Решение по делу № 2а-2130/2019 от 21.03.2019

№ 2а-2130/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 апреля 2019 г.              г. Таганрог Ростовской области

Таганрогский городской суд Ростовской области

в составе председательствующего судьи Фатыховой Е.М.,

при секретаре судебного заседания Нейжмак Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мещерякова Евгения Юрьевича, Чекис Марины Андреевны, Семенистой Анны Валерьевны, Бенедюка Яна Павловна, Шатрова Артема Юрьевича, Морозова Александра Владимировича, Недзельского Яна Геннадиевича к Администрации г. Таганрога о признании незаконным пункта 2 протокола от <дата> Администрации города Таганрога по результатам общественных обсуждений (в форме слушаний) проектной документации (включая материалы оценки воздействия на окружающую среду) по объекту государственной экологической экспертизы: «Строительство универсального портового перегрузочного комплекса в морском порту город Таганрога в районе Северного мола»,

заинтересованное лицо – ООО «Морской зерновой терминал»,

у с т а н о в и л:

Истцы обратились в суд с административным иском к Администрации г. Таганрога о признании незаконным пункта 2 протокола от 21.12.2018г. Администрации города Таганрога по результатам общественных обсуждений ( в форме слушаний) проектной документации (включая материалы оценки воздействия на окружающую среду) по объекту государственной экологической экспертизы: «Строительство универсального портового перегрузочного комплекса в морском порту город Таганрога в районе Северного мола».

В обоснование требований указано, что <дата> в 12:00 часов в Центральной городской публичной библиотеке имени Л. Чехова, расположенной по адресу: г. Таганрог, ул. Греческая, 105, были проведены общественные обсуждения (в форме слушаний) материалов оценки воздействия на окружающую среду по объекту: «Строительство универсального портового перегрузочного комплекса в морском порту Таганрог в районе Северного мола», заказчиком которого выступил ООО «Морской зерновой терминал».

Общественные обсуждения регулируются Постановлением Администрации г. Таганрога от <дата> «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе». Полагают, указанные общественные обсуждения (в форме слушаний) были проведены с нарушением законодательства, как в период их подготовки, так и в период непосредственного обсуждения, а также в части оформления их результатов.

Нарушения законодательства при проведении общественных слушаний, препятствующих осуществлению конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Общественным обсуждениям предшествовало размещение материалов ОВОС на официальном сайте Администрации г.Таганрога по адресу в информационно-телекоммуникационной сети Интернет <данные изъяты> а также на бумажном носителе в Администрации <адрес>

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу ст. 14 Федерального закона от 23.11.1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» государственная экологическая экспертиза объектов проводится при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе, материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления. Статья 3 Федерального закона от 23.11.1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» устанавливает принципы экологической экспертизы.

Среди принципов, на которых основывается экологическая экспертиза, предусмотрен принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного чнения. Одними из полномочий, закрепленных статьей 9 указанного Федерального закона за органами местного самоуправления, являются полномочия по организации общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе. В силу ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования – о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Согласно части 1 статьи 14 ФЗ «Об экологической экспертизе» государственная экологическая экспертиза, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе, в т.ч. материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями объединениями), организованных органами местного самоуправления. В силу ст. 30 данного закона, нарушением законодательства Российской Федерации в области экологической экспертизы руководителями федерального органа исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и руководителями экспертных комиссий государственной экологической экспертизы является, в том числе, нарушение установленных настоящим Федеральным законом правил и порядка проведения государственной экологической экспертизы.

Приказом государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 16 мая 2000 г. N3720 утверждено Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, разработанное во исполнение Федерального закона от 23.11.95 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Согласно п. 2.5 Положения обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом экологической экспертизы как неотъемлемой части процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду (принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы). Обеспечение участия общественности, в том числе информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее привлечение к процессу проведения оценки в воздействия на окружающую среду, осуществляется заказчиком на всех этапах этого процесса, начиная с подготовки технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду. Обсуждение общественностью объекта экспертизы, включая материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, организуется заказчиком совместно с органами местного самоуправления в соответствии с Российским законодательством.

В соответствии с пунктом 4.3 Положения информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком.

Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие. В публикации представляются сведения о названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности; наименовании и адресе заказчика или его представителя; примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду; органе, ответственном за организацию общественного обсуждения; предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум и т.п.), а также форме представления замечаний и предложений; сроках и месте доступности ТЗ по оценке воздействия на окружающую среду.

Пунктом 4.8 Положения определено, что информация о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду, о дате и месте проведения общественных слушаний, других форм общественного участия публикуется в средствах массовой информации, указанных в пункте 3.1.1, не позднее чем за 30 дней до окончания проведения общественных обсуждений (проведения общественных слушаний). Заказчик также сообщает данную информацию заинтересованной общественности, интересы которой прямо или косвенно могут быть затронуты в случае реализации намечаемой деятельности или которая проявила свой интерес к процессу оценки воздействия и другим участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду, которые могут не располагать доступом к указанным средствам массовой информации.

На стадии ознакомления и подготовки к общественным обсуждениям произошла подмена материалов оценки воздействия на окружающую среду по объекту «Строительство универсального портового перегрузочного комплекса в морском порту Таганрог в районе северного мола», о чем Администрация города Таганрога была уведомлена совместным письмом ТМТП» и ЗАО «Приазовье» /С от <дата>. В указанном письме Организации обратились к Главе Администрации города Таганрога Лисицкому А.В. с требованием обеспечить надлежащее информирование и ознакомление население города с вышеуказанными материалами, однако, несмотря на их обращение, общественные слушания были проведены, а обращение Организаций было проигнорировано, ответ на него до настоящего времени не получен. В соответствии с пунктом 2.7. Положения Заказчик обязан предоставить всем участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду возможность своевременного получения полной и достоверной информации (принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу).

Объявления не содержит информации о примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду. Общественные организации к разработке технического задания привлечены не были. Нарушения результатов проведения общественных слушаний. Протокол не подписан гражданами, общественными организациями. В соответствии с пунктом 4.9 Порядка Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен). Протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика.

Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Протокол содержит только подпись представителя администрации и Заказчика. Подписи граждан, общественных организаций в нарушение положений пункта 4.9 Порядка в протоколе отсутствуют. Подписи представителей органов исполнительной власти также отсутствуют.

Были нарушены права истцов на информацию при публикации протокола. До конца января 2019 года было невозможным добиться от отдела по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации города Таганрога оформленного Протокола результатов общественных осуждений по объекту: «Строительство универсального портового перегрузочного комплекса в морском порту Таганрог в районе Северного мола». <дата>.

Позднее, в первой половине февраля 2019 года им стало известно, что сотрудникам Администрации города Таганрог была дана команда опубликовать запрашиваемый ими протокол на официальном сайте по адресу: <данные изъяты>0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;C1;8:0

Текст протокола от <дата> не соответствует итогам голосования. При итоговом голосовании начальник отдела по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации города Таганрога Т.В. Попова позволила себе манипулятивный прием в интересах заказчика (ООО «Морской зерновой терминал) при подведении итогов общественных слушаний. Так, при подведении итогов общественных слушаний Попова Т.В. ставила на голосование два вопроса. Формулировка вопроса № 1, поставленного на голосование: «Представленные на общественные слушания материалы в целом можно одобрить?», присутствующим в зале было предложено голосовать: «За» - <данные изъяты> человека; «Против» - <данные изъяты> человек. Большинство из присутствующих проголосовало против принятого решения. Решения принято не было.

Согласно пункту 2 протокола изложено следующее решение: «2.Рекомендовать ООО «Морской зерновой терминал» максимально учесть предложения и замечания участников общественных слушаний и направить материалы слушаний в составе необходимых документов на рассмотрение в Государственную экологическую экспертизу». Итоги голосования по указанному пункту в тексте протокола не приведены.

В связи с чем большинство присутствующих не принимало настоящее решение, результаты голосования «за» и «против» отсутствуют. При проведении голосования присутствующим в зале было предложено голосовать только «ЗА», где также проголосовало двадцать с небольшим человек. Вариант голосование «ПРОТИВ» по второму вопросу не ставилось, что в дальнейшем привело к фальсификации итогов общественных слушаний непосредственно в Протоколе от <дата>.

Таким образом, протокол содержит недостоверную информацию в пункте 2, так как голосование было проведено по указанному вопросу без возможности голосования «против» принятого решения, а решение не было принято большинством присутствующих.

На основании изложенного просят, признать пункт 2 протокола от <дата> Администрации города Таганрог по результатам общественных обсуждений (в форме слушаний) проектной документации (включая материалы оценки воздействия на окружающую среду) по объекту государственной дологической экспертизы:    «Строительство универсального портового перегрузочного комплекса в морском порту Таганрог в районе Северного мола» незаконным.

В судебном заседании административный истец Шатров Артем Юрьевич, действующий за себя, а также по доверенности в интересах истцов Надзельского Я.Г., Бенедюк Я.П., Морозова А.В., доводы иска поддержал, просил его удовлетворить. Дополнительно представил пояснения в которых указал, что в пункте 2 Протокола от <дата> Администрации города Таганрога по результатам общественных осуждений (в форме слушаний) проектной документации (включая материалы оценки воздействия на окружающую среду) по объекту государственной экологической экспертизы: «Строительство универсального портового перегрузочного комплекса в морском порту Таганрог в районе Северного мола» имеется рекомендация: «Рекомендовать ООО «Морской зерновой терминал» максимально учесть предложения и замечания участников общественных слушаний и направить материалы слушаний в составе необходимых документов на рассмотрение в Государственную экологическую экспертизу». Данную рекомендацию, в нарушение части 6 статьи 25 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ, большинство участников слушаний не одобряло. Данное обстоятельство подтверждается самим Протоколом от <дата> и видеосъемкой хода общественных обсуждений.

Полагают, нарушено их субъективное право на участие в общественных (публичных) слушаниях, которое включает в себя, в том числе: право быть информированным о вопросе, вынесенном на общественные слушания, включая дату, время, место, порядок их проведения; право свободно высказывать свое мнение; знакомиться с материалами общественных слушаний; вносить предложения и замечания по вопросу, вынесенному на общественные слушания; право на участие в определении результатов общественных слушаний, путем одобрения (голосование) рекомендаций по результатам общественных слушаний. За рекомендацию, указанную в пункте 2 Протокола от <дата> Администрации города Таганрога по результатам общественных осуждений (в форме слушаний) проектной документации (включая материалы оценки воздействия на окружающую среду) по объекту государственной экологической экспертизы: «Строительство универсального портового перегрузочного комплекса в морском порту Таганрог в районе Северного мола», проголосовало лишь <данные изъяты> человека из присутствующих на общественных слушаниях. Вопрос «против» вообще не был поставлен на голосование, мнение большинства граждан, присутствующих на общественных слушаниях, было проигнорировано.

Однако, при оформлении результатов общественных слушаний, в пункте 2 Протокола от <дата> Администрации города Таганрога по результатам общественных осуждений (в форме слушаний) проектной документации (включая материалы оценки воздействия на окружающую среду) по объекту государственной экологической экспертизы: «Строительство универсального портового перегрузочного комплекса в морском порту Таганрог в районе Северного мола» появилась рекомендация: «Рекомендовать ООО «Морской зерновой терминал» максимально учесть предложения и замечания участников общественных слушаний и направить материалы слушаний в составе необходимых документов на рассмотрение в Государственную экологическую экспертизу».

Считают, что при оформлении результатов общественных слушаний произошло искажение реальных результатов таких слушаний, в связи с чем, произошло нарушение их права на участие в общественных слушаниях в части определения результатов общественных слушаний, путем одобрения (голосование) рекомендаций по результатам общественных слушаний. Также в период до проведения общественных обсуждений (в форме слушаний) материалов оценки воздействия на окружающую среду по объекту: «Строительство универсального портового перегрузочного комплекса в морском порту Таганрог в районе Северного мола», заказчиком которого выступил ООО «Морской зерновой терминал» они подавали замечания в установленном порядке под запись в журнал. Замечания были записаны в журнал. В нарушение положений Приказа Госкомэкологии № 372 (и. 1.4,2.1, 2.6, приложения) отсутствуют следующие сведения: Характеристика растительного и животного мира, в т.ч. орнитофауны. В материалах дана ссылка на Расчет ущерба рыбным запасам выполненный в 2009 г. Учитывая изменения в законодательстве РФ в области рыбоохраны, Расчет ущерба рыбным запасам при проведении дноуглубительных работ не может содержать полного объема компенсационных мероприятий. Также в 2009 году применялась устаревшая (недействующая) методика исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам.    Указан общий объем грунта при проведении дноуглубительных работ- 101480 м3. Не понятно, каким образом выполнен расчет объема. Отсутствует информация об отнесении грунта к отходам производства (отход это или нет?) и какой класс опасности. Не учтены все отходы, образующиеся при проведении д/у работ, работе используемых плавсредств. Лист 9 «Дополнительно грузооборот может формироваться приемом и отправкой генеральных грузов в биг-бегах». Не указана номенклатура грузов, соответственно отсутствует расчет выбросов ЗВ при эксплуатации объекта. А также при возможной аварийной ситуации. Лист 15 «Площадок для автотранспорта в ожидании разгрузки контейнеров не предусматривается». Не учтен грузопоток причалов и 6 и недостаточная в этом случае ширина проезда к причалу (3м), что может привести к задержке автотранспорта.    В п.3.8.1 отсутствуют сведения о негативном факторе, в т.ч. мероприятий по предотвращению негативного воздействия на ОС, в результате возведения конструкций объекта при строительстве с использованием механизированной техники (лицевая стенка из труб и шпунта, устройство обратной засыпки и ж/б конструкций и пр,).     В п.3.8.4 представлена информация по бункеровочным операциям. ОВОС не содержит исследований, позволяющих сделать вывод о допустимости воздействия на ОС (учитывая воздействие на жилую застройку) при осуществлении бункеровочных операций (откуда берется бункерное топливо, в каком объеме, как воздействует на ОС).    В дальнейшем при непосредственных слушаниях наши возражения не получили отражения в результате подготовки итоговой версии протокола и мы были очень удивлены, что проект был рекомендован на рассмотрение в государственную экологическую экспертизу, ведь такое решение не отражало мнение большинства.

По первому вопросу о возможности одобрить проект итоги голосования указывают, что большинство в лице <данные изъяты> лиц высказалось «ПРОТИВ» одобрения и только <данные изъяты> высказалось «ЗА». Соответственно, по мнению административных истцов проект нуждался в доработке, устранению замечаний.

В судебном заседании представитель административного истца Семенистой А.В., Чекис М.А., Мещерякова Е.Ю. - Колбасин Андрей Александрович, действующий на основании доверенностей, доводы иска поддержал, просил его удовлетворить. Пояснил, что о нарушении прав его доверители узнали с момента публикации протокола <дата>.

По первому пункту против проголосовало <данные изъяты> человек, по второму пункту были посчитаны только голоса «за», против было большинство, таким образом за рекомендацию направить на экологическую экспертизу большинство не голосовало.

Считает, что таким образом было нарушено их право. Кроме этого у каждого человека и гражданина имеется право на благоприятную окружающую, защиту ее от негативного воздействия и информацию о ее состоянии ст. 11 закона «об охране окружающей среды», ст. 3 закон о проведении экологической экспертизы определяет гласность и учет общественного мнения.

Его доверители подавали замечания к составу документации, участвовали в голосовании, однако их мнения не были учтены. Протокол – итоговый документ исходящий от администрации - итог общественных обсуждений, они не знают были ли учтены замечания, регистрируемые в журнале, каким образом ООО «Морской зерновой терминал» будет учитывать общественное мнение, в существующим варианте проведения общественных обсуждений и составления протокола, нельзя было направлять документы на экологическую экспертизу. При голосовании по 2 вопросу было учтено мнение, проголосовавших «за», желающих высказаться «против» даже не спросили, итоги голосования в протоколе не приведены.

Представитель административного Администрации г. Таганрога, Дзыговская О.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска. Представила письменные возражения, в которых указала, что <дата> в Центральной городской публичной библиотеке имени А.П. Чехова, расположенной по адресу: <адрес>, в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе», утвержденным постановлением Администрации города Таганрога от <дата> , состоялись общественные обсуждения (в форме слушаний) материалов оценки воздействия на окружающую среду по объекту: «Строительство универсального портового перегрузочного комплекса в морском порту Таганрог в районе Северного мола». Данные обсуждения раздела оценки воздействия на окружающую среду вызвали большой интерес у жителей города Таганрога. В процессе проведения общественных обсуждений жителями города Таганрога и представителями ряда предприятий были заданы интересующие их вопросы. По итогам проведения общественных обсуждений подготовлен протокол, где отражены все вопросы и ответы, поступившие в адрес ООО «Морской зерновой терминал» по представленным предварительным материалам оценки воздействия на окружающую среду по объекту: «Строительство универсального портового перегрузочного комплекса в морском порту Таганрог в районе Северного мола». Протокол общественных обсуждений, список участников, журнал учета замечаний, предложений, рекомендаций и вопросов участников общественных обсуждений проектной документации, переданы ООО «Морской зерновой терминал» для прохождения экспертизы.

В соответствии с положениями Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и Приказа Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, являются объектами государственной экологической экспертизы и проходят общественные обсуждениях, которые организуются органами местного самоуправления. Постановлением Администрации г. Таганрога от <дата> утверждён Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе».

Полномочиями проводить государственную экологическую экспертизу, органы местного самоуправления не наделены. Проведение оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и подготовки соответствующих материалов, являющихся основанием для разработки обосновывающей документации по объектам государственной экологической экспертизы регламентируется Приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации». В соответствии с вышеуказанным Приказом информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком намечаемых работ. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы.

ООО «Морской зерновой терминал» информировало население о проведении общественных обсуждений путем опубликования в следующих средствах массовой информации: Федеральная газета: «Российская газета» от <дата> (); Региональная газета: «Наше время» от <дата> (<данные изъяты>); Местная газета: «Таганрогская правда» <дата> . Дополнительно информация о проведении общественных обсуждений (в форме слушаний), а также предварительные материалы раздела оценки воздействия на окружающую среду (далее - ОВОС) были размещены на официальном портале Администрации города Таганрога <дата>, в соответствии с Регламентом. <дата> заказчиком муниципальной услуги - ООО «Морской зерновой терминал» было направлено письмо с просьбой заменить ранее размещенные предварительные материалы раздела ОВОС в связи с технической ошибкой допущенной разработчиком проектной документации. <дата>, размещенные <дата> материалы раздела ОВОС на бумажном носителе и в электронном виде на официальном портале Администрации города Таганрога были откорректированы.

В соответствии с вышеуказанным Приказом представление предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду общественности для ознакомления и учета замечаний производится в течение 30 дней, но не позднее, чем за 2 недели до окончания общественных обсуждений (проведения общественных слушаний).

Исходя из вышеуказанного, откорректированные предварительные материалы раздела оценки воздействия на окружающую среду были размещены <дата> (более 14 дней до дня проведения общественных обсуждений), что не противоречит указанным действующим нормативно-правовым актам.

В соответствии с п. 3.5.3 Постановления Администрации г. Таганрога от <дата> «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе» по итогам проведения общественных обсуждений, отделом по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации города Таганрога, в течение 3 рабочих дней оформляется протокол итогового заседания общественных обсуждений.

В соответствии с п. 3.6.3 Регламента после подписания протокола общественных обсуждений один экземпляр протокола остается в отделе по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации города Таганрога, 2 экземпляра передаются заявителю муниципальной услуги. Протокол проведения общественных обсуждений (в форме слушаний) материалов оценки воздействия на окружающую среду по объекту: «Строительство универсального портового перегрузочного комплекса в морском порту Таганрог в районе Северного мола» для широкого информирования граждан размещен в свободном доступе на официальном портале Администрации города Таганрога <данные изъяты> в разделе «Городское хозяйство» (подразделы Экология/Соблюдение законодательства в области охраны окружающей среды/Результаты проведения общественных обсуждений среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе).

Тем не менее, учитывая общественный резонанс по данному проекту, участникам общественных обсуждений при проведении итогов обсуждений было предложено проголосовать по вопросу одобрения представленных на общественных слушаниях материалов оценки воздействия на окружающую среду. Из присутствующих <данные изъяты> человек, «За» проголосовали <данные изъяты> человека, «Против» - <данные изъяты> человек, что было отражено в пункте 1 протокола результатов общественных обсуждений.

В пункте 2 протокола результатов общественных обсуждений, было рекомендовано ООО «Морской зерновой терминал» максимально учесть предложения и замечания участников общественных слушаний и направить материалы слушаний в составе необходимых документов на рассмотрение в Государтсвенную экологическую экспертизу.

Оспариваемой пункт 2 протокола результатов общественных обсуждений, в полной мере соответствует пункту 3.3.1 Приказа, устанавливающему, что замечания, предложения и информация, поступившие от участников общественных обсуждений учитываются при подготовке окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

Указала, что административными истцами избран неверный способ защиты права, оспариваемым пунктом протокола права административных истцов не нарушены. Оспариваемый протокол результатов общественных не создает препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов, и не возлагает на административных истцов каких-либо обязанностей, не порождает никаких правовых последствий.

Обратила внимание на то, что административными истцами нарушен срок обращения с административным исковым заявлением в суд, который составляет в порядке статьи 219 КАС РФ, который составляет 3 месяца со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, что подтверждается материалами дела. При таких данных, оснований предполагать, что права и свободы административного истца, о защите которых он просит, и восстановление которых является целью обращения за судебной защитой в порядке административного судопроизводства, нарушены или существует реальная угроза их нарушения, не имеется. Полагает, что факт нарушения прав и интересов административных истцов не доказан, в связи с чем, административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.

Представитель административного ответчика Администрации г. Таганрога Селезнев М.Л., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.

Представитель заинтересованного лица ООО «Морской зерновой терминал» Назаренко Д.Ю., действующий на основании доверенности в судебном заседании возражал против удовлетворения иска. Пояснил, что процедура проведения общественных обсуждений была соблюдена и проведена в рамках действующего законодательства, были предоставлены материалы предварительные по интересующему разделу, мнение общественности было зафиксировано администрацией и все материалы переданы им. Считает, что права протоколом не нарушены. Оценка проекта гражданами не совсем компетентно, с этой целью проводится экспертиза, она и проверяет доводы общественности и отражает их в заключении. Журнал им передан и протокол, все передано проектировщику, все замечания будут учтены.

Выслушав пояснения сторон, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону, иными способами, предусмотренными законом.

Главой 22 КАС РФ предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.

Протокол от <дата>., содержаний оспариваемый пункт, был опубликован на официальном сайте Администрации г.Таганрога <дата>. В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов. Таким образом, срок для обращения в суд с административным заявлением пропущен не был.

Административные истцы просят признать незаконным пункт 2 протокола от <дата>. Администрации города Таганрога по результатам общественных обсуждений (в форме слушаний) проектной документации (включая материалы оценки воздействия на окружающую среду) по объекту государственной экологической экспертизы: «Строительство универсального портового перегрузочного комплекса в морском порту город Таганрога в районе Северного мола» (л.д. 12-22).

Оспариваемый пункт звучит следующим образом: «Рекомендовать ООО «Морской зерновой терминал» максимально учесть предложения и замечания участников общественных слушаний и направить материалы слушаний в составе необходимых документов на рассмотрение в Государственную экологическую экспертизу».

Протокол, составленный по результатам общественных обсуждений, не является решением Администрации г.Таганрога, а лишь отражает процедуру проведения общего собрания. Не возлагает на административных истцов каких-либо обязанностей, не порождает никаких правовых последствий, не создает препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административных истцов, и не возлагает на административных истцов каких-либо обязанностей.

Ссылки на не проведение голосования по оспариваемому пункту, нарушение прав административных истцов на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, с учетом избранного истцами способы защиты права (признание незаконным пункта 2 протокола от <дата>., составленного по результатам общественных обсуждений, в порядке административного судопроизводства) правового значения по делу не имеет.

Кроме того, суд полагает, что административные истцы не указали, чем нарушаются их права и законные интересы. При проведениях общественных обсуждений было рекомендовано максимально учесть предложения и замечания участников общественных слушаний. Правомерность проведения данных общественных слушаний административные истцы не оспаривают, не просят признать незаконными действия Администрации г.Таганрога при организации и проведении общественных обсуждений.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административных истцов, в связи с тем, что не оспаривая действие или бездействия органа местного самоуправления, не заявляя об оспаривании решений органа местного самоуправления, признание пункта протокола общественных слушаний правовых последствий для административных истцов не несет, права и законные интересы не нарушает, оспариваемый пункт протокола общественных обсуждений решения органа местного самоуправления не отражает и таковым не является.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования Мещерякова Евгения Юрьевича, Чекис Марины Андреевны, Семенистой Анны Валерьевны, Бенедюка Яна Павловна, Шатрова Артема Юрьевича, Морозова Александра Владимировича, Недзельского Яна Геннадиевича к Администрации г. Таганрога о признании незаконным пункта 2 протокола от <дата>. Администрации города Таганрога по результатам общественных обсуждений (в форме слушаний) проектной документации (включая материалы оценки воздействия на окружающую среду) по объекту государственной экологической экспертизы: «Строительство универсального портового перегрузочного комплекса в морском порту город Таганрога в районе Северного мола», - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд.

Председательствующий      Фатыхова Е.М.

Решение в окончательной форме изготовлено 22.04.2019 года.

21.03.2019Регистрация административного искового заявления
21.03.2019Передача материалов судье
25.03.2019Решение вопроса о принятии к производству
25.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.04.2019Судебное заседание
19.04.2019Судебное заседание
22.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2020Регистрация административного искового заявления
16.03.2020Передача материалов судье
16.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.03.2020Судебное заседание
16.03.2020Судебное заседание
16.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2020Дело оформлено
16.03.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
16.03.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
16.03.2020Судебное заседание
16.03.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
16.03.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
16.03.2020Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее