Решение по делу № 33а-11128/2018 от 25.07.2018

Судья: Головина Е.В. дело № 33а-11128/2018 021а

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 августа 2018 года судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Войты И.В.,

судей Жуля А.В., Корниенко А.Н.,

при секретаре Щукиной А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Пировского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Солоухинского сельсовета Пировского района Красноярского края о признании незаконным бездействия,

по апелляционной жалобе главы Солоухинского сельсовета Пировского района Красноярского края Гинатуллова Р.М.

на решение Пировского районного суда Красноярского края от 08 мая 2018 года, которым требования прокурора района удовлетворены, постановлено: «Признать незаконным бездействие администрации Солоухинского сельсовета Пировского района Красноярского края, выраженное в неисполнении обязанности по созданию специализированной службы в сфере похоронного дела и погребения на территории муниципального образования Солоухинский сельсовет Пировского района Красноярский край.

Обязать администрацию Солоухинского сельсовета Пировского района Красноярского края в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда создать специализированную службу в сфере похоронного дела и погребения на территории муниципального образования Солоухинский сельсовет Пировского района Красноярского края».

Заслушав доклад судьи Войты И.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Пировского района Красноярского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации Солоухинского сельсовета Пировского района Красноярского края, в котором просил признать незаконным бездействие, выразившееся в неисполнении обязанности по созданию специализированной службы в сфере похоронного дела и погребения на территории муниципального образования Солоухинский сельсовет и возложить на администрацию административного ответчика обязанность в течение шести месяцев с момента вступления в силу решения суда создать такую службу на территории указанного муниципального образования.

Требования мотивировал тем, что по результатам проведения прокурорской проверки выявлено отсутствие на территории муниципального образования специализированной службы в сфере похоронного дела и погребения, чем нарушаются права граждан на выбор между погребением, включающим в себя гарантированный перечень бесплатных услуг, и погребением за счет собственных средств, с последующим получением социального пособия.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе глава Солоухинского сельсовета Пировского района Красноярского края Гинатуллов Р.М. ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора района Колегов И.П. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.

Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, проверив материалы дела и решение суда, выслушав пояснения представителя прокуратуры Красноярского края Гайдук О.В., полагавшую решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены постановленного по делу решения.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует нормативным правовым актам (пункт 1) В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требований о признании решения, действия (бездействия) незаконными (пункт 2).

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ), организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения сельского поселения.

Аналогичное положение содержится в пункте 26 части 1 статьи 6 Устава Кетского сельсовета Пировского района Красноярского края.

Статья 17 Федерального закона N 131-ФЗ содержит перечень полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения, не являющийся исчерпывающим, поскольку по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 названного закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований также могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения (подпункт 9 пункта 1, пункт 1.1).

Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).

Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с поименованным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела (далее - специализированная служба), порядок деятельности которых определяется названными органами (пункты 1 и 2 статьи 25, статья 29 Закона N 8-ФЗ).

Именно специализированная служба на безвозмездной основе оказывает супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированный законом следующий перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) (пункты 1 и 2 статьи 9 Закона N 8-ФЗ).

В Указе Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 г. N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" установлено, что специализированные службы оказывают на безвозмездной основе перечисленные выше услуги по погребению по первому требованию указанных в пункте 1 статьи 9 Закона N 8-ФЗ лиц, а также обращено внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям (пункт 1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.

При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, также осуществляется специализированной службой, предоставляющей услуги, включающие оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение (статья 12 этого закона).

Специализированная служба принимает решение о погребении на общественном кладбище (пункт 1 статьи 18 Закона N 8-ФЗ).

Закон N 8-ФЗ не содержит понятие специализированной службы. Согласно пункту 2.1.3 ГОСТа 32609-2014 это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших, которые кроме ритуальных и мемориальных услуг оказывают дополнительные обрядовые, юридические и другие виды услуг.

Из положений статей 9 и 10 упомянутого закона в их системном единстве следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не исключает возможности выполнения данной деятельности другими хозяйствующими субъектами, определяя, лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Статьей 9 Закона N 8-ФЗ определено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе в зависимости от категории, к которой относится умерший, за счет Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 3).

В силу положений статьи 10 названного закона в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 этого закона.

Исходя из оценки полномочий по содержанию на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг, отнесенных Федеральным законом N 131-ФЗ к ведению муниципальных районов вопросов в сфере похоронного дела, во взаимосвязи с Законом N 8-ФЗ, органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным законом (пункт 1 статьи 7 Закона N 8-ФЗ), и оказание на безвозмездной основе определенного законом перечня услуг по погребению (статья 9 приведенного закона).

Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном районе специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Закона N 8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 11 ноября 2003 года N 16-П указал, что конституционные положения о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, получили конкретизацию в Бюджетном кодексе Российской Федерации, предусматривающем выделение бюджетов местного самоуправления (местных бюджетов) в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 28 и 29) и устанавливающем принцип самостоятельности бюджетов, из которого вытекает в том числе право органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств (статья 31).

Следовательно, орган местного самоуправления вправе самостоятельно определить конкретную организационно-правовую форму создания специализированной службы, уполномоченную выполнять функции, предусмотренные для таковой Законом N 8-ФЗ.

Как следует из материалов дела, на территории Солоухинского сельсовета Пировского района находятся пять земельных участков, расположенных под общественным кладбищем.

По результатам проведенной прокуратурой района проверки о соблюдении органами местного самоуправления требований законодательства о похоронном деле и погребении установлено, что на территории муниципального образования Солоухинский сельсовет Пировского района Красноярского края не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела.

Принимая решение об удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что непринятие административным ответчиком мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела и реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению противоречит вышеприведенным нормам Закона N 8 и нарушает право граждан на выбор между погребением, включающим в себя гарантированный перечень бесплатных услуг, и погребением за счет собственных средств, с последующим получением социального пособия.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции.

Выводы суда мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, основаны на верно примененных нормах материального и процессуального права.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в материалах дела доказательств нарушения оспариваемым бездействием административного ответчика прав граждан на получение гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе, в силу вышеприведенных законодательных положений, не освобождают администрацию сельсовета от обязанности по созданию на территории муниципального образования специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были проверены или не учтены судом первой инстанции при разрешении настоящего дела и повлияли на результат его рассмотрения, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены постановленного судом определения, не установлено.

В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Пировского районного суда Красноярского края от 08 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы Солоухинского сельсовета Пировского района Красноярского края Гинатуллова Р.М. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-11128/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
прокурор Пировского района
Ответчики
Администрация Солоухинского сельсовета
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Войта Игорь Васильевич
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
31.07.2020Судебное заседание
31.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.07.2020Передано в экспедицию
05.08.2020Судебное заседание
05.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.08.2020Передано в экспедицию
01.08.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее