УИД:45RS0013-01-2023-000456-36
Дело № 2-323/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Мокроусово 18 декабря 2023 года.
Мокроусовский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Евдокимовой Н.В.,
с участием заместителя прокурора Мокроусовского района Курганской области Путькова И.Ю. при секретаре Квашниной К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мокроусовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Мокроусовская детско-юношеская спортивная школа», Администрации Мокроусовского муниципального округа о возложении обязанности по устранению нарушений антитеррористической защищенности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мокроусовского района Курганской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Мокроусовская детско-юношеская спортивная школа» (МБУ ДО Мокроусовская детско-юношеская спортивная школа»), Отделу образования Администрации Мокроусовского муниципального округа о возложении обязанности по устранению нарушений антитеррористической защищенности. В обосновании заявленных требований указано, что прокуратурой района в ходе осуществления надзора за соблюдением прав несовершеннолетних на безопасные условия обучения в деятельности МБУ ДО Мокроусовская детско-юношеская спортивная школа», выявлены нарушения требований законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности. Объекту антитеррористической защищенности МБУ ДО Мокроусовская детско-юношеская спортивная школа», в соответствии с актом категорирования присвоена 4 категория опасности. Пунктом 24 Требований предусмотрено выполнение следующих мероприятий обеспечения антитеррористической защищенности объектов, отнесенных к четвертой категории опасности: оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «»112» и поддержание их в исправном состоянии; оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе, возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Вместе с тем, в МБУ ДО Мокроусовская детско-юношеская спортивная школа», указанные мероприятия не исполняются. Неисполнение указанных требований создает угрозу совершения террористического акта, причинения вреда здоровью обучающихся, срыва образовательного процесса, а также возникновения иных чрезвычайных ситуаций. Таким образом, МБУ ДО Мокроусовская детско-юношеская спортивная школа», не исполняет требование действующего законодательства в сфере обеспечения антитеррористической безопасности. Отдел образования Администрации Мокроусовского муниципального округа Курганской области является учредителем МБУ ДО Мокроусовская детско-юношеская спортивная школа», что подтверждается уставом. МБУ ДО Мокроусовская детско-юношеская спортивная школа», является бюджетным учреждением, своих собственных средств не имеет, финансируется за счет средств своего учредителя. На основании изложенного истец просит:
1. признать незаконным бездействие МБУ ДО Мокроусовская детско-юношеская спортивная школа» и отдела образования Администрации Мокроусовского муниципального округа Курганской области в непринятии мер по устранению нарушений об антитеррористической защищенности;
2. обязать МБУ ДО Мокроусовская детско-юношеская спортивная школа», в месячный срок после поступления денежных средств провести следующие мероприятия в отношении объектов, расположенных по адресам: ул.Октябрьская, д.25 и ул.Советская, д.29, с.Мокроусово, Мокроусовский район, Курганская область:
- оснастить системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии;
- оснастить системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;
3. обязать Отдел образования Администрации Мокроусовского муниципального округа Курганской области в течении месяца после вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятия по обеспечению антитеррористической безопасности, в отношении объектов расположенных по адресам: по адресам: ул.Октябрьская, д.25 и ул.Советская, д.29, с.Мокроусово, Мокроусовский район, Курганская область:
- оснастить системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии;
- оснастить системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Определением от 11.12.2023, по ходатайству представителя прокуратуры Мокроусовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц, была произведена замена ненадлежащего соответчика в части требований о возложении обязанности финансирования мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности - Отдел образования Администрации Мокроусовского муниципального округа Курганской области на надлежащего соответчика Администрацию Мокроусовского муниципального округа Курганской области.
В судебном заседании представитель прокуратуры Мокроусовского района Курганской области Путьков И.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель МБУ ДО Мокроусовская детско-юношеская спортивная школа» Важенин А.В. в судебном заседании исковые требования не признал пояснив, что 09.01.2023 между МБУ ДО Мокроусовская детско-юношеская спортивная школа» и федеральным государственным казенным учреждением «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Кург8анской области» заключен договор на оказание услуг по пресечению преступлений и правонарушений, в рамках которого, исполнитель немедленно реагирует на поступающие с объекта сигналы «Тревога» при срабатывании кнопки тревожной сигнализации, установленной в МБУ ДО Мокроусовская детско-юношеская спортивная школа». Оплата по договору осуществляется ежемесячно. Данная кнопка установлена в телефоне, который всегда находится в здании школы и всегда доступен для вызова. Ответственные лица знают как вызывать охрану в случае непредвиденных ситуаций. Его, как руководителя, кнопка вызова в телефоне, полностью устраивает. Установление данной кнопки непосредственно в здании, понесет лишь большие финансовые расходы, но по сути ничего не изменит. По вопросу оборудования объекта МБУ ДО Мокроусовская детско-юношеская спортивная школа» системами оповещения и эвакуации, была составлена смета и получаются огромные деньги. Все упирается в финансирование.
Представители Администрации Мокроусовского муниципального округа Курганской области, отдела образования Администрации Мокроусовского муниципального округа Курганской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом, в письменных отзывах сообщили, что 09.01.2023 между МБУ ДО Мокроусовская детско-юношеская спортивная школа» и федеральным государственным казенным учреждением «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Кург8анской области» заключен договор на оказание услуг по пресечению преступлений и правонарушений, в рамках которого, исполнитель немедленно реагирует на поступающие с объекта сигналы «Тревога» при срабатывании кнопки тревожной сигнализации, установленной в МБУ ДО Мокроусовская детско-юношеская спортивная школа». Оплата по договору осуществляется ежемесячно. По вопросу оборудования объекта МБУ ДО Мокроусовская детско-юношеская спортивная школа» системами оповещения и эвакуации подана заявка на выделение денежных средств и подготовлен проект договора с ООО «Рельеф» на установку данного оборудования.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения участвующих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
В силу пункта 7 части 1 статьи 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В соответствии со статьей 5 указанного закона выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Пункт 4 статьи 3 указанного закона определяет, что противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
В соответствии с пунктом "д" статьи 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу положений статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
По смыслу пунктов 2, 15 части 3 статьи 28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Требования), и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
В силу пункта 17 указанных Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей, установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
Подпункт "г" пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006, предусмотрено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются такие мероприятия как оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии.
Согласно Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", войска национальной гвардии Российской Федерации являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, они полномочны обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения подразделений войск национальной гвардии объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны, в этих целях незамедлительно прибывать на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия (статья 1, пункт 21 части 1 статьи 9).
Подпунктом "д" пункта 24 указанных Требований предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) четвертой категории опасности осуществляются мероприятия оборудованию объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Как установлено судом, по представленным в материалы дела актам обследования и категорирования объектов по адресам: ул.Советская, д.29, с.Мокроусово Мокроусовского района Курганской области, ул.Октябрьская, д.25, с.Мокроусово Мокроусовского района Курганской области,МБУ ДО Мокроусовская детско-юношеская спортивная школа» присвоена четвертая категория опасности (л.д. 28-37).
МБУ ДО Мокроусовская детско-юношеская спортивная школа» является организацией дополнительного образования, некоммерческой организацией, организационно-правовая форма - муниципальное бюджетное учреждение, что следует из Устава учреждения.
Уставом МБУ ДО Мокроусовская детско-юношеская спортивная школа» предусмотрено, что учредителем МБУ ДО Мокроусовская детско-юношеская спортивная школа» является муниципальное образование Мокроусовский муниципальный округ Курганской области, функции и полномочия которого осуществляет администрация Мокроусовского муниципального округа Курганской области (п.1.4). Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств бюджета Мокроусовского муниципального округа Курганской области (л.д.1.6).
В ходе осуществления надзора за исполнением законодательства об антитеррористической защищенности в МБУ ДО Мокроусовская детско-юношеская спортивная школа» был выявлен ряд нарушений, в том числе, отсутствие системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае чрезвычайной ситуации о чем вынесено представление об устранении нарушений (л.д.7-11).
В результате проверки, проведенной прокуратурой Мокроусовского района Курганской области 02.11.2023, установлено, что в зданиях МБУ ДО Мокроусовская детско-юношеская спортивная школа» имеющим четвертую категорию опасности, расположенных по адресам: ул.Октябрьская д.25 с.Мокроусово и по ул.Советская д.29 с.Мокроусово, отсутствует система передачи сигнала тревоги в подразделения ВНГ РФ (тревожная кнопка) (л.д.25).
Таким образом, судом установлено, что на указанных выше объектах не выполнены требования предъявляемые к 4 категории опасности объектов образования обязательное мероприятие по обеспечению антитеррористической защищенности предусмотренное подпунктами «г» и «д» пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006.
При этом, необходимость оборудования указанных объектов системами оповещения эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения о потенциальной угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, обусловлена особым статусом образовательных учреждений и необходимостью их большей антитеррористической защищенности исходя из системного толкования содержания указанного постановления.
В материалы дела предоставлен договор №91 от 09.01.2023 на оказание услуг по пресечению преступлений и правонарушений заключенный между МБУ ДО Мокроусовская детско-юношеская спортивная школа» и ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Курганской области» предметом которого является реагирование нарядом группы задержания вневедомственной охраны на сигналы «тревога» при срабатывании кнопки тревожной сигнализации установленной в МБУ ДО Мокроусовская детско-юношеская спортивная школа» (л.д.42-46). Предоставлены документы подтверждающие оплату по указанному договору.
В судебном заседании было так же установлено, что «тревожная кнопка» установлена в сотовом телефоне предназначенном для общего пользования, который всегда находится в здании МБУ ДО Мокроусовская детско-юношеская спортивная школа» в общедоступном месте. Баланс сим-карты пополняется работниками учреждения. Ответственные лица ознакомлены с необходимым алгоритмом действий.
В рассматриваемом случае под сигналом "Тревога" следует понимать средства связи, обеспечивающие бесперебойную связь с дежурной службой исполнителя для вызова его мобильной вооруженной группы, что следует из п. 4.2.3.16 конкурсной документации.
Представитель МБУ ДО Мокроусовская детско-юношеская спортивная школа» не смог пояснить, каким образом будет передаваться сигнал «Тревога» в случае отсутствия интернета, отсутствия денежных средств на сим-карте, либо разряжения батареи. Каких-либо запасных вариантов или каналов связи для передачи сигнала «тревога», не имеется. Т.е. наличие тревожной кнопки в телефоне не обеспечивает бесперебойную связь с дежурной службой исполнителя для вызова его мобильной вооруженной группы.
Каких-либо контрактов на оказание услуг по передаче "тревожных сообщений" от кнопок тревожной сигнализации объектов учреждений на пульт централизованного наблюдения исполнителя с последующей передачей на автоматизированные рабочие места соответствующего подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, согласно которым исполнитель обязан обеспечить прямую телефонную связь с пультом центра управления подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, в суд не представлено.
Таким образом, действия представителя МБУ ДО Мокроусовская детско-юношеская спортивная школа» не являются достаточными для обеспечения антитеррористической защищенности и не свидетельствуют об устранении нарушений подпунктов "г", "д" пункта 24 Требований. Доказательств, свидетельствующих об устранении нарушений, ответчиками не представлено.
Отсутствие на объекте МБУ ДО Мокроусовская детско-юношеская спортивная школа» надлежащей системы оповещения и управления эвакуацией, обеспечивающей оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта, создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе детей, в силу возраста нуждающихся в особой защите, может привести к срыву их своевременного оповещения при возникновении такого рода чрезвычайной ситуации.
Установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что требования нормативно-правовых актов по техническому обеспечению и антитеррористической защищенности распространяются на МБУ ДО Мокроусовская детско-юношеская спортивная школа», как на учреждение дополнительного образования, а их неисполнение нарушает права неопределенного круга лиц, в силу чего, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
В силу пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что учредителем МБУ ДО Мокроусовская детско-юношеская спортивная школа» является МО Мокроусовский муниципальный округ Курганской области, от имени которого функции и полномочия осуществляет администрация Мокроусовского муниципального округа Курганской области.
Согласно п.1.6 Устава, финансовое обеспечение деятельности МБУ ДО Мокроусовская детско-юношеская спортивная школа», осуществляется за счет средств бюджета Мокроусовского муниципального округа.
Положениями статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района (пункт 6.1 части 1).
В части 3 статьи 5 Закона о противодействии терроризму также установлена обязанность органов местного самоуправления осуществлять в пределах своих полномочий противодействие терроризму, под которым, согласно п. 4 ст. 3, понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г., расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Таким образом, принятие мер к террористической защищенности образовательного учреждения является обязанностью также и администрации Мокроусовского муниципального округа. При этом не освобождает ответчиков от исполнения соответствующей обязанности отсутствие денежных средств на устранение имеющихся нарушений законодательства о противодействии терроризму.
Обязанность по оборудованию МБУ ДО Мокроусовская детско-юношеская спортивная школа» системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации возникла у МБУ ДО Мокроусовская детско-юношеская спортивная школа» после вступления в силу Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" 17.08.2019 (подпункт "д" пункта 24), поэтому при решении вопроса о формировании бюджета МО "Мокроусовский муниципальный округ, администрация района, которая является учредителем МБУ ДО Мокроусовская детско-юношеская спортивная школа», должна была учесть наличие данной обязанности.
Поскольку судом установлен факт отсутствия финансирования со стороны учредителя и собственника имущества на выполнение соответствующих требований к антитеррористической защищенности объекта, то суд считает необходимым возложить на администрацию Мокроусовского муниципального округа Курганской области обязанность по финансированию указанных мероприятий.
С учетом положений части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Установление соответствующего срока и определение его продолжительности является исключительным правом суда, который определяет срок с учетом исследованных в совокупности доказательств по делу, возможности ответчика по его исполнению, степени затруднительности исполнения судебного акта, а также иных заслуживающих внимания обстоятельств. Такой срок должен быть разумным, установлен с тем расчетом, чтобы у ответчика была реальная возможность исполнить решение суда и по возможности избежать механизма, установленного статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов МБУ ДО Мокроусовская детско-юношеская спортивная школа» требует значительных финансовых затрат, указанный в исковом заявлении срок проведения указанных мероприятий и осуществления финансирования, суд находит не достаточным и считает возможным установить ответчикам срок для исполнения возложенных обязанностей: 2 месяца для проведения указанных мероприятий и 3 месяца для осуществления финансирования.
В соответствии с п.19 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, с ответчиков, государственная пошлина взысканию не подлежит
На основании изложенного и руководствуясь, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Мокроусовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Мокроусовская детско-юношеская спортивная школа», Администрации Мокроусовского муниципального округа о возложении обязанности по устранению нарушений антитеррористической защищенности, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МБУ ДО Мокроусовская детско-юношеская спортивная школа» и администрации Мокроусовского муниципального округа Курганской области в непринятии мер по устранению нарушений об антитеррористической защищенности.
Обязать МБУ ДО Мокроусовская детско-юношеская спортивная школа», в двухмесячный срок после поступления денежных средств провести следующие мероприятия в отношении объектов, расположенных по адресам: ул.Октябрьская, д.25 и ул.Советская, д.29, с.Мокроусово, Мокроусовский район, Курганская область:
- оснастить системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии;
- оснастить системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать администрацию Мокроусовского муниципального округа Курганской области в течении трёх месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности, в отношении объектов расположенных по адресам: по адресам: ул.Октябрьская, д.25 и ул.Советская, д.29, с.Мокроусово, Мокроусовский район, Курганская область: оснащение системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии; оснащение системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи жалобы через Мокроусовский районный суд Курганской области.
Мотивированное решение составлено 22.12.2023.
Судья