Дело № 2-1202/2020
УИД 22RS0067-01-2020-001008-22
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 мая 2020 года г. Барнаул
Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Шмидт Ю.С.,
при секретаре Климовой А.В.,
с участием представителя ответчика Жаравиной Г.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сергиенко Жанны Юрьевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю о снятии объектов недвижимости с кадастрового учета,
У С Т А Н О В И Л:
Сергиенко Ж.Ю. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю о возложении обязанности снять с государственного кадастрового учета объекты недвижимости с кадастровыми номерами №, расположенные по адресу: <адрес>.
Заявленные требования истец обосновала тем, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> на основании распоряжения администрации г.Барнаула № от ДД.ММ.ГГГГ. По данным кадастрового учета на указанном земельном участке расположены два объекта недвижимости: жилой дом, 1972 года постройки, 35,8 кв.м. и жилой дом, 1960 года постройки, 58,9 кв.м. Зарегистрированное право собственности на данные объекты отсутствует, они имеют признаки самовольных строений.
ДД.ММ.ГГГГ получен ответ из Архивного отдела администрации г.Барнаула об отсутствии сведений о правообладателях, разрешениях на строительство, решениях исполнительных комитетов, Барнаульского городского, Районных советов народных депутатов, а также документов, сформированных по вышеуказанному адресу в отношении земельных участков, жилых домов, объектов, находящихся по данному адресу.
Истец на протяжении ряда лет являлась фактически правообладателем вышеуказанных объектов недвижимости, приобретя их у прежних владельцев по расписке, затем снесла их, намереваясь построить на земельном участке новый объект – индивидуальный жилой дом.
На обращение истца в Управление Росреестра по Алтайскому краю с заявлением о снятии объектов с государственного кадастрового учета, ДД.ММ.ГГГГ принято решение № о приостановлении осуществления деятельности по прекращению государственного кадастрового учета, на том основании, что кадастровый учет вышеуказанных объектов может быть прекращен лишь по заявлению собственников объектов, либо по решению суда.
Поскольку объекты недвижимости были возведены без разрешительной документации, соответственно представить документы подтверждающие право собственности представить не представляется возможным. Сложившееся положение нарушает права и законные интересы истца как собственника земельного участка.
Истец Сергиенко Ж.Ю. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика Управления Росреестра по Алтайскому краю Жаравина Г.Е., действующая на основании доверенности, удовлетворение исковых требований оставила на усмотрение суда, поддержала возражения, изложенные в письменном виде и приобщенные к материалам дела.
С учетом мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственной регистрации недвижимости», утратили силу ст. 21 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и 28 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу. Настоящий Федеральный закон по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу положений п.3 ст.1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (действовавшего на момент постановки объекта незавершенного строительства на кадастровый учет), государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
На основании ст.16 Закона №221-ФЗ, кадастровый учет осуществлялся в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В судебном заседании установлено, что Сергиенко Ж.Ю. на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью 304 кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается Выпиской из ЕГРН с ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, на указанном земельном участке были расположены два объекта недвижимости: жилой дом, кадастровый номер №, 1972 года постройки, 35,8 кв.м. и жилой дом, кадастровый номер №, 1960 года постройки, 58,9 кв.м., являющиеся самовольными постройками (ст.222 ГК РФ), возведенные прежними собственниками земельного участка. Регистрация прав на них не осуществлялась.
В целях исполнения Федерального закона РФ от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения об объектах недвижимости Литер А, площадью 58,9 кв.м., Литер Б, площадью 35,8 кв.м., расположенные на земельном участке по адресу <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ были внесены в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Владельцем самовольных строений по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ значилась ФИО2. По сведениям Краевого адресного бюро, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ выписана по смерти.
Иных заинтересованных лиц по данному делу не установлено.
В соответствии со ст.ст. 1, 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О кадастровой деятельности» полномочия по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства до ДД.ММ.ГГГГ осуществляли органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.
В соответствии с ч. 3 ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В срок до ДД.ММ.ГГГГ органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Включение в ГКН сведений о зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства, осуществлялось на основании приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № «О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости».
В соответствии с ч.2 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Закона о кадастре к отношениям, возникающим в связи осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства» (документ фактически утратил силу в связи с окончанием действия переходного периода применения Закона о кадастре к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Алтайского края Филиалом осуществляется кадастровый учет объектов капитального строительства с ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ истец Сергиенко Ж.Ю. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю с заявлением о снятии с кадастрового учета объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, расположенные по адресу: <адрес>, поставленных на кадастровый учет в соответствие с ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с приложением акта обследования, подтверждающего прекращение существования объектов учета.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Алтайскому краю вынесено решения № о приостановлении осуществления деятельности по прекращению государственного кадастрового учета, в соответствии с п.5 части 1 статьи 26 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон), на том основании, что кадастровый учет вышеуказанных объектов может быть прекращен лишь по заявлению собственников объектов, либо по решению суда.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 15 Закона при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости снятие с государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению собственника такого объекта.
С заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости обратилась Сергиенко Жанна Юрьевна, при этом документ, удостоверяющий право собственности заявителя на объекты, в отношении которых подано заявление не представлены, следовательно, органу регистрации не представляется возможным установить, что с заявлением обратилось надлежащее лицо (собственник объектов).
Из ответа Архивного отдела администрации города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в документах архивного фонда комитета по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула «Разрешения председателя комитета на строительство» за 2007-2013 г.г. сведения о разрешении строительства жилого дома по <адрес> отсутствуют. Разрешения на строительство с 1957 по 2006 г.г., решения исполнительных комитетов Барнаульского городского, районных Советов народных депутатов, а также документы, сформированные по адресам жилых домов, земельных участков, объектов на хранение в архивный отдел администрации г.Барнаула не передавались.
При имеющихся обстоятельствах объекты недвижимости Литер А, площадью 58,9 кв.м., Литер Б, площадью 35,8 кв.м., были поставлен на кадастровый учет в соответствии с законодательством, действовавшим на дату внесения сведений в ГКН (ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ.).
Тогда как в настоящее время с заявлением о снятии с кадастрового учета снесенных объектов самовольного строительства (в соответствии с ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ) может обратиться собственник такого объекта, предоставив документы, подтверждающие его право собственности.
Истец Сергиенко Ж.Ю. лишена возможности предоставить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю документы, подтверждающие ее право собственности, поскольку такие документы у нее отсутствуют, так как объекты недвижимости являются самовольными постройками и право собственности на них в силу положений ст. 222 ГК РФ не могло возникнуть ни у нее, ни у предыдущего собственника земельного участка.
Данные изменения в законодательстве лишают истца возможности в установленном законом порядке снять с кадастрового учета несуществующие в настоящее время объекты недвижимости с кадастровыми номерами №, что нарушает ее права и законные интересы как собственника земельного участка.
В силу п.5 ч.2 ст. 14 Закона о регистрации, одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие с законную силу судебные акты.
Нормами Закона о регистрации недвижимости не предусмотрено прямого основания для снятия с кадастрового учета объектов недвижимости на основании решения суда. Данное обстоятельство является предпосылкой для применения части 4 статьи 1 ГПК Российской Федерации, согласно которой в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
С учетом изложенного, суд полагает подлежащим применению по аналогии п.5 ч.2 ст. 14 Закона о регистрации, согласно которого основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Выбор способа защиты права и формулирование предмета иска являются правом истца, который в соответствии с пунктами 4, 5 части 2 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации формулирует в исковом заявлении исковое требование, вытекающее из спорного материального правоотношения (предмет иска), и фактическое обоснование заявленного требования - обстоятельства, с которыми истец связывает свои требования (основание иска).
Действующее законодательство не ограничивает лицо, чьи права нарушены, в выборе способов защиты, перечисленных в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вместе с тем выбранный истцом способ защиты не должен нарушать права и законные интересы иных лиц, а если нормами права предусмотрен для конкретного правоотношения только определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд за защитой своего права, вправе применять лишь этот способ.
Таким образом, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требование истца о снятии с государственного кадастрового учета объекты недвижимости с кадастровыми номерами №, расположенные по адресу: <адрес> подлежат удовлетворению. При этом требования истца о возложении соответствующей обязанности на Управление Росреестра находит заявленным излишне.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░