Дело № 2-461/2020
УИД 42RS0003-01-2020-000759-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Березовский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего судьи Гонтаревой Н.А.,
при секретере Кузнецовой В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Березовском Кемеровской области 09 октября 2020 года
гражданское дело по иску Моисеева <данные изъяты> к обществу с ограниченной ответственностью «Тайга» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Моисеев Е.В. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит взыскать с ООО «Тайга» в его пользу стоимость восстановительного ремонта в размере 233749 рублей, компенсацию морального вреда - 20000 рублей, штраф в размере 116874 рубля 50 копеек за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, расходы по выполнению экспертного заключения №/у об определении размера ущерба - 5000 рублей.
Требования обоснованы тем, что он является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, ул. <данные изъяты> находящейся на 3 этаже многоквартирного жилого дома, управление которым осуществляет ООО «Тайга». Он ежемесячно и своевременно оплачивает жилищно-коммунальные услуги, в том числе за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Осенью 2018 года после сильного ветра сорвало мягкое покрытие с кровли, в результате чего происходило затопление квартиры.
07 июня 2019года он обратился в обслуживающую компанию ООО «Трастэнерго» на предмет протечки с кровли после дождей. А так же был составлен комиссионный акт начальником участка. Практически во всех комнатах квартиры протечки с потолка, ржавые разводы от воды.
21 ноября 2019 года он обратился с претензией к руководителю ООО «Тайга» с просьбой произвести восстановительный ремонт в квартире, однако претензия оставлена без удовлетворения.
8 февраля 2020 года он обратился в ООО «Губернские оценщики» для определения размера ущерба (восстановительного ремонта). На основании экспертного заключения итоговая величина размера ущерба, нанесенного в результате затопления жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <данные изъяты> составляет 233 749 руб. Стоимость оценки составила 5 000 рублей.
22 марта 2020 года он обратился с претензией к руководителю ООО «Тайга» с просьбой о выплате размера ущерба, нанесенного в результате затопления в размере 233 749 рублей и расходов, понесенных на оплату услуг ООО «Губернские оценщики», в размере 5000 руб., однако претензия оставлена без удовлетворения.
Считает, что бездействиями ответчика, его семье причинены нравственные страдания. Он вместе с детьми вынужден проживать в условиях постоянной сырости и плесени, ремонт в квартире пришел в негодность, дети постоянно болеют. Он переживает, нервничает, постоянно вынужден был обращаться к ответчику с требованиями устранить ущерб, однако он никаких мер не принимал.
С учетом характера и степени причиненных ему нравственных страданий, степени вины ответчика, он считает необходимым взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
В судебном заседании истец, его представитель Якушенко В.В., действующая на основании доверенности от 07.07.2020, исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ООО «Тайга» Батырева Е.П., действующая на основании доверенности от 01.07.2020, исковые требования не признала, полагая, что они не являются надлежащим ответчиком по делу, поскольку возникший у истца ущерб является следствием чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей в ночь с 28.10.2018 на 29.10.2018, устранением последствий которой занималась администрация Березовского городского округа. Управляющая организация активно участвовала в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, не проявляя бездействия, неправомерного и халатного отношения к сложившейся ситуации, надлежащим образом выполнила свои обязанности по управлению многоквартирным домом, несмотря на то, что обязанность по ремонту крыши, вследствие произошедшей чрезвычайной ситуации, не лежала на ООО «Тайга».
