Решение по делу № 8а-9536/2020 от 23.03.2020

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                № 88а-10777/2020

                             КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 июня 2020 года                                                                        город Самара

Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Сказочкина В.Н.,

судей Белова В.И., Алексеева В.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гурьянова Дениса Владимировича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 17 сентября 2019 года по административному делу № 2а-2369/2019 по административному исковому заявлению Гурьянова Дениса Владимировича об оспаривании постановления Законодательного Собрания Ульяновской области и возложении обязанности восстановить в статусе депутата Законодательного Собрания Ульяновской области 6 созыва.

Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., объяснения Гурьянова Д.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

                            установила:

решением Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 мая 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 17 сентября 2019 года, в удовлетворении административного искового заявления Гурьянова Д.В. об оспаривании постановления Законодательного Собрания Ульяновской области и возложении обязанности восстановить его в статусе депутата Законодательного Собрания Ульяновской области 6 созыва отказано.

Не согласившись с состоявшимися судебными актами, административный истец в кассационной жалобе просит их отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела допущены.

Согласно частей 7.1, 7.3-2 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года     № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, указанных в части 7.3-1 настоящей статьи, определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

В силу положений пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Согласно статье 1 и абзаца 3 части 1 статьи 2 Закона Ульяновской области «О правовом регулировании отдельных вопросов, касающихся соблюдения депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области ограничений и запретов, связанных с осуществлением депутатской деятельности» от 29 февраля 2012 года № 22-ЗO депутат Законодательного Собрания Ульяновской области (далее также - депутат) обязан соблюдать ограничения и запреты, связанные с осуществлением депутатской деятельности, установленные Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», иными федеральными законами, Уставом и законами Ульяновской области, в том числе: ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представлять в комиссию Законодательного Собрания Ульяновской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее также - сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера). Непредставление или несвоевременное представление указанных в настоящем пункте сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий.

В случае непредставления депутатом сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей в связи с расторжением брака, проживанием несовершеннолетних детей с бывшей супругой (бывшим супругом) и иными подобными объективными обстоятельствами соответствующие факты на основе заявления депутата, подаваемого в комиссию не позднее окончания срока, указанного в статье 1 настоящего Закона, подлежат рассмотрению комиссией.

Судами установлено, что Гурьянов Д.В., являясь депутатом Законодательного Собрания Ульяновской области, 27 марта 2019 года представил в Комиссию Законодательного Собрания Ульяновской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области заявление о невозможности предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера бывшей супруги ФИО7 в связи с расторжением брака.

Данное заявление было рассмотрено Комиссией в соответствии с требованиями абзаца 3 части 1 статьи 2 Закона Ульяновской области от 29 февраля 2012 года № 22-30 «О правовом регулировании отдельных вопросов, касающихся соблюдения депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области ограничений и запретов, связанных с осуществлением депутатской деятельности».

Решением Комиссии от 4 апреля 2019 года причины непредставления Гурьяновым Д.В. сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, супруги признаны необъективными и являющимися способом уклонения от представления указанных сведений. Данное решение принято единогласно. В ходе рассмотрения заявления Гурьянова Д.В. Комиссией сделан вывод, что он фактически не предпринимал необходимых мер к получению требуемых сведений. При этом членами Комиссии принято во внимание, что ранее, являясь кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области, Гурьянов Д.В. представлял в Избирательную комиссию Ульяновской области сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги, а также то, что заявление о невозможности представления справки в отношении бывшей супруги было подано в Комиссию за несколько дней до истечения срока окончания подачи депутатами сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Комиссией были получены письменные объяснения бывшей супруги административного истца ФИО7, в которых она сообщила, что Гурьянов Д.В. не обращался к ней по вопросу получения сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Указанное решение Комиссии направлено в Мандатную комиссию Законодательного Собрания для принятия соответствующего решения.

Постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 22 апреля 2019 года № 289/12-6 досрочно прекращены полномочия депутата Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва Гурьянова Д.В. в связи с установленным Комиссией Законодательного Собрания Ульяновской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области и Мандатной комиссией Законодательного Собрания Ульяновской области факта не представления Гурьяновым Д.В. сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги.

Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суды исходили из того, что при рассмотрении заявления Гурьянова Д.В. Комиссией Законодательного Собрания Ульяновской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области, а также в ходе рассмотрения настоящего административного дела административным истцом не представлено доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих выполнению установленной законом обязанности по представлению сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении бывшей супруги. Наличие неприязненных отношений не освобождает от обязанности истребовать у неё соответствующие сведения. С учётом этого суды пришли к выводу о правомерности оспариваемых административным истцом решений Законодательного Собрания Ульяновской области.

Между тем данные выводы не соответствуют обстоятельствам административного дела.

Подавая в пределах установленного законом срока в названную Комиссию заявление о невозможности представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении бывшей супруги, Гурьянов Д.В. сообщил о расторжении брака и имеющиеся у него сведения об имуществе и роде занятий бывшей супруги.

В материалах дела имеется решение мирового судьи судебного участка № 7 Засвияжского судебного района города Ульяновска от 29 января 2019 года о расторжении брака, заключенного между Гурьяновым Д.В. и ФИО7 Последним днём на обжалование решения мировой судья указал 1 марта 2019 года.

В разъяснениях по применению Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и иных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции» (вместе с «Разъяснениями по применению Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и иных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции от 18 июля 2013 года № 18-2/10/2-4038 Минтруда России указало, что Законодательством Российской Федерации перечень уважительных и объективных причин непредставления сведений о доходах супруга (супруги) не установлен. В этой связи, при принятии решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов следует исходить из оценки всей совокупности имеющихся сведений, содержащихся в заявлении государственного служащего (работника), в том числе пояснений государственного служащего (работника) в отношении мер, предпринятых им в целях получения необходимых сведений, иных материалов, свидетельствующих о невозможности представить указанные сведения (например, супруги при юридически оформленном браке фактически не проживают друг с другом и (или) между ними существуют личные неприязненные отношения, супруг (супруга) признан безвестно отсутствующим, находится в розыске и т.д.).

В случаях, когда супруга (супруг) лица отказывается сообщить (сообщает недостоверные) сведения о стоимости приобретенного ею (им) имущества, следует принимать во внимание следующее.

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации не предусмотрена возможность служащего (работника), обнаружившего, что в представленной им в кадровую службу федерального государственного органа справке о расходах не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, представить уточненные сведения о расходах, а также не содержится право обратиться с заявлением о невозможности по объективным причинам представить сведения о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В этой связи, представленные сведения о расходах, вызывающие сомнения в их достоверности (в том числе на предмет соответствия доходов расходам), являются основанием для осуществления проверки (подпункт "а1" пункта 10 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года № 1065).

С учетом результатов анализа сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей служащего (работника), наличия заявления служащего (работника) о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, может приниматься решение о необходимости осуществления контроля за расходами.

При этом на заседании Комиссии Законодательного Собрания Ульяновской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области и в суде Гурьянов Д.В. сообщал о наличии неприязненных отношений с бывшей супругой, представлял на электронном носителе личную переписку. Пояснял, что не проживает совместно с супругой с сентября 2018 года.

В данном случае подача Гурьяновым Д.В. заявления о невозможности предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера бывшей супруги расценено в качестве совершения им нарушения антикоррупционного законодательства, послужившего основанием для принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа, исходя лишь из того, что им не представлено доказательств истребования у ФИО7 данных сведений. Доводам административного истца о невозможности представления названных сведений в отношении бывшей супруги в связи со сложившимися неприязненными отношениями оценка судебными инстанциями не дана.

Отсутствие факта истребования Гурьяновым Д.В. у ФИО7 сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера нельзя расценивать в отрыве от иных, имеющих значение для дела, обстоятельств, в том числе реальной возможности представить такие сведения в установленный законом срок после возникновения обстоятельств, препятствующих этому.

Таким образом, фактически вопрос наличии обстоятельств, объективно свидетельствующих о невозможности предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, остался невыясненным.

При этом рассмотрение дела по правилам, установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, осуществляется на основе всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств административного дела при активной роли суда.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 19 декабря 2003 года «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Приведённые выше нарушения процессуального закона повлекли вынесение неправильных судебных актов.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в том числе в определении от 17 февраля 2015 года     № 274-О, статьи 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, не установлены на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, не основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, обжалуемые судебные акты приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, следовательно, не могут быть признаны законными и подлежат отмене.

Принимая во внимание, что для исправления допущенных в применении норм материального и процессуального права ошибок требуется исследование и оценка доказательств, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть приведённое выше и принять решение в строгом соблюдении норм процессуального и материального закона.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

                                           определила:

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 17 сентября 2019 года отменить.

Направить административное дело на новое рассмотрение в Ленинский районный суд города Ульяновска в ином составе суда.

Председательствующий:

Судьи:

8а-9536/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ суда 1ой инстанции ОТМЕНЕНО с возвращением на новое рассмотрение
Истцы
Гурьянов Денис Владимирович
Ответчики
Законодательное Собрание Ульяновской области
Избирательная комиссия Ульяновской области
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Сказочкин Виталий Николаевич
Дело на сайте суда
6kas.sudrf.ru
23.04.2020Судебное заседание
18.06.2020Судебное заседание
18.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее