Дело № 2-3378/2024
49RS0001-01-2024-006185-85
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Магадан 8 октября 2024 года
Магаданский городской суд Магаданской области в составе:
председательствующего судьи Пановой Н.А.,
при секретаре Барсуковой М.А.,
с участием прокурора Завьяловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Магаданского городского суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Магадана в защиту прав и законных интересов Денщиковой Натальи Валентиновны к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника» о возложении обязанности включить в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальный выплаты, и направить реестр для осуществления выплат,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Магадана обратился в Магаданский городской суд в защиту прав и законных интересов Денщиковой Н.В. с названным исковым заявлением к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника» (далее - МОГБУЗ «Городская поликлиника», учреждение).
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города проведена проверка по коллективному обращению медицинских работников МОГБУЗ «Городская поликлиника» по вопросу предоставления специальной социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (далее также - постановление Правительства Российской Федерации № 2568).
Обращает внимание, что в соответствии с подп. «е» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации № 2568 с 1 января 2023 года установлена специальная социальная выплата среднему медицинскому персоналу, работающему с врачами, указанными в подп. «б» данного пункта, а также оказывающий первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющий диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию).
При этом специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в течение семи рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации реестра.
Таким образом, обязанность по предоставлению сведений о работниках, получающих указанную социальную выплату, в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Магаданской области лежит (далее - ОСФР по Магаданской области) на МОГБУЗ «Городская поликлиника».
Сообщает, что в ходе проведенной проверки установлено, что Денщикова Н.В. является старшей медицинской сестрой терапевтического отделения амбулаторного отделения № 2, которое входит в состав структурного подразделения учреждения.
По мнению прокурора, имеются основания для отнесения материального истца, занимающей должность старшей медицинской сестры амбулаторного отделения № 2 МОГБУЗ «Городская поликлиника» в соответствии с подп. «е» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации № 2568.
Вместе с тем, специальная социальная выплата, предусмотренная указанным постановлением, материальному истцу не выплачена, она не включена в реестр работников, имеющих право на получение выплаты, как работник, относящийся к категории, указанной в п. 2 постановления Правительства Российской Федерации № 2568.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, просит суд возложить на МОГБУЗ «Городская поликлиника» обязанность в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу включить Денщикову Н.В. в реестр работников, имеющих с 1 января 2023 года право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной подп. «е» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации № 2568, и направить данный реестр в ОСФР по Магаданской области для осуществления выплат.
Определением судьи Магаданского городского суда от 4 сентября 2024 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области (далее - Минздрав Магаданской области) и ОСФР по Магаданской области.
Материальный истец Денщикова Н.В., представители ответчика МОГБУЗ «Городская поликлиника», третьих лиц Минздрава Магаданской области и ОСФР по Магаданской области для участия в судебном заседании не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании прокурор требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика МОГБУЗ «Городская поликлиника» возражала против удовлетворения требований, указывая, что истец не относится к категории работников медицинского учреждения, указанных в п. 2 постановления Правительства Российской Федерации № 2568, поскольку в должностные обязанности материального истца входит только организации работы среднего медицинского персонала. Также отмечено, что отделение неотложной медицинской помощи не осуществляет медицинскую помощь по территориально-участковому принципу.
Выслушав объяснения прокурора, исследовав письменные доказательства по делу, и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).
Положениями ч. 2 ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 2568 отдельным категориям медицинских работников медицинских учреждений государственной системы здравоохранения, участвующих в программах обязательного медицинского страхования, с 1 января 2023 года установлена ежемесячная специальная социальная выплата.
В подп. «е» п.2 указанного постановления (в редакции от 31 декабря 2022 года) с 1 января 2023 года установлена специальная социальная выплата специалистам со средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными в подп. «б» указанного пункта, а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию).
С 21 марта 2024 года установлена специальная социальная выплата среднему медицинскому персоналу, работающему с врачами, указанными в подп. «б» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации № 2568, а также оказывающему первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющий диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию) (подп. «е» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации № 2568 в редакции, действующей с 21 марта 2024 года).
Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских и иных организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья регулирует Закон об основах охраны здоровья граждан.
Согласно ч. 2 ст. 32 и ч. 1-4 ст. 33 названного Закона к видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь.
В ст. 33 этого же Закона указано, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения (ч. 1).
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь (ч. 5).
Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара (ч. 6).
В ч. 1 и ч. 2 ст. 34 Закона об основах охраны здоровья граждан установлено, что специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.
В соответствии с п. 2 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года № 543н (далее - Положение № 543н), организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями № 1-27 к названному Положению.
Приказом Минздрава России от 10 марта 2023 года № 99н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации № 2568 (далее - Разъяснения № 99н).
В п. 4 Разъяснений № 99н указано, что при осуществлении специальной социальной выплаты, в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам, указанным в подп. «б», «е» и «и» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации № 2568, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи, включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций).
Должности медицинских работников, претендующих на получение выплаты, должны соответствовать должностям, определенным в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1183н (п. 3 Разъяснений № 99н).
Правовым основанием для удовлетворения требований прокурора о включении материального истца в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации № 2568, является соответствие работников одной из категорий медицинских работников, поименованной в п. 2 данного постановления.
Таким образом, для установления ежемесячной специальной социальной выплаты необходимы следующие условия:
- во-первых, медицинский работник должен осуществлять работу в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению,
- во-вторых, должность работника должна быть отнесена к врачам, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, а также к среднему медицинскому персоналу, работающему с указанными врачами;
- в-третьих, работник должен оказывать первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществлять диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Денщикова Н.В. на основании трудового договора от 5 февраля 2021 года принята в МОГБУЗ «Городская поликлиника» в амбулаторное отделение № 2 на должность старшей медицинской сестры с 12 июля 1999 года.
Трудовой договор заключен на неопределенный срок.
На основании дополнительного соглашения от 9 января 2024 года Денщикова Н.В., оставаясь замещать прежнюю должность, 9 января 2024 года переведена в отделение неотложной медицинской помощи (общеполиклиническое отделение).
При этом дополнительное соглашение от 9 января 2024 года свидетельствует о том, что Денщикова Н.В. переведена в отделение неотложной медицинской помощи (общеполиклиническое отделение) на должность медицинской сестры процедурной (на 0,25 ставки).
Таким образом, судом установлено, что материальный истец работает по основному месту работы в должности старшей медицинской сестры, а в должности медицинской сестры процедурной - по внутреннему совместительству.
Ответчиком не оспаривается, что материальный истец не включена в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации № 2568, в том числе по мотиву, что отделение неотложной медицинской помощи не осуществляет медицинскую помощь по территориально-участковому принципу.
МОГБУЗ «Городская поликлиника» является юридическим лицом и имеет структуру, состоящую из подразделений, в задачи которых входит обеспечение деятельности учреждения по оказанию медицинской помощи населению, а также из клинических и диагностических подразделений, в функции которых входит оказание медицинской помощи по различным видам, условиям и формам: амбулаторные отделения, центры, специализированные отделения, дневные стационары, медицинские кабинеты, клинико-диагностические лаборатории, фельдшерские здравпункты, стерилизационные, регистратуры (п. 1.6 устава в редакции от 1 августа 2023 года).
Основной целью деятельности учреждения является оказание медицинской помощи населению муниципального образования «Город Магадан», а также населению Магаданской области посредством мобильного медицинского стоматологического кабинета, при этом к основным видам деятельности учреждение отнесены, в том числе оказание первичной доврачебной, врачебной и специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара (п. 3.1, 3.2 устава).
Согласно п. 12 Положения № 543н организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений ст. 21 Закона об основах охраны здоровья граждан.
Пунктом 2 Правил организации деятельности поликлиники, являющихся приложением № 1 к Положению № 543н, определено, что поликлиника является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, и организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи, первичной специализированной медико-санитарной помощи, а также паллиативной медицинской помощи населению.
Исходя из Правил организации деятельности врачебной амбулатории, (приложение № 12 к Положению № 543н) врачебная амбулатория организуется для оказания первичной врачебной медико-санитарной помощи, а также первичной доврачебной медико-санитарной помощи в рамках оказания неотложной медицинской помощи населению. Врачебная амбулатория является самостоятельной медицинской организацией либо структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения) (п. 2).
Оказание первичной врачебной медицинской помощи во врачебной амбулатории осуществляется врачами-терапевтами участковыми, врачами-терапевтами цехового врачебного участка, врачами общей практики (семейными врачами) и врачами-специалистами по территориально-участковому принципу (п. 3).
Таким образом, МОГБУЗ «Городская поликлиника» относится к медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а потому в силу вышеприведенных положений постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568 обязано ежемесячно предоставлять в ОСФР по Магаданской области реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.
Разрешая вопрос, относится ли истец к категории медицинских работников медицинских учреждений, на которых распространяется действие постановления Правительства Российской Федерации № 2568, в силу занимаемой ими должности, суд учитывает следующее.
Пунктом 1.4 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1183н, предусмотрена должность старшей медицинской сестры, которая отнесена к должностям специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал).
Приказом Минздрава России от 2 мая 2023 года № 205н приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации 20 декабря 2012 года № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» признан утратившим силу.
Пунктом 6.7 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 2 мая 2023 года № 205н, также предусмотрена должность старшей медицинской сестры, которая отнесена к должностям специалистов со средним профессиональным медицинским образованием (средний медицинский персонал).
Как указывалось выше, Денщикова Н.В. с 12 июля 1999 года работает в амбулаторном отделении № 2 МОГБУЗ «Городская поликлиника» в должности старшей медицинской сестры, а 9 января 2024 года, оставаясь замещать прежнюю должность, переведена в отделение неотложной медицинской помощи (общеполиклиническое отделение), и с этого же времени переведена в отделение неотложной медицинской помощи (общеполиклиническое отделение) на должность медицинской сестры процедурной (на 0,25 ставки).
Трудовые функции и обязанности истца определены должностной инструкцией старшей медицинской сестры.
Из данной должностной инструкции следует, что к должностным обязанностям старшей медицинской сестры отнесены: организация труда среднего медицинского персонала амбулаторного отделения; осуществление проверки графиков работы по каждому отделению и отдельным кабинетам; проверка табеля учета рабочего времени; организация замещения не вышедших на работу средних медицинских работников; контроль за выполнением правил внутреннего трудового распорядка и должностных инструкций средними медицинскими работниками; своевременное предоставление отчетной документацией; сбор и осуществление заявок на приобретение и формирование резерва медикаментов, их распределение; выдача и списание медикаментов и расходных материалов; контроль за условиями и сроками хранения медикаментов; хранение, выдача и учёт наркотических средств и психотропных веществ; участие в работе совета медицинских сестер; проведение сестринских конференций; осуществление ежемесячных обходов подведомственных отделений и кабинетов для контроля санитарно-эпидемиологического режима; организация профессиональной переподготовки средних медицинских работников; проведение санитарно-просветительской работы среди сотрудников; контроль за сроками периодических медицинских осмотров и диспансеризации среднего медицинского персонала; учёт контрольно-измерительных приборов; оформление медицинской документации и иной служебной документации.
Учитывая, что данные обязанности предусматривают выполнение старшей медицинской сестрой организационной работы амбулаторного отделения и не предполагают работы с врачами, осуществляющими оказание первичной медико-санитарной помощи, суд приходит к выводу, что совокупность условий, предоставляющих право на получение специальной социальной выплаты, у Денщиковой Н.В. отсутствует.
При этом работа Денщиковой Н.В. по совместительству в должности медицинской сестры процедурной (на 0,25 ставки) также не дает ей право на получение специальной социальной выплаты, поскольку в силу п. 2 постановления Правительства Российской Федерации № 256 специальная социальная выплата подлежит начислению медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования за исключением случаев внутреннего и внешнего совместительства.
При таком положении в удовлетворении требования о возложении на ответчика обязанности включить Денщикову Н.В. в реестр работников, имеющих с 1 января 2023 года право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной подп. «е» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации № 2568, надлежит отказать.
Разрешая требование о возложении на ответчика обязанности направить реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, в ОСФР по Магаданской области для осуществления выплат, суд исходит из следующего.
Так, спорная специальная социальная выплата медицинским работникам, указанным в п. 2 постановления Правительства Российской Федерации № 2568 и занимающим штатные должности по состоянию на 1 января 2023 года, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также впервые пришедшим в 2023 году и последующих годах на вакантные должности в медицинские организации, осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (подп. «а» ч. 4 постановления Правительства Российской Федерации № 2568).
Порядок осуществления данной выплаты разъяснен в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 2568 (далее - Правила).
Названными Правилами предусмотрено, что специальная социальная выплата осуществляется ежемесячно на основе данных медицинских организаций за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (п. 3).
Для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее - реестр). В декабре реестр представляется медицинскими организациями в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца (п. 4).
Реестр в электронной форме подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица и направляется в федеральную ГИС «Соцстрах» СФР либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого фондом на безвозмездной основе посредством внешних сервисов информационного взаимодействия (п. 5).
Учитывая, что оснований для включения Денщиковой Н.В. в реестр работников, имеющих с 1 января 2023 года право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной подп. «е» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации № 2568, судом не установлено, то производное требование о возложении на ответчика обязанности направить такой реестр в ОСФР по Магаданской области для производства выплат удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления прокурора города Магадана в защиту прав и законных интересов Денщиковой Натальи Валентиновны к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника» о возложении обязанности включить в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальный выплаты, и направить реестр для осуществления выплат отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, принесения апелляционного представления через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Установить день составления мотивированного решения - 14 октября 2024 года.
Судья Н.А. Панова
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>