дело № 2-8/2024 (33-985/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 13 августа 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Дулуша В.В.,
судей Баутдинова М.Т., Хертек С.Б.,
с участием прокурора Хертек С.Ч.,
при секретаре Сат К.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции по докладу судьи Баутдинова М.Т. гражданское дело по исковому заявлению Бадарчы Т.Э. к Министерству обороны Российской Федерации, акционерному обществу «СОГАЗ», Федеральному казённому учреждению «125 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва, Федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Республики Тыва» о признании фактически воспитывавшей и содержавшей военнослужащего, взыскании единовременного пособия, страховых выплат, пенсии по потере кормильца в связи со смертью военнослужащего,
УСТАНОВИЛА:
Бадарчы Т.Э. обратилась в суд (с учётом уточненного иска) к Филиалу № 1 Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» (далее по тексту – ФКУ УФО МО РФ по Пермскому краю) с иском о признании фактически воспитывавшей и содержавшей военнослужащего, признании права на получение единовременного пособия, страховых выплат, пенсии по потере кормильца в связи со смертью военнослужащего. В обоснование иска указала на то, что она является воспитателем, попечителем военнослужащего Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, погибшего в ходе специальной военной операции (СВО). 2 сентября 2003 г. после смерти матери военнослужащего – М. она взяла Б. в свою семью. Ему было 10 лет, он учился в 3 классе. Не стала сразу оформлять над ним опекунство, только 27 апреля 2007 г. постановлением администрации Тес-Хемского района Республики Тыва № она назначена его попечителем. После окончания школы Б. поступил в Тувинский государственный университет, учился очно в сельскохозяйственном факультете. В период обучения и до окончания университета, то есть до 2015 году она поддерживала Б. материально, помогала ему во всём, в каникулы он приезжал к ним домой, потому что считал их своей семьёй. После окончания университета Б. заключил контракт, служил в ** Приморского края. 3 июля 2023 года Б. погиб при исполнении военного долга в ходе СВО на территории Украины. Тело передали им, он похоронен как Герой России. Как попечитель она не входит в перечень членов семьи, имеющих право на получение единовременной выплаты. Просит установить факт того, что она является лицом, фактически воспитывавшим и содержавшим военнослужащего Б. в течение не менее 5 лет до достижения совершеннолетия, то есть с 2003 г. после смерти матери по 2015 г., до заключения контракта с Министерством обороны Российской Федерации, признать за ней право на получение причитающегося ей единовременного пособия, признать право на получение страховых выплат, а также признать право на получение пенсии по потере кормильца в связи со смертью военнослужащего Б.
Решением Тес-Хемского районного суда Республики Тыва от 13 марта 2024 г. в удовлетворении исковых требований Бадарчы Т.Э. отказано.
Не согласившись с решением суда, Бадарчы Т.Э. подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении иска. Указала на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы Федерального закона «Об опеке и попечительстве», то есть при установлении опеки и попечительства государство устанавливает пособие для детей сирот и для детей, оставшихся без попечения родителей. Суд первой инстанции указал, что Бадарчы Т.Э. якобы безвозмездно должна была обеспечивать своего попечителя, что выходит за рамки предъявленного иска. Бадарчы Т.Э. подала иск в суд для того, чтобы суд установил факт воспитания и содержания военнослужащего Б. Факт воспитания был подтверждён документально и показаниями свидетелей. Было подтверждено, что с 2003 по 2011 г., когда Б. исполнилось 18 лет, Бадарчы Т.Э. исполняла роль матери и воспитателя. Согласно статье 29 Закона Российской Федерации №4468-1 от 27 ноября 2023 г. после установления факта воспитания и содержания военнослужащего право на пенсию по потере кормильца имеют члены семьи умершего. Установление данного факта даёт возможность для получения пенсии по потере кормильца. Воспитатель является членом семьи умершего военнослужащего. В анкете Б. указывал Бадарчы Т.Э., но суд это оставил без внимания, что говорит о заинтересованности суда, рассматривавшего данное гражданское дело. Супруга умершего Б. – Багина А.Р. всем говорила о том, что ** Тес-Хемского районного суда является её родственником. Представитель третьего лица клиентской службы СФР в Тес-Хемском районе РТ подтвердил, что Б. находился на иждивении Бадарчы Т.Э. Таким образом, решение суда повторяет один и тот же закон, который не касается предмета искового заявления.
Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что судом первой инстанции были нарушены положения части 3 статьи 45 ГПК РФ, в соответствии с которыми прокурор вступает в процесс и даёт заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий.
Из изложенного следует, что участие прокурора по указанным в части 3 статьи 45 ГПК РФ категориям дел, к которым относятся дела о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а в данном случае о праве на получение единовременной пособия и страховой суммы в связи с гибелью военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, является обязательным. Это согласуется с правовой позицией, изложенной Верховным судом Российской Федерации в определении от 28 октября 2019 г. N 25-КГ19-9.
Определением от 16 июля 2024 г. судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции; привлекла к участию в деле для дачи заключения прокурора, без которого суд рассмотрел настоящее гражданское дело.
По этим основаниям в связи с существенным нарушением судом первой инстанции норм процессуального права оспариваемое решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 6 августа 2024 г. совершено правопреемство ответчика филиала №1 Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» на Федеральное казённое учреждение «125 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации, в связи с реорганизацией в форме выделения.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции истец Бадарчы Т.Э. неоднократно уточняла исковые требования. В уточнённых исковых заявлениях от 17 июля 2024 г. и 23 июля 2024 г. просила признать её фактически воспитавшей и содержавшей военнослужащего Б. с 2 сентября 2003 г. по день заключения контракта с Министерством обороны Российской Федерации, то есть по 2015 г., взыскать с Министерства обороны Российской Федерации долю единовременного пособия в размере 1250000 руб., с акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» страховые выплаты в размере 1875000 руб., с Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва пенсию по потере кормильца ежемесячно в размере 30000 руб.
В конечном итоге, в уточнённом исковом заявлении от 8 августа 2024 г. просила признать её фактически воспитавшей и содержавшей военнослужащего Б. со дня смерти его матери 2 сентября 2003 г. по день заключения контракта с Министерством обороны Российской Федерации, то есть по 2015 г., взыскать с Министерства обороны Российской Федерации долю единовременного пособия в размере 1250000 руб., с акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» долю страховых выплат в размере 1227465,52 руб., а также в размере 782932,91 руб., с Министерства обороны Российской Федерации пенсию по потере кормильца ежемесячно в размере 50% от суммы денежного довольствия военнослужащего Багина Е.Ш. со дня вступления в силу решения суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Доржу Э.М. поддержала доводы иска.
Истец Бадарчы Т.Э., надлежащим образом уведомлённая о месте и времени судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явилась. В ранее состоявшемся 6 августа 2024 год судебном заседании полностью поддержала исковые требования.
Представители Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва Сат Ч.А., ФКУ «Военный комиссариат Республики Тыва» Ондар О.О. просили отказать в удовлетворении иска, сославшись на отсутствие правовых оснований и доказательств того, что истец являлась фактически воспитавшей и содержавшей военнослужащего Б.
Представитель Министерства обороны РФ Зотин П.А. в возражении на иск просил отказать в его удовлетворении, указав на то, что после смерти матери опекуном несовершеннолетнего Б. с 28 октября 2003 года до 27 апреля 2007 года был назначен П.; Бадарчы Т.Э. как попечитель осуществляла воспитание несовершеннолетнего Б. на основании постановления администрации Тес-Хемского района Республики Тыва № от 27 апреля 2007 года, в связи с этим получала ежемесячно на содержание подопечного ребёнка пособие в размере 5 600 рублей. В случае смерти воспитанника-военнослужащего у опекунов, попечителей и приёмных родителей отсутствуют материальные потери в виде будущей возможности получать от него содержание. В связи с этим указанные лица не учитывались при внесений изменений в Федеральный Закон от 7 ноября 2011г. N?306-ФЗ и Федеральный Закон от 28 марта 1998г. № 52-ФЗ.
Прокурор Хертек С.Ч. просила удовлетворить исковые требования, полагая их обоснованными.
Представители ответчика ФКУ «125 финансово-экономическая служба» Министерства обороны РФ, третьего лица - воинской части № 57367, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Третье лицо Багина А.Р., действующая за себя и за малолетних ФИО60, ФИО61, представители третьего лица Клиентской службы СФР по Тес-Хемскому району, ответчика акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности», надлежащим образом уведомлённые о месте и времени судебного заседания, в суд не явились.
Руководствуясь статьёй 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Б. родился ДД.ММ.ГГГГ о чём составлена запись о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ Матерью указана М., отцом Ш. (л.д.40-41, т.1).
Ш. умер 27 декабря 1992 г., что подтверждается свидетельством о смерти серии № (л.д.186, т.1). М. умерла 11 сентября 2003 г., что подтверждается свидетельством о смерти серии № (л.д.185, т.1).
Решением Тес-Хемского районного суда Республики Тыва от 6 июля 2001 г. удовлетворено заявление М. об установлении факта отцовства. Ш. признан отцом Б. (т.1, л.д. 188)
Мать военнослужащего Б. – М. родилась ДД.ММ.ГГГГ. у отца П., матери Ч..
Истец Бадарчы Т.Э., утверждая, что Б.. является её племянником, представила свидетельство об удочерении от 14.07.1972 г., выданное Тес-Хемским районным бюро ЗАГС, из которого следует, что С. удочерили Э. и И. с присвоением ребёнку фамилии, имени, отчества: Монгуш Т.Э..
Из пояснений истца следует, что её приёмная мать И. является родной сестрой Ч. – матери М.
Постановлением администрации Тес-Хемского района Республики Тыва № от 28 октября 2003 г. П. назначен опекуном над несовершеннолетним Б., с 02.09.2003 г. ему назначена выплата денежного содержания на несовершеннолетнего Б. (л.д.180, т.1).
20 апреля 2007 г. Бадарчы Т.Э. обратилась в орган опеки и попечительства Отдела образования администрации Тес-Хемского района с заявлением об оформлении опеки (попечительства) над Б. (л.д.178, т.1).
Постановлением администрации Тес-Хемского района Республики Тыва № от 27 апреля 2007 г. П. освобождён от обязанностей опекуна (попечителя) над несовершеннолетним Б. с 1 мая 2007 г. (л.д.176, т.1).
Постановлением администрации Тес-Хемского района Республики Тыва № от 27 апреля 2007 г. Бадарчы Т.Э. назначена попечителем над несовершеннолетними Б. (л.д.8, т.1).
Согласно справке из Военного комиссариата Тес-Хемского района Республики Тыва от 8 августа 2023 г. Б. призван на военную службу по призыву призывной комиссией Тес-Хемского района Республики Тыва и отправлен для прохождения военной службы 11 ноября 2015 г. (л.д.9).
Из выписок из приказов командующего войсками восточного военного округа №, командира войсковой части 57367 № от 12.02.2016 г. следует, что Б. с 12 февраля 2016 г. заключил первый контракт сроком на 3 года с испытательным сроком на 3 месяца (т.1, л.д.13-15, т.2, л.д. 33, 38).
В соответствии с выпиской из приказа командира 338 гвардейской реактивной артиллерийской бригады (войсковая часть 57367) по личному составу № от 24 января 2023 г. сержант Б. заключил новый контракт о прохождении военной службы сроком на 1 год (л.д.37, т.2).
Согласно ответу на запрос из Органа ЗАГС Министерства юстиции Республики Тыва в Тес-Хемском районе Б. и Чадамба А.Р. зарегистрировали брак 28 июня 2021 г., жене присвоена фамилия – Багина. У Б. и Багиной А.Р. имеются несовершеннолетние дети: ФИО94., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО95 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.43-46, т.1).
Из справки о смерти № от 23 июля 2023 г., свидетельства о смерти № следует, что Б. умер 3 июля 2023 г. Местом смерти указано: **. (л.д.11, т.1, л.д.49, т.2).
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 57367 от 31 июля 2023 г. № Б. исключён из списков личного состава войсковой части 57367 в связи со смертью. Смерть наступила в период прохождения военной службы и связана с исполнением обязанностей военной службы. В соответствии с приказом министра обороны РФ от 6 декабря 2019 г. № «Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих ВС РФ и предоставления им и членам из семей отдельных выплат» выплачивать жене – Багиной А.Р. ежегодную материальную помощь в размере одного оклада денежного содержания за 2023 г.; оклады денежного содержания и ежемесячные дополнительные выплаты за июль 2023 г.; ежемесячную премию за добросовестное и эффективные выполнение должностных обязанностей в размере 25% к окладу денежного содержания за время фактического исполнения обязанностей по воинской должности (л.д.51-52, т.2).
Приказом командира 338 гвардейской реактивной артиллерийской бригады Б. исключён с 04.07.2023 г. из списков личного состава ВС РФ в связи с гибелью.№ от 25.07.2023 г.
Приказом командира войсковой части № 57367 от 16 августа 2023 г. № членам семьи гвардии сержанта Б. назначена единовременная выплата в размере 5000000 руб. Данные денежные средства перечислены жене военнослужащего – Багиной А.Р. в размере 1250000 руб., дочери ФИО100. в размере 1250000 руб., дочери ФИО101 в размере 1250000 руб.; попечителю Бадарчы Т.Э. зарезервирована сумма в размере 1250000 руб. до предоставления решения суда о признании её лицом, фактически воспитавшим и содержавшим погибшего Багина Е.Ш. в течение не менее 5 лет до достижения им совершеннолетия (л.д.96-97, т.1).
Войсковая часть № 57367 в своём письме от 25 декабря 2023 г. указала, что Б.., был застрахован в ОАО «СОГАЗ» на весь период прохождения военной службы и 12 месяцев после увольнения или гибели военнослужащего (л.д.93, т.1).
3 августа 2023 г. врио командира войсковой части 57367 выдана справка на Б., о том, что он проходил службу по контракту в Вооружённых Силах РФ по 4 июля 2023 г. В его личном деле записаны: Багина (Чадамба) А.Р. – жена; дочери – ФИО104., ФИО105л.д.39, т.2).
Из учётно-послужной карточки следует, что в составе семьи Б. указаны: опекун – Бадарчы Т.Э., сестра – ФИО107 (л.д.40-41, т.2).
Согласно ответу на запрос из администрации Тес-Хемского района Республики Тыва от 27 февраля 2024 г. попечитель несовершеннолетнего Б. - Бадарчы Т.Э. отчёты опекуна (попечителя) в соответствии с ФЗ №48 от 24 апреля 2008 г. «Об опеке и попечительстве» с 2007 г. до достижения Б. совершеннолетия не предоставляла (л.д.10, т.2).
Из ответа администрации Тес-Хемского района от 12 марта 2024 г. на судебный запрос следует, что в муниципальном архиве отсутствуют сведения о размере и периоде выплаты денежного содержания попечителю Бадарчы Т.Э. на содержание подопечного Б. (л.д.67, т.2), что также подтверждается ответом на запрос из МУ «Управление образования администрации муниципального района «Тес-Хемский район Республики Тыва» (л.д.69, т.2)
18 июля 2024 г. МБОУ Самагалтайская средняя общеобразовательная школа №1 муниципального района «Тес-Хемский район Республики Тыва» направило ответ на запрос суда, из которого следует, что личное дело Б. выпускника 2011 г., не сохранилось.
Из ответа Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Тыва от 18.07.2024 г. на запрос суда следует, что Бадарчы Т.Э. не являлась получателем пенсии по случаю потери кормильца, начисляемой в пользу несовершеннолетнего Б.
В рамках государственного контракта от 27 октября 2021 г., заключенного между Министерством обороны Российской Федерации и АО "СОГАЗ", эта страховая компания несёт ответственность по страховым случаям, произошедшим в период с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2023 г., и производит страховые выплаты вне зависимости от срока обращения застрахованных лиц (выгодоприобретателей) по страховым случаям, произошедшим в указанный период.
Из ответа АО «СОГАЗ» от 6 августа 2024 г. следует, что 9 ноября 2023 г. произведена выплата долей страховой суммы супруге военнослужащего Багиной А.Р. 1/4 доли за себя и по 1/4 доли за несовершеннолетних детей – ФИО113 и ФИО114 в размере 782932,39 руб. 15 января 2024 г. произведена выплата долей единовременного пособия супруге умершего Багиной А.Р. 1/4 доли за себя и по 1/4 доли за несовершеннолетних детей – ФИО115 и ФИО116 в размере 1227246,52 руб. Доли страховой выплаты и единовременного пособия зарезервированы за попечителем Бадарчы Т.Э. до поступления документов.
Пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 Гражданского кодекса РФ).
В пункте 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" предусмотрено, что страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счёт средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации".
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся в том числе военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.
В статье 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования, среди которых гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
В статье 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям, размер которых ежегодно увеличивается (индексируется) с учётом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абзац девятый пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).
Так, согласно абзацу второму пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, страховая сумма выплачивается в размере 2 000 000 руб. выгодоприобретателям в равных долях.
Сумма страховых выплат ежегодно увеличивается (индексируется) с учётом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и выплачивается в размере, установленном на день выплаты страховой суммы.
Постановлением Правительства РФ от 26.01.2023 г. N 99 "Об индексации в 2023 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы" постановлено исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов", осуществлена индексация с применением коэффициента 1,055 проиндексированных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 2458 "Об индексации в 2022 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы" страховых сумм, установленных пунктом 2 статьи 5 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации".
Исходя из индексации сумм, в 2023 г. страховая сумма, выплачиваемая при наступлении страхового случая в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы составляла бы 3131729,56 рублей.
Из части 8 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. №306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" на случай гибели (смерти) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, членам его семьи закрепляет выплачиваемое в равных долях единовременное пособие в размере 3 млн. руб.
Как указывалось ранее, постановлением Правительства РФ от 26 января 2023 г. №99 «Об индексации в 2023 году» сумма единовременного пособия проиндексирована с учётом коэффициента индексации – 1,055, и в 2023 г. сумма выплаты с учётом индексации составила 4908986,08 руб. на всех членов семьи умершего военнослужащего.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ было определено, что выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица следующие лица: супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним; родители (усыновители) застрахованного лица; дедушка и (или) бабушка застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее трех лет в связи с отсутствием у него родителей; отчим и (или) мачеха застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее пяти лет; несовершеннолетние дети застрахованного лица, дети застрахованного лица старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях; подопечные застрахованного лица.
Статьёй 1 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 315-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 315-ФЗ) пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ о выгодоприобретателях по обязательному государственному страхованию в случае гибели (смерти) застрахованного лица дополнен абзацем восьмым следующего содержания: "лицо, признанное фактически воспитывавшим и содержавшим застрахованное лицо в течение не менее пяти лет до достижения им совершеннолетия (фактический воспитатель). Признание лица фактическим воспитателем производится судом в порядке особого производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение (данный порядок не распространяется на лиц, указанных в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 315-ФЗ данный федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования - 14 июля 2022 г.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья (абзац второй пункта 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 г. N 22-П).
Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 2, 7, 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты "в", "м"), обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 17-П, от 20 октября 2010 г. N 18-П, от 17 мая 2011 г. N 8-П, от 19 мая 2014 г. N 15-П, от 17 июля 2014 г. N 22-П, от 19 июля 2016 г. N 16-П).
В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство также принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус производен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности (абзац четвертый пункта 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 г. N 22-П).
Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по призыву, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности, пенсионное обеспечение в виде пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой и выплачиваемой в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих), страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (пункт 3 статьи 2, статья 4 и пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации") и такие меры социальной поддержки, как единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 - 10 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", единовременная выплата, установленная Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98 "О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей"
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98 в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн. рублей в равных долях. Категории членов семей определяются в соответствии с частью 1.2 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и частью 11 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.
Таким образом, установленная федеральным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.
Такое правовое регулирование, гарантирующее членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 г. N 22-П, от 19 июля 2016 г. N 16-П).
Пунктом 4 части 11 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", вступившим в силу с 11 августа 2020 г., к членам семьи военнослужащего, имеющим право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности отнесены лица, признанные фактически воспитывавшими и содержавшими военнослужащего в течение не менее пяти лет до достижения им совершеннолетия (фактические воспитатели).
Согласно абзацу 3 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Признание Бадарчы Т.Э. лицом, фактически воспитавшим и содержавшим не менее 5 лет до достижения совершеннолетия военнослужащего Б. является основанием для отнесения её к членам семьи военнослужащего, что предоставляет ей право наряду с другими членами семьи военнослужащего на получение компенсаций и выплат, в связи со смертью военнослужащего, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 05.03.2022 N 98 "О дополнительных социальных гарантий военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей", Федеральным законом от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федеральным законом "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" N 52-ФЗ от 28.03.1998 г. Размер которых распределяются в равных долях между всеми членами семьи погибшего военнослужащего.
Доказывая, что фактически занималась воспитанием, содержанием несовершеннолетнего Б. с 02.09.2009 г. по 2015 г., истец представила ряд доказательств, в том числе и свидетелей.
Допрошенные в суде первой инстанции свидетели ФИО119 (**), ФИО120 (соседка истца по улице) пояснили о том, что после смерти М. с 2003 г. Б. стал проживать со своей тётей Бадарчы Т.Э. в её доме. Прожил у неё до 11 класса. После окончания школы он уехал учиться, однако часто навещал тётю. Б. называл Бадарчы Т.Э. мамой.
Аналогичные по своему содержанию показания дали в суде апелляционной инстанции иные свидетели.
Так, свидетель ФИО124 пояснила, что живёт с истцом по соседству, ранее работала учителем тувинского языка и литературы, была **. Хорошо осведомлена о жизни Б. в семье Бадарчы Т.Э., поскольку работала в школе, была вхожа в дом истца, так как их мужья дружили. Погибший Б. называл Бадарчы Т.Э. мамой, она воспитывала его с начальных классов, примерно с 2002-2003 г. после смерти матери ребёнка М. Он проживал у неё постоянно до совершеннолетия, после чего поступил в институт, а после ушёл в армию. Дедушка Б.. злоупотреблял спиртными напитками, ему было больше 60 лет.
Свидетель ФИО129. пояснила, что работает с истцом в одной школе, была ** у М. поэтому её детей знала очень хорошо. У Бадарчы Т.Э. кроме троих родных было двое приёмных детей покойной сестры М. – А. и Б. После смерти М. в 2003-2004 г. Б. стал проживать вместе с Бадарчы Т.Э. У погибшего был дедушка ФИО136 в преклонном возрасте, ему было примерно 70 лет, поэтому Б. проживал у истца, которая занималась его воспитанием. М. и Бадарчы Т.Э. приходятся родственниками.
Свидетель ФИО139 (сестра Б.) сообщила, что Бадарчы Т.Э является её родной тётей и опекуном. На момент смерти матери М. ей было 3 года, её к себе забрал дядя ФИО142, у которого прожила около двух лет, потом стала жить вместе с Бадарчы Т.Э. Её брат Б. после смерти матери изначально проживал у Бадарчы Т.Э. После смерти матери у них остался только дедушка, но он по состоянию здоровья и в силу возраста не мог их воспитывать, и поэтому она и брат Б. проживали у родственников. Дедушка был попечителем Б. но брат проживал вместе с Бадарчы Т.Э. Когда Б. поступил в университет, он уезжал из дома Бадарчы Т.Э., которая помогала ему деньгами до окончания института. Во время каникул Б. приезжал в село и жил дома у Бадарчы Т.Э. Матерью погибший называл тётю – Бадарчы Т.Э., а отцом её супруга. При жизни он материально помогал Бадарчы Т.Э. и ей. Отправлял деньги на счёт свидетеля, поскольку она просила его прислать им деньги. Деньги были нужны для материальных нужд, поскольку Бадарчы Т.Э. болеет и ей нужны деньги на лекарства и обследования. Б. начал работать по контракту с 2015 г., и с того времени по мере нуждаемости присылал им деньги.
Свидетель ФИО149 в суде апелляционной инстанции уточнила, что, живя с Бадарчы Т.Э. по соседству, видела, что у Бадарчы Т.Э. примерно с 2003 г. и до окончания школы проживал Б. чья мать М. умерла от пневмонии. Как соседка наблюдала, что М. вместе с Бадарчы Т.Э. встречал скот с пастбища, ходил за водой. У погибшего был дедушка преклонного возраста П. который был инвалидом-колясочником.
Из справки администрации Тес-Хемского района РТ от 08.02.2024 г. № следует, что Б. действительно фактически проживал с 2003 г. по 2011 г. по адресу: ** (т.1, л.д. 170).
По этому же адресу зарегистрирована и проживает Бадарчы Т.Э. (т.1, л.д. 168)
Представитель истца Доржу Э.М. настаивала в суде апелляционной инстанции на том, что фактически воспитанием и содержанием несовершеннолетнего Б. занималась Бадарчы Т.Э., в связи с чем являлась получателем пособия в пенсионном фонде, о чём свидетельствуют записи в учётных карточках.
Бадарчы Т.Э. указывала суду апелляционной инстанции о том, что пенсию и пособие с 2003 г. по 2007 г. получал П. (дед опекаемого Б..), иногда он заносил какие-то вещи к ним в дом для передачи внуку. Они не претендовали на получение пособия, так как с мужем достаточно зарабатывали.
Из справки о заработной плате М. выданной **, следует, что его заработная плата в 2003 г. составляла 40452, 38 руб., в 2004 г. – 59547, 51 руб., в 2005 г. – 61499,18 руб., в 2006 г. – 58819,07 руб., в 2007 г. – 104718,11 руб., в 2008 г. – 117201,77 руб., в 2009 г. – 12014,88 руб., в 2010 г. – 134859,67 руб., в 2011 г. – 102525,46 руб., в 2012 г. 90852,46 руб., в 2013 г. – 104821,16 руб., в 2014 г. – 110290,98 руб., в 2015 г. – 102491,85 руб., в 2016 г. – 52846,04 руб., в 2017 г. – 31441,53 руб. (т.1, л.д. 30)
Бадарчы М.Б. работал главным лесничим в ** с 1978 г. по 2017 г. (т.1, л.д. 29)
Из трудовой книжки Бадарчы Т.Э. следует, что она с 1983 г. работает **
Согласно архивной справке № от 02.11.2023 г. Бадарчы Т.Э., работая в ** 2 в 2003 г., получала заработную плату (т.1, л.д. 28)
Из постановления администрации Тес-Хемского района РТ № от 27.04.2007 г. следует, что П.. был освобождён от обязанностей опекуна в отношении Б. ему с 01.05.2007 г. прекращена выплата денежного содержания опекуна на содержание подопечных ФИО161., Б. С этой же даты постановлением администрации района № от 27 апреля 2007 г. Бадарчы Т.Э. постановлено начать выплаты денежного содержания на несовершеннолетнего Б. (т.1,. д. 179)
В постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Тес-Хемского района РТ № от 27.04.2007 г. было констатировано, что несовершеннолетний Б. проживает в семье Бадарчы Т.Э., в связи с чем комиссия постановила разрешить опеку Бадарчы Т.Э. над Б. (т.1,л.д. 172)
В заявлении в орган опеки и попечительства отдела образования администрации Тес-Хемского района об оформлении опеки 20.04.2007 г. Бадарчы Т.Э. в графе «с какого времени проживает с ребёнком» указала дату «2 марта 2007 г.» (т.1, л.д. 178) Из справки администрации с. Самагалтай от 14.03.2007 г. следует, что по ** с Бадарчы М.Б. и ФИО166 проживает Б.
Из расписки Б. без даты следует, что он проживает и учиться у тёти Бадарчы Т.Э. Начало периода проживания в расписке не указано. (т.1, л.д. 182)
Из личного дела опекаемого Б.. следует, что обследование на состояние здоровья в качестве кандидата в опекуны Бадарчы Т.Э. начала с 17.03.2007 г. (т.1, л.д. 195), первое обследование условий её жизни и жизни несовершеннолетнего осуществлено общественным инспектором 25.04.2007 г. (т.1, л.д. 193). Последующие обследования состоялись 05.06.2007г., 18.09.2007г.. 23.04.2008 г., 04.09.2008 г. (т.1, л.д. 203-206)
В личном деле Б. УПФР в Тес-Хемском районе зафиксировало, что его опекуном является П. на основании протокола № от 24.11.2003 г. с 01.10.2003 г. по 16.02.2011 г. назначено пособие в размере 1674,48 руб. на основании пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". (т.1, л.д. 221-224)
При изложенной совокупности доказательств судебная коллегия приходит к выводу о недостоверности пояснений представителя истца Доржу Э.М. о том, что с 02.09.2003 г. пособие на несовершеннолетнего Б. получала истец Бадарчы Т.Э., поскольку позиция представителя противоречит пояснениям истца и документам, исходя из которых официально Бадарчы Т.Э. опекуном стала 27.04.2007 г.
Судебная коллегия критически оценивает показания перечисленных ранее свидетелей о том, что несовершеннолетний Б. фактически постоянно с 02.09.2003 г. (день смерти матери) до своего совершеннолетия проживал в доме у своей тёти Бадарчы Т.Э., полагая их данными в силу наличия с истцом дружеских отношений, обусловленных длительным проживанием в одном населённом пункте и в связи с длительной работой в одном учебном заведении. Показания ФИО174 судебная коллегия также оценивает критически, поскольку они обусловлены длительным проживанием с Бадарчы Т.Э. в одном доме и наличием ранее по отношению к истцу статуса опекаемой.
Показания свидетелей носят общий, не конкретизированный характер, который не позволяет с достоверностью установить их правдивость, тогда как документально подтверждено, что 20.04.2007 г., обращаясь в орган опеки и попечительства, Бадарчы Т.Э. собственноручно указала о том, что несовершеннолетний Б. фактически стал совместно с нею проживать со 2 марта 2007 года. Оснований не доверять этим сведениям у судебной коллегии не имеется, поскольку этот документ представлен официально и соответствует обстоятельствам его заполнения; в последующем составленные документы датированы более поздней датой. В момент допроса свидетеля ФИО176. 6 августа 2024 г. судебной коллегией истцу Бадарчы Т.Э. давались замечания по поводу сделанных свидетелю подсказок. Документов, свидетельствующих о том, что с 02.09.2003 г. по 02.03.2007 г. Б. фактически проживал на постоянной основе в доме истца суду не предоставлено. Доказательств того, что П. ненадлежащим образом исполнял обязанности опекуна в дело также не предоставлено.
Предоставленные в судебную коллегию фотографии с изображением несовершеннолетнего Б.. не могут свидетельствовать о заявленном истцом факте воспитания и содержания с 02.09.2003 г., поскольку по ним невозможно идентифицировать дату, место их изготовления, а также сам факт проживания в доме истца на постоянной основе. На них запечатлены групповые снимки родственников истца, а даты их изготовления подписаны рукой при копировании, тогда как на фотографиях даты не были отображены. По иным запечатлённым на них элементам значимые для дела сведения установить не представилось возможным. Достоверность этих записей ничем не была подтверждена.
Иные фотографии, датированные истцом рукописными записями от 2015г., 12.04.2023г., осуществлены в совершеннолетнем возрасте Б. в период его службы в вооружённых силах РФ. Следовательно, они не относятся к спорному периоду, о котором заявлено в иске.
Возможность иметь в своём распоряжении как фотографии, так и иные документы (свидетельство об окончании начальной школы № 1, аттестат об основном общем образовании, аттестат о среднем (полном) общем образовании, диплом о высшем образовании, благодарность родителям ученика 11 класса в связи с окончанием школы) не исключается в связи с фактом проживания несовершеннолетнего Б. с 02.03.2007 г. по день совершеннолетия в доме у истца, что, безусловно, предполагает, что личные вещи ребёнка будут храниться по последнему месту жительства, то есть у истца.
Указание Б. в анкете и автобиографии о тёте Бадарчы Т.Э. как о близком родственнике, не может само по себе свидетельствовать о доказанности факта его проживания у истца с 02.03.2007 г.
Объективных доказательств, подтверждающих проживание Б. с 02.09.2003 г. по 02.03.2007 г., то есть в течение 3 лет 9 месяцев в доме истца на постоянной основе суду предоставлено не было.
Судебная коллегия допускает ситуацию, при которой несовершеннолетний Б.. в силу устоявшихся с Бадарчы Т.Э. отношений родства мог в спорный период с 02.09.2003 г. по 02.03.2007 г. временно пребывать в семье Бадарчы, которая заботилась о нём. Однако данное обстоятельство не является определяющим для рассматриваемого дела, поскольку с достоверностью обстоятельств постоянного проживания ребёнка у истца, а также отсутствия у опекуна П. возможности содержать и воспитывать ребёнка в этот период, объективными данными подтверждено не было.
Как отмечено ранее, Бадарчы Т.Э. на основании постановления администрации района от 27.04.2007 г. была назначена опекуном Б., который фактически проживал у истца с 02.03.2007 г. до своего совершеннолетия 16.02.2011 г., то есть в течение 3 лет 11 месяцев 14 дней.
Этот срок составляет менее 5 лет, который установил законодатель для признания гражданина фактическим воспитателем, следовательно, истец не подлежит включению в число лиц, предусмотренных пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ, п. 4 ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и не вправе была требовать начисления и выплат в связи с гибелью воспитанника при исполнении им обязанностей военной службы. По этим основаниям в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Также судебная коллегия исходит из того, что полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, проживания в жилом помещении без взимания платы или возмещение их полной стоимости, а также бесплатное оказание медицинской помощи (абзац 9 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
Согласно ст.1 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации; подопечный - гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство.
Согласно пункта 3 статьи 148 Семейного кодекса РФ, дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Указанное право подопечного ребёнка на обеспечение ему содержания корреспондируется с установленной пунктом 3 статьи 36 Гражданского кодекса РФ обязанностью опекуна или попечителя заботиться о содержании своего подопечного.
При этом федеральным законодательством регламентированы вопросы, касающиеся прав подопечных, а также опекунов (попечителей) на суммы пособий и иных выплат, представляющие собой установленную федеральным и региональным законодательством государственную поддержку подопечных и опекунов (попечителей), а также установлен порядок распоряжения этими средствами.
Согласно статье 31 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки.
Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению.
Указанные правила вытекают из части 1 статьи 17 Федерального закона "Об опеке и попечительстве", согласно которой подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат.
Согласно пункта 1 статьи 37 Гражданского кодекса РФ опекун или попечитель распоряжается доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Суммы алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с главой 45 данного Кодекса, и расходуются опекуном или попечителем без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекун или попечитель предоставляет отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, в порядке, установленном Федеральным законом "Об опеке и попечительстве".
Согласно пункту 3 статьи 96 Семейного кодекса РФ опекуны и попечители, а также лица, осуществляющие уход и воспитание за несовершеннолетним ребенком (детьми) в приемных семьях, не могут требовать взыскания алиментов от своих трудоспособных воспитанников, достигших совершеннолетия.
По смыслу приведённых норм и разъяснений в отличие от опекунов (попечителей, приемных родителей), получающих денежные средства в виде пособий на содержание своих подопечных, фактические воспитатели содержат воспитанников за счёт собственных средств. Также между фактическим воспитателем и воспитанником возникают отношения, схожие с отношениями между родителем и ребёнком в части содержания и воспитания последнего. Однако у фактического воспитателя отсутствуют соответствующие родительские обязанности в отношении ребёнка в силу закона или судебного решения.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов» в своих разъяснениях указал о том, что под фактическими воспитателями, обязанность по содержанию которых возлагается на их воспитанников (статья 96 СК РФ), следует понимать как родственников ребёнка, так и лиц, не состоящих с ним в родстве, которые осуществляли воспитание и содержание ребенка, не являясь при этом усыновителем, опекуном (попечителем), приёмным родителем или патронатным воспитателем ребёнка.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Тыва от 17 июля 2006 года N 1911 ВХ-1, размер выплаты денежных средств на содержание (питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря) детей, находящихся под опекой (попечительством), устанавливается на одного ребенка в следующих размерах: на детей в возрасте до 3 лет в первый год обеспечения – 3 200 руб., в последующие годы – 2 621 руб.; на детей дошкольного возраста в первый год обеспечения – 2 914 руб., в последующие годы – 2 649 руб.; на детей школьного возраста в первый год обеспечения – 3 679 руб., в последующие годы – 3 156 руб.
Согласно ст.3 вышеуказанного Закона, денежные средства выплачиваются опекуну (попечителю) со дня вынесения решения о назначении денежных средств за период с момента возникновения оснований на их получение, то есть со дня смерти, вступления в силу решения суда о лишении родительских прав обоих или единственного родителя; денежные средства на ребенка, находящегося под опекой (попечительством), назначаются и выплачиваются опекуну (попечителю) до достижения подопечным 18-летнего возраста, включая месяц его рождения, за исключением случаев, которые могут повлечь досрочное прекращение их выплаты. Прекращение выплаты денежных средств производится по постановлению (распоряжению) органа опеки и попечительства с месяца, следующего за месяцем, в котором возникли обстоятельства, влекущие за собой прекращение выплаты.
Также, в соответствии со ст. 1 Закона Республики Тыва от 18 июня 2007 г. № 195-ВХ «О порядке и размерах выплаты денежных средств на содержание детей в семьях опекунов (попечителей), в приемных семьях и вознаграждения, причитающегося приемным родителям», назначение и выплата денежных средств осуществляются уполномоченным Правительством Республики Тыва исполнительным органом государственной власти Республики Тыва в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (далее - орган опеки и попечительства) на содержание детей, находящихся: под опекой (попечительством) - на основании решения органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) и назначении выплаты денежных средств на содержание ребенка;
Согласно ст. 2 вышеуказанного Закона, размер выплаты денежных средств на содержание одного ребенка в семье опекунов (попечителей) или приемной семье устанавливается в сумме 4000 рублей и с учетом районных коэффициентов (в том числе в высокогорных и безводных районах): в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, на одного ребенка - 5600 рублей в месяц; в районах Крайнего Севера (кроме Монгун-Тайгинского) - 6000 рублей; в Монгун-Тайгинском районе - 6600 рублей.
В размер выплаты на одного ребенка включаются: - обеспечение питанием, одеждой, обувью, мягким инвентарем; - проезд на городском, пригородном, внутрирайонном транспорте (кроме такси); - приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг; - расходы на культурно-массовые мероприятия; - расходы на оплату коммунальных услуг; - проезд один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.
Из содержания распоряжения УПФР в Тес-Хемском районе № от 23.05.2007 г. следует, что опекуну Б. (ребёнку умершей одинокой матери) – Бадарчы Т.Э. с 01.06.2007 г. по 16.02.2011 г. в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" назначено пособие в размере 3115,62 руб. (т.1, л.д. 214)
Из справки УПФР в Тес-Хемском районе от 24.02.2011 г. следует, что в отделении почтовой связи на имя Б. выплачено за январь, февраль по 8071,03 руб. (т.1, л.д. 219)
Согласно проколу закрытия дела № 44 выплата социальной пенсии в отношении Бадарчы Т.Э. прекращена 16.02.2011 г., дело закрыто 21.02.2011 г. (т.1, л.д. 220)
Из копии бланка поручения на выплату пенсии (пособия) Управления труда и социального развития РФ формы П-2 следует, что с 02.09.2023 г., а также с 27.04.2007 г. Бадарчы Т.Э. выплачивалась ежемесячно сумма в размере 5600 рублей. (т.2, л.д. 14, 15)
Эта сумма согласуется с суммой, утверждённой ст. 2 закона Республики Тыва от 18 июня 2007 г. № 195-ВХ.
Под полным содержанием воспитанника в рамках рассматриваемого спора с учётом изложенных ранее позиций закона следует понимать действия воспитателя, направленные на обеспечение несовершеннолетнего всем необходимым за счёт собственных средств при отсутствии материальной поддержки от государственных, муниципальных органов, то есть доходы и имущество фактического воспитателя должны являться единственным источником средств существования будущего военнослужащего.
Из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что в случае гибели военнослужащего в период прохождения военной службы, при исполнении обязанностей военной службы, выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию и получателями мер социальной поддержки лиц, потерявших кормильца, в рамках возмещения вреда, причинённого им гибелью (смертью) военнослужащего, являются члены семьи, прямо указанные в федеральных законах.
Целевым назначением единовременного пособия и страховых выплат является восполнение материальных потерь, связанных с утратой возможности для членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание при наличии предусмотренных законом условий.
Опекуны, попечители, приёмные родители, в отличие от фактических воспитателей (родственников ребенка и лиц, не состоящих с ним в родстве, воспитывающих и содержащих ребенка на безвозмездной основе за счет собственных средств) не относятся к числу лиц, имеющих право получать от воспитанников содержание вне зависимости от времени их воспитания, поскольку они выполняют обязанности воспитателя в соответствии с решениями органов опеки за вознаграждение; воспитанники находятся на полном государственном обеспечении, ежемесячно за время пребывания в семье опекуна или попечителя из бюджета выделяются денежные средств на их питание, одежду, обувь и мягкий инвентарь, проживание, а также бесплатно оказывается медицинская помощь.
Соответственно в случае смерти воспитанника-военнослужащего у опекунов, попечителей и приемных родителей отсутствуют материальные потери в виде будущей возможности получать от него содержание. В связи с этим указанные лица не учитывались при внесении изменений в Федеральный закон от 7 ноября 2011г. № 306-ФЗ и Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ.
Исходя из этого, судебная коллегия считает, что в период с 02.03.2007 г. до 16.02.2011 г., истец не безвозмездно осуществляла воспитание и содержание Б., вследствие этого не вправе претендовать на единовременную выплату и выплату страховых сумм вследствие смерти бывшего воспитанника - военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы, поэтому в удовлетворении её требований о взыскании единовременных и страховых выплат следует отказать.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Пунктом 1 ст. 24 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что члены семей погибших (умерших) военнослужащих, граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, назначаемую и выплачиваемую в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховую пенсию по случаю потери кормильца, круг лиц, имеющих право на эту пенсию, и условия её назначения определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части первой статьи 29 Федерального закона от 12.02.1993 г. N 4468-1 право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении.
Согласно пункту "б" ч. 3 статьи 29 Федерального закона от 12.02.1993 г. нетрудоспособными членами семьи считаются: отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами;
В соответствии с п. "б" ч. 1 статьи 53 Федерального закона от 12.02.1993 г. N 4468-1 пенсии в соответствии с настоящим Законом назначаются семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и пенсионеров из числа этих лиц - со дня смерти кормильца, но не ранее дня, до которого ему выплачены денежное довольствие или пенсия, кроме следующих случаев назначения пенсии членам семьи с более поздних сроков.
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Пунктом 3 части 5 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией
Из выписки по счёту АО «Россельхозбанк» на имя владельца А. следует, что 04.04.2018 г. ей переведены денежные средств в размере 10500 руб., 25.01.2019 г. – 5000 руб., 21.02.2019 г. – 5000 руб., 10.10.2019 г. – 1500 руб., 22.02.2019 г. – 13000 руб.,, 07.03.2019 г. – 12000 руб., 08.05.2019 г. – 14000 руб.
Доказательств того, что данные переводы осуществлены Б. суду предоставлено не было, поскольку по выписке идентифицировать отправителя не представилось возможным.
Также истцом представлены справки по операциям ПАО Сбербанк об осуществлении Б. перевода денежных средств сестре А. ДД.ММ.ГГГГ на сумму 13000 руб., 28 января 2021 г. на сумму 6300 руб., 11 февраля 2021 г. на сумму 6000 руб., 12 февраля 2021 года на сумму 8500 руб.
20 марта 2023 года на имя ФИО194 направлен перевод в размере 30 000 руб. Отправитель в справке не указан.
Эти документы истцом предоставлены в подтверждение довода о том, что Б. при жизни постоянно заботился и содержал истца, которая нуждалась в дополнительных расходах в связи с болезнью.
Судебная коллегия отклоняет этот довод как несостоятельный, поскольку доказательств того, что эти денежные средства предназначались истцу и были фактически ею получены и потрачены как средства постоянного и основного источника существования, в суде установлено не было, а из содержания перечисленных документов это не следует.
При изложенной совокупности перечисленных обстоятельств и представленных в дело доказательств в удовлетворении исковых требованийБардачы Т.Э.о признании фактически воспитывавшим и содержавшим военнослужащего, признании права на получение единовременной и страховых выплат, взыскании этих выплат, пенсии по потере кормильца, в связью со смертью военнослужащего, следует отказать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тес-Хемского районного суда Республики Тыва от 13 марта 2024 года отменить, принять новое решение следующего содержания:
«Исковое заявление Бадарчы Т.Э. к Министерству обороны Российской Федерации, акционерному обществу «СОГАЗ», Федеральному казённому учреждению «125 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва, Федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Республики Тыва» о признании фактически воспитывавшей и содержавшей военнослужащего, взыскании единовременного пособия, единовременных выплат, страховых выплат, пенсии по потере кормильца, в связи со смертью военнослужащего оставить без удовлетворения».
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Тес-Хемский районный суд Республики Тыва в течение трёх месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 августа 2024 года.
Председательствующий
Судьи