ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а-10777/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 июня 2020 года город Самара
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей Белова В.И., Алексеева В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гурьянова Дениса Владимировича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 17 сентября 2019 года по административному делу № 2а-2369/2019 по административному исковому заявлению Гурьянова Дениса Владимировича об оспаривании постановления Законодательного Собрания Ульяновской области и возложении обязанности восстановить в статусе депутата Законодательного Собрания Ульяновской области 6 созыва.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., объяснения Гурьянова Д.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 мая 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 17 сентября 2019 года, в удовлетворении административного искового заявления Гурьянова Д.В. об оспаривании постановления Законодательного Собрания Ульяновской области и возложении обязанности восстановить его в статусе депутата Законодательного Собрания Ульяновской области 6 созыва отказано.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, административный истец в кассационной жалобе просит их отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела допущены.
Согласно частей 7.1, 7.3-2 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, указанных в части 7.3-1 настоящей статьи, определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В силу положений пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Согласно статье 1 и абзаца 3 части 1 статьи 2 Закона Ульяновской области «О правовом регулировании отдельных вопросов, касающихся соблюдения депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области ограничений и запретов, связанных с осуществлением депутатской деятельности» от 29 февраля 2012 года № 22-ЗO депутат Законодательного Собрания Ульяновской области (далее также - депутат) обязан соблюдать ограничения и запреты, связанные с осуществлением депутатской деятельности, установленные Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», иными федеральными законами, Уставом и законами Ульяновской области, в том числе: ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представлять в комиссию Законодательного Собрания Ульяновской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее также - сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера). Непредставление или несвоевременное представление указанных в настоящем пункте сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий.
В случае непредставления депутатом сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей в связи с расторжением брака, проживанием несовершеннолетних детей с бывшей супругой (бывшим супругом) и иными подобными объективными обстоятельствами соответствующие факты на основе заявления депутата, подаваемого в комиссию не позднее окончания срока, указанного в статье 1 настоящего Закона, подлежат рассмотрению комиссией.
Судами установлено, что Гурьянов Д.В., являясь депутатом Законодательного Собрания Ульяновской области, 27 марта 2019 года представил в Комиссию Законодательного Собрания Ульяновской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области заявление о невозможности предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера бывшей супруги ФИО7 в связи с расторжением брака.
Данное заявление было рассмотрено Комиссией в соответствии с требованиями абзаца 3 части 1 статьи 2 Закона Ульяновской области от 29 февраля 2012 года № 22-30 «О правовом регулировании отдельных вопросов, касающихся соблюдения депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области ограничений и запретов, связанных с осуществлением депутатской деятельности».
Решением Комиссии от 4 апреля 2019 года причины непредставления Гурьяновым Д.В. сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, супруги признаны необъективными и являющимися способом уклонения от представления указанных сведений. Данное решение принято единогласно. В ходе рассмотрения заявления Гурьянова Д.В. Комиссией сделан вывод, что он фактически не предпринимал необходимых мер к получению требуемых сведений. При этом членами Комиссии принято во внимание, что ранее, являясь кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области, Гурьянов Д.В. представлял в Избирательную комиссию Ульяновской области сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги, а также то, что заявление о невозможности представления справки в отношении бывшей супруги было подано в Комиссию за несколько дней до истечения срока окончания подачи депутатами сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Комиссией были получены письменные объяснения бывшей супруги административного истца ФИО7, в которых она сообщила, что Гурьянов Д.В. не обращался к ней по вопросу получения сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Указанное решение Комиссии направлено в Мандатную комиссию Законодательного Собрания для принятия соответствующего решения.
Постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 22 апреля 2019 года № 289/12-6 досрочно прекращены полномочия депутата Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва Гурьянова Д.В. в связи с установленным Комиссией Законодательного Собрания Ульяновской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области и Мандатной комиссией Законодательного Собрания Ульяновской области факта не представления Гурьяновым Д.В. сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суды исходили из того, что при рассмотрении заявления Гурьянова Д.В. Комиссией Законодательного Собрания Ульяновской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области, а также в ходе рассмотрения настоящего административного дела административным истцом не представлено доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих выполнению установленной законом обязанности по представлению сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении бывшей супруги. Наличие неприязненных отношений не освобождает от обязанности истребовать у неё соответствующие сведения. С учётом этого суды пришли к выводу о правомерности оспариваемых административным истцом решений Законодательного Собрания Ульяновской области.
Между тем данные выводы не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Подавая в пределах установленного законом срока в названную Комиссию заявление о невозможности представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении бывшей супруги, Гурьянов Д.В. сообщил о расторжении брака и имеющиеся у него сведения об имуществе и роде занятий бывшей супруги.
В материалах дела имеется решение мирового судьи судебного участка № 7 Засвияжского судебного района города Ульяновска от 29 января 2019 года о расторжении брака, заключенного между Гурьяновым Д.В. и ФИО7 Последним днём на обжалование решения мировой судья указал 1 марта 2019 года.
В разъяснениях по применению Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и иных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции» (вместе с «Разъяснениями по применению Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и иных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции от 18 июля 2013 года № 18-2/10/2-4038 Минтруда России указало, что Законодательством Российской Федерации перечень уважительных и объективных причин непредставления сведений о доходах супруга (супруги) не установлен. В этой связи, при принятии решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов следует исходить из оценки всей совокупности имеющихся сведений, содержащихся в заявлении государственного служащего (работника), в том числе пояснений государственного служащего (работника) в отношении мер, предпринятых им в целях получения необходимых сведений, иных материалов, свидетельствующих о невозможности представить указанные сведения (например, супруги при юридически оформленном браке фактически не проживают друг с другом и (или) между ними существуют личные неприязненные отношения, супруг (супруга) признан безвестно отсутствующим, находится в розыске и т.д.).
В случаях, когда супруга (супруг) лица отказывается сообщить (сообщает недостоверные) сведения о стоимости приобретенного ею (им) имущества, следует принимать во внимание следующее.
В настоящее время в законодательстве Российской Федерации не предусмотрена возможность служащего (работника), обнаружившего, что в представленной им в кадровую службу федерального государственного органа справке о расходах не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, представить уточненные сведения о расходах, а также не содержится право обратиться с заявлением о невозможности по объективным причинам представить сведения о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В этой связи, представленные сведения о расходах, вызывающие сомнения в их достоверности (в том числе на предмет соответствия доходов расходам), являются основанием для осуществления проверки (подпункт "а1" пункта 10 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года № 1065).
С учетом результатов анализа сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей служащего (работника), наличия заявления служащего (работника) о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, может приниматься решение о необходимости осуществления контроля за расходами.
При этом на заседании Комиссии Законодательного Собрания Ульяновской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области и в суде Гурьянов Д.В. сообщал о наличии неприязненных отношений с бывшей супругой, представлял на электронном носителе личную переписку. Пояснял, что не проживает совместно с супругой с сентября 2018 года.
В данном случае подача Гурьяновым Д.В. заявления о невозможности предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера бывшей супруги расценено в качестве совершения им нарушения антикоррупционного законодательства, послужившего основанием для принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа, исходя лишь из того, что им не представлено доказательств истребования у ФИО7 данных сведений. Доводам административного истца о невозможности представления названных сведений в отношении бывшей супруги в связи со сложившимися неприязненными отношениями оценка судебными инстанциями не дана.
Отсутствие факта истребования Гурьяновым Д.В. у ФИО7 сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера нельзя расценивать в отрыве от иных, имеющих значение для дела, обстоятельств, в том числе реальной возможности представить такие сведения в установленный законом срок после возникновения обстоятельств, препятствующих этому.
Таким образом, фактически вопрос наличии обстоятельств, объективно свидетельствующих о невозможности предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, остался невыясненным.
При этом рассмотрение дела по правилам, установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, осуществляется на основе всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств административного дела при активной роли суда.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 19 декабря 2003 года «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Приведённые выше нарушения процессуального закона повлекли вынесение неправильных судебных актов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в том числе в определении от 17 февраля 2015 года № 274-О, статьи 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, не установлены на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, не основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, обжалуемые судебные акты приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, следовательно, не могут быть признаны законными и подлежат отмене.
Принимая во внимание, что для исправления допущенных в применении норм материального и процессуального права ошибок требуется исследование и оценка доказательств, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть приведённое выше и принять решение в строгом соблюдении норм процессуального и материального закона.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 17 сентября 2019 года отменить.
Направить административное дело на новое рассмотрение в Ленинский районный суд города Ульяновска в ином составе суда.
Председательствующий:
Судьи: