Дело № 5-18/2024
УИД: 22RS0002-01-2024-000242-09
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
с. Алтайское 06 марта 2024 года
Судья Алтайского районного суда Алтайского края Кунтуев Д.Б.,
при секретаре Кочтыговой С.Г.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Рахмонова В.И.,
специалиста-эксперта ОВМ ОМВД России по Алтайскому району Жиляева Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении:
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Республики Узбекистан, русским языком владеющего, в переводчике не нуждающегося, состоящего в браке, имеющего на иждивении шестерых малолетних детей, работающего по найму, регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации не имеющего, фактически проживающего по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности в течение срока, предусмотренного ст. 4.6 КоАП РФ,
привлекаемого к административной ответственности по ч. 1.1. ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ в 09 часов 00 минут по адресу: <адрес>, каб. №, выявлен гражданин Республики Узбекистан ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который, находясь на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по окончании срока временного пребывания на территории РФ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ не выехал из Российской Федерации, тем самым нарушил п. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 115-ФЗ).
Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ 09 часов 00 минут гражданин Республики Узбекистан ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения по адресу: <адрес>, совершил правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.1 ст. 18.8. КоАП РФ, выразившееся в уклонении от выезда с территории Российской Федерации по истечении определённого срока пребывания.
Действия ФИО1 квалифицированы по ч. 1.1. ст. 18.8 КоАП РФ, то есть нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определённого срока пребывания.
В судебном заседании ФИО1 вину в совершенном правонарушении признал полностью, в содеянном раскаялся, пояснив, что на территории Российской Федерации, а именно в <адрес> он проживает совместно со своей супругой ФИО5 и шестью их малолетними детьми, которые являются гражданами Российской Федерации. Живут они в собственном доме в <адрес>. В настоящее время он официально не трудоустроен, работает по найму в сфере строительства. Его ежемесячный доход, не считая пособия на детей, составляет около 20-25 тыс. рублей. В настоящее время он намерен оформить свое легальное проживание на территории России.
Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, допросив свидетеля, изучив материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ и Протоколам к ней, каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О, согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Иными словами, правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определяется как общим, так и специальным законодательством. Так, на общих основаниях с гражданами Российской Федерации иностранные граждане подлежат административной ответственности, что соответствует принципам и нормам международного права (статьи 1.1 и 2.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Регламентация же правового положения иностранных граждан, их пребывания (проживания) в Российской Федерации, в том числе в части предоставления им разрешений на временное пребывание (проживание) в Российской Федерации, осуществлена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Согласно ст. 2 Закона № 115-ФЗ законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу с соблюдением требований настоящего Федерального закона на срок не более года (п. п. 1, 2, 5 ст. 5 Закона № 115-ФЗ).
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» приостановлено с ДД.ММ.ГГГГ до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством: течение сроков временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации и имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на его территории, сроков, на которые такие иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания, а также сроков действия визы и миграционной карты с проставленными в ней отметками, выданных этим иностранным гражданам и лицам без гражданства, то есть с даты вступления в законную силу распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (ДД.ММ.ГГГГ), то есть только до ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ч. 1 ст. 25.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», иностранный граждан или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1.1. ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в 09 часов 00 минут по адресу: <адрес>, каб. №, выявлен гражданин Республики Узбекистан ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который, находясь на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по окончании срока временного пребывания на территории РФ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ не выехал из Российской Федерации.
Срок временного проживания ФИО1 на территории Российской Федерации истёк ДД.ММ.ГГГГ, при этом, зная о необходимости выезда из Российской Федерации, он никаких мер к этому не предпринял, в срок после ДД.ММ.ГГГГ добровольно не выехал за пределы территории Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой ст. 4.5, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Выявленное правонарушение относится к категории длящихся. Временем обнаружения данного административного правонарушения является ДД.ММ.ГГГГ в 09 часов 00 минут, в связи с чем, годичный срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в настоящее время не истек.
Кроме признания ФИО1 своей вины, его виновность в совершении указанного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно:
служебной запиской специалиста-эксперта ОВМ ОМВД России по <адрес> ФИО10 о том, что им был выявлен гражданин Республики Узбекистан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., который до ДД.ММ.ГГГГ не выехал из Российской Федерации;
объяснениями ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым он не выехал из Российской Федерации, допустив окончание действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации, продолжая проживать, нарушая срок пребывания. У него с женой имеется шесть общих детей, а также в собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>;
сведениями СПО «Мигрант-1» о том, что гражданин Республики Узбекистан ФИО1 находится на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время;
копией миграционной карты серии 0111 №, согласно которой срок пребывания ФИО1 на территории Российской Федерации установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
копией паспорта ФИО1, согласно которому он является гражданином Республики Узбекистан;
сведениями ИБД «Регион» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым ФИО1 к административной ответственности в течение срока, предусмотренного ст. 4.6 КоАП РФ, не привлекался,
протоколом об административном правонарушении № М-002-23 от ДД.ММ.ГГГГ, составленным специалистом-экспертом ОВМ ОМВД России по <адрес> ФИО10 и другими материалами дела.
Согласно справке-характеристике от ДД.ММ.ГГГГ, выданной старшим участковым уполномоченным полиции ОУУП и ПДН ОМВД России по <адрес> ФИО6, ФИО1 является гражданином Республики Узбекистан, проживает в собственном доме по адресу: <адрес>, совместно с женой и шестью несовершеннолетними детьми, которые являются гражданами Российской Федерации. К уголовной ответственности не привлекался, за нарушение общественного порядка к административной ответственности не привлекался, спиртным не злоупотребляет, в употреблении наркотических средств замечен не был, на профилактических учетах в ОМВД России по <адрес> не состоит, со стороны соседей характеризуется положительно.
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО5 пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ она состоит в зарегистрированном браке с ФИО1 У нее с ФИО1 имеются совместные шестеро малолетних детей 2011 г.р., 2014 г.р., 2015 г.р., 2019 г.р., 2022 г.р., 2023 г.<адрес> они вместе проживают одной семьей в собственном доме в <адрес>, который приобретен на средства материнского капитала. Сама она и ее дети являются гражданами Российской Федерации. В настоящее время она не работает, осуществляет уход за детьми, на которых получает пособие около 83 тыс. рублей ежемесячно.
Копией свидетельства о заключении брака I-TO № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ФИО1 и гражданка Российской Федерации ФИО11 И.А. состоят в браке.
Копиями свидетельств о рождении III-TO № от ДД.ММ.ГГГГ, II-TO № от ДД.ММ.ГГГГ, II-TO № от ДД.ММ.ГГГГ, III-TO № от ДД.ММ.ГГГГ, III-TO № от ДД.ММ.ГГГГ, II-TO № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что гражданин Республики Узбекистан ФИО1 и гражданка Российской Федерации ФИО11 И.А. являются родителями граждан Российской Федерации ФИО11 Д.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Все представленные в материалы данного дела доказательства получены в соответствии с требованиями КоАП РФ, основания для признания их недопустимыми не имеется.
Противоречий по делу, которые в силу ст. 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу ФИО1, не имеется, неустранимых сомнений не усматривается.
При таких обстоятельствах судья квалифицирует действия ФИО1 по ч. 1.1 ст. 18.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определённого срока пребывания.
В соответствии со ст. 4.2. КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, судья признает и учитывает при назначении административного наказания: признание ФИО1 своей вины в совершении административного правонарушения; чистосердечное раскаяние в содеянном; наличие на иждивении малолетних детей.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ФИО1, при рассмотрении дела судом не установлено.
При назначении наказания судья учитывает также характер совершенного правонарушения, личность виновного, его семейное и материальное положение, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Разрешая вопрос о назначении ФИО1 дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, суд исходит из действительной необходимости применения к нему такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Согласно части 2 статьи 1.1 КоАП РФ данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что на территории Российской Федерации у ФИО1 проживают супруга и шестеро малолетних детей, которые являются гражданами Российской Федерации, живут они совместно, как одна семья, в собственном доме в <адрес>.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлений от ДД.ММ.ГГГГ №-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждений. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершаемому преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В постановлении от ДД.ММ.ГГГГ 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны ее только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате админ административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общей.) интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с пришитом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П и др.
Учитывая наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность ФИО1 обстоятельств, положительную характеристику его личности по месту жительства, а также указанные выше конкретные обстоятельства настоящего дела и приведенные позиции Конституционного Суда Российской Федерации, суд находит возможным не назначать ФИО1 дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 23.1., 29.10. - 29.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
РАХМОНОВА ВАЙДИЛЛО ИБОДУЛЛОЕВИЧА признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (двух тысяч) рублей.
Штраф перечислять по следующим реквизитам:
наименование получателя УФК по Алтайскому краю (ОМВД России по Алтайскому краю)
кор/сч. 40102810045370000009
счет получателя 03100643000000011700
ИНН 2232004168
КПП 223201001
БИК 010173001
Банк получателя ОТДЕЛЕНИЕ БАРНАУЛ БАНКА РОССИИ//УФК по Алтайскому краю г. Барнаул
ОКТМО 01602000
код бюджетной классификации (КБК) 18811601181019000140
УИН: 188 904 222 4000000 2234
Разъяснить Рахмонову В.И., что в соответствии с ч. 1 ст. 32.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Алтайский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Д.Б. Кунтуев