Решение по делу № 3а-540/2019 от 20.03.2019

Дело № 3а-540/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Брянск     26 июля 2019 года

Брянский областной суд в составе:

судьи областного суда     Бобылевой Л.Н.

при секретаре     Шепеленко Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Селена» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, Управлению имущественных отношений Брянской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Селена» обратилось в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что является собственником объектов недвижимости:

– пристройки к магазину «<данные изъяты>», с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., этаж 1-2, номера на поэтажном плане , расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 3 864 435,76 руб.;

– магазина «<данные изъяты> с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., этаж 1, номера на поэтажном плане , расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 11 479 160,99 руб.;

– нежилого помещения с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., этаж подвал, номера на поэтажном плане расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 11 370 993,22 руб.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, что влечет нарушение прав как плательщика налога.

По указанным основаниям просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере их рыночной стоимости:

– пристройки к магазину «<данные изъяты>» с кадастровым номером – 1 928 313,47 руб.;

– магазина «<данные изъяты>» с кадастровым номером – 8 301 463,60 руб.;

– нежилого помещения с кадастровым номером – 7 304 430,28 руб.

В обоснование заявленного требования истец представил отчет об оценке ООО «Навигатор Права и Оценки» от 28 ноября 2019 года № 290-11/18.

Представитель административного истца в судебное заседание не явилась, представив ходатайство о рассмотрении дела без ее участия, а также представлено заявление об уточнении исковых требований, принятое судом, в котором просит установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости в размере рыночной стоимости с учетом заключения экспертизы по состоянию на 1 января 2015 года:

– пристройки к магазину «<данные изъяты>», с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> – 1 583 000 руб.;

– магазин «<данные изъяты>», с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> – 8 301 463,60 руб.;

– нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, – 5 113 000 руб.

Представитель административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области в судебное заседание не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом. Из представленного отзыва следует, что не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной в отношении объектов недвижимости ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости).

Представитель административного ответчика управления Росреестра по Брянской области в судебное заседание не явился. Из представленного отзыва следует, что разрешение дела оставляет на усмотрение суда, поскольку заявленные требования сводятся к реализации права в судебном порядке на установление кадастровой стоимости в размере рыночной.

Представители заинтересованных лиц Правительства Брянской области, Брянской городской администрации надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представив отзывы на иск, с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителей.

С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства по делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, в соответствии с ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «Селена» является собственником объектов недвижимости: пристройки к магазину «<данные изъяты>», с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., этаж 1-2, номера на поэтажном плане и магазина «<данные изъяты>», с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., этаж 1, номера на поэтажном плане расположенных по адресу: <адрес>; нежилого помещения с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., этаж подвал, номера на поэтажном плане расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Заказчиком работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Брянской области являлось управление имущественных отношений Брянской области.

Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Брянской области утверждены приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27.11.2015 № 1890.

ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Брянской области данные об установленной кадастровой стоимости объектов недвижимости: магазина «<данные изъяты>», с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>; нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, внесены в государственный кадастр недвижимости 28.12.2015 и согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости от 26 ноября 2018 года кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2015 года составляет 11 479 160,90 рублей и 11 370 993,22 рублей соответственно.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости – пристройки к магазину «<данные изъяты> с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., этаж 1-2, номера на поэтажном плане расположенного по адресу: <адрес>, сведения о котором были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 12 декабря 2013 года, определена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области в соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Результаты определения кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости определены актом от ДД.ММ.ГГГГ , в связи с внесением сведений об изменении объекта недвижимости в сведениях ЕГРН.

Кадастровая стоимость вышеназванного объекта недвижимости рассчитана на основании Приказа Минэкономразвития РФ от 18 марта 2011 года № 113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости» (1 марта 2019 года данный приказ утратил силу) в соответствии с Постановлением Администрации Брянской области от 20.09.2012 № 878 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Брянской области, учтенных в государственном кадастре недвижимости.

Как установлено в судебном заседании данный объект недвижимости в массовую оценку не вошел.

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, данным в п. 12 постановления Пленума от 30 июня 2015 года №28 «"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в случае определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, учтенного в государственном кадастре недвижимости на дату проведения государственной кадастровой оценки, но не вошедшего в Перечень, датой определения кадастровой стоимости является дата формирования Перечня (абзац первый статьи 24.13 и абзац первый статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 26 ноября 2018 года кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2015 года составляет 3 864 435,76 рублей.

В силу ст. 245 КАС РФ, статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Статьей 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ) определено понятие кадастровой стоимости, под которой понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в соответствии с приведенными выше нормами Закона об оценочной деятельности и Федерального стандарта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Изложенное свидетельствует о том, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, прямо допускает возможность определения кадастровой стоимости недвижимого объекта, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости устанавливается, в том числе, для целей налогообложения.

В силу пункта 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Связанные с кадастровой стоимостью обязательные платежи, составляющие доходную часть бюджетов различных уровней должны отвечать требованиям экономической обоснованности.

Установленный абзацем первым статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности для юридических лиц предварительный порядок обращения в Комиссию является досудебным порядком урегулирования спора.

Как следует из материалов дела, ООО «Селена» 14 декабря 2018 года обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Брянской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.

Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ заявление ООО «Селена» было отклонено в связи с существенным отличием кадастровой и рыночной стоимости объектов недвижимости и несоответствием отчета об оценке требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" согласно абзацам 37 и 38 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, а также бездействие Комиссии, выразившееся в нерассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в установленный законом срок, являются для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления условием для обращения в суд с требованием о пересмотре кадастровой стоимости и не могут быть предметом оспаривания при рассмотрении заявлений о пересмотре кадастровой стоимости.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.

В силу ст.ст. 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.

В подтверждение заявленных требований ООО «Селена» представило отчет об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости от 28 ноября 2018 года № 290-11/18, выполненный ООО «Навигатор Права и Оценки», согласно которого размер рыночной стоимости спорных объектов недвижимости составляет:

– пристройки к магазину «<данные изъяты>», с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., этаж 1-2, номера на поэтажном плане , расположенного по адресу: <адрес>, – 1 928 313,47 руб.;

– магазина «<данные изъяты>», с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., этаж 1, номера на поэтажном плане , расположенного по адресу: <адрес>, – 8 301 463,60 руб.;

– нежилого помещения с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., этаж подвал, номера на поэтажном плане , расположенного по адресу: <адрес>, – 7 304 430,28 руб.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

Судом по настоящему делу в целях проверки доводов сторон и установления юридически значимых обстоятельств, по ходатайству представителя административного истца назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО «РосЭкспертЪ», на разрешение которой были поставлены вопросы о соответствии представленного административным истцом отчета требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности и определении итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимости.

Согласно заключению эксперта от 2 июля 2019 года № 157-19 отчет об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, представленный административным истцом, не соответствует: п. 5 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 299; п.п. «е» п. 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 25.09.2014 № 611. Стандарты и правила, утвержденные решением Совета А СРО «ЮСО» (протокол от 14.10.2016 № 1С), не выполнены в той части, в которой нарушены требования федеральных стандартов оценки.

Экспертом определена рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2015 года:

– пристройки к магазину «<данные изъяты>», с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., этаж 1-2, номера на поэтажном плане расположенного по адресу: <адрес>, в размере 1 583 000 руб.;

– нежилого помещения с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., этаж подвал, номера на поэтажном плане расположенного по адресу: <адрес>, в размере 5 113 000 руб.

В связи с отсутствием влияния допущенных нарушений на определение итоговой рыночной стоимости магазина «Селена», с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., этаж 1, номера на поэтажном плане , расположенного по адресу: <адрес>, рыночная стоимость оценки объекта не устанавливалась.

Данное заключение эксперта лицами, участвующими в рассмотрении дела, не оспаривается. Из представленного представителем административного истца заявления от 26.07.2019 следует, что она просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости согласно оценки эксперта.

Суд принимает заключение эксперта в качестве надлежащего доказательства по делу, поскольку экспертиза назначалась непосредственно судом, эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, и заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.

При указанных обстоятельствах, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, позиции сторон по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска и установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в отношении следующих объектов недвижимости:

– пристройки к магазину «<данные изъяты>», с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., этаж 1-2, номера на поэтажном плане , расположенного по адресу: <адрес>, – 1 583 000 руб.;

– магазин «<данные изъяты>», с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., этаж 1, номера на поэтажном плане , расположенного по адресу: <адрес>, – 8 301 463,60 руб.;

– нежилого помещения с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., этаж подвал, номера на поэтажном плане расположенного по адресу: <адрес>, – 5 113 000 руб.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости и применяются для иных установленных законодательством целей, а в соответствии со ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой подачи заявления юридическим лицом считается дата обращения в Комиссию или в суд, то датой обращения о результатах определения кадастровой стоимости административного истца следует считать 14 декабря 2018 года.

Сведения об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Селена» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года:

– пристройки к магазину «<данные изъяты>», с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., этаж 1-2, номера на поэтажном плане , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 1 583 000 рублей;

– магазина «<данные изъяты>», с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., этаж 1, номера на поэтажном плане расположенного по адресу: <адрес>, в размере 8 301 463,60 руб.;

– нежилого помещения с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., этаж подвал, номера на поэтажном плане расположенного по адресу: <адрес>, в размере 5 113 000 рублей.

Датой обращения о результатах определения кадастровой стоимости считать 14 декабря 2018 года.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Судья Брянского областного суда        Л.Н. Бобылева

3а-540/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Селена"
Ответчики
Управление Имущественных отношений Брянской области
Управление Росреестра по Брянской области
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области
Другие
Брянская городская администрация
Суд
Брянский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.brj.sudrf.ru
20.03.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
20.03.2019[Адм.] Передача материалов судье
25.03.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
25.03.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
12.04.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.04.2019[Адм.] Предварительное судебное заседание
05.07.2019[Адм.] Производство по делу возобновлено
05.07.2019[Адм.] Рассмотрение дела начато с начала
26.07.2019[Адм.] Предварительное судебное заседание
26.07.2019[Адм.] Судебное заседание
31.07.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2020[Адм.] Дело оформлено
07.02.2020[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.02.2020[Адм.] Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее