Дело № 12-550/2018
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
04 декабря 2018 года г. Севастополь
Судья Балаклавского районного суда города Севастополя Орлова С.В., с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Ч.Т.Б.., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» на постановление о назначении административного наказания № 03-07/0122/18/С/ от 28 августа 2018 года, вынесенное старшим государственным инспектором Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю С.Т.С.., о привлечении ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № 03-07/0122/18/С/ от 28 августа 2018 года, вынесенным старшим государственным инспектором Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю С.Т.С., ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
В жалобе заявитель просит об отмене названного постановления и прекращении производства по делу ввиду незаконности и необоснованности обжалуемого постановления, поскольку оно вынесено без каких-либо доказательств, подтверждающих факты, изложенные в нем, без установления времени и места совершения административного правонарушения, то есть в нарушение требований законодательства. Так, по мнению заявителя, проверка, результаты которой стали основанием для привлечения общества к административной ответственности, была проведена неполномочным органом, в связи с чем результаты такой проверки не могут являться доказательствами нарушения; в материалах дела отсутствуют доказательства принадлежности ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» полиэтиленовых пакетов с отходами и наличия сформированных отходов I - IV классов опасности на территории лесных участков, находящихся в пользовании общества.
В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, доводы, указанные в жалобе поддержала, просила постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Законный представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, либо представитель административного органа – Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г.Севастополю в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении заседания не заявили, в связи с чем на основании части 3 статьи 25.4, пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, исследовав материалы жалобы и дополнительно представленные материалы, заслушав мнение защитника, принимая во внимание положения части 3 ст. 30.6 КоАП РФ, в соответствии с которыми судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, прихожу к следующему.
В соответствии со статьями 24.1, 26.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии с частями 1 и 3 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Согласно части 8 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Севастополя от 14 июня 2016 № 582-ПП утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору на территории города Севастополя, согласно которому отчетный период составляет один календарный год; отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Несоблюдение юридическим лицом установленных названными законами обязанностей является основанием для привлечения к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в отношении ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» проведена внеплановая выездная проверка, результаты которой зафиксированы в акте от 09 августа 2018 года № 0023/11/3387/324-КНД/ПР/2018, в ходе которой, на территории, находящейся в пользовании (аренде) у общества, установлено, в частности: нарушение норм временного накопления отходов, а именно накопление отхода в двух полиэтиленовых пакетах, на открытой площадке, открытым способом, в отсутствие твердого водопроницаемого покрытия; нарушение санитарных норм обращения с отходами I-V классов опасности. В нарушение Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ установлено, что ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» в нарушение приказа Минприроды РФ от 16 февраля 2010 года №30 «Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов» отчетность по данной форме не представлена в орган исполнительной власти субъекта РФ г. Севастополя. Однако в ходе проведения проверки установлен факт образования отходов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ.
Однако, в нарушение части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении, а также в обжалуемом постановлении не в полной мере отражены обстоятельства, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, совершение которого вменяется названному лицу, и времени его совершения.
Так, в материалах дела не имеется доказательств принадлежности обществу двух полиэтиленовых пакетов с отходом, обнаруженных в ходе проверки, при том, что часть территории ООО «Орлиновское охотничье хозяйство», а именно водный объект (озеро), по периметру оборудованный местами для проведения досуга граждан РФ в виде деревянных сооружений (беседок), находится в пользовании общества с ограниченной ответственностью «АТ».
По этой причине вывод о нарушении санитарных норм обращения с отходами I - V класса опасности ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» считаю неверным.
ООО «Орлиновское охотничье хозяйство», кроме прочего, вменено непредставление в нарушение Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 февраля 2010 года № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)» в орган исполнительной власти отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.
Вместе с тем, согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы, ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» является юридическим лицом – субъектом малого и среднего предпринимательства, в связи с чем его обязательства по представлению отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов регулируются соответствующим Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя от 14 июня 2016 № 582-ПП.
Однако ввиду отсутствия в протоколе об административном правонарушении и в обжалуемом постановлении сведений о том, за какой период времени отчетность об образовании отходов не была представлена обществом, а также о том, к какому сроку указанная отчетность должна быть предоставлена в орган исполнительной власти г. Севастополя, вывод должностного лица о нарушении указанной обязанности, повлекшем административную ответственность, предусмотренную статьей 8.2 КоАП РФ для ООО «Орлиновское охотничье хозяйство», является безосновательным.
Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление в отношении ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении названного лица – прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ – в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В связи с прекращением производства по делу об административном правонарушении в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, считаю нецелесообразным рассмотрение иных доводов, изложенных в жалобе.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление № 03-07/0122/18/С/ от 28 августа 2018 года, вынесенное старшим государственным инспектором Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю С.Т.С.., по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» – отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья С.В. Орлова