РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
09 августа 2022 года г.о. Самара
Советский районный суд г. Самары в составе
судьи Смоловой Е.К.
при секретаре судебного заседания Зиминой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1330/2022 по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к ООО «Экостройресурс» об обязании совершить действия,
установил:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском, в котором указали, что являются собственниками в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес>. Между ними достигнуто соглашение, что все лицевые счета оформлены на ФИО1, оплату осуществляет она, это касается подачи холодного водоснабжения и приема сточных вод в СКС, поставки газа, электричества. ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 направляла многочисленные письма по вопросу правильности тарифа на раздельный сбор мусора, его вывоз и утилизацию, в том числе просила организовать контейнерную площадку для сбора мусора, в том числе эти требования были адресованы ответчикам о не оказании услуги и устройству контейнерной площадки для сбора мусора. ФИО1 является пенсионером и пожилым человеком и с ООО «Экостройресурс» не имеет никаких отношений, поскольку: договорных отношений нет, услугу по обращению с ТКО она от них никогда по адресу: <адрес>, не получала и не получает, мусор им не передает, в контейнеры соседей его не выкидывает, ответчик у нее мусор никогда не забирал. Отходы своей жизнедеятельности по указанному адресу она осуществляет следующим образом: сдает их в пункт приема лома, макулатуры, пластика и полиэтиленовых бутылок, стеклопосуды, пищевые отходы закапывает в компомосную яму для дальнейшего распределения по земельному участку в качестве удобрений. При обращении по вопросу обустройства контейнерной площадки для жителей частного сектора по <адрес> и близлежащих домов она составила схему, причем в соответствии с нормативами, а именно, вдоль дороги, идущей от <адрес>. В своем ответе ответчик указал, что место площадки должна определить Администрация района. В свою очередь Администрация района в ответе указала, что истец может использовать для складирования мусора контейнерную площадку во дворе <адрес> (расстояние до нее составляет 800 метров) либо аналогичную около <адрес> (расстояние до нее составляет 1200 метров). Истцы считают, что в деятельности ответчика присутствуют признаки нарушения Закона «О защите прав потребителей», выраженные в навязывании услуг, выставлении счетов по не оказанным услугам и при оказании услуг ответчик обязан до заключения договора представить потребителю необходимую достоверную информацию об оказываемых услугах (выполняемых работах). Ссылаясь на изложенное, истцы просили обязать ООО «Экостройресурс» произвести перерасчет по лицевому счету №, уменьшив ее до 8 235,65руб.; при выставлении квитанций по оплате за услугу по обращению с ТКО делать расчет исходя из площади 53,4 кв.м., то есть в месяц 242,22руб.; обязать Администрацию Советского внутригородского района г.о.Самара обустроить контейнерную площадку для сбора мусора около <адрес> на расстоянии от такового на 80 метров, вдоль дороги, идущей от <адрес> в сторону <адрес> в <адрес>.
В ходе рассмотрения дела требования уточнялись.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель истцов ФИО6 поддержал уточненные требования, согласно которых просил: признать незаключенным публичный договор между истцами и ответчиком в части неоказания услуг по обращению с ТКО по адресу: <адрес>, обязать ответчика закрыть лицевой счет № на имя ФИО2, убрав из начислений сумму задолжности за июнь 2022 в размере 19 946,64руб.
Ответчик о слушании дела извещен надлежаще, представил отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении иска в полном объеме, дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Третье лицо Министерство энергетики и ЖКХ о слушании дела извещено надлежаще, представителя в суд не направило.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истцов по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п.1 ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Согласно пункта 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
С ДД.ММ.ГГГГ деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО на территории Самарской области осуществляется Региональным оператором.
Статус Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области присвоен ООО «ЭкоСтройРесурс» (далее - Региональный оператор) по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно- коммунального хозяйства по Самарской области Соглашения об осуществлении деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 442 Гражданского Кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО применимы правила Гражданского Кодекса Российской Федерации о публичном договоре.
Согласно пункта 1 статьи 426 Гражданского Кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156 следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.Согласно п. (17) Постановления № 1156 Региональный оператор Самарской области по обращению с ТКО в течение месяца со дня заключения соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом № 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами.
Предложение о заключении Договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы Региональным оператором в средствах массовой информации - в газете «Волжская коммуна», выпуск № (30578) от ДД.ММ.ГГГГ, а также на своем официальном сайте: https://ecostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из вышеизложенного, фактические договорные отношения с потребителем у Регионального оператора сложились с ДД.ММ.ГГГГ, вне зависимости от наличия письменного договора.
Таким образом, истцы в установленный действующим законодательством срок не обратились к региональному оператору с заявлением о заключении договора на оказание услуг по обращению ТКО на бумажном носителе.
Следовательно, вышеуказанный договор считается заключенным на условиях типового договора, услуга, оказываемая Региональным оператором, подлежит оплате с ДД.ММ.ГГГГ, а заключение договора в письменной форме не требуется.
Истцы являются собственниками жилого дома по адресу: <адрес>.
Истцы указывают, что ответчик не оказывает им услугу по вывозу ТКО, поскольку контейнерными площадками они не пользуются ввиду их удаленности от принадлежащего им домовладения: во дворе <адрес> (расстояние до нее составляет 800 метров) и около <адрес> (расстояние до нее составляет 1200 метров).
Кроме того, истцы указывают, что отходы своей жизнедеятельности по указанному адресу она осуществляет следующим образом: сдает их в пункт приема лома, макулатуры, пластика и полиэтиленовых бутылок, стеклопосуды, пищевые отходы закапывает в компомосную яму для дальнейшего распределения по земельному участку в качестве удобрений.
В соответствии с Законом №218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» сведения о жилом помещении содержатся в кадастре недвижимости, являющемся неотъемлемой частью Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с положениями указанного Федерального закона, ЕГРН является единственным достоверным источником информации об объектах недвижимости. Сведения, содержащиеся в ЕГРН являются юридически значимыми и подлежат использованию Региональным оператором при начислении платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными услугами.
В п. 2 Правил № 354 дано определение термину «потребитель», согласно которому это собственник помещения в МКД, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в МКД, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги. То есть потребителями коммунальных услуг в жилых домах являются граждане, законно проживающие в ИЖС, другие законные пользователи жилых помещений в ИЖС.
Таким образом, в системе отношений с участием потребителя, Регионального оператора потребителем в силу п. 2 Правил №354 является лицо, образующее ТКО, и которому Региональным оператором оказывается данная коммунальная услуга.
Кроме того, из норм действующего законодательства следует обязанность потребителя, то есть фактически любого лица осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг Регионального оператора. Подобный подход, закрепленный законодательно, является обязательным как для потребителя, так и для Регионального оператора.
Следовательно, доводы истцов о том, что они услугами ООО «Экостройресурс» не пользовались и не пользуются, мусор не образовывали, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку начисление платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении указанного дома осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Поскольку договор на оказание услуг, подготовленный ответчиком, соответствует типовой форме договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 и требованиям гражданского законодательства, доказательства, доказательств нарушения ответчиком прав истцов не представлено, основания для признания договора незаключенным отсутствуют.
В соответствии с ч.1 ст.153 Жилищного кодекса РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Пунктом 5 ч.2 ст.153 ЖК РФ установлено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Согласно ч.2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт: плату за коммунальные услуги.
На основании ч.4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу ч.1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
В соответствии с ч.5 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с Региональным оператором.
Согласно п. 16 ст. 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти РФ в области жилищных отношений относится, в частности, установление порядка расчета и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
К полномочиям органов государственной власти РФ в области жилищных отношений относится, в частности, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления (п.9 ст. 13 ЖК РФ)
С 01.01.2019г. региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом.
В адрес истца региональным оператором были направлены платежные документы на оплату оказанных услуг с указанием: ФИО должника, адреса регистрации, суммы задолженности, периода просрочки оплаты, номера лицевого счета, реквизитов для оплаты.
Однако, обязательство по оплате оказанных региональным оператором услуг не было исполнено истцами, в связи с чем образовалась задолжность, которая по состоянию на июль 2022 составляет 20 421,56руб.
Пунктом 148(36) Правил № 354 предусмотрено, что при отсутствии постоянных и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Таким образом, исходя из положений действующего законодательства, даже в случае отсутствия проживающих в жилом помещении, собственники не могут быть освобождены от уплаты за коммунальную услугу по обращению с ТКО.
Таким образом, согласно действующим в настоящее время правовым нормам размер платы за услугу по обращению с ТКО на территории г. Самара не зависит от количества зарегистрированных/проживающих/использующих услугу в жилом помещении, а, следовательно, расчет платы за услуги по обращению с ТКО исходя из количества граждан противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Более того, истцами не представлено ни одного оформленного в соответствии с требованиями действующего законодательства, акта, подтверждающего, например, ненадлежащее оказание Региональным оператором услуг по обращению с ТКО.
Судом установлено, что начисление истцам платы за коммунальную услугу по вывозу ТКО ответчиком производится в соответствии с действующим законодательством, факт нарушения ответчиком прав истцов судом не установлен, в связи с чем основания для удовлетворения требований истцов об обязании ответчика произвести закрытие лицевого счета № на имя ФИО2, убрав из начислений сумму задолжности на июль 2022 в размере 20 421,56руб. удовлетворению также не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска ФИО1, ФИО2 к ООО «Экостройресурс» об обязании совершить действия - отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательно форме.
Решение в окончательной форме принято 16.08.2022 г.
Судья