Представитель третьего лица МКУ по УЖКХ Березовского городского округа Вернер И.А., действующая на основании доверенности от 04.06.2020, считала исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, пояснив, что с 28 на 29 октября 2018 был сильный ветер, порывы которого достигали 24-26 м/с. 31.10.2018 состоялось заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям, было признано, что данная ситуация относится к чрезвычайной. В результате данной чрезвычайной ситуации было повреждено 7 объектов, в том числе на крыше <адрес> повреждена кровля, разрушено покрытие кровли, разрушен карниз из стали и разрушен кирпичный парапет. Из резервного фонда администрации Березовского городского округа были выделены средства для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации Управлению жизнеобеспечения и строительства для последующего финансирования МКУ по УЖКХ Березовского городского округа, в целях проведения неотложных ремонтно-восстановительных работ целостности крыши. В соответствии с распоряжением Администрации Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ муниципальным заказчиком на выполнение ремонтно-восстановительных работ целостности крыши, фасада многоквартирных домов, в том числе по <адрес> являлось МКУ по УЖКХ Березовского городского округа. ДД.ММ.ГГГГ между МКУ по УЖКХ Березовского городского округа и ООО «Тайга» был заключен муниципальный контракт на ремонтно-восстановительные работы целостности кровли дома по <адрес>. Срок проведения работ установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку в техническом задании были определены работы, связанные с мокрыми процессами, строительными нормативами и температурным режимом, запрещающие выполнение работ при температуре ниже +5, выполнение работ по контракту стало невозможным, поскольку температура воздуха стала низкая, выпали осадки в виде снега. Муниципальный контракт был расторгнут по соглашению сторон. ДД.ММ.ГГГГ Государственной жилищной инспекцией было выдано предписание ООО «Тайга» не допускать подтопление с кровли жилых помещений верхних этажей и выполнить ремонт кровли дома. ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Тайга» и МКУ по УЖКХ Березовского городского округа были заключены договоры подряда на выполнение ремонтно-восстановительных работ целостности крыши дома (подготовительные работы) и выполнение ремонтно-восстановительных работ целостности крыши дома по <адрес> после чрезвычайной ситуации природного характера. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Тайга» выполнило работы. Полагают, что управляющая компания является надлежащим ответчиком по делу, поскольку ненадлежащим образом содержала крышу спорного дома.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, дав оценку собранным доказательствам в соответствии с требованиями ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту: ГПК РФ), суд находит исковые требования Моисеева Е.В. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктами 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту: ГК РФ) установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В силу ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В силу ч.1, ч.1.1, ч.1.2 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.10 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 29.06.2020) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
в соответствии с п.42 Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии с ч.6 ст.189 ЖК РФ в случае, если в срок, указанный в части 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения указанного срока принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы. В случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера решение по вопросам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 5 настоящей статьи, принимается в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В указанном случае капитальный ремонт многоквартирного дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, за счет средств регионального оператора, определенных статьей 185 настоящего Кодекса и законом субъекта Российской Федерации в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта.
На отношения между собственниками жилых помещений в многоквартирном доме и управляющей компанией распространяется Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей).
В соответствии с преамбулой Закона о защите прав потребителей - данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Исполнителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Исходя из положений указанного выше закона граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, относятся к потребителям услуг, оказываемых управляющей организацией (исполнителем) по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем на данные правоотношения распространяется Закон о защите прав потребителей.
В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).
Судом установлено, что Моисеев <данные изъяты> является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес><данные изъяты> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, договором купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ.
Управление многоквартирным домом по <адрес> в <адрес> осуществляется управляющей компанией ООО «Тайга», что подтверждается Договором управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривается сторонами.
Согласно указанному договору управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Тайга» осуществляет содержание общего имущества собственников дома, в том числе работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, а именно: проверку кровли на отсутствие протечек; выявление деформации и повреждений несущих кровельных конструкций, антисептической и противопожарной защиты деревянных конструкций, крепление элементов несущих конструкций крыши, водоотводящих устройств и оборудования, слуховых окон, выходов на крыши, водоприемных воронок внутреннего водостока, проверка и при необходимости очистка кровли и водоотводящих устройств от мусора, грязи и наледи, препятствующих стоку дождевых и талых вод, проверка и очистка при необходимости кровли от скопления снега и наледи; при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение. В остальных случаях – разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
На основании договора подряда № на выполнение обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Тайга» и ООО «ТранстЭнерго», ООО «ТранстЭнерго» является обслуживающей организацией многоквартирного дома по <адрес> в <адрес> и приняло на себя обязательства по выполнению работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества данного многоквартирного дома.
