УИД 23RS0059-01-2022-001717-72
К делу № 2а-1780/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сочи 14 апреля 2022 года
Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Шевелева Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №7 по Краснодарскому краю к Макаровой А. Ю., Макарову В. Г. как законным представителям несовершеннолетней Макаровой М. В. о взыскании с законных представителей несовершеннолетнего налогоплательщика суммы задолженности по налогам.
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 7 по Краснодарскому краю обратился в Центральный районный суд г. Сочи с административным исковым заявлением к Макаровой А. Ю., Макарову В. Г. как законным представителям несовершеннолетней Макаровой М. В. о взыскании с законных представителей несовершеннолетнего налогоплательщика суммы задолженности по налогам, в котором просит суд восстановить срок на подачу административного искового заявления о взыскании с законных представителей несовершеннолетнего налогоплательщика Макаровой М.В. Макарова А. Ю. и Макарова В. Г. сумм налога и пени. Взыскать с законных представителей несовершеннолетнего налогоплательщика Макаровой М.В. Макаровой А. Ю. и Макарова В. Г. солидарно сумму задолженности: по налогу на имущество в размере 11174 рублей (КБК 18№), пени в размере 222 рублей (КБК 18№); по земельному налогу в размере 778 рублей (КБК 18№), пени в размере 15,46 рублей (КБК 18№). Общая сумма ко взысканию 12189,46 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на налоговом учёте в Межрайонная ИФНС России № по Краснодарскому краю в качестве налогоплательщика состоит несовершеннолетняя Макарова М. В.. Налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством. Несовершеннолетние лица участвуют в налоговых отношениях через законного или уполномоченного представителя (родителя, опекуна и т.п.). Так, законным представителем несовершеннолетней Макаровой М. В., является его мать - Макарова А. Ю. и отец - Макаров В. Г.. Несовершеннолетняя Макарова М. В., по данным представленным в Инспекцию регистрирующим органом, является плательщиком земельного налога за:
Макаровой М. В. за 2016 г. был начислен земельный налог:
Налоговый период (год) |
Объект |
Налоговая база |
Доля в праве |
Кол.месяцев владения |
Сумма налога |
2016 |
Земельный участок, адрес: <адрес> |
6916611 |
1/4 |
12/12 |
778 |
ИТОГО: |
778 руб. со сроком уплаты до 01.12.2017 |
Однако налогоплательщик в срок не уплатил задолженность и в соответствии со ст. 75 НК РФ, за каждый день просрочки исполнения обязанностей по уплате налога и сбора, начиная со следующего дня их уплаты, установленного налоговым законодательством, начала начисляться пеня. Тем самым, Макаровой М. В. была начислена пеня за неуплату земельного налога в срок, в размере 15,46 рублей (недоимка по налогу за 2016 г.).
Также, Макарова М. В. является плательщиком имущественного налога за:
Дата регистрации |
Дата снятия с регистрации |
Кадастровый номер |
Вид собственности |
Адрес объекта по КЛАДРу |
24.12.2018 |
№ |
Квартиры |
КРАСНОДАРСКИЙ <адрес> |
|
07.05.2014 |
№ |
Жилые дома |
354053, РОССИЯ, <адрес> |
|
13.10.2012 |
№ |
Жилые дома |
354053, РОССИЯ, <адрес> |
|
27.10.2016 |
№ |
Жилые дома |
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, г<адрес> |
|
04.04.2014 |
№ |
Жилые дома |
354053, РОССИЯ, <адрес> |
Исчисление налога на имущество произведено на основании кадастровой стоимости имущества, количества месяцев владения, доли, ставки налога. За 2014 и 2016 г.г. Макаровой М. В. был начислен имущественный налог:
Налоговый период (год) |
Объект налогообложения |
Кол-во месяцев |
Сумма налога (руб.) |
2014 |
Жилой дом, адрес: г<адрес> |
9/12 |
94 |
2016 |
12/12 |
166 |
|
2014 |
Жилой дом, адрес: г. <адрес> |
8/12 |
83 |
2016 |
12/12 |
166 |
|
2014 |
Жилой дом, адрес: г. <адрес> |
12/12 |
4579 |
2016 |
12/12 |
6086 |
|
Общая сумма: |
11174 со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ |
Однако налогоплательщик в срок не уплатил задолженность и в соответствии со ст. 75 НК РФ, за каждый день просрочки исполнения обязанностей по уплате налога и сбора, начиная со следующего дня их уплаты, установленного налоговым законодательством, начала начисляться пеня. Тем самым, Макаровой М. В. была начислена пеня за неуплату имущественного налога в срок в размере 222 рублей (за период 2017 г.). Руководствуясь ст. 69 НК РФ в адрес налогоплательщика было направлено требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа которое было обязательно для исполнения законным представителем налогоплательщика. Однако ответчик добровольно задолженность не оплатила, в связи с чем, Межрайонная ИФНС России № по Краснодарскому краю обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье судебного участка № Куйбышевского судебного района г. Омска. ДД.ММ.ГГГГ был вынесен судебный приказ № о взыскании с законных представителей несовершеннолетнего должника Макаровой М.В. Макарова А. Ю. и Макарова В. Г. задолженности по налогу и пени. Определением от ДД.ММ.ГГГГ указанный судебный приказ отменен, в связи с поданным ответчиком заявлением, в котором он не согласен с начисленной ему суммой. После отмены судебного приказа взыскателем заявленные требования могут быть предъявлены в порядке искового производства. В соответствии со ст. 286 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Ввиду вышеизложенного, Инспекцией был пропущен срок подачи административного искового заявления. Причиной пропуска процессуального срока, послужила миграция налогоплательщика из одного налогового органа в другой с последующей передачей всех необходимых документов. В соответствии со ст. 95 КАС РФ, лицам, пропустившим установленный процессуальный срок по причинам, признанными судом уважительными, может быть восстановлен. В связи с изложенным, Межрайонная ИФНС России № 7 по Краснодарскому краю ходатайствует о восстановлении пропущенного срока.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №7 по Краснодарскому краю, в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания, извещен надлежащим образом, в административном исковом заявлении, просит суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Административные ответчики Макарова А. Ю., Макаров В. Г. как законные представители несовершеннолетней Макаровой М. В., в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом по последнему известному адресу места жительства, что подтверждается реестром об отправке заказанной корреспонденции, о причинах не явки суду не сообщили.
В соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие сторон.
Суд, изучив материалы дела, считает, что заявленные требования Межрайонной ИФНС России №7 по Краснодарскому краю подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 286 КАС РФ - право на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
1. Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В Российской Федерации обязанность уплачивать законно установленные налоги закреплена Конституцией РФ (ст. 57), а также Налоговым кодексом РФ (ст. 23) и иными нормативными актами.
Межрайонная ИФНС России №7 по Краснодарскому краю (далее - Инспекция), в соответствии с п.п.2 ч. 1 ст. 32 НК РФ, осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Статьей 3 НК РФ установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Как установлено, несовершеннолетняя Макарова М. В. является плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанности по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждый налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
Налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством. Несовершеннолетние лица участвуют в налоговых отношениях через законного или уполномоченного представителя (родителя, опекуна и т.п.).
Так, законным представителем несовершеннолетней Макаровой М. В., является его мать - Макарова А. Ю. и отец - Макаров В. Г..
В соответствии с п. 4 ст. 391 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ними.
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Несовершеннолетняя Макарова М. В., по данным представленным в Инспекцию регистрирующим органом, является плательщиком земельного налога за:
Согласно п.1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Налоговые ставки установлены ст. 2 Решения Городского Собрания Сочи от 11.12.2007 № 231 «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город-курорт Сочи».
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, иными федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
П. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).
Макаровой М. В. за 2016 г. был начислен земельный налог:
Налоговый период (год) |
Объект |
Налоговая база |
Доля в праве |
Кол.месяцев владения |
Сумма налога |
2016 |
Земельный участок, адрес: 354000, г<адрес> |
6916611 |
1/4 |
12/12 |
778 |
ИТОГО: |
778 рублей со сроком уплаты до 01.12.2017 |
Однако до настоящего времени Макарова М. В. указанную задолженность по земельному налогу не погасила, в связи с чем, требования административного истца о взыскании с Макаровой А. Ю., Макарова В. Г. как законных представителей несовершеннолетней Макаровой М. В. неуплаченный земельный налог физических лиц за 2016 год в сумме 778 рублей подлежат удовлетворению в полном объеме.
Однако налогоплательщик в срок не уплатил задолженность и в соответствии со ст. 75 НК РФ, за каждый день просрочки исполнения обязанностей по уплате налога и сбора, начиная со следующего дня их уплаты, установленного налоговым законодательством, начала начисляться пеня.
В связи с тем, что Макарова М. В. земельный налог за 2016 год не оплатила в установленный законом срок, требования истца о взыскании с Макаровой А. Ю., Макарова В. Г. как законных представителей несовершеннолетней Макаровой М. В. задолженности по пени за неуплату земельного налога в срок, в размере 15,46 рублей (недоимка по налогу за 2016 г.) подлежат удовлетворению.
Также, Макарова М. В. является плательщиком имущественного налога за:
Дата регистрации |
Дата снятия с регистрации |
Кадастровый номер |
Вид собственности |
Адрес объекта по КЛАДРу |
24.12.2018 |
№ |
Квартиры |
<адрес> |
|
07.05.2014 |
№ |
Жилые дома |
354053, РОССИЯ, <адрес> |
|
13.10.2012 |
№ |
Жилые дома |
354053, РОССИЯ, <адрес> |
|
27.10.2016 |
№ |
Жилые дома |
КРАСНОДАРСКИЙ <адрес> |
|
04.04.2014 |
№ |
Жилые дома |
354053, РОССИЯ, <адрес> |
В соответствии с п. 4 ст. 391 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ними.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость (п. 1 ст. 403 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (п. 1 ст. 406 НК РФ).
Пунктом 3 Решения Городского С. С. от 26.10.2016 № 150 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории города Сочи» установлены ставки налога на имущество.
Исчисление налога на имущество произведено на основании кадастровой стоимости имущества, количества месяцев владения, доли, ставки налога.
За 2014 и 2016 г.г. Макаровой М. В. был начислен имущественный налог:
Налоговый период (год) |
Объект налогообложения |
Кол-во месяцев |
Сумма налога (руб.) |
2014 |
Жилой дом, адрес: <адрес> |
9/12 |
94,00 |
2016 |
12/12 |
166,00 |
|
2014 |
Жилой дом, адрес: <адрес> |
8/12 |
83,00 |
2016 |
12/12 |
166,00 |
|
2014 |
Жилой дом, адрес: <адрес> |
12/12 |
4579,00 |
2016 |
12/12 |
6086,00 |
|
Общая сумма: |
11174 рубля со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ |
Однако до настоящего времени Макарова М. В. указанную задолженность по имущественному налогу не погасила, в связи с чем, требования административного истца о взыскании с Макаровой А. Ю., Макарова В. Г. как законных представителей несовершеннолетней Макаровой М. В. неуплаченный имущественный налог физических лиц за 2014 и 2016 года в сумме 11174 рубля подлежат удовлетворению в полном объеме.
Однако налогоплательщик в срок не уплатил задолженность и в соответствии со ст. 75 НК РФ, за каждый день просрочки исполнения обязанностей по уплате налога и сбора, начиная со следующего дня их уплаты, установленного налоговым законодательством, начала начисляться пеня.
В связи с тем, что Макарова М. В. имущественный налог не оплатила в установленный законом срок, требования истца о взыскании с Макаровой А. Ю., Макарова В. Г. как законных представителей несовершеннолетней Макаровой М. В. задолженности по пени за неуплату имущественного налога в срок, в размере 222 рубля (за период 2017 год) подлежат удовлетворению.
Обязательство каждого физического лица, признаваемого плательщиком налогов, вне зависимости от возраста должно быть исполнено.
В соответствии со ст. 27 НК РФ обязательство по уплате налогового обязательства за несовершеннолетних лиц несут его законные представители, в качестве которых согласно ст. 26 ГК РФ выступают родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители.
Руководствуясь ст. 69 НК РФ в адрес налогоплательщика было направлено требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа которое было обязательно для исполнения законным представителем налогоплательщика.
Однако ответчик Макарова М. В. добровольно задолженность не оплатила, в связи с чем, Межрайонная ИФНС России № 7 по Краснодарскому краю обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье судебного участка №112 Куйбышевского судебного района г. Омска.
ДД.ММ.ГГГГ был вынесен судебный приказ № о взыскании с законных представителей несовершеннолетнего должника Макаровой М.В. Макарова А. Ю. и Макарова В. Г. задолженности по налогу и пени.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ указанный судебный приказ отменен, в связи с поданным ответчиком заявлением, в котором он не согласен с начисленной ему суммой.
После отмены судебного приказа взыскателем заявленные требования могут быть предъявлены в порядке искового производства.
В соответствии со ст. 286 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение 6 (шести) месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Суд считает, что Инспекцией был по уважительной причине был пропущен срок подачи административного искового заявления. Причиной пропуска процессуального срока, послужила миграция налогоплательщика из одного налогового органа в другой с последующей передачей всех необходимых документов.
В соответствии со ст. 95 КАС РФ, лицам, пропустившим установленный процессуальный срок по причинам, признанными судом уважительными, может быть восстановлен.
В связи с чем, суд считает возможным восстановить установленный пропущенный срок для предъявления требований о взыскании с законных представителей несовершеннолетнего налогоплательщика Макаровой М.В. Макарова А. Ю. и Макарова В. Г. сумм налога и пени.
Согласно пункта 1, 2 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Статья 333.19 НК РФ устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
В соответствии с п. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о взыскании с административного ответчика государственной пошлины в размере 487,58 рублей в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 289-290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд -
РЕШИЛ:
Восстановить Межрайонной ИФНС России № по Краснодарскому краю пропущенный срок на подачу административного искового заявления.
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № по Краснодарскому краю к Макаровой А. Ю., Макарову В. Г. как законным представителем несовершеннолетней Макаровой М. В. о взыскании с законных представителей несовершеннолетнего налогоплательщика суммы задолженности по налогам - удовлетворить.
Взыскать с законных представителей несовершеннолетнего налогоплательщика Макаровой М. В. - Макаровой А. Ю. и Макарова В. Г. солидарно сумму задолженности: по налогу на имущество в размере 11174 (одиннадцать тысяч сто семьдесят четыре) рубля (КБК 18№), пени в размере 222 (двести двадцать два) рубля (КБК 18№); по земельному налогу в размере 778 (семьсот семьдесят восемь) рублей (КБК 18№), пени в размере 15,46 (пятнадцать) рублей 46 копеек (КБК 18№).
Взыскать с Макаровой А. Ю., Макарова В. Г. как законных представителей несовершеннолетней Макаровой М. В. в доход бюджета государственную пошлину в размере 487,58 (четыреста восемьдесят семь) рублей 58 копеек.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий судья Н.С. Шевелев
«Решение в законную силу на момент опубликования не вступило»
"Согласовано"