Решение по делу № 2-110/2024 (2-671/2023;) от 13.12.2023

Дело № 2-110/2024 (№2-671/2023)

УИД № 24RS0003-01-2023-001282-68

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Балахта                             15 января 2024 года

Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Алексейцева И.И.,

с участием помощника прокурора Балахтинского района Красноярского края Дядиной А.В.,

при секретаре Сафоновой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Грузенского сельсовета Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Балахтинского района Красноярского края в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Грузенского сельсовета Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на земельных участках на территории Грузенского сельсовета Балахтинского района Красноярского края, имеющим координаты: 1) 55,475900С, 90,940020В; 2) 55,473600С, 90,953240В; 3) 55,480790С, 90,976000В, относящимся к землям населенных пунктов, по тем основаниям, что прокуратурой Балахтинского района Красноярского края проведена проверка исполнения администрацией Грузенского сельсовета Балахтинского района Красноярского края законодательства об отходах производства и потребления. В соответствии с Уставом Грузенского сельсовета к вопросам местного значения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, утверждение правил благоустройства территории, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами. Так, в ходе проверки прокуратурой района установлено, что на земельных участках на территории Грузенского сельсовета Балахтинского района, имеющих координаты: 1) 55,475900С, 90,940020В; 2) 55,473600С, 90,953240В; 3) 55,480790С, 90,976000В, относящихся к землям населенных пунктов, имеются несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, на которых складированы различного вида отходы, а именно, в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242: отходы пищевой продукции, напитков, табачных изделий (4 01 000 00 00 0), продукция из древесины, утратившая потребительские свойства (4 04 000 00 00 0), отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок (1 52 110 01 21 5), отходы мебели из разнородных материалов (4 92 111 81 52 4), зола, шлаки. Обследование указанных земельных участков показало, что твердого покрытия, обустроенного в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями под навалами из отходов, не имеется, отходы размещены прямо на поверхности земельных участков. Таким образом, администрацией Грузенского сельсовета Балахтинского района, вопреки требованиям действующего законодательства, в границах указанных земельных участков не произведена своевременная уборка мусора. С учетом объема отходов, их высоты, велика вероятность возникновения чрезвычайной ситуации в результате пожара и распространения огня с земельного участка на близлежащие строения и земельные участки. Непринятие мер по очистке территории земельных участков от отходов производства нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, истец обратился в суд с заявленными требованиями.

В судебном заседании помощник прокурора Балахтинского района Красноярского края Дядина А.В. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика администрации Грузенского сельсовета Балахтинского района Красноярского края, в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в котором с исковыми требованиями согласился в полном объеме.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно абзацу второму статьи 1 Федерального закона №68-ФЗ предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В соответствии с абз. 1 ст. 7 Федерального закона №68-ФЗ мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции, ответственность за нарушение правил противопожарного режима возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года №1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее Правила противопожарного режима), которые устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности (пункт 1).

В соответствии с пунктом 67 Правил противопожарного режима, правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.

На территориях общего пользования, прилегающих к жилым домам, садовым домам, объектам недвижимого имущества, относящимся к имуществу общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки горючих отходов (Пункт 68).

Пунктом 69 Правил противопожарного режима установлено, что на территориях общего пользования городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, на территориях садоводства или огородничества, в том числе вне границ указанных территорий, в охранных зонах линий электропередачи, электрических станций и подстанций, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки отходов.

В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.

В силу п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 51 Федерального закона №7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В силу положений частей 1 - 3 статьи 13.4 Федерального закона №89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» В почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (ч. 2).

В соответствии с пунктами 3, 7.1, 9, 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (к вопросам местного значения муниципального района относится: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов; организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В судебном заседании установлено, что статьей 6 Устава Грузенского сельсовета Балахтинского района Красноярского края к вопросам местного значения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.

В ходе проверки прокуратурой района установлено, что на земельных участках на территории Грузенского сельсовета Балахтинского района Красноярского края, имеющим координаты: 1) 55,475900С, 90,940020В; 2) 55,473600С, 90,953240В; 3) 55,480790С, 90,976000В, относящимся к землям населенных пунктов, имеются несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, на которых складированы различного вида отходы, а именно в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242: отходы пищевой продукции, напитков, табачных изделий (4 01 000 00 00 0), продукция из древесины, утратившая потребительские свойства (4 04 000 00 00 0), отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок (1 52 110 01 21 5), отходы мебели из разнородных материалов (4 92 111 81 52 4), зола, шлаки, что подтверждается актом осмотра от 08.11.2023 г., с приложенной фототаблицей.

Обследование указанных земельных участков показало, что твердого покрытия, обустроенного в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями под навалом из отходов не имеется, отходы размещены прямо на поверхности земельного участка.

До настоящего времени меры к сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на территории земельных участков, занимаемых несанкционированными местами размещения твердых бытовых отходов, ответчиком – администрацией Грузенского сельсовета, не приняты.

Поскольку ответчик не выполнил свои обязанности по вывозу отходов и ликвидации несанкционированных мест размещения твердых бытовых отходов, расположенных на вышеуказанных земельных участках, суд удовлетворяет заявленные исковые требования в отношении ответчика администрации Грузенсткого сельсовета Балахтинского района Красноярского края по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных на вышеуказанных земельных участках.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При установлении срока исполнения возложенной обязанности суд принимает во внимание характер и последствия допускаемых нарушений, а также объем подлежащих совершению организационных и иных мероприятий, в связи с чем, учитывая позицию сторон, устанавливает срок исполнения решения суда в срок до 01 ноября 2024 года.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Балахтинского района Красноярского края удовлетворить.

Обязать администрацию Грузенского сельсовета Балахтинского района Красноярского края в срок до 01 ноября 2024 года ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенные на земельных участках на территории Грузенского сельсовета Балахтинского района Красноярского края, имеющим координаты: 1) 55,475900С, 90,940020В; 2) 55,473600С, 90,953240В; 3) 55,480790С, 90,976000В, относящимся к землям населенных пунктов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.

Председательствующий:

2-110/2024 (2-671/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Балахтинского района
Ответчики
Администрация Грузенского сельсовета
Суд
Балахтинский районный суд Красноярского края
Судья
Алексейцев Иван Иванович
Дело на сайте суда
balahta.krk.sudrf.ru
13.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.12.2023Передача материалов судье
15.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.01.2024Судебное заседание
15.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.02.2024Дело оформлено
15.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее