Дело № 2а-256/17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пос. Лотошино Московской области
18 августа 2017 года. Лотошинский районный суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Грицкевич Т.В.
при секретаре Нефедовой Н.В.
с участием прокурора Лотошинского района
Московской области Чернова Р.М.,
представителя административного истца Змеевой Н.Н.
представителей административного ответчика Смирнова А.С. и Румянцевой С.Е.
представителей заинтересованного лица Веселовой Е.А. и Куликовой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чилингаряна Б. В. к Избирательной комиссии муниципального образования « Городское поселение Лотошино» об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата Николаева В. Е. на должность Главы муниципального образования « Городское поселение Лотошино»,
У С Т А Н О В И Л:
Чилингарян Б.В. обратился в суд с административным иском к Избирательной комиссии муниципального образования « Городское поселение Лотошино» об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата Николаева В. Е. на должность Главы муниципального образования «Городское поселение Лотошино», указав в обоснование иска, что выборы главы городского поселения Лотошино по единому избирательному округу назначены решением Совета депутатов городского поселения Лотошино « О назначении выборов Главы и Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение Лотошино» от 13.06.2017 год № 294 / 39.
Он является зарегистрированным кандидатом на должность Главы городского поселения Лотошино по единому избирательному округу на основании решения избирательной комиссии муниципального образования « Городское поселение Лотошино» ( далее избирательная комиссия) « О регистрации Чилингаряна Б. В. кандидатом на должность Главы муниципального образования «Городского поселения Лотошино» на выборах Главы и депутатов Совета депутатов « Городского поселения Лотошино», назначенных на 10 сентября 2017 года» от 02.08. 2017 года №__.
Решением избирательной комиссии « О регистрации Николаева В. Е. кандидатом на должность Главы муниципального образования «Городского поселения Лотошино» на выборах Главы и депутатов Совета депутатов «Городского поселения Лотошино», назначенных на 10 сентября 2017 года от 02.08.2017 года №__ по единому избирательному округу зарегистрирован кандидат на должность главы городского поселения Лотошино Николаев В. Е..
Решение избирательной комиссии от 02.08. 2017 года №__ является незаконным, в связи с тем, что кандидат Николаев В.Е. допустил ряд нарушений избирательного законодательства.
В частности :
1.В соответствии с п.2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российский Федерации» ( далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) кандидат в заявлении о согласии баллотироваться указывает основное место работы или службы, занимаемая должность ( в случае отсутствия основного места работы или службы- род занятий). Вместе с заявлением о согласии баллотироваться согласно п.б п.2.2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ кандидат представляет заверенные копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности.
Николаев В.Е. вместе с заявлением предоставил ненадлежащее заверенную копию трудовой книжки, что противоречит п.7 Правил о ведении и хранении трудовых книжек ( Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 года № 225 « О трудовых книжках») и п.3.26 Постановления Госстандарта РФ от 03.03.2003 года № 65-ст « О принятии и введении в действие государственного стандарта Российский Федерации».
Отсутствие среди документов, представленных для выдвижения, документов, подтверждающих место работы и занимаемую должность является основанием для отказа в регистрации, в соответствии с подпунктом в пункта 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
2. В соответствии с п.2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ кандидат вправе указать в заявлении о согласии баллотироваться свою принадлежность к политической партии и свой статус в ней при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения.
Николаев В.Е. в заявлении о согласии баллотироваться указал, что он является «членом Единой России», Однако, как видно из подтверждения в приеме документов для выдвижения Николаев В.Е. не представил никаких документов, подтверждающих его членство и статус в этой политической партии.
Отсутствие среди документов, представленных для выдвижения, документов, подтверждающих его членство и статус в политической партии является основанием для отказа в регистрации, в соответствии с подп.в п.24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
3.В соответствии с п.2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ кандидат в заявлении о согласии баллотироваться обязан указать сведения об адресе места жительства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 67-ФЗ в адресе места жительства необходимо указать наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры.
В нарушение указанных норм Николаев В.Е. не указал наименование населенного пункта – .............
Данное обстоятельство в соответствии с подп.в.1 п.24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ является основанием для отказа в регистрации кандидату.
4.В соответствии с п.2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ кандидат в заявлении о согласии баллотироваться обязан указать сведения о профессиональном образовании с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В нарушение указанной нормы Николаев В.Е. не указал наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Данное обстоятельство в соответствии с подп.в.1 п.24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ является основанием для отказа в регистрации кандидату.
5.В соответствии с п.п.1 п.3.1 ст. 23 Закона Московской области от 04.06.2013 года № 46 / 2013-ОЗ « О муниципальных выборах в Московской области» кандидат обязан представить копию паспорта гражданина Российской Федерации. Центральной избирательной комиссией России в постановлении от 04.06.2014 года № 233 / 1478-6 установлено, что кандидат обязан представить следующие страницы паспорта: 2,3,5 ( и последующие содержащие отметки о регистрации /снятии с регистрации по месту жительства), 18 и 19.
Как видно из подтверждения получения документов, предоставленных для уведомления о выдвижении, от 26.07.2017 года Николаев В.Е. представил копии 2, 3,4 и 5 страниц паспорта на 2 листах. Представление только четырех страниц паспорта является недостаточным.
Данное обстоятельство свидетельствует о неисполнении Николаевым В.Е. требования п.п.а п.2.2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ.
Отсутствие среди документов, представленных для выдвижения, копии паспорта является основанием для отказа в регистрации, в соответствии с подп.в п.24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
6.В соответствии с п. 3 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ вместе с заявлением о согласии баллотироваться кандидат обязан был представить в избирательную комиссию сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности ( в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к указанному Федеральному закону.
В сведениях о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах ( вкладах) в банках, ценных бумагах, в нарушение требований кандидат не указал идентификационный номер налогоплательщика.
Данное обстоятельство в соответствии с подп.в.1 и в.2 п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ является основанием для отказа в регистрации кандидату.
7. Пункт 1 ст. 35.1 Федерального закона № 67-ФЗ и статья 28.1 Закона Московской области « О муниципальных выборах в Московской области» предусматривают, что необходимым условием регистрации кандидата является поддержка выдвижения кандидата избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в данных статьях, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В соответствии с ч.5 ст. 29 Закона Московской области подписные листы изготавливаются по форме, установленной Федеральным законом.
8. Кандидат Николаев В.Е. представил в избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей в свою поддержку, при этом, подписные листы заполнены с нарушением установленной законом формы.
8.1 В шапке подписного листа, после слова «выборы», согласно подстрочника, указывается наименование главы муниципального образования в соответствии с Уставом. Кандидат Николаев В.Е. указал « главы муниципального образования «Городское поселение Лотошино», вместе с тем в соответствии с Уставом городского поселения Лотошино наименование Главы муниципального образования является «глава городского поселения Лотошино».
Также в шапке подписного листа, после слова « работающего» указывается место работы, занимаемая должность. Кандидат Николаев В.Е. указал «............», вместе с тем, в соответствии с представленными кандидатом копиями листов трудовой книжки его местом работы и должностью является « ............».
Указав неверное наименование Николаев В.Е. ввел в заблуждение избирателей, поставивших подписи в поддержку его выдвижения.
Таким образом, кандидат Николаев В.Е. представил в избирательную комиссию подписные листы, в которых сведения о кандидате не соответствуют действительности. В соответствии с подп.з п.6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ все подписи Николаева В.Е. недействительные.
9. В соответствии с примечанием в форме подписного листа, установленной Приложением 6 к Федеральному закону № 67-ФЗ, если кандидат в заявлении о согласии баллотироваться указал свою принадлежность к политической партии и свой статус, сведения об этом указываются в подписном листе после сведений о месте жительства кандидата или после сведений о судимости кандидата.
Кандидат Николаев В.Е. в заявлении о согласии баллотироваться указал «член Единой России», в то же время в подписных листах сведения о принадлежности к данной политической партии не указал. Таким образом, кандидат ввел в заблуждение избирателей, ставивших свои подписи в поддержку Николаева В.Е.
В силу требований подп.и п.6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, в которых не указаны сведения о принадлежности кандидата к политической партии.
10. Частями 9, 10 Закона Московской области установлено, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществляющего сбор подписей избирателей.
При заверении подписного листа лицо, осуществляющее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее вынесения.
Вместе с тем, при внесении данных о лице, осуществляющем сбор подписей, Николаев В.Е. не проставил дату и подпись.
Тот факт, что сборщиком является кандидат не освобождает его от обязанности заверить подписной лист и как сборщика подписей и как кандидата. К тому же Николаев В.Е. указал свои фамилию, имя и отчество и как сборщик подписей и как кандидат.
В силу требований подп. з п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществляющего сбор подписей избирателей.
В связи с перечисленными нарушениями, допущенными кандидатом при сборе подписей, избирательная комиссия обязана была признать все подписи, представленные в поддержку кандидата Николаева В.Е. недействительными и принять решение об отказе ему в регистрации.
Вместе с тем, избирательная комиссия проигнорировала нарушение закона, допущенные Николаевым В.Е. и приняла незаконное решение о его регистрации.
Незаконная регистрация Николаева В.Е. кандидатом на выборах нарушает его права, как кандидата быть избранным на данных выборах и гарантии равенства избирательных прав и равенства статусов зарегистрированных кандидатов, что предусмотрено в статьях 5 и 39 Федерального закона № 67-ФЗ.
Указанные все выше нарушения являются безусловным основанием для признания судом незаконным решения о ее регистрации кандидатом.
На основании изложенного, руководствуясь п.6 ст.76 ФЗ от 12.06.2002 года № 67-ФЗ и ст.239 КАС РФ, он просит признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии муниципального образования « Городское поселение Лотошино» « О регистрации Николаева В. Е. кандидатом на должность Главы муниципального образования « Городского поселения Лотошино» на выборах Главы и депутатов Совета депутатов «Городского поселения Лотошино», назначенных на 10 сентября 2017 года» от 02.08.2017 года №__.
Административный истец Чилингарян Б.В. в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом, с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие или об отложении дела слушанием не обращался, его интересы представляет надлежащий представитель Змеева Н.Н., что позволяет суду в соответствии со ст.ст. 150, 243 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие административного истца с участием его представителя.
Представитель административного истца Чилингаряна Б.В. – Змеева Н.Н. в судебном заседании полностью поддерживает заявленные административные исковые требования истца и просит их удовлетворить.
Административный ответчик - Избирательная комиссия муниципального образования « Городское поселение Лотошино» в лице представителей Смирнова А.С. и Румянцевой С.Е. в судебном заседании оставляют рассмотрение административного иска на усмотрение суда, указав в обосновании, что в период с 26.07.2017 года по 31.07.2017 года избирательной комиссией были проверены все документы, представленные кандидатом на должность Главы городского поселения Лотошино Николаевым В.Е. для выдвижения и регистрации. Проверив соблюдение требования Федерального закона № 67-ФЗ и Закона Московской области « О муниципальных выборах в Московской области» при выдвижении кандидата на должность Главы муниципального образования « Городское поселение Лотошино» при сборе подписей, оформлении подписных листов, а также достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, избирательной комиссией было вынесено оспариваемое решение. В результате проведенной проверки рабочей группой по проверке подписей избирателей, оформления подписных листов все подписи признаны действительными и достоверными. Кроме того, избирательная комиссия полагает, что конституционные права кандидата быть избранным и избирателей голосовать за кандидатов являются основой для демократического общества, зарегистрировав кандидата Николаева В.Е. избирательная комиссия предоставила возможность избирателям реализовать их активное избирательное право.
Заинтересованное лицо - Николаев В.Е. в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом, с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие или об отложении дела слушанием не обращался, его интересы в судебном заседании представляют его надлежащие представители Веселова Е.А. и Куликова Ю.В., что позволяет суду в соответствии со ст.ст. 150, 243 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица с участием его представителей.
Представители заинтересованного лица Николаева В.Е. - Веселова Е.А. и Куликова Ю.В. в судебном заседании с заявленными административными исковыми требования Чилингаряна Б.В. не согласны, считают их необоснованными и просят в удовлетворении административного иска отказать.
Прокурор Лотошинского района Московской области Чернов Р.М. считает, что административные исковые требования Чилингаряна Б.В. являются обоснованными и подлежат удовлетворению, решение избирательной комиссии от 02.08.2017 года №__ « О регистрации Николаева В. Е. кандидатом на должность Главы муниципального образования « Городское поселение Лотошино», на выборах Главы и депутатов Совета депутатов « Городского поселения Лотошино»,назначенных на 10 сентября 2017 гола подлежит признанию незаконным и отмене.
В судебном заседанииустановлено, что решением Совета депутатов городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области от 13 июня 2017 года № 294/39 принято решение о назначении выборов Главы и депутатов Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение Лотошино» на 10 сентября 2017 года, указанное решение было опубликовано в местной газете «Сельская новь» от 16 июня 2017 года № 24 (л.д. 78).
На основании решения избирательной комиссии муниципального образования «Городское поселение Лотошино» создана рабочая группа по приему избирательных документов, представляемых кандидатами на должность Главы и депутатов Совета депутатов муниципального образования « Городское поселение Лотошино» в составе: Смирнов А.С. – председатель избирательной комиссии, Г. – заместитель председателя избирательной комиссии, Румянцева С.Е. – секретарь избирательной комиссии, Б.- член избирательной комиссии, Д.- член избирательной комиссии, К.- член избирательной комиссии.
Решением избирательной комиссии от 02.08.2017 года №__ « О регистрации Чилингаряна Б. В. кандидатом на должность Главы муниципального образования «Городского поселения Лотошино» на выборах Главы и депутатов Совета депутатов « Городского поселения Лотошино», назначенных на 10 сентября 2017 года» административный истец Чилингарян Б.В. является зарегистрированным кандидатом на должность Главы городского поселения Лотошино по единому избирательному округу.
Решением избирательной комиссии №__ от 02 августа 2017 года « О регистрации Николаева В. Е. кандидатом на должность Главы муниципального образования « Городского поселения Лотошино» на выборах Главы и депутатов Совета депутатов «Городского поселения Лотошино», назначенных на 10 сентября 2017 года по единому избирательному округу зарегистрирован кандидат на должность главы городского поселения Лотошино Николаев В. Е..
Административный истец Чилингарян Б.В. считает данное решение незаконным в связи с допущенными нарушениями законодательства избирательной комиссией муниципального образования « Городское поселение Лотошино» по регистрации Николаева В.Е. кандидатом на должность Главы городского поселения Лотошино и просит данное решение отменить.
Суд, выслушав участников судебного разбирательства, заключение прокурора, полагавшего административный иск Чилингаряна Б.В. удовлетворить, исследовав материалы дела, считает административные исковые требования Чилингаряна Б.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ( далее- Федеральный закон № 67-ФЗ) решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частями 2, 10 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы. С административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
На основании п.6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу п.2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Согласно п.1 ст. 39 Федерального закона № 67-ФЗ все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
На основании подп. »б» п.2. ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются, если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
В силу п.2 ч. 3.1 ст. 23 Закона Московской области от 04 июня 2013 года № 46 / 2013-ОЗ « О муниципальных выборах в Московской области» ( далее- Закон Московской области ) вместе с заявлением, предусмотренным частью 3 настоящей статьи, представляются заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;
Согласно нормы п.2 ст.33 ФЗ № 67-ФЗ кандидат в заявлении о согласии баллотироваться указывает основное место работы или службы, занимаемая должность ( в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий), сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации.
В судебном заседании установлено, что Николаев В.Е. в своем заявлении от 26 июля 2017 года о согласии баллотироваться на должность Главы указал основное место работы – ............, занимая должность – ............, при этом доказательством своего место работы и занимаемой должности кандидат Николаев В.Е. представил копию трудовой книжки, заверенная им как кандидатом. Далее в указанном заявлении Николаев В.Е. указал сведения о профессиональном образовании с указанием диплома, специальности в соответствии с данным дипломом, дату и номер выданного диплома, в доказательство сведений о своем профессиональном образовании Николаевым В.Е. представлена копия диплома, заверенная им как кандидатом.
Представление к заявлению о согласии баллотироваться копии трудовой книжки и копии диплома о профессиональном образовании, заверенные кандидатом, соответствует нормам подп. »б» п.2. ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ и п.2 ч. 3.1 ст. 23 Закона Московской области от 04 июня 2013 года № 46 / 2013-ОЗ.
При указанных обстоятельствах, суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что кандидатом Николаевым В.Е. представлены все необходимые сведения о месте его работы и занимаемой должности, а также сведения о профессиональном образовании, в связи с чем довод административного истца Чилингаряна Б.В. о нарушении избирательной комиссией установленных требований при предоставлении кандидатом Николаевым В.Е. ненадлежащим образом заверенной копии трудовой книжки и не представленных сведений о профессиональном образовании являются несостоятельными и не соответствующим нормам действующего законодательства.
Далее, согласно нормы п.2 ст.33 ФЗ № 67-ФЗ кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
В судебном заседании установлено, что Николаев В.Е. в своем заявлении от 26 июля 2017 года о согласии баллотироваться на должность Главы указал сведения о принадлежности к политической партии или общественному объединению –член Единой России, но при этом не представил документы, подтверждающие указанные сведения. При указанных обстоятельствах, учитывая, что указание о принадлежности к политической партии или общественному объединению, при непредставлении документа об этом, является правом кандидата, суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что не представление кандидатом Николаевым В.Е. сведений о его принадлежности к политической партии или общественному объединению не является нарушением норм действующего законодательства и не может являться основанием для отказа избирательной комиссией Николаеву В.Е. в его регистрации кандидатом на должность Главы муниципального образования « Городское поселение Лотошино», а доводы административного истца Чилингаряна Б.В. в этой части являются несостоятельными.
В соответствии с п.2 ст.33 Федерального закона № 67-ФЗ кандидат в заявлении о согласии баллотироваться обязан указать сведения об адресе места жительства.
Норма ст.2 Федерального закона № 67-ФЗ предусматривает, что в адресе места жительства необходимо указать наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры.
В судебном заседании установлено, что Николаев В.Е. в заявлении о согласии баллотироваться указал место своего жительства : ............, то есть не указал населенный пункт, где он проживает – ............ и сокращенно указал улицу –............. Кроме того, Николаев В.Е. вместе с заявлением о согласии баллотироваться предоставил копию своего паспорта, копии страниц его паспорта содержат сведения о регистрации его по месту жительства, то есть кандидатом Николаевым В.Е. при подачи заявления и документов к нему не скрывалось место его жительство, которое избирательная комиссия проверила по данным его паспорта.
При указанных обстоятельствах, суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что указание Николаевым В.Е. адреса места жительства ( без указания населенного пункта и неполного наименования улицы) тождественно сведениям, содержащимся в его паспорте, в связи с чем оснований сомневаться в добросовестности кандидата Николаева В.Е. и достоверности представленных им сведений об адресе его места жительства у суда не имеется, при указанных обстоятельствах не указание в заявлении кандидата Николаева В.Е. полных сведений о месте его жительства не может являться основанием для отказа избирательной комиссией Николаеву В.Е. в его регистрации кандидатом на должность Главы муниципального образования « Городское поселение Лотошино», а доводы административного истца Чилингаряна Б.В. в этой части также являются несостоятельными.
В силу п.2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ вместе с заявлением о согласии баллотироваться кандидат предоставляет копию паспорта ( отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения, однако законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 данной статьи ФЗ № 67-ФЗ, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы ( подпункт «а» пункта 2.2 ст. 33 ).
Аналогичные положения в отношении выдвижения кандидатов предусмотрены статьей 23 Закона Московской области от 04 июня 2013 года № 46 / 2013 –ОЗ « О муниципальных выборах в Московской области», кроме того, частью 3.1 данной статьи установлено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в соответствующую избирательную комиссию в соответствии с частью 10 данной статьи.
Страницы паспорта гражданина Российской Федерации, копии которых представляются в избирательную комиссию при выдвижении кандидатов, определены в Постановлении ЦИК России от 04 июня 2014 года № 233/ 1478-6, в котором указано, что кандидат обязан представить следующие страницы паспорта: 2, 3, 5 ( и последующие содержащие отметки о регистрации / снятии с регистрации по месту жительства), 18 и 19.
В судебном заседании установлено, что при принятии заявления от Николаева В.Е. о его согласии баллотироваться избирательной комиссией копии необходимых страниц его паспорта представлялись и заверялись непосредственно самим кандидатом Николаевым В.Е., что соответствует нормам действующего избирательного законодательства, при этом представленные кандидатом Николаевым В.Е. копии страниц его паспорта избирательная комиссия посчитала достаточными.
С учетом изложенного, суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что довод административного истца Чилингаряна Б.В. о нарушении избирательной комиссией установленных требований при предоставлении кандидатом Николаевым В.Е. копии не всех страниц паспорта последнего являются несостоятельными и не соответствующим нормам действующего законодательства.
Согласно п.3 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом, при этом согласно Приложения № 1 данные сведения должны быть представлены по состоянию на 01 июня 2017 года.
В судебном заседании установлено, что Николаевым В.Е. при подаче 26 июля 2017 года заявления о согласии баллотироваться кандидатом на должность Главы городского поселения Лотошино были представлены сведения об имуществе по состоянию на 01 июня 2017 года, при этом к данным сведениям кандидатом была представлена копия идентификационного номера налогоплательщика, заверенная кандидатом Николаевым В.Е., представление данных сведений не противоречит нормам действующего избирательного законодательства.
