Решение по делу № 2а-11512/2017 от 31.10.2017

Дело ...а-11512/2017г.

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

07 декабря 2017 года Вахитовский районный суд ... в составе:

председательствующего судьи Е.В.Зыбуновой,

при секретаре ФИО3,

с участием:

представителей административного истца МАОУ СОШИ «СОлНЦе», административного ответчика заместителя прокурора Вахитовского района г.Казани Гавриленко Е.Н., представителя административного ответчика Прокуратуры Вахитовского района г.Казани, представителя заинтересованного лица Прокуратуры РТ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Муниципального автономного общеобразовательного учреждения для детей проявивших выдающиеся способности «Средняя общеобразовательная школа-интернат «Специализированный олимпиадно-научный центр «СОлНЦе» Вахитовского района г.Казани к заместителю прокурора Вахитовского района г.Казани Гавриленко Елене Николаевне, Прокуратуре Вахитовского района г.Казани о признании незаконным решения о проведении проверки №147 от 23.10.2017г., признании незаконным требования о явке исх.№02-01-04 от 25.10.2017г. и понуждении устранить нарушения прав, свобод и законных интересов,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец – Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение для детей проявивших выдающиеся способности «Средняя общеобразовательная школа-интернат «Специализированный олимпиадно-научный центр «СОлНЦе» Вахитовского района г.Казани (далее по тексту – СОШИ «СОлНЦе») обратился с административным иском к заместителю прокурора Вахитовского района г.Казани Гавриленко Е.Н. о признании незаконным требования о явке исх.№02-01-04 от 25.10.2017г. и понуждении устранить нарушения прав, свобод и законных интересов, указав в обоснование иска, что 25 октября 2017 г. директору СОШИ «СОлНЦе» Шмакову П.А. при посещении здания прокуратуры Вахитовского района г. Казани по адресу: 420015, г. Казань, ул. Карла Маркса, д. 61, было вручено требование о явке, исх. № 02-01-04 от 25.10.2017 г., подписанное заместителем прокурора Вахитовского района г. Казани советником юстиции Гавриленко Е.Н.

Согласно тексту этого требования:

- прокуратурой Вахитовского района г. Казани во исполнение задания прокуратуры Республики Татарстан № 21-13-2017 от 25.09.2017 г. якобы проводится проверка соблюдения законодательства об образовании;

- в связи с этим на основании статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» директор МАОУ СОШИ «СОлНЦе» должен явиться к 11 часам 00 минутам 27.10.2017 г. в кабинет № 14 прокуратуры Вахитовского района г. Казани по адресу: г. Казань, ул. К. Маркса, д. 61, и предоставить следующие заверенные копии документов: Положение о языках образования, учебный план на 2017-2018 гг. (по всем классам), расписание занятий (по всем классам).

МАОУ СОШИ «СОлНЦе» полагает, что вышеуказанное требование является незаконным, нарушает его права, свободы и законные интересы, незаконно возлагает обязанности на административного истца. При этом исходит из следующего.

Согласно пунктам 1, 2 и 3 статьи 6, пункту 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон):

- требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок;

- статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью) в соответствии с законодательством Российской Федерации) справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора;

- неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность;

- прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе.. . требовать от руководителей и других должностных лиц органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Согласно статьям 9.1, 22, 27, 30 и 33 Закона, полномочия прокурора, из которых вытекают его требования, имеют место в следующих обстоятельствах:

- проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;

- надзор за исполнением законов;

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Согласно тексту требования заместителя прокурора Гавриленко Е.Н., прокуратурой Вахитовского района г. Казани якобы проводится проверка соблюдения законодательства об образовании.

Таким образом, заместитель прокурора Гавриленко Е.Н. сама подтвердила в своем требовании, что отсутствуют обстоятельства, предусмотренные статьями 9.1, 27, 30 и 33 Закона, при которых имеют место полномочия прокурора, из которых вытекают его требования.

Согласно пункту 3 статьи 21 Закона, решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.

Между тем, до настоящего времени до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя МАОУ СОШИ «СОлНЦе» не доводилось какое-либо решение о проведении какой-либо проверки, в том числе не сообщалось о целях, основаниях и предмете какой-либо проверки. Доказательств иного не имеется. О существовании какого-либо решения о проверке заместитель прокурора Гавриленко Е.Н. ни письменно (по типовой форме, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 17.03.2017 г. № 172), ни даже устно не сообщала.

Это подтверждает, что 25 октября 2017 г. и до настоящего времени отсутствовали и отсутствуют обстоятельства, предусмотренные статьей 22 Закона (а именно - надзор за исполнением законов в форме проверки в МАОУ СОШИ «СОлНЦе»), при которых имеют место полномочия прокурора, из которых вытекают его требования.

Согласно пункту 2 статьи 4 Закона, органы прокуратуры осуществляют полномочия.. .

в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.

Согласно пункту 2 статьи 26 Закона, органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Проведение прокурором проверки соблюдения прав и свобод человека и гражданина осуществляется с учетом положений пунктов 2-15 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 17.7. КоАП РФ, невыполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, влечет

административную ответственность.

Поэтому предъявление заместителем прокурора Гавриленко Е.Н. требования МАОУ СОШИ «СОлНЦе» о явке директора и о предоставлении заверенных копий документов, в отсутствие любых обстоятельств, предусмотренных Законом, при которых имеют место полномочия прокурора, из которых вытекают его требования:

- является вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность МАОУ СОШИ «СОлНЦе», что прямо нарушает его право на оперативно-хозяйственную деятельность без незаконного вмешательства;

- возлагает на МАОУ СОШИ «СОлНЦе» обязанность явки его директора и предоставления заверенных копий документов: Положение о языках образования, учебный план на 2017-2018 гг. (по всем классам), расписание занятий (по всем классам), то есть незаконно возлагает обязанности на административного истца;

- создает искусственные и заведомо ложные основания, причины для незаконного возложения на должностное лицо МАОУ СОШИ «СОлНЦе» или на само МАОУ СОШИ «СОлНЦе» обязанности по несению административной ответственности за якобы невыполнение законных требований прокурора.

Административный истец просит признать незаконным требование заместителя прокурора Вахитовского района г. Казани советником юстиции Гавриленко Е.Н. явке, исх. № 02-01-04 от 25.10.2017 г.; возложить на заместителя прокурора Вахитовского района г. Казани советника юстиции Гавриленко Е.Н. обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов МАОУ СОШИ «СОлНЦе».

Судом в качестве административных ответчиков были привлечены заместитель прокурора Вахитовского района г.Казани Гавриленко Е.Н. и Прокуратура Вахитовского района г.Казани, в качестве заинтересованного лица – Прокуратура РТ.

Представители административного истца в судебном заседании административный иск уточнили и просили признать незаконным решение о проведении проверки №147 от 23.10.2017г., признать незаконным требование заместителя прокурора Вахитовского района г. Казани советником юстиции Гавриленко Е.Н. явке, исх. № 02-01-04 от 25.10.2017 г.; возложить на заместителя прокурора Вахитовского района г. Казани советника юстиции Гавриленко Е.Н. обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов МАОУ СОШИ «СОлНЦе».

Административный ответчик - заместитель прокурора Вахитовского района г.Казани Гавриленко Е.Н., в судебном заседании административный иск не признала.

Представитель административного ответчика - Прокуратура Вахитовского района г.Казани, в судебном заседании административный иск не признал.

Представитель заинтересованного лица - Прокуратуры РТ, в судебном заседании с административным иском не согласился.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что 23 октября 2017г. заместителем прокурора Вахитовского района г.Казани Гавриленко Е.Н. было вынесено решение о проведении проверки №147, цель проверки: соблюдение требований действующего законодательства, основание проверки: задание прокуратуры РТ №21-13-2017 от 25.09.2017г., срок проведения проверки: с 25.10.2017г. по 20.11.2017г.

25 октября 2017 г. директору СОШИ «СОлНЦе» ФИО5 при посещении здания прокуратуры Вахитовского района г. Казани по адресу: 420015, г. Казань, ул. Карла Маркса, д. 61, было вручено требование о явке, исх. № 02-01-04 от 25.10.2017г., подписанное заместителем прокурора Вахитовского района г. Казани советником юстиции Гавриленко Е.Н.

Согласно тексту этого требования:

- прокуратурой Вахитовского района г. Казани во исполнение задания прокуратуры Республики Татарстан № 21-13-2017 от 25.09.2017г. проводится проверка соблюдения законодательства об образовании;

- в связи с этим на основании статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» директор МАОУ СОШИ «СОлНЦе» должен явиться к 11 часам 00 минутам 27.10.2017года в кабинет № 14 прокуратуры Вахитовского района г. Казани по адресу: г. Казань, ул. К. Маркса, д. 61, и предоставить следующие заверенные копии документов: Положение о языках образования, учебный план на 2017-2018 гг. (по всем классам), расписание занятий (по всем классам).

Суд считает, что административный иск удовлетворению не подлежит.

Согласно п. 1 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, в том числе выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу приведенных норм, требования административного истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов, при этом обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

В соответствии со ст.ст. 1, 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями на осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением действующих на ее территории законов.

Реализуя указанные полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно п.3 ст. 21 Закона о прокуратуре, о проведении проверки прокурором или его заместителем принимается решение, которое не позднее дня начала проверки доводится до сведения руководителя или уполномоченного представителя проверяемого органа (организации). В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.

Частью 1 статьи 22 Федерального закона № 2201-1 установлено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и в порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона.

При этом согласно ч. 2 статьи 6 Закона № 2202-1 статистическая информация, документы, справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, предоставляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверки исполнения законов в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора.

В соответствии с п. 1 ст. 4 вышеуказанного закона прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее - органы прокуратуры) и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Из пояснений административного ответчика следует, что 27.09.2017 г. в прокуратуру Вахитовского района г. Казани во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 28.08.2017г. по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, заданием Генеральной прокуратуры Российской Федерации, поступило задание прокуратуры Республики Татарстан № 21-13-2017 о проверке законодательства об общем образовании, в том числе, соблюдения образовательными организациями федеральных государственных образовательных стандартов в части изучения государственного языка Российской Федерации и языков из числа языков народов Российской Федерации.

Из пояснений административного ответчика следует, что во исполнение указанного задания старшим помощником прокурора района ФИО4 проведен анализ документов, размещенных на сайте МАОУ «СОлНЦе» (далее МАОУ «СОлНЦе»). В ходе проведенного анализа было установлено, что по сравнению с примерным учебным планом для образовательных учреждений РФ с русским языком обучения для лиц, получающих начальное общее и основное общее образование, в школьном расписании школы-интерната в обязательные учебные предметы для изучения в 5-11 классах включены предметы «Татарский язык» и «Татарская литература», которые не предусмотрены в федеральном базисном плане. Кроме того предусмотрено меньшее количество часов для изучения предмета «Русский язык» и «Литературное чтение».

23.10.2017 г., в связи с этим и необходимостью объявления предостережения о недопустимости нарушений закона об образовании, заместителем прокурора района Гавриленко Е.Н. было вынесено решение о проведении проверки МАОУ СОШИ «СОЛнЦЕ» с 25.10.2017 по 20.11.2017г. (решение № 147 от 23.10.2017 г.) с указанием цели, основания и предмета проверки.

Вышеуказанное решение в соответствии с п. 3 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» было доведено до сведения директора МАОУ СОШИ «СОлНЦе» ФИО5 25.10.2017 г. в здании прокуратуры, т.е. не позднее дня проведения проверки, о чем свидетельствует его собственноручно выполненная подпись на решении от ....

Из пояснений административного ответчика следует, что в ходе проверки, находясь в прокуратуре района, ФИО5 заявил, что выявленные по результатам анализа документов МАОУ СОШИ нарушения законодательства в части изучения языков не соответствуют действительности. В связи с этим, а также принимая во внимание, что учебный план начального общего, основного общего образования на 2017-2018 г. на сайте МАОУ СОШИ «СОлНЦе» отсутствует, 25.10.2017 г. в соответствии с требованиями п. 2 ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» ФИО5 было вручено требование № 02-01-04 о явке и о предоставлении 27.10. 2017 г. в прокуратуру района необходимых для проведения проверки документов, а именно Положения о языках образования, учебного плана на 2017-2018 год, а также расписания занятий. С указанным требованием ФИО5 был ознакомлен под роспись 25.10.2017 г.

Таким образом, требование прокуратуры руководителю МАОУ СОШИ «Солнце» ФИО5 было вручено в соответствии с требованиями ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

Вместе с тем, административным истцом не представлено надлежащих доказательств того, что оспариваемое решение о проведении проверки №147 от 23.10.2017г., признании и требования о явке исх.№02-01-04 от 25.10.2017г. привели к нарушению его прав и законных интересов.

Принятие мер прокурорского реагирования на нарушения законов является прерогативой прокуроров-руководителей и их заместителей. При этом прокуроры используют средства прокурорского реагирования, закрепленные в ст. 22 Закона о прокуратуре.

Как следует из положений статей 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27, 28 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на материалах проверки. В случае принятия прокурором мер реагирования, дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.

Решение о проведении проверки №147 от 23.10.2017г. и требование о явке исх.№02-01-04 от 25.10.2017г. не относятся к мерам прокурорского реагирования, а потому в данном случае нарушений прав административного истца, которые бы требовали судебного пресечения, не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.178-180, 218 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Муниципального автономного общеобразовательного учреждения для детей проявивших выдающиеся способности «Средняя общеобразовательная школа-интернат «Специализированный олимпиадно-научный центр «СОлНЦе» Вахитовского района г.Казани к заместителю прокурора Вахитовского района г.Казани Гавриленко Елене Николаевне, Прокуратуре Вахитовского района г.Казани о признании незаконным решения о проведении проверки №147 от 23.10.2017г., признании незаконным требования о явке исх.№02-01-04 от 25.10.2017г. и понуждении устранить нарушения прав, свобод и законных интересов отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья: Е.В.Зыбунова

2а-11512/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
МАОУ СОШИ СОлНЦе
Ответчики
заместитель прокурора Вахитовского района г.Казани Е.Н.Гавриленко
Прокуратура Вахитовского района г.Казани
Другие
Прокуратура РТ
Суд
Вахитовский районный суд г. Казань Республики Татарстан
Дело на сайте суда
vahitovsky.tat.sudrf.ru
31.10.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
31.10.2017[Адм.] Передача материалов судье
31.10.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
15.11.2017[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.11.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.11.2017[Адм.] Судебное заседание
06.12.2017[Адм.] Судебное заседание
07.12.2017[Адм.] Судебное заседание
11.12.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее