Решение по делу № 33а-1132/2021 от 07.04.2021

Дело № 33а-1132/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курган 12 мая 2021 г.

Судебная коллегия по административным делам Курганского областного суда в составе:

председательствующего Арзина И.В.,

судей Дьяченко Ю.Л., Пшеничникова Д.В.,

при секретаре Игнатовой К.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Никифоровой Н.В. на решение Курганского городского суда Курганской области от 19 января 2021 г. по административному делу № 2а-1678/2021 по административному исковому заявлению Никифоровой Натальи Владимировны к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану о возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Дьяченко Ю.Л., пояснения представителя административного ответчика Спиридоновой Т.А., судебная коллегия

установила:

Никифорова Н.В. обратилась в суд с административным иском к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану (далее – ИФНС России по г. Кургану) о возложении обязанности произвести перерасчет налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости за 2015 – 2016 гг., при этом просила восстановить пропущенный срок для этого перерасчета в связи с тем, что с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2019 г. № 10-П ознакомилась только в 2020 г.

В обоснование заявленных требований указала, что в 2020 г. обратилась в налоговый орган с заявлением о перерасчете налога на имущество с 2015 г. по 2019 г. Согласно ответу налогового органа № 14-26/64826 от 18 ноября 2020 г. в отношении налога за 2017 – 2019 гг. произведен перерасчет, в перерасчете налога за 2015 – 2016 гг. отказано, что она полагает необоснованным, поскольку налог на имущество за 2015 г. и 2016 г. в несколько раз превышает размер налога за 2014 г.

Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В апелляционной жалобе Никифорова Н.В. просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на то, что каждый гражданин Российской Федерации может обратиться в налоговый орган с заявлением о перерасчете налога на имущество физических лиц и считает нарушенным свое право на перерасчет налога за 2015 – 2016 гг.

В возражениях на апелляционную жалобу ИФНС России по г. Кургану просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ИФНС России по г. Кургану Спиридонова Т.А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Административный истец Никифорова Н.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания была извещена, что подтверждается уведомлением о вручении судебного извещения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, поскольку она надлежаще извещена о времени и месте судебного заседания и ее явка не является обязательной.

Заслушав представителя административного ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке изложены в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Вопреки доводам апелляционной жалобы таких оснований по делу не усматривается.

Как следует из материалов дела, Никифорова Н.В. является собственником жилого дома с кадастровым номером , общей площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, а также 1/2 доли в праве собственности на квартиру (комнату) с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.

Согласно налоговым уведомлениям от 25 августа 2016 г., 4 июля 2017 г. и 24 января 2018 г. налог за жилой дом за налоговые периоды 2015 г. и 2016 г. исчислен исходя из инвентаризационной стоимости этого дома в размере, равном в 2015 г. – 1 071 458 руб. и в 2016 г. – 1 241 472 руб., а налог за квартиру за налоговые периоды 2015 г. и 2016 г. исчислен исходя из ее инвентаризационной стоимости в размере, равном в 2015 г. – 105 235 руб. и в 2016 г. – 121 933 руб.

По сведениям налогового органа кадастровая стоимость жилого дома составляет 848 272 руб. 53 коп., квартиры – 401 239 руб. 08 коп.

18 ноября 2020 г. на обращение Никифоровой Н.В. по вопросу исчисления налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости ИФНС России по г. Кургану направила административному истцу оспариваемый ответ № 14-26/64826 от 18 ноября 2020 г., согласно которому в связи с выявлением существенного (более чем в 2 раза) различия сумм налога при расчете от инвентаризационной и кадастровой стоимости в отношении указанных в обращении объектов недвижимости с учетом положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2019 г. № 10-П принято решение о выполнении расчета налога на имущество физических лиц за 2017 – 2019 гг. исходя из кадастровой стоимости со сроком уплаты 1 декабря 2020 г., а также указано, что согласно пункту 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, перерасчет ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, тем самым сообщено об отказе в перерасчете налога за 2015 и 2016 гг. (л.д. 25-26).

14 декабря 2020 г. руководителем УФНС России по Курганской области по результатам рассмотрения жалобы Никифоровой Н.В. на действия должностных лиц ИФНС России по Курганской области вынесено решение № 226, согласно которому жалоба Никифоровой Н.В. оставлена без удовлетворения (л.д. 104-109).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что ИФНС России по г. Кургану правомерно исчислила налог на принадлежащее Никифоровой Н.В. имущество за 2015 – 2016 гг. исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения и не усмотрела оснований для исчисления налога исходя из их кадастровой стоимости.

Суд также учел, что налог на имущество физических лиц за 2015 г. и 2016 г. уплачен Никифоровой Н.В. в период 2016-2018 гг., то есть до ее обращения в налоговый орган, что не оспаривалось административным истцом, и указал, что при отсутствии спорной налоговой заложенности пересчет налога на имущество физических лиц за прошлые налоговые периоды исходя из кадастровой стоимости по основаниям, приведенным в указанном административным истцом постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2019 г. № 10-П, недопустим.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, и постановил решение, отвечающее нормам материального права.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности решений, действий (бездействия) должностного лица, органа или организации и реального нарушения прав заявителя.

Как следует из материалов дела, каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о нарушении налоговыми органами требований действующего законодательства, затронувших права и законные интересы Никифоровой Н.В., по делу не установлено.

Согласно пункту 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса (то есть транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц), осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Порядок налогообложения имущества физических лиц до 1 января 2015 г. регулировался Федеральным законом от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

В силу пункта 2 статьи 5 указанного закона в редакции от 22 июля 2010 г. налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

Федеральным законом № 306-ФЗ от 2 ноября 2013 г. в пункт 2 статьи 5 Закона № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» внесены изменения, согласно которым налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 г., с учетом коэффициента-дефлятора.

Федеральным законом от 4 октября 2014 г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» с 1 января 2015 г. введена в действие глава 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой изменен порядок определения налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц, которая рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта, а не его инвентаризационной стоимости.

Согласно пункту 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 г. единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

До принятия соответствующего решения субъектом Российской Федерации об установлении единой даты начала применения порядка исчисления налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из инвентаризационной стоимости.

Положения главы 32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации определяют налоговую базу в отношении объектов налогообложения исходя из их кадастровой стоимости после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, но не позже 1 января 2020 г.

До принятия соответствующего решения субъектом Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, за отдельными исключениями, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости с учетом коэффициента-дефлятора.

Законом Курганской области от 26 сентября 2019 г. № 131 «О единой дате начала применения на территории Курганской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Курганской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 1 января 2020 г.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2019 г. № 10-П, если применительно к конкретному налогооблагаемому объекту недвижимости уже установлена кадастровая стоимость, хотя она еще официально не используется в субъекте Российской Федерации для целей налогообложения, в качестве приемлемого правового инструмента может рассматриваться применение такой стоимости (в отсутствие установленных в надлежащем порядке фактов ее недостоверности) с учетом соответствующего размера налоговой ставки.

Пункты 1 и 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не исключают права налогоплательщика – в тех субъектах Российской Федерации, в которых не утверждены в установленном порядке результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и (или) не установлена единая дата начала применения на их территориях порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости, – требовать в индивидуальном порядке (при разрешении налогового спора), в целях исчисления суммы налога на имущество физических лиц, использования сведений об определенной в надлежащем порядке кадастровой (рыночной) стоимости этого имущества и соответствующего размера налоговой ставки в том случае, когда сумма налога, исчисленная налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости.

Материалами дела подтверждается, что с заявлением о перерасчете налога на принадлежащие ей объекты недвижимости исходя из их кадастровой стоимости Никифорова Н.В. обратилась в ИФНС России по г. Кургану в 2020 г., после чего налоговым органом был произведен перерасчет налога на принадлежащие ей объекты недвижимости за три предыдущих налоговых периода, то есть за 2017 – 2019 гг., исходя из их кадастровой стоимости.

Задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 – 2016 гг. соответственно в сумме 11466 руб. и 13285 руб. уплачена Никифоровой Н.В. до ее обращения в налоговый орган с заявлением о перерасчете налога, что подтверждается представленными в материалы дела данными о начислении и оплате Никифоровой Н.В. налога на имущество физических лиц (л.д. 56-58, 59-68). Доказательств обратного суду не представлено.

При таких обстоятельствах с учетом вышеприведенных норм права суд первой инстанции пришел к правильном выводу о том, что налоговый орган обоснованно отказал Никифоровой Н.В. в производстве перерасчета налога на имущество физических лиц на принадлежащие ей объекты недвижимости исходя из их кадастровой стоимости за 2015 г. и 2016 г. и что не имеется оснований считать, что оспариваемым решением налогового органа нарушены права административного истца.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Курганского городского суда Курганской области от 19 января 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Никифоровой Н.В. – без удовлетворения.

Судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы, представления через Курганский городской суд Курганской области.

В полном объеме апелляционное определение изготовлено 17 мая 2021 г.

Председательствующий

Судьи

33а-1132/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Никифорова Наталья Владимировна
Ответчики
ИФНС РОССИИ ПО Г КУРГАНУ
Суд
Курганский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.krg.sudrf.ru
07.04.2021Передача дела судье
12.05.2021Судебное заседание
18.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.05.2021Передано в экспедицию
12.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее