УИД 58RS0026-01-2020-000708-61
№2а-485/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 декабря 2020 года г. Никольск
Никольский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Наумовой Е.И.,
с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора Никольского района Пензенской области Бибарсова И.Д.,
представителя административного ответчика Администрации Нижнешкафтинского сельсовета Никольского района Пензенской области Богдановой С.И.
при секретаре Гусевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Никольске Пензенской области в помещении районного суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Никольского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нижнешкафтинского сельсовета Никольского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и обязании принять меры по организации похоронного дела,
установил:
Прокурор Никольского района Пензенской области обратился в суд с вышеназванным административным иском в интересах неопределенного круга лиц, указав, что прокуратурой района была проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле администрацией Нижнешкафтинскогосельсовета Никольского района Пензенской области, в результате которой было установлено, что администрацией Нижнешкафтинскогосельсовета в нарушение указанных норм специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, что приводит к нарушению прав лиц, желающих осуществить захоронение.
Ссылаясь на ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст. 25 Федерального закона РФ от 12.01.1996 №8 -ФЗ «О погребении и похоронном деле» просит признать незаконным бездействие администрации Нижнешкафтинскогосельсовета Никольского района Пензенской области, выразившееся в неисполнении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела и обязать администрацию НижнешкафтинскогосельсоветаНикольского районаПензенской области создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования, а также определить порядок ее деятельности в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного истца –помощник прокурора Бибарсов И.Д. в судебном заседании уточнил исковые требования и просил признать незаконным бездействие администрации Нижнешкафтинского сельсовета Никольского района Пензенской области, выразившееся в отсутствии организации похоронного дела на территории муниципального образования и оказания услуг по погребению умерших специализированными службами по вопросам похоронного дела, созданными органами местного самоуправления и обязать администрацию Нижнешкафтинского сельсовета Никольского района Пензенской области в течении трех месяцев с даты вступления решения в законную силу принять меры по организации похоронного дела на территории муниципального образования и оказанию услуг по погребению умерших специализированными службами по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования, созданными органами местного самоуправления.
Представитель административного ответчика администрации Нижнешкафтинскогосельсовета Никольского района Пензенской области- Богданова С.И., действующая по доверенности, в судебном заседании рассмотрение административного иска оставила на усмотрение суда, пояснив, что на территории сельского поселения распоряжением администрации Нижнешкафтинскогосельсовета назначен специалист для решения вопросов, связанных с организацией ритуальных услуг и содержания мест захоронения.Кроме того, 26.11.2020 между администрацией Нижнешкафтинского сельсовета и ИП Родина И.В. заключен договор на оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню услуги, оказываемых при погребении умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, на территории муниципального образованияНижнешкафтинского сельсовета Никольского района Пензенской области. В настоящее время администрацией Нижнешкафтинскогосельсовета принимаются меры по организации похоронного дела на территории муниципального образования и оказанию услуг по погребению умерших специализированными службами, созданными органами местного самоуправления
Заслушав стороны, исследовав представленные материалы в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статья 17 Федерального закона № 131-ФЗ содержит перечень полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения, не являющийся исчерпывающим, поскольку по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 названного закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований также могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения (подпункт 9 пункта 1, пункт 1.1).
Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).
Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с поименованным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела (далее - специализированная служба), порядок деятельности которых определяется названными органами (пункты 1 и 2 статьи 25, статья 29 Закона № 8-ФЗ).
Создание специализированных служб по вопросам похоронного дела предусмотрено положениями статей 9, 25 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон от 12 января 1996 года № 8-ФЗ), Указа Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 года № 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" (далее - Указ Президента Российской Федерации от29 июня 1996 года № 1001) в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказания близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 25 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с данным Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности; организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления; погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Подпунктами 1 - 4 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе.
Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет супруга, родственников и иных лиц, взявших на себя обязанности осуществить погребение умершего (пункт 4 статьи 9 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ).
Из содержания пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ следует, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
В соответствии с пунктом 22 части 1, частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 1 Закона Пензенской области от 16.10. 2014 года № 2626-ЗПО "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области" вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения закреплены за сельскими поселениями Пензенской области.
Как следует из материалов дела и установлено в суде, в 2020 году прокуратурой района была проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле администрацией Нижнешкафтинскогоо сельсовета Никольского района Пензенской области, в результате которой было установлено, что администрацией Нижнешкафтинскогосельсовета в нарушение указанных норм специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана.
30.10.2020 по фактам выявленных нарушений в адрес главы администрации Нижнешкафтинскогосельсовета Никольского района Пензенской области прокурора района вносилось представление с требованием принять меры к устранению допущенных нарушений: создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Согласно ответа Администрации Нижнешкафтинскогосельсовета Никольского района Пензенской области №504 от 25.11.2020, администрацией не организована специализированная служба по вопросам похоронного дела из-за отсутствия финансирования создания такой службы. Для возможности гражданам решать вопросы по организации ритуальных услуг назначен специалист на которого возложены соответствующие обязанности. Из-за дефицита бюджета создание органами местного самоуправления специализированной службы по вопросам похоронного дела считают нецелесообразным.
Распоряжением Администрации Нижнешкафтинского сельсовета Никольского района Пензенской области №34 от 12.11.2020 ответственным лицом по вопросам, связанных с организацией ритуальных услуг и содержания мест захоронения назначен специалист администрации Нижнешкафтинского сельсовета Никольского района Пензенской области.
Из Договора №б/н от 26.11.2020 следует, что между Администрацией Нижнешкафтинскогоо сельсовета Никольского района Пензенской области(заказчик) и ИП Родина И.В.(исполнитель) заключен договор на оказание услуги по погребению согласно гарантированному перечню услуг.
Из совокупности приведенных положений законодательства РФ следует, что именно на органы местного самоуправления сельских поселений возложена организации похоронного дела на территории муниципального образования и оказанию услуг по погребению умерших специализированными службами, созданными органами местного самоуправления.
Доводы административного ответчика о том, что Администрацией Нижнешкафтинского сельсовета Никольского района Пензенской области заключен договор на оказание услуги по погребению согласно гарантированному перечню услуг с индивидуальным предпринимателем, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку данный договор не свидетельствует о принятых мерах ы по организации похоронного дела на территории муниципального образования и оказанию услуг по погребению умерших специализированными службами, созданными органами местного самоуправления
Исходя из оценки полномочий по содержанию на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг, отнесенных Федеральным законом № 131-ФЗ к ведению муниципальных районов вопросов в сфере похоронного дела, во взаимосвязи с Законом № 8-ФЗ, органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным законом (пункт 1 статьи 7 Закона N 8-ФЗ), и оказание на безвозмездной основе определенного законом перечня услуг по погребению (статья 9 приведенного закона).
Анализ приведенных законоположений приводит к заключению, что федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном районе специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Закона №№8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.
Учитывая указанные обстоятельства и требования закона, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора Никольского района Пензенской области подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Никольского района Пензенской областив интересах неопределенного круга лиц к администрации Нижнешкафтинского сельсовета Никольского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и обязании принять меры по организации похоронного дела, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Нижнешкафтинскогосельсовета Никольского района Пензенской области, выразившееся в отсутствии организации похоронного дела на территории муниципального образования и оказания услуг по погребению умерших специализированными службами по вопросам похоронного дела, созданными органами местного самоуправления и обязать администрацию Нижнешкафтинского сельсовета Никольского района Пензенской области в течении трех месяцев с даты вступления решения в законную силу принять меры по организации похоронного дела на территории муниципального образования и оказанию услуг по погребению умерших специализированными службами по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования, созданными органами местного самоуправления.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Никольский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28.12.2020 года.
Судья: Е.И. Наумова