С учетом изложенного, суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что кандидатом Николаевым В.Е. сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, представлены в избирательную комиссию в соответствии с нормами действующего законодательства, в связи с чем довод административного истца Чилингаряна Б.В. о нарушении избирательной комиссией установленных требований при предоставлении кандидатом Николаевым В.Е. сведений об имуществе, которые являются основанием для отказа в его регистрации и соответственно основанием для признания незаконным и отмене решения о регистрации Николаева В.Е. кандидатом на должность Главы муниципального образования « Городское поселение Лотошино» являются несостоятельными.
На основании п.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи. При этом в соответствии с подп.»д» п.24 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В силу подпунктов «в.1» и «в.2» п.24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются: наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.
Из приведенных положений закона следует, что отказ в регистрации кандидата возможен лишь при полном отсутствии сведений из числа предусмотренных пунктами 2, 3, 3.1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ.
В судебном заседании установлено, что Николаевым В.Е., как кандидатом на должность Главы муниципального образования « Городское поселение Лотошино» представлены избирательной комиссии 12 подписных листов с 56 подписями избирателей в поддержку самовыдвижения, при этом в указанных подписных листах кандидат Николаев В.Е. являлся также лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей.
В подписных листах в полном объеме должны содержаться предусмотренные Федеральным законом № 67-ФЗ сведения о лице, производившем сбор подписей избирателей.
В силу подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме.
Согласно п.12 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
В судебном заседании нашло свое подтверждение, что во всех представленных Николаевым В.Е. в избирательную комиссию муниципального образования «Городское поселение Лотошино» 12 подписных листах с 56 подписями избирателей сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, которые осуществлял сам Николаев В.Е., указаны в подписных листах не в полном объеме, а именно во всех подписных листах отсутствует подпись лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, то есть самого Николаева В.Е. и дата ее внесения, во всех подписных листах имеется подпись Николаева В.Е. и дата ее внесения, но данная подпись и дата ее внесения имеется от кандидата Николаева В.Е., в свою очередь как лицо, осуществляющее сбор подписей избирателей Николаев В.Е. не подписался и не поставил дату ее внесения, что свидетельствует о неполном объеме подписных листов.
При указанных основаниях все представленные Николаевым В.Е. подписи избирателей во всех представленных им в поддержку самовыдвижения подписных листах являются недействительными, то есть кандидатом Николаевым В.Е. не представлено избирательной комиссии муниципального образования « Городское поселение Лотошино» необходимое количество достоверных и действительных подписей для регистрации его в качестве кандидата.
При этом, суд считает доводы административного истца Чилингаряна Б.В., что указанные выше подписные листы заполнены с нарушением установленной законом формы, а именно, что в шапке подписного листа Николаев В.Е. указал выборы Главы муниципального образования « Городское поселение Лотошино», в то время как наименование главы муниципального образования является « Глава городского поселения Лотошино», занимаемая должность Николаевым В.Е. указана как ............, в то время как в соответствии с записями в трудовой книжки его местом работы является ............, суд считает несущественными и несостоятельными, по которым подписи избирателей в подписных листах не могут признаны недействительными, так как Николаевым В.Е. в подписных листах фактически правильно отражено его место работы и занимаемая им должность.
На основании всего изложенного, суд, выслушав участников судебного разбирательства, заключение прокурора, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что решение Избирательной комиссии муниципального образования «Городское поселение Лотошино» №__ от 02 августа 2017 года « О регистрации Николаева В. Е. кандидатом на должность Главы муниципального образования « Городское поселение Лотошино» на выборах Главы и депутатов Совета депутатов « Городского поселения Лотошино» назначенных на 10 сентября 2017 года» является незаконным и подлежит отмене, поскольку на момент его вынесения отсутствовало необходимое количество достоверных и действительных подписей избирателей для регистрации Николаева В.Е. в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования « Городское поселение Лотошино».
Руководствуясь ст.ст.175 – 180, 244 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Чилингаряна Б. В. к Избирательной комиссии муниципального образования «Городское поселение Лотошино» об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата Николаева В. Е. на должность Главы муниципального образования « Городское поселение Лотошино» удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии муниципального образования « Городское поселение Лотошино» №__ от 02 августа 2017 года « О регистрации Николаева В. Е. кандидатом на должность Главы муниципального образования « Городское поселение Лотошино» на выборах Главы и депутатов Совета депутатов « Городского поселения Лотошино», назначенных на 10 сентября 2017 года».
На решение суда по административному делу может быть подана апелляционная жалоба и принесено представление в Московский областной суд через Лотошинский районный суд в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий :
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 22 августа 2017 года.
Председательствующий судья :