Истец указывает, что осенью 2018 года после сильного ветра сорвало мягкое покрытие с кровли дома по <адрес> в <адрес>, в результате чего с этого момента происходило затопление его квартиры. Управляющая компания бездействовала. 07.06.2019 он обратился в обслуживающую компанию ООО «ТрастЭнерго» на предмет большой протечки с кровли после дождей, которым был составлен акт отражены повреждения комнат квартиры. Управляющая компания игнорировала его претензию о проведении восстановительных работ в квартире, а также о возмещении ущерба.
Установлено, что согласно акту, составленному ДД.ММ.ГГГГ ООО «ТрастЭнерго», в результате осмотра <адрес> по <адрес> в <адрес> выявлено следующее: осенью 2018 года после шквального ветра сорвало мягкое покрытие с кровли дома, в результате чего происходило затопление квартиры. Зал – натяжной потолок. Видны разводы от воды, на потолке образовались мешки с водой в районе люстры и окна, в районе окна рядом с откосами в верхней части разводы от воды. Спальня – тканевый натяжной потолок, видны ржавые разводы от воды, в люстре (плафоне) вода, правый угол – обои влажные, в районе окна на откосах следы от протечки. Спальня № – в районе окна двухуровневый потолок сделан из гипсокартона, видны разводы от воды. В районе окна на откосах следы от воды, в правом верхнем углу на обоях разводы от воды. В чердачном помещении расстелена полиэтиленовая пленка для защиты от атмосферных осадков.
Согласно экспертному заключению № 03-03-20/у ООО «Губернские оценщики» итоговая величина размера ущерба, нанесенного в результате затопления жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <данные изъяты>, составляет 233 749 рублей на дату осмотра ДД.ММ.ГГГГ.
Стоимость оценки составила 5 000 рублей.
В судебном заседании эксперт ООО «Губернские оценщики» ФИО5 пояснил, что он выезжал на <адрес><данные изъяты> в <адрес>, осматривал квартиру на предмет затопления. Установить дату затопления из-за давности не удалось. При установлении размера ущерба и указывая на затопления квартиры с осени 2018г., он исходил из пояснений Моисеева Е.В., который указывал, что с осени 2018 года были протекания воды с кровли, а также акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ. При осмотре установлено, что протекания носили длительный характер.
Согласно сообщению представителя НО «Фонд капитального ремонта» ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, до настоящего времени не производился. Плановый год проведения работ по капитальному ремонту вышеуказанного дома в соответствии с региональной программой: 2025 год.
Таким образом, из норм жилищного законодательства и договора управления судом установлено, что содержание общего имущество собственников многоквартирного дома по <адрес> в <адрес>, в том числе крыши, осуществляет ООО «Тайга», управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. При этом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Вместе с тем, судом установлено, что в ночь с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ в г.Березовском наблюдалось резкое усиление ветра с порывами до 24,6 м/с.
Согласно решению комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности администрации Березовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ в результате чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей вследствие непреодолимой силы - резкого усиления ветра с порывами до 24,6 м/с в ночь с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ, произошли разрушения конструктивных элементов кровли и фасада на объектах социальной сферы и жилого фонда <адрес>, в том числе на крыше жилого дома по <адрес>.
Произошедшая чрезвычайная ситуация отнесена вышеуказанной комиссией к чрезвычайной ситуации муниципального характера.
Комиссия решила выделить из резервного фонда администрации Березовского городского округа финансовые средства в размере 1016,471 тысяч рублей на мероприятия по ликвидации последствий произошедшей чрезвычайной ситуации.
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, составленному представителями МКУ по УЖКХ Березовского городского округа и ООО «ГУП ЖКХ <адрес>», произведено обследование кровли дома по <адрес> в <адрес> после порыва ветра в ночь с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ, в результате чего установлено следующее: дом трехэтажный, на чердачном помещении расстелена пленка. Кровельное покрытие сорвано в объеме 220 кв.м, отсутствует карнизная часть по периметру более 30 кв.м; разрушен кирпичный парапет, нет слива более 35 кв.м, цементная стяжка рыхлая, видимые трещины.
При обследовании жилищного фонда об определении масштабов аварий в жилищном фонде города, произошедших в связи с чрезвычайной ситуацией природного характера (ураганного ветра порывами до 24 м/с) в ночь с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ управляющей организацией установлено, что по адресу <адрес> сорвало 290 кв.м. мягкой кровли.
Распоряжением администрации Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О выделении средств из резервного фонда администрации Березовского городского округа для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации» Управлению жизнеобеспечения и строительства Березовского городского округа из резервного фонда администрации Березовского городского округа в целях проведения неотложных ремонтно-восстановительных работ 6 объектов, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе на выполнение ремонтно-восстановительных работ целостности крыши многоквартирного дома по <адрес>, выделено 962284 рубля. Определен муниципальным заказчиком на выполнение ремонтно-восстановительных работ целостности крыши, фасада многоквартирных домов по <адрес> - МКУ по УЖКХ Березовского городского округа.
ДД.ММ.ГГГГ между МКУ по УЖКХ Березовского городского округа и ООО «Тайга» заключен муниципальный контракт №-чс/2018 на выполнение ремонтно-восстановительных работ целостности кровли многоквартирного дома по адресу: <адрес>, цена контракта составила 262912 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Тайга» обратилось в МКУ по УЖКХ Березовского городского округа с предложением о продлении срока выполнения контракта до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку согласно п. 2.1 работы по контракту должны быть выполнены по ДД.ММ.ГГГГ, однако в техническом задании определены работы, выполнение которых связанны с мокрыми процессами, строительными нормативами и температурным режимом, запрещающие выполнение работ при температуре воздуха ниже + 5С. В связи с понижением наружной температуры воздуха, частыми выпадениями осадков в виде снега, выполнение работ по контракту не представлялось возможным.
Однако МКУ по УЖКХ Березовского городского округа заключило с ООО «Тайга» ДД.ММ.ГГГГ дополнительное Соглашение о расторжении муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ №-чс/2018.
ДД.ММ.ГГГГ данное соглашение было подписано всеми сторонами, в связи с чем муниципальный контракт №-<данные изъяты> от 16.11.2018г. по соглашению сторон был расторгнут.
В январе 2019г., апреле 2019г. управляющей компанией производилось обследование кровли многоквартирного дома по <адрес>, отмечено повреждение кровли после чрезвычайной ситуации, в чердачном помещении имеются влажные следы от протечек дождя, расстелена пленка для сбора атмосферных осадков, что подтверждается актами ООО «Тайга» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.
В период с января 2019г. по июнь 2019г. управляющая компания вела переписку как с НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов <адрес>», так и с Администрацией Березовского городского округа о необходимости ремонта кровли дома по <адрес>, пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации в <адрес> в ночь с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленной ответчиком перепиской.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Березовского городского округа, на котором вновь обсуждался вопрос о ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера, происшедшей в ночь с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ вследствие резкого усиления ветра на крыше жилого дома по ул. Фурманова, 8.
Решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Березовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ предложено выделить из резервного фонда администрации Березовского городского округа финансовые средства в размере 372553 тысячи рублей на мероприятия по ликвидации последствий происшедшей чрезвычайной ситуации.
Распоряжением администрации Березовского городского округа №-р от ДД.ММ.ГГГГ в целях проведения неотложных ремонтно-восстановительных работ, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций МКУ по УЖКХ Березовского городского округа из резервного фонда администрации Березовского городского округа выделено 372553 рубля. Муниципальным заказчиком на выполнение ремонтно-восстановительных работ целостности крыши по <адрес> определено МКУ по УЖКХ Березовского городского округа.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Тайга» и МКУ по УЖКХ Березовского городского округа заключены договоры подряда:
-№-ЧС на выполнение ремонтно-восстановительных работ целостности крыш многоквартирного жилого дома по <адрес> (подготовительные работы) после чрезвычайной ситуации природного характера, по условиям которого Заказчик в целях проведения неотложных ремонтно-восстановительных работ поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство по выполнению ремонтно-восстановительных работ целостности крыш многоквартирного жилого дома по <адрес> (подготовительные работы) после чрезвычайной ситуации природного характера. Работы по договору выполняются с момента заключения договора и по ДД.ММ.ГГГГ;
-№-ЧС на выполнение ремонтно-восстановительных работ целостности крыш многоквартирного жилого дома по <адрес> после чрезвычайной ситуации природного характера, по условиям которого Заказчик в целях проведения неотложных ремонтно-восстановительных работ поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство по выполнению ремонтно-восстановительных работ целостности крыш многоквартирного жилого дома по <адрес> сроки, согласно локальному счетному расчету. Работы по договору выполняются с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Тайга» выполнило данные работы, а МКУ по УЖКХ Березовского городского округа в последующем их приняло.
Как следует из пояснений истца в судебном заседании, затопление квартиры с кровли прекратилось после проведения данного ремонта кровли.
Разрешая исковые требования Моисеева Е.В. к ООО «Тайга» о защите прав потребителей, суд не находит оснований для его удовлетворения, исходя из следующего.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление от 23.06.2015 N 25), по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Применение меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков возможно при доказанности совокупности условий: противоправности действий причинителя убытков, причинной связи между противоправными действиями и возникшими убытками, наличия и размера понесенных убытков. При этом для удовлетворения требований о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов. Недоказанность одного из необходимых оснований возмещения убытков исключает возможность удовлетворения требований.
При указанных выше обстоятельствах, довод истца о том, что причиной затопления его квартиры явилось ненадлежащее исполнение ООО «Тайга» обязанности по содержанию общего имущества, ремонту кровли жилого дома, не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Судом достоверно установлено, что затопление квартиры истца было вызвано в результате чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей вследствие непреодолимой силы - резкого усиления ветра с порывами до 24,6 м/с в ночь с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем на крыше жилого дома по <адрес> в <адрес> произошло разрушение покрытия кровли. Данные обстоятельства следуют из решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности администрации Березовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ, признавшей указанную ситуацию чрезвычайной.
Пунктами 1, 2 статьи 1064 ГК РФ установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Согласно части 3 статьи 1 указанного Закона ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
В силу пункта 8 части 1 статьи 14, пункта 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, в том числе городского округа, относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, в том числе городского округа.
Конкретные полномочия органов местного самоуправления поселения, в том числе городского округа, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в пункте 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В силу п. б, г, д, е, з ч.2 статьи 11 данного Закона органы местного самоуправления самостоятельно:
- принимают решение об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям муниципального характера, о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организует их проведение;
-осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
-создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
-организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении;
-при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
-создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом 30 Положения о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794, ликвидация чрезвычайных ситуаций муниципального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления.
Характеристика чрезвычайных ситуаций определена ГОСТом 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения", утвержденного постановлением Госстандарта России от 25.05.1995 N 267.
В соответствии с п.3.1.1, 3.1.2., 3.1.5,3.1.8 ГОСТа 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95" определены понятия:
-природная чрезвычайная ситуация (далее ЧС): Обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
-источник природной ситуации ЧС: Опасное природное явление или процесс, в результате которого на определенной территории или акватории произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.
-опасное природное явление: Событие природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду.
-зона природной чрезвычайной ситуации; зона природной ЧС: Территория или акватория, на которой в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации или распространения его последствий из других районов возникла природная чрезвычайная ситуация.
Опасные метеорологические явления и процессы:
3.4.1. Опасное метеорологическое явление – это природные процессы и явления, возникающие в атмосфере под действием различных природных факторов или их сочетаний, оказывающие или могущие оказать поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду.
3.4.2. Сильный ветер: движение воздуха относительно земной поверхности со скоростью или горизонтальной составляющей свыше 14 м/с.
3.4.6. Шторм: длительный очень сильный ветер со скоростью свыше 20 м/с, вызывающий сильные волнения на море и разрушения на суше.
3.4.8. Шквал: резкое кратковременное усиление ветра до 20 - 30 м/с и выше, сопровождающееся изменением его направления, связанное с конвективными процессами.
В соответствии со ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а так же направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Статьей 23 указанного закона предусмотрено, что финансовое обеспечение деятельности федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с настоящим Федеральным законом, является расходным обязательством соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
Распоряжением Администрации г.Березовского от 24.08.2006 №715-р «Об организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях на территории г.Березовского» утверждено положение, определяющее порядок создания и привлечения группировки сил и средств, ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, организации их обеспечения, привлечения сил и средств городского звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС по планам взаимодействия и организации управления.
Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях муниципального характера осуществляется по следующим основным направлениям: - ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Оценку обстановки и определение первоочередности работ при ликвидации чрезвычайной ситуации на территории города осуществляет комиссия по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности г.Березовского.
По результатам оценки обстановки председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации города Березовского принимает решение о ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге поражения, спасении людей, оказании медицинской помощи пострадавшим, эвакуации из зон поражения в безопасные места и медицинские учреждения, тушении и ликвидации пожаров, проведении работ по нейтрализации аварийных химически опасных веществ, локализации и ликвидации аварий.
Ведение аварийно-спасательных работ осуществляется в соответствии с Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории города.
Обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального организует комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации города Березовского в соответствии с Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории города.
Финансирование мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций муниципального характера осуществляется за счет средств городского бюджета.
Управление силами и средствами в ходе ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ осуществляется комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Березовского с использованием сил и средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи.
В силу ст.28 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 1098 ГК РФ предусмотрено, что продавец или изготовитель товара, исполнитель работы или услуги освобождается от ответственности в случае, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, услуги или их хранения.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенного законодательства, суд приходит к выводу о том, что ООО «Тайга» не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку его вина в причинении истцу материального ущерба в результате затопления его квартиры отсутствует.
Собранными по делу доказательствами установлено, что в ночь с 28.10.2018 на 29.10.2018 после шквального ветра сорвало мягкое покрытие с кровли дома, в котором проживает истец, в результате чего происходило затопление его квартиры.
Данная ситуация, произошедшая в ночь с 28.10.2018 на 29.10.2018, связанная с резким усилением ветра с порывами до 24,6 м/с, носила природный характер, возникла вследствие непреодолимой силы и была признана в установленном законом порядке органом местного самоуправления чрезвычайной ситуацией муниципального характера.
В связи с чем в силу положений Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанность по организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, в том числе по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, восстановлению работоспособности кровли спорного дома лежала на органах местного самоуправления, а не на управляющей компании.
Однако такие неотложные работы органом местного самоуправления были фактически проведены лишь в июле-августе 2019г.
Администрация Березовского городского округа, как орган местного самоуправления, обязана была предотвратить аварийную чрезвычайную ситуацию с кровлей дома, однако своевременно необходимых мер не предприняла.
Суд считает, что основания для возложения на ООО «Тайга» ответственности по возмещению истцу материального ущерба в данном случае не имеется, поскольку аварийное состояние кровли не являлось результатом бездействия указанного лица.
Поскольку истец настаивал на взыскании ущерба с ООО «Тайга», вины которого не установлено, то в удовлетворении иска Моисеева Е.В. к ООО «Тайга» о защите прав потребителей, следует отказать.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ не подлежат удовлетворению и требования истца о возмещении судебных расходов, т.к. в иске ему было отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░: 14.10.2020 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░