ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 77-1018/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 18 мая 2021 года
Судебная коллегия по уголовным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бушта Л.В.
судей Замарацкой Е.К. и Цоя А.А.
при секретаре Пушкаревой А.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационному представлению первого заместителя прокурора Республики Коми Нестерова М.А. о пересмотре приговора Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 18 ноября 2020 года и апелляционного постановления Верховного суда Республики Коми от 25 декабря 2020 года в отношении Челпанов И.В..
Заслушав доклад судьи Замарацкой Е.К., изложившей обстоятельства уголовного дела, содержание вынесенных по делу судебных решений, доводы кассационного представления, выступление прокурора Ларионовой Н.М., поддержавшей кассационное представление, осужденного Челпанова И.В. и его защитника – адвоката Гурьева К.А., невозражавших против удовлетворения кассационного представления, судебная коллегия
установила:
приговором Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 18 ноября 2020 года
Челпанов И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> Коми АССР, гражданин РФ, ранее судимый:
- 24 марта 2020 года Усть-Вымским районным судом Республики Коми по ст.264.1 УК РФ к 300 часам обязательных работ с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами всех категорий сроком на 3 года, основное наказание отбыто 01.10.2020 года, неотбытое дополнительное наказание на 18.11.2020 года составляет 2 года 6 месяцев 2 дня,
осужден:
- по ст.264.1 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 8 (восемь) месяцев с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами сроком на 2 (два) 6 (шесть) месяцев.
В соответствии со ст.70 УК РФ по совокупности приговоров путем частичного присоединения неотбытого дополнительного наказания, назначенного приговором Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 24 марта 2020 года окончательно назначено Челпанову И.В. наказание в виде лишения свободы сроком на 8 (восемь) месяцев с отбыванием в колонии-поселении, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами сроком на 3 года.
Срок отбывания основного наказания в виде лишения свободы исчислен со дня прибытия Челпанова И.В. в колонию-поселение.
Апелляционным постановлением Верховного суда Республики Коми от 25 декабря 2020 года приговор Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 18 ноября 2020 года изменен.
Назначено Челпанову И.В. по ст.264.1 УК РФ наказание в виде восьми месяцев лишения свободы с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами сроком на 2 года 6 месяцев.
В соответствии со ст.70 УК РФ по совокупности приговоров путем частичного присоединения неотбытого дополнительного наказания, назначенного приговором Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 24 марта 2020 года окончательно назначено Челпанову И.В. наказание в виде восьми месяцев лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами сроком на 3 года.
В остальной части приговор оставлен без изменения.
Челпанов И.В. признан виновным и осужден за совершение управления автомобилем в состоянии опьянения, будучи лицом, имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст.264.1 УК РФ.
Преступление совершено 24 мая 2020 года в п. Жешарт Усть-Вымского района Республики Коми при обстоятельствах, изложенных в приговоре суда.
В кассационном представлении первый заместитель прокурора Республики Коми Нестеров М.А. полагает, что судебные решения подлежат отмене, уголовное дело – передаче на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда в виду существенного нарушения уголовного и уголовно-процессуального закона.
В обоснование представления указывает, что суд первой инстанции при назначении дополнительного наказания в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, не указал его конкретный размер, определив его как 2 (два) 6 (шесть) месяцев, что создало неопределенность и препятствовало исполнению приговора. Суд апелляционной инстанции не учел положения ч.1 ст.389.24 УПК РФ и при отсутствии апелляционного представления изменил приговор и назначил Челпанову И.В. наказание, чем фактически ухудшил его положение.
Указывает, что срок для пересмотра приговора в кассационном порядке по основаниям, ухудшающим положение осужденного, не истек.
Полагает, что допущенные судами нарушения требований уголовного и уголовно-процессуального закона являются существенными, повлияли на исход дела, повлекли ухудшение положения осужденного, в связи с чем подлежат отмене.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, выслушав участников процесса, судебная коллегия находит, что кассационное представление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.401.15 УПК РФ основанием отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
В силу требований ч.2 ст.297 УПК РФ, приговор признается законным, обоснованным и справедливым, если он постановлен в соответствии с требованиями УПК РФ и основан на правильном применении уголовного закона.
В соответствии с требованиями п. 4 ч.1 ст.308 УПК РФ в резолютивной части обвинительного приговора должны быть указаны вид и размер наказания, назначенного подсудимому за каждое преступление, в совершении которого он признан виновным.
Согласно ч.2 ст.47 УК РФ лишение права заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания устанавливается на срок от шести месяцев до трёх лет.
Вышеуказанные положения закона судом выполнены не в полной мере.
Как следует из резолютивной части приговора, при назначении Челпанову И.В. дополнительного наказания в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, суд не указал его конкретный размер, определив его как 2 (два) 6 (шесть) месяцев, что создало неопределенность и препятствовало исполнению приговора.
Суд апелляционной инстанции при отсутствии апелляционного представления изменил приговор и назначил Челпанову И.В. наказание по ст.264.1 УК РФ в виде восьми месяцев лишения свободы с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами сроком на 2 года 6 месяцев. В соответствии со ст.70 УК РФ по совокупности приговоров путем частичного присоединения неотбытого дополнительного наказания, назначенного приговором Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 24 марта 2020 года, суд апелляционной инстанции окончательно назначил Челпанову И.В. наказание в виде восьми месяцев лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами сроком на 3 года.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не учел положения ч.1 ст.389.24 УПК РФ и разъяснения, содержащиеся в п.16 Постановления Верховного Суда Российской Федерации №26 от 27 ноября 2012 года «О применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции», в соответствии с которыми обвинительный приговор суда первой инстанции может быть изменен в сторону ухудшения положения осужденного не иначе как по представлению прокурора либо по жалобе потерпевшего, частного обвинителя, их законных представителей.
Как усматривается из материалов уголовного дела, апелляционное представление на приговор Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 18 ноября 2020 года в отношении Челпанова И.В. государственным обвинителем или вышестоящим прокурором не приносились.
Таким образом, суд апелляционной инстанции в отсутствие апелляционного представления не вправе был самостоятельно назначать осужденному Челпанову И.В. наказание как по ст.264.1 УК РФ, так и по правилам ст.70 УК РФ, поскольку фактически этим решением ухудшил его положение.
Допущенные судами вышеприведенные нарушения уголовного и уголовно-процессуального закона являются существенными, повлияли на исход дела и повлекли ухудшение положения осужденного.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что кассационное представление является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное, приговор Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 18 ноября 2020 года и апелляционное постановление Верховного суда Республики Коми от 25 декабря 2020 года в отношении Челпанова И.В. подлежат отмене, а уголовное дело передаче на новое судебное рассмотрение в Усть-Вымский районный суд в ином составе суда.
Руководствуясь ст.401.14, ст.401.15 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
кассационное представление первого заместителя прокурора Республики Коми Нестерова М.А. - удовлетворить.
Приговор Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 18 ноября 2020 года и апелляционное постановление Верховного суда Республики Коми от 25 декабря 2020 года в отношении Челпанов И.В. - отменить, уголовное дело передать на новое судебное рассмотрение в Усть-Вымский районный суд Республики Коми в ином составе суда.
Председательствующий
Судьи