Решение по делу № 2а-216/2018 от 07.08.2018

Дело № 2а-216/18

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пос. Лотошино Московской области 13 августа 2018 года

Лотошинский районный суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Нетесовой Е.В.,

при секретаре Михайловой М.Н.,

с участиемпомощника прокурора Лотошинского района Московской области Захарова И.В.,

представителя административного истцаНиколаева В.Е.Веселовой Е.А.,

представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Лотошинского района - Антроповой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Николаева В. Е. к Территориальной избирательной комиссии Лотошинского района Московской области об отмене решения от 03 августа 2018 года №__ «Об отказе в регистрации Николаеву В. Е. кандидатом на должность Главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района, назначенных на 09 сентября 2018 года» и обязании зарегистрировать кандидатом на должность Главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района Московской области,

У С Т А Н О В И Л:

Николаев В.Е. обратился в суд с иском к Территориальной избирательной комиссии Лотошинского района Московской области об отмене решения от 03 августа 2018 года №__ «Об отказе в регистрации Николаеву В. Е. кандидатом на должность Главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района, назначенных на 09 сентября 2018 года» и обязании зарегистрировать кандидатом на должность Главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района Московской области, указав в обоснование иска, что решением Совета депутатов сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района Московской области от 13 июня 2018 года № 271/51 назначены выборы Главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района Московской области на 09 сентября 2018 года.

Решением Территориальной избирательной комиссии Лотошинского района от 22 июня 2018 года № 87/18 определено количество подписей, необходимое для регистрации кандидата на должность Главы сельского поселенияМикулинское Лотошинского муниципального района равным 13 подписям, что составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района. Также определено максимальное количество подписей – равное 17 подписям избирателей.

В соответствии с ч. 9 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 10 ст. 22 Закона Московской области от 04 июня 2013 года № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области», выдвижение кандидатов начинается со дня опубликования решения о назначении выборов, но не ранее дня официального опубликования схемы избирательных округов и не ранее чем на 75 дней до дня голосования и заканчивается за 45 дней до дня голосования. Таким образом, документы о выдвижении кандидатов могут быть представлены в Территориальную избирательную комиссию Лотошинского района не ранее 25 июня 2018 года и до 18 часов 25 июля 2018 года.

Представление в Территориальную избирательную комиссию Лотошинского района документов для регистрации кандидатов в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона Московской области от 04 июня 2013 года № 46/2013-ОЗ производится не ранее за 70 дней и не позднее чем за 42 дня до дня голосования. Следовательно, не ранее 30 июня 2018 года и не позднее 18 часов 28 июля 2018 года. О чем также свидетельствует решение Территориальной избирательной комиссии Лотошинского района от 17 июля 2018 года № 103/18.

Решением Территориальной избирательной комиссии Лотошинского района от 07 июля 2018 года № 95/18 создана рабочая группа по проверке избирательных документов, представляемых кандидатами на должность Главы Лотошинского муниципального район, в депутаты Совета депутатов/на должность Главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района.

Решением Территориальной избирательной комиссии Лотошинского района от 07 июля 2018 года № 96/18 создана рабочая группа по проверке подписей избирателей, оформления подписных листов. В состав рабочих групп входят все члены Территориальной избирательной комиссии Лотошинского района с правом решающего голоса.

В соответствии со ст.ст. 22, 23, 24 Закона Московской области от 04 июня 2013 года № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения.

17 июля 2018 года он обратился в Территориальную избирательную комиссию Лотошинского района с уведомлением о самовыдвижении кандидата на должность Главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района Московской области, выборы которого назначены на 09 сентября 2018 года.

В состав документов были представлены заявление о согласии баллотироваться, копия паспорта, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копия СНИЛС, копия диплома, сведения о размере и об источниках доходов и имущества супруга и несовершеннолетних детей кандидата (форма справки Приложение № 1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ), копия справки о состоянии вклада, справка с места работы, справка о доходах физического лица, справка о наличии (отсутствии) судимости, справка о членстве в ВПП «Единая Россия», фото 3х4 в количестве 4 шт..

26 июля 2018 года им в Территориальную избирательную комиссию Лотошинского района сданы документы, предусмотренные Законом Московской области от 04 июня 2013 года № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» для регистрации кандидата, а именно: подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в количестве 17 на 4 листах в одной папке, протокол об итогах сбора подписей избирателей, первый финансовый отчет с приложениями, уведомление об отсутствии счетов в иностранных банках.

Согласно ч. 19 ст. 30 Закона Московской области от 04 июня 2013 года № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области», избирательная комиссия в течение 10 дней после принятия необходимых документов для регистрации кандидата и не позднее чем за 32 дня до дня голосования обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям законодательства и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.

Согласно ч. 8 ст. 30 Закона Московской области от 04 июня 2013 года № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» при проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должен извещаться кандидат, представивший установленное количество подписей избирателей.

Так 03 августа 2018 года он посредством телефонной мобильной связи (СМС) был уведомлен Территориальной избирательной комиссией Лотошинского района о заседании рабочей группы по проверке подписей избирателей, оформления подписных листов, на 03 августа 2018 года в 15 час. 00 мин. по московскому времени.

До заседания рабочей группы он самостоятельно, в соответствии с ч. 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, п. 2 ст. 30Закона Московской области от 04 июня 2013 года № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» к ранее представленному 26 июля 2018 года оригиналу протокола об итогах сбора подписей, предоставил его копию в машиночитаемом виде.

03 августа 2018 года в 15 ч. 00 мин. на заседании рабочей группы по проверке подписей избирателей, оформления подписных листов установлено, что все 100 % подписей не имеют замечаний по данным системы ГАС выборы, а также не имеют замечаний у эксперта почерковедческих экспертиз, в результате чего было принято решение рекомендовать ТИК зарегистрировать его кандидатом на должность Главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района Московской области. По результатам проверки подписей избирателей была подготовлена ведомость проверки подписных листов от 03 августа 2018 года, итоговый протокол об итогах проверки подписей от 03 августа 2018 года, согласно которого установлено, что количество подписей признанных достоверными составило 17, количество подписей в поддержку кандидата отвечает требованиям Закона Московской области от 04 июня 2013 года № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» и является достаточным для его регистрации.

В тот же день 03 августа 2018 года в 15 ч. 15 мин. состоялось заседание рабочей группы по проверке избирательных документов, представленных кандидатом, на которой было принято решение рекомендовать ТИК зарегистрировать его кандидатом на должность Главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района. Каких-либо замечаний ему о недостатках в представленных документах не сообщалось.

В тотже день 03 августа 2018 года в 15 ч. 40 мин. на заседании ТИК было принято оспариваемое решение №__ «Об отказе в регистрации Николаеву В. Е. кандидатом на должность Главы сельского поселения Микулинское Лотошинского района, назначенных на 09 сентября 2018 года». Основанием для отказа послужило не предоставление протокола об итогах сбора подписей в машиночитаемом виде. Указанное решение принято в нарушение избирательного законодательства.

03 августа 2018 года Территориальная избирательная комиссия Лотошинского района в нарушение порядка проверки сведений о кандидате, в нарушение порядка уведомления кандидата о выявленных недостатках в документах и сведениях, не известила его о таких недостатках и не представила гарантированное Законом Московской области от 04 июня 2013 года № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» время для внесения исправлений в представленные для регистрации кандидата сведения.

ТИК ошибочно полагает, что протокол об итогах сбора подписей в машиночитаемом виде является самостоятельным документом, необходимым для регистрации кандидата. Машиночитаемый вид документа представляет собой электронную копию документа на бумажном носителе и его отсутствие не означает неполучение избирательной комиссией информации, необходимой для регистрации кандидата, так как в установленный законом срок необходимые документы для регистрации кандидата, в том числе протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе, им были представлены в ТИК.

Непредоставление копии протокола сбора подписей в машиночитаемом виде не является безусловным основанием к отказу в регистрации кандидата. Действительно, требование о предоставлении протокола сбора подписей в машиночитаемом виде предусмотрено Законом Московской области от 04 июня 2013 года № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области». Однако, форма такого протокола в машиночитаемом виде не определена. С учетом того, что машиночитаемый вид документа представляет собой электронную копию документа на бумажном носителе, его отсутствие само по себе не означает неполучение избирательной комиссией информации об итогах сбора подписей избирателей. Кроме того, представленный протокол в бумажном виде является, по сути, машиночитаемым, поскольку может быть отсканирован с помощью оргтехники. Избирательная комиссия не считала это недостатком и не уведомила кандидата о необходимости дополнительного представления еще каких-либо документов.

Незаконный отказТерриториальной избирательной комиссии Лотошинского района в регистрации его на должность Главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района нарушает конституционное право административного истца быть избранным.

На основании изложенного, административный истец Николаев В.Е. просит суд решение Территориальной избирательной комиссии Лотошинского района от 03 августа 2018 года №__ «Об отказе в регистрации Николаеву В. Е. кандидатом на должность Главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района, назначенных на 09 сентября 2018 года» отменить. Обязать Территориальную избирательную комиссию Лотошинского района зарегистрировать его, Николаева В.Е., кандидатом на должность Главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района на выборах Главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района Московской области, назначенных на 09 сентября 2018 года.

Административный истец Николаев В.Е. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, с ходатайством об отложении рассмотрения дела к суду не обратился, присутствие административного истца Николаева В.Е. в судебном заседании не было признано судом обязательным. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 243 КАС РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие административного истца Николаева В.Е..

Представитель административного истца Веселова Е.А. в судебном заседании поддержала заявленный административный иск.

Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Лотошинского района Антропова Н.В. заявленный Николаевым В.Е. административный иск не признала, считает, что заявленные административные исковые требования Николаева В.Е. удовлетворению не подлежат, поскольку в соответствии с п. 4 ст. 30 Законом Московской области от 04 июня 2013 года № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» протокол об итогах сбора подписей в машиночитаемом виде сдается вместе с подписными листами. В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона Московской области от 04 июня 2013 года № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» документы, необходимые для регистрации кандидата, то есть подписные листы и протокол об итогах сбора подписей в бумажном и машиночитаемом виде, необходимо сдать в избирательную комиссию не позднее 18.00 ч. за 42 дня до дня голосования, то есть до 18.00 ч. 27 июля 2018 года. Сдача документа, необходимого для регистрации, позднее этой даты, а именно 03 августа 2018 года нарушает установленный законом пресекательный срок и правового значения не имеет.Право предоставления несданного вовремя протокола об итогах сбора подписей в машиночитаемом виде п. 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года ФЗ-67 не дает, в связи с чем ссылки административного истца на положения п. 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года ФЗ-67 являются несостоятельными.

Ссылка административного истца на то, что представленный им протокол об итогах сбора подписей в бумажном виде является по сути машиночитатемым, поскольку может быть отсканирован членами избирательной комиссии также безоснователен. Действующее избирательное законодательство возлагает обязанность сканирования/фотографирования протокола об итогах сбора подписей и своевременное предоставление этого электронного файла в избирательную комиссию на кандидата, а не на членов избирательной комиссии. На основании изложенного, она просит суд в удовлетворении административного искового заявления Николаеву В.Е. отказать.

Помощник прокурора Захаров И.В. считает оспариваемое решение Территориальной избирательной комиссии Лотошинского района от 03 августа 2018 года №__ «Об отказе в регистрации Николаеву В. Е. кандидатом на должность Главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района, назначенных на 09 сентября 2018 года» незаконным и подлежащим отмене.

В судебном заседании установлено, что решением Совета депутатов сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района Московской области от 13 июня 2018 года № 271/51 назначена дата выборов Главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района Московской области на воскресенье 09 сентября 2018 года.

Решением Территориальной избирательной комиссии Лотошинского района от 22 июня 2018 года № 87/18 определено количество подписей, необходимое для регистрации кандидата на должность Главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района равным 13 подписям, что составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района. Также определено максимальное количество подписей – равное 17 подписям избирателей.

Решением Территориальной избирательной комиссии Лотошинского района от 15 июня 2018 года № 80/18 был утвержден график работы комиссии. Решением Территориальной комиссии от 17 июля 2018 года № 103/18 утвержден график работы территориальной избирательной комиссии в последний день выдвижения кандидатов 25 июля 2018 года и в последний день предоставления документов для регистрации кандидатов 28 июля 2018 года с 10.00 ч. до 18.00ч..

Решением Территориальной избирательной комиссии Лотошинского района от 01 августа 2018 года № 148/18 создана рабочая группа по проверке избирательных документов, представляемых кандидатами/избирательными объединениями. В тот же день 01 августа 2018 года за № 152/18 Территориальная избирательная комиссия Лотошинского района приняла решение о создании рабочей группы по проверке подписей избирателей, оформления подписных листов.

18 июля 2018 года Николаев В.Е. обратился в Территориальную избирательную комиссию Лотошинского района с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом на должность Главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района, выборы которого назначены на 09 сентября 2018 года, в порядке самовыдвижения.Помимо заявления Николаев В.Е. предоставил в избирательную комиссию копию паспорта, копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копию СНИЛС, копию диплома, сведения о размере и об источниках доходов и имущества супруга и несовершеннолетних детей кандидата (форма справки Приложение № 1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ), копию справки о состоянии вклада, справку с места работы, справку о доходах физического лица, справку о наличии (отсутствии) судимости, справка о членстве в ВПП «Единая Россия», фото 3х4 в количестве 4 шт..

26 июля 2018 года Николаевым В.Е. в Территориальную избирательную комиссию Лотошинского района сданы документы, предусмотренные Законом Московской области от 04 июня 2013 года № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» для регистрации кандидата, а именно: подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в количестве 17 на 4 листах в одной папке, протокол об итогах сбора подписей избирателей, первый финансовый отчет с приложениями, уведомление об отсутствии счетов в иностранных банках.

03 августа 2018 года Николаев В.Е. посредством телефонной мобильной связи (СМС) был уведомлен Территориальной избирательной комиссией Лотошинского района о заседании рабочей группы по проверке подписей избирателей, оформления подписных листов 03 августа 2018 года в 15 час. 00 мин. по московскому времени.

03 августа 2018 года Николаев В.Е. предоставил в Территориальную избирательную комиссию Лотошинского района копию протокола об итогах сбора подписей в машиночитаемом виде (л.д. 105).

03 августа 2018 года на заседании рабочей группы по проверке подписей избирателей, оформления подписных листов было решено рекомендовать Территориальной избирательной комиссии Лотошинского района зарегистрировать Николаева В.Е. кандидатом на должность Главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района Московской области.

По результатам проверки подписей избирателей была подготовлена ведомость проверки подписных листов от 03 августа 2018 года, итоговый протокол об итогах проверки подписей от 03 августа 2018 года, из которых явствует, что количество подписей признанных достоверными составило 17, количество подписей в поддержку кандидата отвечает требованиям Закона Московской области от 04 июня 2013 года № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» и является достаточным для его регистрации.

03 августа 2018 года состоялось заседание рабочей группы по проверке избирательных документов, представленных Николаевым В.Е., на которой было принято решение рекомендовать Территориальной избирательной комиссии Лотошинского района зарегистрировать Николаева В.Е. кандидатом на должность Главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района.

В тот же день 03 августа 2018 года на заседании Территориальной избирательной комиссии Лотошинского района было принято оспариваемое решение №__ «Об отказе в регистрации Николаеву В. Е. кандидатом на должность Главы сельского поселения Микулинское Лотошинского района, назначенных на 09 сентября 2018 года», в котором в качестве основания для отказа указано, что в нарушение ч. 24 ст. 30 Закона Московской области от 04 июня 2013 г. N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" кандидатом не был представлен документ необходимый для регистрации, а именно протокол об итогах сбора подписей в машиночитаемом виде.

При этом, Территориальная избирательная комиссия Лотошинского района, выявив отсутствие протокола об итогах сбора подписей в машиночитаемом виде, о данном факте Николаева В.Е. не известила.

Изложенные обстоятельства полностью подтверждаются объяснениями участников судебного разбирательства, показаниями свидетеля МахлюеваН.А., исследованными в судебном заседании материалами дела.

Согласно ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 данного Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.

Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

Согласно ч. 2.2 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения; заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

В силу требований ч. 3 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата.

Аналогичные положения в отношении выдвижения кандидатов предусмотрены статей 23 Закона Московской области от 04 июня 2013 г. N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области".

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.

Положениями ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом, и определено количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов.

В соответствии с ч. 16 ст. 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подписные листы представляются в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. Вместе с подписными листами в комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе, а в случае, предусмотренном законом, - и в машиночитаемом виде.

Аналогичные положения предусмотрены в части 4 статьи 30 вышеуказанного Закона Московской области. При этом установлено, что вместе с подписными листами в избирательную комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде.

В соответствии с ч. 1 ст. 38Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектовРоссийской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъектаРоссийской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.

К числу оснований для отказа в регистрации кандидата, предусмотренных пунктом 24 статьи 38Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" относится наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований данного Федерального закона, иного закона (подпункт "в.1"); отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в").

Аналогичные положения в отношении отказа в регистрации кандидатов предусмотрены пунктами 4, 5 ч. 24 ст. 30 Закона Московской области от 04 июня 2013 г. N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области".

Согласно ч. 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 01.06.10 N 784-О-О указал, что вышеуказанное положение пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона, как призванное гарантировать гражданам Российской Федерации реализацию конституционного права на участие в выборах, предполагает право кандидата восполнить недостающие сведения, обязанность избирательной комиссии уведомить его о неполноте представленных сведений, независимо от того, чем обусловлена эта неполнота - недостаточным отражением необходимых сведений в представленных документах или же непредставлением какого-либо документа или документов (за исключением подписных листов с подписями избирателей), а также обязанность избирательной комиссии извещать кандидата о несоблюдении требований закона к оформлению документов.

Судом установлено, что административный истец Николаев В.Е. в установленном Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Законом Московской области от 04 июня 2013 г. N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" порядке и сроки предоставил в Территориальную избирательную комиссию Лотошинскогорайона заявление о согласии баллотироваться кандидатом на должность Главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района Московской области, содержащее все установленные законом сведения о кандидате, предоставил предусмотренные ст.ст. 33, 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст. 23 Закона Московской области от 04 июня 2013 г. N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" документы, достаточное количество достоверных подписей избирателей.

При этом суд считает, что непредоставление Николаевым В.Е. копии протокола сбора подписей в машиночитаемом виде не является безусловным основанием к отказу в регистрации кандидата.

Положениями ч. 16 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ч. 4 статьи 30 Закона Московской области от 04 июня 2013 г. N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" предусмотренопредоставление протокола сбора подписей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, однако форма такого протокола в машиночитаемом виде законодателем не определена. С учетом того, что машиночитаемый вид документа представляет собой электронную копию документа на бумажном носителе, его отсутствие само по себе не означает неполучение избирательной комиссией информации об итогах сбора подписей избирателей.Представленный Николаевым В.Е. протокол об итогах сбора подписей в бумажном виде является машиночитаемым и при помощи оргтехники возможно изготовление светокопии данного документа.

Кроме того, судом установлено, что 03 августа 2018 года в Территориальную избирательную комиссию Лотошинского района от Николаева В.Е. поступил протокол об итогах сбора подписей в машиночитаемом виде.

Судом установлено, в нарушение требований ч. 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗТерриториальная избирательная комиссия Лотошинского района не извещала Николаева В.Е. об отсутствии протокола об итогах сбора подписей в машиночитаемом виде, лишив его тем самым возможности в установленные законом сроки предоставить комиссии указанный документ.

Несмотря на указанные обстоятельства, Территориальной избирательной комиссией Лотошинского района 03 августа 2018 года было принято решение об отказе Николаеву В.Е. в регистрации кандидатом на должность Главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района на выборахГлавы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района, назначенных на 09 сентября 2018 года.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии у Территориальной избирательной комиссии Лотошинского района законных оснований для отказа Николаеву В.Е. в регистрации кандидатом на должностьГлавы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района Московской области на выборах Главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района Московской области, назначенных на 09 сентября 2018 года, и наличии оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 244 КАС РФ, п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", для признания судом оспариваемого решения Территориальной избирательной комиссии Лотошинского районаот 03 августа 2018 года №__ незаконным и его отмены.

На основании изложенного, суд, выслушав объяснения участников судебного разбирательства,свидетеля М.,заключение прокурора, исследовав материалы дела,приходит к выводу о том, чтозаявленные Николаевым В.Е. к Территориальной избирательной комиссии Лотошинского района Московской области административные исковые требования об отмене решения от 03 августа 2018 года №__ «Об отказе в регистрации Николаеву В. Е. кандидатом на должность Главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района, назначенных на 09 сентября 2018 года» и обязании зарегистрировать кандидатом на должность Главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района Московской области подлежат удовлетворению в полном объеме. Решение Территориальной избирательной комиссии Лотошинского района от 03 августа 2018 года №__ «Об отказе в регистрации Николаеву В. Е. кандидатом на должность Главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района, назначенных на 09 сентября 2018 года» подлежит признанию незаконным и отмене, при этом суд считает необходимым обязать Территориальную избирательную комиссию Лотошинского района зарегистрировать Николаева В.Е. кандидатом на должность Главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района Московской области на выборах Главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района Московской области, назначенных на 09 сентября 2018 года.

Руководствуясь ст.ст.175 – 180, 186, 188, 244 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Заявленные Николаевым В. Е. к Территориальной избирательной комиссии Лотошинского района Московской области административные исковые требования об отмене решения от 03 августа 2018 года №__ «Об отказе в регистрации Николаеву В. Е. кандидатом на должность Главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района, назначенных на 09 сентября 2018 года» и обязаниизарегистрировать кандидатом на должность Главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района Московской области удовлетворить полностью.

Признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии Лотошинского района от 03 августа 2018 года №__ «Об отказе в регистрации Николаеву В. Е. кандидатом на должность Главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района, назначенных на 09 сентября 2018 года».

Обязать Территориальную избирательную комиссию Лотошинского района зарегистрировать Николаева В. Е. кандидатом на должность Главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района Московской области на выборах Главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района Московской области, назначенных на 09 сентября 2018 года.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено представление в Московский областной суд через Лотошинский районный суд Московской области в течение пяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий: __________________________________

2а-216/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Захаров И.В.
Захаров Игорь Влдадимирович
Николаев Владимир Евгеньевич-кандидат на должность Главы с/п Микулинское Лотошинского муниципального района Московской области
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия Лотошинского района Московской области
Другие
Антропова Надежда Васильевна
Махлюев Н.А.
Веселова Е.А.
Антропова Н.В.
ВЕСЕЛОВА Екатерина Александровна
Суд
Лотошинский районный суд Московской области
Дело на сайте суда
lotoshino.mo.sudrf.ru
07.08.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
07.08.2018[Адм.] Передача материалов судье
08.08.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
08.08.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
10.08.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.08.2018[Адм.] Судебное заседание
16.08.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2020Регистрация административного искового заявления
18.04.2020Передача материалов судье
18.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
18.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2020Подготовка дела (собеседование)
18.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.04.2020Судебное заседание
18.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2020Дело оформлено
13.08.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее