Решение по делу № 2а-895/2018 от 09.07.2018

№ 2а-8953/2018, RS50018-01-2018-000999-42

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 августа 2018 года                                 ЗАТО г. Зеленогорск

Зеленогорский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Усков Д.А.,

при секретаре Чуяшенко О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Белова Д.А. к призывной комиссии отдела военного комиссариата Красноярского края по г. Зеленогорску, Отделу военного комиссариата Красноярского края по г. Зеленогорску об оспаривании решения призывной комиссии отдела Красноярского края по г. Зеленогорску от 10.04.2018 и выдаче военного билета,

У С Т А Н О В И Л:

Белов Д.А. обратился в суд с указанным административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить заключение призывной комиссии отдела военного комиссариата Красноярского края по г. Зеленогорску от 10 апреля 2018 года о его зачислении в запас. Требования мотивировал тем, что оспариваемым заключением призывной комиссии он был признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Полагает, что заключение призывной комиссией вынесено с нарушениями Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», регламентирующих порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Ссылаясь на то, первоначально, с 01.02.2004 с момента постановки на учет и до 07.07.2008 имел законные для отсрочки от службы, так как обучался на очной форме обучения, а 19.03.2014 достиг 27-летнего возраста. До этого периода военный комиссариат в отношении него не проводил мероприятия по призыву на военную службу, а с его стороны действий, свидетельствующих об уклонении от призыва на военную службу, совершено не было. Белов Д.А. просил признать незаконным и отменить заключение призывной комиссии г. Зеленогорска от 10 апреля 2018 года о его зачислении в запас на основании статьей 22 и 28 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и выдать военный билет.

В судебном заседании административный истец Белов Д.А. и его представитель Желтяков А.В. требования поддержали в полном объеме по изложенным в административном иске основаниям.

Представители административных ответчиков в судебном заседании не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.

Суд, изучив материалы административного дела, пришел к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и п.1 ст. 218 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан предусмотрено Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

В силу п. 1 ст. 22 указанного Закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

На военную службу не призываются граждане, которым в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предоставлена отсрочка от призыва на военную службу.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» прохождение военной службы осуществляется гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту).

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает в том числе, воинский учет, пребывание в запасе.

Согласно статье 8 названного закона граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом; проходящих военную службу; отбывающих наказание в виде лишения свободы; женского пола, не имеющих военно-учетной специальности; постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

Согласно п. 14 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 года № 719, воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе; граждане, пребывающие в запасе: мужского пола, пребывающие в запасе; не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет.

В силу ч. 1 ст. 5.1 названного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами.

Федеральным законом от 02.07.2013 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", вступившим в силу с 1 января 2014 года, статья 28 дополнена пунктом 1.1, согласно которому при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

В соответствии с п. 34 «Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 (ред. от 30.09.2017) при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

По мнению суда, указание нормы п. 1.1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» о непрохождении военной службы, не имея на то законных оснований, следует применять, учитывая, что нормы названного Федерального закона и Положения о призыве на военную службу не содержат правовых норм, которые бы наделяли призывника, состоящего на воинском учете, не имеющего отсрочки от военной службы или права на освобождение от военной службы, годного к военной службе, правом по собственной инициативе пройти военную службу, минуя мероприятия по призыву в соответствии с положениями ст. 22 - 31 вышеуказанного Федерального закона.

Никакого иного порядка поступления на военную службу по призыву, чем в порядке, установленном названными статьями Федерального закона, не предусмотрено.

Таким образом, положения п. 1.1 ст. 28 названного Федерального закона подлежат применению с учетом положений ст. ст. 22 - 31 данного Закона в целом.

По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 01 апреля по 15 июля и с 01 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.

В соответствии с положениями п. 1, 3 ст. 26 названного Федерального закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:

явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;

явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

Как установлено п. 4 данной статьи, порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, из положений статьи 26 Федерального закона вытекает, что обязанность по организации призыва граждан, подлежащих призыву на военную службу, входит в обязанности военного комиссариата и призывной комиссии.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ, при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из перечисленных в статье решений, включая о призыве на военную службу.

Призывная комиссия принимает соответствующие решения на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

С учетом приведенного выше правового регулирования юридически значимые обстоятельства уклонения от прохождения военной службы должны иметь место после 1 января 2014 года.

Между тем, таких данных в отношении заявителя Белова Д.А. в юридически значимый период времени, то есть с 01 января 2014 до достижения возраста 27 лет (19.03.2014 года), административным ответчиком не представлено.

Усматривается, что имеющиеся в представленных документах, сведения о месте жительства соответствуют действительности, место жительства административный истец не менял.

Призывные мероприятия после вступления в законную силу п. 1.1. ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» проводились:

- с 1 апреля по 15 июля 2014 года на основании Указа Президента РФ от 31.03.2014 N 189 «О призыве в апреле - июле 2014 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву».

Как следует из копии паспорта Белову Д.А., то 27-летнего возраста он достиг 19 марта 2014 года, то есть до объявления о призыве на военную службу.

В связи с чем решение призывной комиссией при зачислении Белова Д.А. по достижении 27 лет как непрошедшего военную службу, не имея на то законных оснований, суд считает не соответствующим требованиям закона.

При таких обстоятельствах требования административного истца о признании незаконным заключения призывной комиссии от 10 апреля 2018 года и о восстановлении нарушенного права путем возложения на Отдел военного комиссариата Красноярского края по г. Зеленогорску обязанности выдать военный билет подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным заключение призывной комиссии отдела военного комиссариата Красноярского края по г. Зеленогорску от 10 апреля 2018 года о признании Белова Д.А. не прошедшим военную службу без законных к тому оснований.

Возложить на Отдел военного комиссариата Красноярского края по г. Зеленогорску обязанность выдать Белову Д.А. военный билет.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                             Д.А. Усков

2а-895/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Белов Дмитрий Александрович
Белов Д.А.
Ответчики
Отдел военного комиссариата Красноярского края по г. Зеленогорску
Призывная комиссия Отдела военного комиссариата Красноярского края по г.Зеленогорску,
Суд
Зеленогорский городской суд Красноярского края
Дело на сайте суда
zelen.krk.sudrf.ru
09.07.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
09.07.2018[Адм.] Передача материалов судье
12.07.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
18.07.2018[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.07.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.07.2018[Адм.] Судебное заседание
13.08.2018[Адм.] Судебное заседание
13.08.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.09.2018[Адм.] Дело оформлено
05.10.2018[Адм.] Дело передано в архив
12.05.2020Регистрация административного искового заявления
12.05.2020Передача материалов судье
12.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
12.05.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2020Судебное заседание
12.05.2020Судебное заседание
12.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2020Дело оформлено
12.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее