отнесения к ним отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также фактическое использование зданий (строений, сооружений) и помещений в них для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания определены пунктами 3-5 статьи 378.2 НК РФ.

Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое помещение (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое помещение (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

помещение (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого помещения (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (в ред. до Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ);

помещение (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого помещения (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ);

фактическим использованием помещения (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого помещения (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

По смыслу ст.378.2 НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества включаются существующие помещения (помещения), не снятые с кадастрового учета.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 № 635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.

В соответствии с пунктом 3 названного Порядка уполномоченный орган осуществляет организационно-техническую работу по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

В соответствии с пунктом 5 Порядка для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью составления Перечня используются:

- сведения государственного кадастра недвижимости и Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (сведения Единого государственного реестра недвижимости, - в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 14.12.2017 № 910).

В целях уточнения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений дополнительно используются:

- документы технического учета (инвентаризации);

- иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества;

- информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. В соответствии с п.3 ч.2 ст.62 КАС РФ лицо, обратившееся в суд, обязано подтвердить факты, на которые ссылается как на основание своих требований.

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что спорный объект недвижимого имущества с кадастровым номером [номер], общей площадью 63,1 кв.м, расположенный по адресу: [адрес], имеет назначение: «нежилое», наименование: «помещение», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-001/2022/591737 от 18.01.2022 (л.д.60-63).

Указанное спорное нежилое помещение расположено в здании с кадастровым номером [номер], общей площадью 11 767,4 кв.м, назначение: «многоквартирный дом», наименование: «жилой дом», расположенный по адресу: [адрес], что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-001/2022/9475066 от 24.01.2022 (л.д.54-59).

Указанное жилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер], имеющим вид разрешенного использования «под многоквартирный жилой дом» (выписка из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-001/2022/9475047 от 24.01.2022 – л.д.52-53), что не предполагает размещение на нем объектов торговли, административно-делового центра, а также для офисов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно имеющейся в материалах дела экспликации к плану помещения проекта нежилого помещения П8, расположенного по адресу: [адрес] (копия), составленному Нижегородским филиалом ФГУП «Ростехинвентарицазия – Федеральное БТИ» ([адрес] отделение) (л.д.74-76), помещение состоит из подпомещений следующего назначения:

- тамбур, нежилое помещение (3), санузел (л.д.76).

Таким образом, из представленных в материалы дела документов не следует, что указанный объект недвижимости является административно-деловым или торговым центром (комплексами), назначение нежилого помещения не предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Суд не может согласиться с доводами административного ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области о правомерности приказов № 326-13-369863/19 от 25.11.2019, № 326-13-631667/2020 от 19.11.2020 в оспариваемых частях, поскольку какими-либо доказательствами данные доводы не подтверждены.

Фактическое использование спорного объекта административным ответчиком в соответствии с требованиями пп.2 п.3 (4) ст.378.2 НК РФ на момент включения спорного помещения в перечни не проверялось.

бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади здания.

Как следует из позиции административного ответчика, спорный объект недвижимости включен в Перечни на 2019-2021 годы в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также исходя из иных сведений: из писем Департамента предпринимательства и туризма от 23.04.2019 № Сл-08-03-89943/19 и от 28.04.2020 № Сл-08-03-211289/20, информации об объектах недвижимости из открытых источников информации, размещенных, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Однако относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих, что в спорном нежилом помещении с кадастровым номером [номер], расположенным по адресу: [адрес], находится одно из указанных административным ответчиком Обществ или ИП, таких как: бар «ФИО20» (ООО «<данные изъяты>», бар); объекты торговли: магазин «Секонд хенд» (ИП ФИО4), магазин «Meri.co» (ИП ФИО5), магазин «Одежда и обувь» (ИП ФИО6). магазин «Зоолэнд» (ИП ФИО7), киоск «Печать» (АО «Печать»), аптечный киоск «Farmani», парикмахерская «Клеопатра» (ИП ФИО8), сервисный центр «Rutex» (ИП ФИО9); павильон «Пекарня – Хлебница» (ООО «Каравай – Нижний Новгород»); объекты торговли – комиссионный магазин ювелирных изделий (ФИО10 И.П.), подтверждающих соответствие спорного объекта условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения его в Перечни, не представлено, и в материалах дела не содержится.

Предоставление помещений юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям под офисы для осуществления коммерческой деятельности в многоквартирном доме, в котором располагается спорное нежилое помещение, в данном случае не имеет правового значения, так как налоговое законодательство такого условия для признания здания административно-деловым или торговым центром, объектом бытового обслуживания или общественного питания, не предусматривает, поскольку в ст.378.2 НК РФ содержится закрытый перечень обстоятельств, при наличии которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества.

С учетом изложенного спорное нежилое помещение могло быть включено в Перечни на 2019-2021 годы исключительно на основании актов об определении вида фактического использования помещения, составленного Министерством имущественных отношений Нижегородской области, являющегося уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с требованиями, указанными в пунктах 3 - 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании информации об объектах недвижимости, полученной в порядке межведомственного взаимодействия министерства с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и результатов обследования объектов недвижимости.

Во всяком случае, доказательств того, что осуществлялся фактический осмотр объекта недвижимости, уполномоченным на то органом, составлялся акт осмотра, в котором были бы отражены сведения о помещениях, используемых под вышеуказанные цели, суду не представлено.

В силу прямого предписания, содержащегося в ч.9 ст.213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного помещения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Между тем административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта недвижимости, условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения названного объекта в Перечень, не представлено, не содержится их и в отзыве на административное исковое заявление.

При таких обстоятельствах суд находит, что правовых и фактических оснований для включения нежилого помещения с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес], пом.П8, в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020-2021 годы, не имелось.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что объект недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером 52:18:0040416:247 расположенное по адресу: ФИО2 [адрес] исходя из его назначения, разрешенного использования и наименования в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, при отсутствии доказательств фактического использования объекта в качестве административно-делового, торгового, как объекта бытового обслуживания или общественного питания, с учетом вида разрешенного использования земельного участка, на котором находится помещение, - не относился к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и, следовательно, не подлежал включению в Перечни.

Суд полагает, что административным ответчиком по настоящему делу не представлено доказательств того, что оспариваемые приказы Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-369863/19 от 25 ноября 2019 г. «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», № 326-13-631667/2020 от 19 ноября 2020 года «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», в части включения в Перечни 2020 и 2021 пунктов <данные изъяты> и <данные изъяты> раздела «[адрес]», соответственно, приняты в соответствии с действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, а именно, положениями статьи 378.2 НК РФ и Закона №140-З.

В связи с чем, административное исковое заявление Обедиентова С.А. подлежит удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты подлежат признанию недействующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что административный истец являлся плательщиком налога на имущество организаций в 2020 г., является таковым и в 2021 году, и то обстоятельство, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия (на 2020 год и на 2021 год). Признание отдельных положений оспариваемых нормативных правовых актов с момента вынесения решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.

    Следовательно, пункт 9494 раздела «[адрес]» Перечня 2020 подлежит признанию недействующим со дня принятия приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-369863/19 от 25.11.2019; пункт 9994 раздела «[адрес]» Перечня 2021 подлежит признанию недействующим со дня принятия приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-631667/2020 от 19.11.2020.

          Согласно пункту 5.6 раздела 5 Постановления Правительства Нижегородской области от 14 февраля 2006 года №41 «О Реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области» нормативный акт органа исполнительной власти размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте органа исполнительной власти Нижегородской области.

В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (переименовано в министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области) является уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по направлению перечня в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

Соответственно, сведения об изменениях, внесенных в перечни, в том числе, вследствие принятых судом судебных актов, также подлежат направлению министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

В силу положений п.2 ч.4 ст.215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанности разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика, и направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст.175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    Административное исковое заявление Обедиентова ФИО21 удовлетворить.

    Признать недействующим пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утв. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области №326-13-369863/19 от 25 ноября 2019г. «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», со дня принятия.

    Признать недействующим пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утв.Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-631667/2020 от 19 ноября 2020 года «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», со дня принятия.

    Обязать министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области разместить сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика; направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

    Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда:                                                          Н.Е.Дуцева

В окончательной форме решение принято 18 февраля 2022 года.

Судья областного суда:                                                          Н.Е.Дуцева

3а-407/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Обедиентов Сергей Алексеевич
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области
Другие
Прокуратура Нижегородской области
Попов Александр Валерьевич
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Дуцева Наталья Евгеньевна
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
11.01.2022Регистрация административного искового заявления
12.01.2022Передача материалов судье
13.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
13.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.02.2022Судебное заседание
09.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее