Дело №2-1946/2019
УИД 22RS0066-01-2019-001537-24
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 мая 2019 года город Барнаул
Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе
председательствующего судьи Вешагуровой Е.Б.
при секретаре Сазыкиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района города Барнаула в интересах Дедовой <данные изъяты> к краевому государственному казенному учреждению «Региональное жилищное управление» о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Октябрьского района города Барнаула в интересах Дедовой В.В. обратился в суд с исковым заявлением к краевому государственному казенному учреждению «Региональное жилищное управление» (далее КГКУ «Региональное жилищное управление»), о возложении обязанности предоставить Дедову В.В. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Алтайского края по договору найма специализированного жилого помещения в границах муниципального образования города Барнаула Алтайского края, общей площадью не менее 33 кв.м., а если оно представляет собой однокомнатную квартиру, то общей площадью не менее 28 кв.м.
В обоснование заявленных требований указано, что Дедова В.В. включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, 28.10.2013 года на основании приказа управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, прав на недвижимое имущество не имеет, жилым помещением не обеспечен, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» является основанием для обеспечения истца жилым помещением в судебном порядке.
В судебном заседании помощник прокурора Боровкова Е.П., истец Дедова В.В. исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям изложенным в нем. Не возражали против предоставления отсрочки исполнения решения суда сроком на 1 месяц.
Ответчик КГКУ «Региональное жилищное управление» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором против удовлетворения иска возражает, в котором против удовлетворения иска возражает, просит предоставить отсрочку исполнения решения суда сроком на 6 месяцев.
Суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав и оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Как следует из статьи 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе категориям граждан, нуждающихся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (введенной Федеральным законом от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.
В соответствии с пунктом 7 статьи 8 Федерального закона, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона).
В соответствии с ч.1 ст. 17-1 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС (ред. от 06.07.2016) "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети (лица), оставшиеся без попечения родителей), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, краевым государственным казенным учреждением "Региональное жилищное управление" (далее - уполномоченное краевое учреждение) в порядке, установленном Администрацией Алтайского края, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края по договорам найма специализированных жилых помещений.
До внесения изменений в настоящий закон уполномоченным органом являлось Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края.
Детям (лицам), оставшимся без попечения родителей и включенным в список, предусмотренный статьей 17-2 настоящего Закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края предоставляются по месту их жительства в границе соответствующего муниципального образования (ч.5 ст. 17-1 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС).
Согласно п. 3.1 Постановления Администрации Алтайского края от 28.07.2014 N 351 (ред. от 19.09.2016) "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" обеспечение жилыми помещениями детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем: строительства жилых помещений для детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, на территории Алтайского края; приобретения жилых помещений для детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, на территории Алтайского края.
Согласно ст. 8 Закона Алтайского края №136-3C, норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма устанавливается в размере: 33 квадратных метра общей площади для одиноко проживающего гражданина.
Частью 1.1. статьи 8 Закона Алтайского края № 136-3C установлено, что для одиноко проживающего гражданина может быть предоставлено жилое помещение общей площадью менее 33 квадратных метров, если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 квадратных метров.
Как следует из материалов дела истец ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Судом установлено, что Дедова В.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать ФИО5 лишена родительских прав на основании решения Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО1 внесен в свидетельство о рождении со слов матери, согласно сведениям администрации Октябрьского района города Барнаула.
Согласно информации ответчика, Дедова В.В. включена в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по дате поступления заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в органе местного самоуправления – ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки», Управления Росреестра по Алтайскому краю Дедова В.В. в приватизации не участвовала, строений и помещений в собственности не имеет.
При рассмотрении дела установлено, что Дедова В.В. зарегистрирована и фактически проживает по адресу: <адрес>, в жилом помещении, которое на праве собственности ей не принадлежит, следовательно, Дедова В.В. имеет право на обеспечение жилым помещением в границах муниципального образования города Барнаула Алтайского края.
Других сведений о закреплении за истцом жилого помещения, ответчиком в суд не представлено.
В соответствии с абз.2 ст.8 ФЗ-159 жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 настоящей статьи, по их заявлению в письменной форме до достижения ими возраста 18 лет (норма введена ФЗ от 29.07.2018 №27-ФЗ с 01.01.2019). Таким образом, предоставление жилых помещений осуществляется только лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет, которые включены в Список и обратились в уполномоченное учреждение с заявлением в письменной форме о предоставлении им жилых помещений.
Дедова В.В. обратилась в КГКУ «Региональное жилищное управление» с таким заявлением ДД.ММ.ГГГГ.
Также суд приходит к выводу о том, что Дедова В.В. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по достижении совершеннолетия, жильем не обеспечена и в собственности жилья не имеет, своевременно в установленном порядке обратилась в органы местного самоуправления за реализацией своего права на обеспечение жилым помещением, была включена в список на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на данный момент не исключена из списка, приобрела право на обеспечение жильем, которое до настоящего времени не реализовано.
При таких обстоятельствах суд находит, что доводы стороны истца о нарушении прав Дедовой В.В. по обеспечению жильем, полностью установлены в ходе судебного разбирательства.
При этом доводы ответчика о том, что реализация права истца может нарушить права других лиц, относящихся к той же категории, и обладающих аналогичными правами, не может быть основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку не освобождает ответчика от обязанности обеспечить жильем всех льготников, включая истца, не отодвигая исполнение этой обязанности на неопределенный срок лишь на том основании, что список многочислен.
Учитывая, что ни вышеуказанными положениями закона, ни нормами Жилищного кодекса Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, то указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Гарантируемая детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе предоставление жилых помещений по договорам социального найма должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста не поставлена законом в зависимость от предоставления либо не предоставления жилых помещений другим детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
С учетом изложенного, уполномоченное краевое учреждение было обязано предоставить Дедовой В.В. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения незамедлительно по достижении им 18-ти летнего возраста, либо по ее заявлению – непосредственно после окончания ею обучения в учреждениях образования. Данная обязанность ответчиком до настоящего времени не выполнена.
В связи с этим единственным способом защитить нарушенное право Дедовой В.В. на получение жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда является понуждение ответчика к совершению конкретных действий.
На основании изложенного, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Частью 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право суда установить конкретный срок совершения действий, к совершению которых присужден ответчик, если эти действия не могут быть совершены иными лицами.
Рассматривая требование об отсрочке исполнения решения, суд исходит из необходимости реального исполнения судебного постановления, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов истца. Решением суда не определено конкретное жилое помещение, подлежащее передаче, решение должно быть исполнено путем предоставления истцу по договору социального найма свободного жилого помещения определенной площади и степени благоустройства из имеющегося в наличии жилищного фонда в границах города Барнаула Алтайского края. Предоставление жилого помещения из муниципального жилищного фонда предполагает соблюдение установленной нормами федерального и регионального законодательства, нормативными актами органов местного самоуправления процедуры. Процедура приобретения жилого помещения - размещение заказов, производство конкурсного отбора, заключение контрактов по результатам конкурса, оформление сделки, регистрация прав - является длительной, что само по себе указывает на возможность установления месячного срока исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 33 ░░. ░, ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 28 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░